Взаимное влияние мотивации и темперамента на деятельность в спорте
Темперамент и активность мотивации.Содержательная сторона мотивации не зависит от темперамента, как не зависит от него социальная ценность личности. Однако формально динамическая сторона мотивации определенным образом связана с темпераментом. Так, Е. А. Калининым (1973) обнаружена достоверная положительная корреляция между показателями силы мотива и тревожности (г = 0,590 в группе мужчин; г = 0,622 в группе женщин), что говорит о наличии предрасположенности высокотревожных спортсменов к более интенсивному стремлению, к эффективному завершению деятельности.
Влияние темперамента на динамику мотивации проявляется также в том, что темперамент определяет характер (направление и степень) влияния мотивации на различные стороны деятельности в спорте.
Впервые вопрос о взаимном влиянии темперамента и мотивации на моторику был поставлен и экспериментально решен автором в 1964 г. До этого в психологии, педагогике, теории физического воспитания предполагалось, что эффективность деятельности вспорте зависит от двух взаимно исключающих факторов: либо от активности мотивов (одна точка зрения), либо преимущественно от особенностей типа нервной системы и темперамента (противоположная точка зрения).
Автору удалось показать, что мотивация одинаковой силы, вызывая у лиц с сильной и слабой относительно возбуждения нервной системой различные психические состояния, по-разному влияет на проявление качественных особенностей двигательной деятельности этих лиц. Суть данного исследования в следующем. У группы учащихся IX класса, диагностированных по силе нервной системы на две группы («сильные» и «слабые»), изучалось влияние соревновательно-игровой мотивации на различные качественные особенности двигательной деятельности (быстроту, ловкость, статическую выносливость). Было обнаружено, что у учеников слабого типа нервной системы в более высокомотивированной деятельности (подвижные игры типа соревнований-эстафет) показатели двигательных качеств ухудшались и возрастала их вариативность, а у учеников сильного типа — улучшались и становились более стабильными.
Для определения зависимости изменения двигательных качеств в игре-соревновании (по сравнению с тренировкой) от силы нервной системы были высчитаны коэффициенты корреляции между соответствующими показателями. Оказалось, что между показателями силы нервной системы и степени улучшения показателей движений в игре по сравнению с тренировкой имеется достоверная положительная корреляция. Значит, чем сильнее нервная система, тем в большей степени сказывается положительное влияние активности мотивации, и, наоборот, чем слабее нервная система, тем больше ее отрицательное влияние на двигательные качества.
Факты подобного рода в дальнейшем были получены Б. А. Вяткиным и И. В. Егоровым (1968) при изучении влияния активности мотивации на формирование двигательных навыков у учащихся ДЮСШ по легкой атлетике (см. стр. 36). Поскольку в обоих случаях условия деятельности (тренировка и игра-соревнование) отличались только активностью мотивации испытуемых, можно предположить, что на моторику лиц с различной силой нервной системы влияет не сама ситуация игры-соревнования, а активность мотивации, связанная с разной степенью нервно-психического напряжения у этих лиц.
Чем это объяснить? Почему игровые и соревновательно-игровые мотивы положительно влияют на проявление двигательных качеств и обучаемость физическим упражнениям учащихся с сильной нервной системой и отрицательно на учащихся со слабой нервной системой?
Можно предположить, что это связано с более высокой степенью нервно-психического напряжения, которое возникает при повышении активности мотивации у учащихся со слабой нервной системой по сравнению с учащимися с сильной нервной системой. Оно вызывает у них торможение в коре головного мозга, что препятствует упрочению условнорефлекторных связей и проявляется в снижении эффективности двигательной деятельности.
У лиц с сильной и слабой нервной системой возникают доминанты с различной степенью лабильности нервных процессов. У «сильных» (по сравнению со «слабыми») доминанта характеризуется высокой лабильностью, и поэтому отличается большей устойчивостью и более высоким уровнем активности. Психологически ей соответствует оптимальный уровень нервно-психического напряжения, что и является причиной улучшения двигательных актов этих лиц при большой активности мотива. Доминанта «слабых» благодаря относительно меньшей лабильности отличается неустойчивостью и легко переходит в состояние торможения. Психологически ей соответствует пессимум нервно-психического напряжения, что и является причиной ухудшения двигательных актов у этих лиц при более активной мотивации.
Частичным доказательством того, что у лиц со слабой нервной системой при усилении мотива возникает состояние нервно-психического напряжения большей степени, чем у лиц с сильной нервной системой, являются данные словесного отчета испытуемых об эмоциональном состоянии в игре-соревновании (табл. 3). Данные, представленные в таблице, показывают, что интересная, увлекательная, подвижная игра обычно вызывает у «слабых» неуверенность, тревогу, боязнь проиграть, повышенную ответственность, волнение, тогда как у «сильных», наоборот,— уверенность, прилив сил, желание бороться за высокий результат.
Таблица 3
Субъективные показатели эмоционального состояния испытуемых в игре-соревновании (Б.А. Вяткин, 1964)
Характеристика нервной системы | Количество испытуемых | Ответы испытуемых | ||||
Игра интересует | Спокоен, уверен в себе | возбужден незначительно | возбужден значительно | Очень возбужден, не уверен в себе | ||
Сильная | ||||||
Слабая | - |
Таблица 4