III. Работа по теме урока. 1. Сопоставление звуков [г] – [к] по звонкости – глухости
1. Сопоставление звуков [г] – [к] по звонкости – глухости.
– Сравните первые звуки в словах «горка» и «корка». (Они отличаются по звонкости – глухости.)
– Приложите ладонь к горлу. Если «дрожит горлышко» – значит, звонкий согласный.
– Сравните схемы слов. Как вы думаете, что обозначает знак «колокольчик» над звуком [г]?
– Сравните первые звуки слов «гол» и «кол».
– Проверьте на правильность схему слова «колос». Назовите первый звук.
– Замените в слове «колос» первый звук парным звонким согласным звуком.
– Какое слово получилось? (Голос.)
– Расскажите, как в соответствии с моделью должен измениться второй звук в слове «икра». Какое слово получится? (Игра.)
– Прочитайте слова. «Закодируйте» моделью любое слово, а мы попробуем отгадать.
Можно провести данную работу в парах.
– Прочитайте слова, которые оканчиваются на согласную букву.
– Прочитайте слова, которые оканчиваются на гласную.
2. Подбор слов со звуками [г] – [к], расположенными в начале слова (по схемам).
– Познакомьтесь с ребятами. Как их могут звать? (Галя, Костя, Катя, Гриша и др.)
– Сравните первые звуки. Нарисуйте колокольчик, если звук звонкий.
3. Игра «Звуки [г] – [к]».
– Давайте теперь все вместе поиграем.
Между собой уже века живут в согласье Г и К.
И не впадает К в обиду, когда её сменяет Г,
Что схожа с цаплею по виду и на одной стоит ноге.
На доске представлены иллюстрации к выделенным словам.
К. Отрыл однажды крот
Г. В горе огромный (грот),
К. Достал мешок костей
Г. И пригласил (гостей).
К. Издалека шакал
Г. На пир к нему (шагал),
К. Топтыгин шапку скинул,
Г. Шакал от страха (сгинул),
К. А краб бороться с крабом
Г. Давай в тени под (грабом).
К. Свернулся ёж в клубок,
Г. Стал сон его (глубок).
К. И, закусив корой,
Г. Зайчишка под (горой),
Чтоб отличиться в играх,
К. Плясал до боли в (икрах).
– Какие пары слов вам удалось запомнить?
– Изобразите схемы пар слов и покажите стрелочкой «чудеса звуковых фокусников». (Знак «колокольчик».)
4. Работа по учебнику. Чтение текста Г. Остера «Секретный язык» по ролям.
– А теперь «звуковые фокусники» просят вас показать, что вы можете.
Для читающих детей: прочитать текст и придумать окончание истории. Для нечитающих детей: составить диалог котенка и щенка.
– Ребята, что такое секрет? (Ответы детей.)
– У вас есть секреты? От кого?
– Вы хотите научиться говорить «на секретном языке»?
– Прочитайте «секретные слова».
IV. Итог урока.
– Какой секрет «звуковых фокусников» вы сегодня узнали?
– Попробуйте рассказать его на «секретном языке».
– Кто может утвердительно сказать: «Я научился различать звуки [г] – [к]»?
– Объясните, почему это знание так важно.
Урок 30
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ С, с
Цели:познакомить с новой буквой С, с; формировать навык чтения; развивать логическое мышление, фонематический слух.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы свистит.
Кто бы ни был, заходи
Да ребяток научи!