VIII. 1.1. Основная педагогическая направленность занятий
По признаку соответствия совершенствования профильных для данного вида спорта качеств и способностей основным задачам конкретного этапа подготовки следует различать основные и дополнительные занятия. В основных занятиях выполняется основной объем работы, связанный с решением главных задач периода или этапа подготовки, используются наиболее эффективные средства и методы, планируются йаиболее значительные нагрузки и т. п.
Дополнительные занятия могут быть связаны с решением отдельных частных-задач подготовки, созданием благоприятного фона для протекания адаптационных процессов, использованы в качестве средства психической разгрузки, стимуляции процессов восстановления. Объем работы и величина нагрузок в таких занятиях невелики, применяемые средства и методы, как правило, не связаны с максимальной мобилизацией возможностей функциональных систем организма спортсменов.
По направленности применяемых в занятиях рредств и методов следует различать занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности.
Программа занятия избирательной направленности планируется так, чтобы основной объем упражнений обеспечивал преимущественное решение какой-либо задачи (например, развитие специальной выносливости или повышение силовых возможностей), а построение занятий комплексной направленности предполагает использование тренировочных средств, способствующих решению нескольких задач.
Занятия избирательной направленности. В практике широко применяют занятия, способствующие преимущественному развитию отдельных свойств и способностей, определяющих уровень специальной подготовленности спортсменов: скоростных или силовых качеств, анаэробной или аэробной производительности, специальной выносливости могут быть выделены занятия, направленные на техническое или тактическое совершенствование. Повышение экономичности работы, эффективности использования функциональных возможностей важнейших систем, психической устойчивости к преодолению ощущений утомления осуществляется обычно параллельно с развитием других качеств. Это же можно сказать и о большей части работы по совершенствованию техники: она должна проводиться постоянно в процессе развития различных качеств и ^способностей. Лишь в этом случае спортсмен будет владеть лабильной техникой, соответствующей разнообразным задачам, ко-торые необходимо решать в соревновании, и постоянно изменяющемуся состоянию при выполнении соревновательного упражнения.
Существуют различные варианты построения занятия избирательной направленности. Например, часто тренер использует однообразные, наиболее широко рекомендуемые литературой или наиболее полюбившиеся ему средства. Причем в однотипных занятиях тренировочная программа бывает весьма стабильна на протяжении определенного этапа. Инога на различных этапах тренировки в занятиях одной направленности применяют различные методы и средства. Нередко в каждом занятии используют весьма обширный комплекс различных однонаправленных средств, применяемых в режимах нескольких методов. Вполне понятно, что особенности построения программ отдельных занятий не могут не отразиться на эффективности тренировочного процесса.
Специальными исследованиями установлено, что при включении в занятия разнообразных однонаправленных упражнений спортсмены проявляют значительно большую работоспособность, чем при использовании однообразных средств; программы таких занятий, построенные на выполнении тренировочных упражнений в режимах различных методов, оказывают более широкое воздействие на организм спортсменов, мобилизуя различные функции, определяющие проявление соответствующих качеств (рис. 50). Наименее эффективен вариант занятий с длительным применением одних и тех же, хотя и достаточно действенных, средств. В этом случае организм спортсмена быстро адаптируется к применяемым средствам, замедляется, а затем и прекращается рост тренированности.
Вместе с тем высокая эффективность занятий, построенных на использовании разнообразных однонаправленных средств, не означает необходимости полного исключения из тренировочного процесса занятий с однообразной программой. Такие занятия могут, наоример, планироваться, когда ставится задача совершенствования способностей спортсменов экономично 'выполнять заданную работу или повышения психической устойчивости к длительному выполнению монотонной и напряженной работы, что весьма важно для проявления специальной выносливости при прохождении Длинных дистанций.
Занятия комплексной направленности. Существуют, два варианта построения занятий, предусматривающих одновременное развитие различных качеств и способностей. Первый заключается в том, что программа отдельного занятия делится-на две или три относительно самостоятельные части. Например, в первой части применяют средства для повышения скоростных возможностей, во.второй — силовой подготовленности, в третьей — выносливости; в первой части решаются задачи обучения новым техническим элементам, во второй — физической подготовки, а в третьей — тактического совершенствования и др. (рис. 51).
Второй вариант предполагает не последовательное, а параллельное развитие нескольких (обычно двух) качеств. Примером может служить следующая программа в беге: 10X400 м со скоростью 85—90% от максимально возможной на этой дистанции и паузами отдыха продолжительностью 45 с. Такая тренировочная программа, с одной стороны, имеет много общего с интервальной тренировкой, способствующей повышению уровня аэробной производительности, а с другой — предъявляет высокие требования к анаэробной (гликолитической) системе энергообеспечения, стимулируя повышение выносливости при работе анаэробного характера.
Часто параллельно решаются задачи технического и тактического совершенствования (особенно в спортивных играх и единоборствах), физического и психического совершенствования (например, при развитии специальной выносливости, когда предельные сдвиги в деятельности вегетативных систем сопровождаютсямаксимальной мобилизацией психических возможностей, связанных с преодолением тяжелых ощущений утомления).
Таким образом, занятия комплексной направленности можно разделить на две группы: с оследовательным и параллельным решением задач.
При анализе методики построения занятий с последовательным решение задач возникают два основных вопроса: определение рациональной последовательности применения средств, способствующих развитию различных качеств, и выбор рационального соотношения объема этих средств. Последовательность распределения средств вкомплексных занятиях должна обеспечивать наличие соответствующих предложи сылок для реализации рациональной методики совершенствовавияразличных сторон подготовленности. Например, изучение новых. двигательных действий, сложных тактических схем, освоение, технико-тактических комбинаций следует ланировать в начале занятия, непосредственно после разминки. Подготовку же спорт смена к реализации ранее освоенных технико-тактических действий в сложных условиях соревновательной борьбы, при прогрессирующем утомлении можно планировать в конце занятия, после выполнения большого объема работы иной направленности.
Вопрос о соотношении средств в занятии должен решаться в каждом конкретном случае с учетом их характера и последовательности применения, функционального состояния, уровня тренированности, индивидуальных особенностей спортсменов, этапа и периода тренировки и т.д. Здесь возможна исключительно широкая вариативность, которая определяется как числом задач, решаемых в занятии (а соответственно и числом относительно самостоятельных частей), так и повышенным вниманием к решению той или иной задачи.
Направленность занятий с параллельным решением задач обусловлена характером и методикой применения тренировочных средств. В таких занятиях обычно удается полноценно решать две равнозначные задачи: обеспечивать совершенствование скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного ^;; характера; развивать выносливость при работе аэробного и анаэробного характера; совершенствовать техническое и тактическое мастерство и т. п. Особой формой являются занятия, содержание нектоорых предусматривает интегральную подготовку на основе У комплексного проявления и параллельного совершенствования всех .главных компонентов спортивного мастерства.
Сочетание занятий избирательной и комплексной направленнести. Выбор того или иного варианта построения занятий зависит от этапа многолетней и годичной подготовки, уровня квалификации и тренированности спортсмена, задач, поставленных в том или ином занятии, и т. д. Следует помнить, что наиболее влияние на организм спортсмена оказывают занятия из параллельной направленности, которые (позволяют сконцентрироваться в определенном направлении средства и методы педагогического воздействия
При тренировке спортсменов относительно невысокой квалификации, юных спортсменов на начальных этапах многолетней подготовки должны планироваться преимущественно занятия комплексной направленности, особенно с последовательным решением задач. Эти занятия значительно более эмоциональны, оказывают меньшее воздействие на психическую и функциональную сферы организма и в то же время являются достаточно эффективным стимулом роста тренированности. Широкое применение в тренировке юных спортсменов занятий избирательной направленности чревато рядом отрицательных последствий — переутомлением и перенапряжением функциональных систем, излишне бурной эксплуатацией адаптационных возможностей организма. Несмотря на то что занятия избирательной направленности с большими нагрузками в тренировке юных спортсменов оказываются одним из основных факторов, стимулирующих резкий рост спортивных результатов, в дальнейшем чрезмерное увлечение ими становится тормозом к становлению высокого спортивного мастерства. . Комплексные занятия с разнообразными, эмоционально насы--щенными программами и небольшими суммарными нагрузками являются хорошим средством активного отдыха и могут использоваться для ускорения процессов восстановления после занятий со значительными нагрузками избирательной направленности, а также играть важную роль в восстановительных микроциклах.