I. Организационный момент. Прозвенел уже звонок, начинается урок

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

В путешествие пойдем, в страну сказок попадем.

II. Введение в тему урока.

Представлена выставка книг русских народных сказок.

Учитель или хорошо читающие дети читают отрывки из сказок.

Отрывок 1.

…Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Слез он с воза, подошел к лисичке, а она лежит себе, как мертвая.

– Вот будет подарок жене! – сказал... взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди…

– О ком этот отрывок, назовите сказку. (Дед из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».)

Учитель выставляет макеты отгаданных персонажей на наборном полотне.

Отрывок 2.

…Взяла она крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила… (Бабка, сказка «Колобок».)

Отрывок 3.

Не садись на пенек, не ешь пирожок,

Неси дедушке, неси бабушке.

(Внучка, сказка «Маша и медведь».)

– Отгадайте загадку и определите сказку, которую будем сегодня рассказывать.

Показался желтый бок,

Только я не колобок.

Не из мягкого я теста,

Потяни – не тронусь с места.

Приросла к земле я крепко.

Назови меня. Я… (репка).

– Итак, начинаем сказку сказывать…

III. Актуализация опорных знаний. Работа по учебнику.

– Как начинается сказка? (Посадил дед репку.)

– Какая схема соответствует данному предложению? (Схема-полоска.)

– Что было дальше? Сколько слов в следующем предложении? (Выросла репка большая.)

Коллективный пересказ сказки.

– Почему сказку «Репка» легко запомнить? (Эпизоды похожи, прежде чем очередной персонаж присоединится к цепочке героев, все персонажи перечисляются еще раз в заданном порядке.)

IV. Объявление темы и постановка целей урока.

– Отгадайте загадку.

Эй, скажите мне, друзья, что увидеть нам нельзя?

Стук калитки, шум дождя разве видите, друзья?

Кто увидел пенье птицы, шелестение страницы,

Звон трамвая, бой часов, скрип дверей, треск стволов,

Как шуршат под полом мыши – это все мы только слышим.

– Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (О звуках.)

– Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, пение птиц. А какие еще? (Шум дождя, звон трамвая, бой часов и т. д.)

– Те звуки, о которых вы говорите, – это неречевые звуки. Мы начинаем изучать речевые звуки.

V. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

– Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно.

(Звук.)

– Обратите внимание на условное обозначение: I. Организационный момент. Прозвенел уже звонок, начинается урок - student2.ru – выдели голосом этот звук.

– Какой звук нас просят выделить голосом? (Первый.)

– Произнесите слово «репка» с интонационным выделением первого звука: р-р-репка.

Дети должны произносить звук [р’] вместе со словом – [рьрьрьэ]пка.

– Послушайте, как долго можно произносить этот звук: [рьрьрь].

– Назовите всех персонажей сказки «Репка», выделяя голосом первый звук.

Слово: «дедка».

Учитель произносит слово, интонационно выделяя звук [д’].

– Как долго можно тянуть этот звук? (Его тянуть нельзя.)

– Чтобы интонационно выделить этот звук, надо произнести его громче остальных звуков в слове. (Дедка.)

Аналогичная работа проводится с остальными словами.

Вывод: выделили голосом речевые звуки.

– Мышка, собака Жучка и кошка решили вас порадовать.

2. Игра «Хор животных».

Класс учащихся делится на несколько групп.

– Выберите животное, которое вы будете изображать голосом: кошку, собаку и т. д.

– Сейчас вы исполните песню, но только вместо слов произносить надо неречевые звуки животных.

Наши рекомендации