Игры для обучения передаче мяча
«Свеча». На площадке чертится круг диаметром 1 метр. Игроки располагаются в колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют десять передач над собой. Каждая передача должна быть не менее чем на 2 метра выше роста игрока. Игроки наказываются штрафным очком за недостаточную высоту передачи и за выход за линию круга. По окончании игры победителем объявляется тот, у кого меньше штрафных очков.
«Передал—выйди». Игроки в парах на расстоянии 4 метров друг от друга из-за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча .
«Мяч партнеру». 6—8 учащихся стоят по кругу и один в центре круга. По сигналу учителя игроки, стоящие по кругу, передают мяч друг другу, а стоящий в центре пытается коснуться мяча. Мячи передают в различных направлениях. Центральный игрок, коснувшись мяча, становится в круг на место того, чью передачу он перехватил, а игрок из круга — на место центрального, и игра продолжается.
«Передачи в движении».
Учащиеся в двух колоннах по одному выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки из каждой колонны по сигналу учителя перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой; дойдя до сетки, бросают в нее мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей колонне, игроки выполняют передачи мяча двумя руками снизу. Затем то же делают вторые игроки и т. д. За каждое падение мяча на пол команде засчитывается штрафное очко. Победившей считается команда, имеющая меньше штрафных очков.
«Спираль». Учащиеся располагаются в двух колоннах в затылок друг к другу. Первые игроки в колоннах держат в руках по мячу. По свистку учителя первый передает мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т. д. Когда мяч доходит до последнего в колонне, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передает мяч за голову предпоследнему и т. д. Выигравшей считается команда, у которой игрок, начавший упражнение, получил мяч первым.
«Гонка мячей». Играющие становятся в круг на расстоянии двух-трех шагов один от другого, рассчитываются на «первый-второй». Все первые номера — одна команда, вторые — другая. Два игрока команды, стоящие рядом, берут по волейбольному мячу. По сигналу учителя каждая команда начинает передавать мяч своим игрокам по порядку. Мячи пере
даются в противоположные стороны. Выигрывает команда, которая быстрее передала мяч (рис. 22).
«Борьба за мяч». Играющие делятся на две команды. Игроки одной из них, получив волейбольный мяч, стараются передавать его друг другу так, чтобы не дать перехватить игрокам другой команды. Соперники, перехватив мяч, начинают
передачи между собой. Игрокам обеих команд разрешается бегать в любом направлении, но без мяча (задерживать его в руках более 3с не разрешается). Игра ведется на время. Выигрывает команда, владевшая мячом более продолжительное время.
«Догони мяч». Играющие делятся на группы по 8—10 человек, каждая группа играет самостоятельно. Один из играющих берет мяч и становится позади шеренги остальных участников, приготовившихся к бегу. Игрок, стоящий за шеренгой, бросает мяч через головы играющих вперед и вверх, те стараются не дать мячу упасть на землю, подбивая его вверх двумя руками снизу. Кому это не удается, тот становится подавать, и игра возобновляется.
«Через сетку». Игра проводится на волейбольной площадке с натянутой сеткой. Играющие делятся на 2—3 команды, каждая из которых делится на две группы, располагающиеся на разных сторонах площадки друг против друга лицом к сетке, в колонны по одному. Головные игроки стоят на линии нападения. По сигналу эти игроки, стоящие на правой стороне площадки, передают мяч двумя руками сверху через сетку партнерам, а сами бегут в конец своей колонны. То же выполняют на противоположной стороне. Команда, допустившая ошибку в передаче, прекращает игру. Побеждает команда, которая дольше Других выполняла передачи.
«Вызов номеров». Игра проводится в двух командах. Играющие в каждой команде рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу тренера (учителя) он начинает выполнять передачи мяча над собой. После третьей передачи этот игрок, назвав чей-либо номер, бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, должен вбежать в круг и, не дав мячу упасть на землю, продолжить передачу мяча над собой. Игра длится 3 мин. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча.
«Эстафета с передачей мяча». Две команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 8 м. По сигналу учителя первый игрок колонны ударяет волейбольным мячом о пол, а сам перемещается в конец встречной колонны. Первый игрок встречной колонны выбегает вперед, принимает отскочивший от пола мяч и передает его двумя руками сверху (снизу) в обратном направлении на второго игрока и т. д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок в передачах.
«Баскетбол». Две команды играют в баскетбол, но с волейбольной передачей. При ведениях игроки, перемещаясь, подбивают мяч одной или двумя руками вверх. Ведение мяча с ударами о пол не разрешается. Передачи можно выполнять стоя на полу и в прыжке. Таким же способом можно посылать мяч в кольцо. Побеждает команда, забившая больше мячей.
«Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки один напротив другого чертятся круги диаметром 2 м. В кругах располагаются игроки, которые поочередно выполняют передачу мяча двумя руками сверху или снизу, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч летит мимо круга, игрок может не принимать его. В таком случае соперник получает штрафное очко. Игра длится 5 мин. Побеждает команда, имеющая меньшее число штрафных очков.
«Карусель». Две команды игроков образуют два круга. Игроки в кругах расположены в затылок друг другу на расстоянии 2 м. По сигналу учителя один из игроков в каждой команде выполняет передачу мяча над собой и перемещается по кругу вперед, на его место выходит следующий игрок и, не давая мячу упасть на землю, также выполняет передачу мяча над собой, затем убегает вперед и т. д. Игра проводится 3—5 мин. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча.
«Кто точнее?». Перед игрой две команды выстраиваются в колонны по одному в 5 м от стены. На стене в 3 м от пола нарисованы квадраты 2x2 м. Игроки обеих команд по очереди выполняют удары по мячу (учитель показывает способ удара), стремясь попасть в квадрат, а затем уходят в конец колонны. Побеждает команда, больше раз попавшая в квадрат.