Общее представление о взаимосвязи спортивного отбора с этапами подготовки. Этапы отбора
ТЕМА. СВЯЗЬ СПОРТИВНОГО ОТБОРА С ЭТАПАМИ ПОДГОТОВКИ.
План
1. Общее представление о взаимосвязи спортивного отбора с этапами подготовки. Этапы отбора.
2. Первичный отбор и ориентация на первом этапе многолетней подготовки
3. Предварительный отбор и ориентация на втором этапе
4. Спортивный отбор на третьем этапе спортивной подготовки
5. Спортивный отбор на четвертом этапе спортивной подготовке
6. Заключительный отбор
Общее представление о взаимосвязи спортивного отбора с этапами подготовки. Этапы отбора
Отбор и ориентация тесно связаны со структурой многолетнего процесса спортивной подготовки спортсмена в современной организационной форме спортивных учреждений. В соответствии с этим целесообразно выделять пять этапов отбора, в результате каждого из которых должен быть дан ответ на вопрос: способен ли обследуемый решить те задачи, которые стоят на конкретном этапе многолетней подготовки? В соответствии с этим и устанавливается основная задача отбора на каждом из его этапов (табл.1)
Таблица 1.
Связь спортивного отбора с этапами многолетней подготовки
Спортивный отбор | Этап многолетней подготовки | |
Этап отбора | Задача | |
Первичный | Установление целесообразности спортивного совершенствования в данном виде спорта | Начальный |
Предварительный | Выявление способностей к эффективному спортивному совершенствованию | Предварительный базовый |
Промежуточный | Выявление способностей к достижению высоких спортив-ных результатов, перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок | Специализированный базовый |
Основной | Установление способностей к достижению результатов меж-дународного класса | Максимальной реализации индивидуальных возможностей |
Заключительный | Выявление способностей к сохранению достигнутых ре-зультатов и их повышению. Определение целесообразности продолжения спортивной карьеры | Сохранения высшего спортивного мастерства. Постепенного снижения достижений. |
Информация о состоянии здоровья одинаково важна для каждого из этапов отбора. Данные о телосложении, особенностях нервной системы, возможностях и перспективах совершенствования важнейших функциональных систем организма особенно необходимы на первом и втором этапах, когда выявляется предрасположенность юного спортсмена к занятиям конкретным видом спорта, определяется будущая специализация, осуществляется ориентация процесса многолетней подготовки. Уровень спортивного результата, способность показывать наивысшие результаты в экстремальных условиях, соревновательный опыт, умение приспосабливаться к условиям конкретных соревнований приобретают решающее значение на заключительных этапах.
В процессе отбора и ориентации используются разнообразнейшие исследования, которые позволяют получить достаточно полную информацию о спортсмене:
• состояние здоровья и уровень физического развития;
• особенности биологического созревания;
• свойства нервной системы;
• функциональные возможности и перспективы совершенствования важнейших систем организма спортсмена;
• уровень развития двигательных качеств и перспективы их совершенствования;
• способности к освоению спортивной техники и тактики;
• способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительных процессов;
• мотивация, трудолюбие, настойчивость, решительность, мобилизационная готовность;
• соревновательный опыт, умение приспосабливаться к партнёрам и соперникам, особенностям судейства.
• уровень спортивного мастерства и способность реализовать его в экстремальных условиях соревнований.
Очень высокую или очень низкую предрасположенность к тренируемости имеет небольшое количество спортсменов — примерно по 3—5 %. Следует отметить, что особая предрасположенность к тренируемости в отношении тех или иных двигательных качеств и функциональных возможностей в значительной мере обусловлена соматотипом спортсмена, его морфофункциональными и психологическими особенностями, а так же генетическая предрасположенность. Высокая тренируемость в отношении одних показателей может сопровождаться низкой в отношении других.
Для каждого из приведенных этапов отбора характерны свои методы и критерии, точность оценок и категоричность заключений. Если на первом этапе отбора большую роль играют антропометрические и морфологические характеристики занимающихся, то на заключительном, пятом, этапе эти показатели практически не учитываются, а основное внимание обращается на уровень спортивных достижений, величину и характер предшествовавших нагрузок, психологические особенности спортсменов, их социальное положение и мотивацию к продолжению занятий спортом.
Если при первичном и предварительном отборе в случае отсутствия явных противопоказаний для занятий спортом оценки носят в основном предположительный и рекомендательный характер, то на последующих этапах они становятся более точными и конкретными. Основанием для таких оценок являются данные опыта работы со спортсменом, накопленного тренером, врачом и другими специалистами. Эти данные в совокупности с результатами комплексных обследований дают основание для более обоснованных заключений.
На каждом этапе спортивного отбора не только выявляется целесообразность дальнейшей подготовки спортсмена, но и дается подробная оценка его задатков и способностей, сильных и слабых сторон технико-тактического мастерства, функциональной подготовленности, уровня развития двигательных качеств, психических особенностей, осуществляется анализ предшествовавшего этапа подготовки — его направленности, величины и характера нагрузок, их адекватности индивидуальным особенностям спортсмена и др. Все эти данные являются основой для ориентации подготовки спортсмена на очередном этапе многолетнего совершенствования.
Высокая тренируемость не является гарантией достижения высоких спортивных результатов. Спортсмены, остро реагирующие на тренировочные воздействия, что проявляется в интенсивном протекании адаптационных процессов, часто достаточно быстро исчерпывают свой адаптационный ресурс и в дальнейшем прирост их возможностей замедляется и останавливается. В конечном счете, такие спортсмены часто уступают тем, которые отличаются меньшими темпами, но большей продолжительностью процесса приспособительных перестроек под влиянием целенаправленной тренировки.
Таким образом, этапы спортивного отбора органически увязываются со спортивной ориентацией.
Задачи конкретного этапа отбора и ориентации определяют роль и значение информации, полученной по каждому из указанных направлений.