Проведение подготовительной, основной и заключительной частей
Подготовительная часть решает задачи по организации занимающихся, общее укрепление организма и подготовку его к более напряженной работе в основной части занятия.
В подготовительную часть включается построение, проверка личного состава, проверка формы одежды, лыжного инвентаря, краткое объяснение содержания занятия, выполнение строевых приемов.
Задача общего укрепления организма и подготовка к основной части решается с помощью разминки. Упражнения, включаемые в разминку должны соответствовать характеру и содержанию основной части занятия.
В занятиях по лыжной подготовке средствами разминки является выполнение строевых приемов с лыжами и на лыжах, ходьба на лыжах по слабопересеченной местности, подготовка учебного круга.
Организационно–методические указания по проведению подготовительной части занятия. Подготовительная часть занятия проводится в течение 20-25 минут. Занятие начинается с построения и рапорта преподавателю. После рапорта проверяется посещаемость, форма одежды, подготовка лыжного инвентаря, кратко объясняется цель и задачи занятия. Успех занятия в значительной мере зависит от состояния и правильности подготовки лыжного инвентаря.
На первом занятии нужно познакомить обучающихся с теми требованиями, которым должны отвечать лыжи, палки, крепления; рассмотреть один из важных вопросов – умение пользоваться лыжными мазями. В начале смазки лыж следует производить под наблюдением и под руководством командира, в дальнейшем самостоятельно до начала занятия.
Перед каждым занятием в подготовительной части необходимо осматривать лыжи, крепления, палки, обувь, одежду и устранять недостатки в их подготовке.
После такой проверки надо выполнять строевые примы с лыжами. Выполнение строевых приемов в подготовительной части занятия проводится после их разучивания в основной части.
Проверив выполнение строевых приемов с лыжами, преподаватель размыкает учебную группу на три шага и подает команду «на лыжи – становись!».
Затем совершенствуются строевые приемы на лыжах на месте. После выполнения этих приемов преподаватель подает команду на движение, предварительно повернув личный состав учебной группы в сторону фланга. Например: «В колонну по одному, за мной, шагом – МАРШ!»
Перед началом движения назначается замыкающий и напоминает ему следующие обязанности: все время двигаться в хвосте колонны и обязательно по лыжам, способствовать тому, чтобы не было отстающих; руководитель движением замыкающей группы и при необходимости оказывать помощь отстающим; при травмах, сильном утомлении, поломке лыж и др., своевременно сообщать о них командиру.
Выполнение строевых приемов, движение к основному месту занятия и прокладку учебного курса используется для разминки.
Основная часть занятия. Её задачами является: овладение двигательными и прикладными навыками, а также их совершенствование, развитие физических качеств, воспитание морально-волевых и психических качеств, закаливание, воспитание способности применять усвоение навыков в сложных условиях. Эти задачи решаются в течение всего занятия.Но особенно при проведении его основной части путем изучения техники ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, строевых приемов и тренировки в их выполнения при движении по различной местности.
В основную часть учебного занятия включается три основных вопроса: разучивание или совершенствование способов ходов, горнолыжной техники и тренировки на лыжах по пересеченной местности.
Время в основной части распределяется в зависимости от задач и направленности занятия. Первоначально больше отводится времени на изучение техники способов передвижения и меньше на тренировку. После овладения техники ходьбы на лыжах большая часть времени используется на тренировку.