V. 1.2. Методика развития скоростных способностей
Элементарные формы проявления быстроты лишь создают предпосылки для успешной скоростной подготовки, развитие же комплексных скоростных способностей должно составлять ее основное содержание. Комплексное проявление скоростных способностей определяется содержанием соревновательной деятельности в конкретном виде спорта. В этой связи можно говорить о скоростных способностях, проявляемых при выполнении броска в борьбе, удара по мячу в волейболе, броска мяча по воротам в гандболе или водном подо, удара в боксе, старта в беге или гребле, при про-хождений участков дистанции в конькобежном или велосипедном спорте и т. д. Это требует при развитии скоростных способностей учитывать все их возможные проявления в соревновательной деятельности.
Средствами скоростной подготовки являются различные упражнения, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максимальной частоты движений. Эти упражнения могут носить общеподготовительный, вспомогательный и специальный характер. Для развития элементарных форм быстроты во всех видах спорта широко используются гимнастические упражнения и особенно спортивные игры. Специально-подготовительные упражнения могут быть направлены как на развитие отдельных составляющих скоростных способностей, так и на их комплексное совершенствование в целостных двигательных актах. Это прыжки, метания, удары в боксе, броски мяча и удары по мячу, приемы в борьбе и спортивных играх, рывки, ускорения, прохождение отрезков дистанции и т. д.
Эффективное средство комплексного совершенствования скоростных способностей — соревновательные упражнения. В условиях соревнований при соответствующей предварительной подготовке и мотивации удается достичь таких показателей быстроты, которые, как правило, трудно показать в процессе тренировки.
Работа над повышением скоростных качеств спортсмена может быть подразделена на два взаимосвязанных направления— дифференцированного совершенствования отдельных составляющих скоростных способностей (времени реакции, времени одиночного движения, частоты движений и др.) и интегрального совершенствования, которое предусматривает объединение локальных способностей в целостных двигательных а& тах, характерных для данного вида спорта. Вполне понятно, что это подразделение условно, однако оно позволяет обеспечить единство и взаимосвязь аналитического и синтезирующего подходов при совершенствовании скоростных качеств спортсменов.
Эффективность скоростной подготовки определяется интенсивностью выполнения упражнений, способностью спортсмена предельно мобилизовывать скоростные качества, выполнять скоростные упражнения на предельном и околопредельном уровнях, максимально часто превышать личные результаты.
Уровень проявления скоростных качеств, особенно у квалифицированных спортсменов, во многом зависит от подбора таких средств и методов тренировки, которые обеспечили бы предельное проявление скоростных возможностей. Эффективными являются различные средства предварительной стимуляции работоспособности — педагогические, физические, психические — как при изолированном, так и при комплексном их применении. Средства предварительной стимуляции могут нооить избирательный (например, только педагогические или физические) или комплексный (различные средства в одном комплексе) характер; могут планироваться перед комплексом скоростных упражнений или4вводиться отдельными порциями между скоростными упражнениями. Эффективность предварительной стимуляции работоспособности иллюстрируют результаты исследований, в которых участвовали пловцы высокой квалификаций (Т. С. Литвиненко, 1984).
Выполнение перед тренировочной серией, состоящей из 5 стартовых прыжков, комплекса кратковременных упражнений взрывного характера, требующих мобилизации возможностей мышц нижних конечностей, существенно повышает эффективность старта. Уменьшается время старта и под влиянием предварительного применения таких средств, как, например, гидромассаж в хвойной горячей ванне (5—7 мин). Однако наибольший эффект дает комплексное применение педагогических и физических средств, при условиц их рационального объема.
Не менее эффективно повышение скоростных показателей движений под влиянием предварительного выполнения родственных упражнений с дополнительными отягощениями (например, перед спринтерскими упражнениями —15—20-секундной работы на силовых тренажерах, позволяющих имитировать скоростные движения). В этом случае спортсменам часто удается добиться более высоких показателей скорости в основных упражнениях, чем без предварительного применения дополнительной силовой нагрузки.
Одним из путей повышения эффективности скоростной подготовки является планирование в тренировочном процессе микроциклов спринтерской направленности. Необходимость этого (особенно для квалифицированных спортсменов) вызвана прежде всего тем, что большие объемы и интенсивность работы часто обусловливают выполнение тренировочных программ в условиях постоянно возрастающего утомления. Это в значительной мере сдерживает проявление спринтерских качеств. Планирование отдельных микроциклов скоростной направленности позволяет устранить данное противоречие. Однако высокий тренирующий эффект таких микроциклов возможен лишь тогда, когда они планируются после восстановительных микроциклов, что позволяет достигнуть наивысших показателей работоспособности в отдельных упражнениях.
Эффективными для стимуляции скоростных способностей могут оказаться и некоторые технические средства и приемы, например специальные буксировочные устройства, которые дают возможность бегуну, гребцу, пловцу продвигаться со скоростью, на 5— 20% превышающей доступную ему. При этом спортсмен выполняет движения с максимальной интенсивностью, стараясь привести их в соответствие с новым, более высоким уровнем скорости. Такую же роль играет гонка за лидером в тренировке велосипедистов. Проявлению спринтерских качеств способствует правильная психическая мотивация, применение соревновательного и игрового методов выполнения различных упражнений, создание соревновательного микроклимата в каждом тренировочном занятии.
Одно из основных требований скоростной подготовки — хорошее освоение упражнений. При этом условии спортсмены в состоянии сконцентрировать внимание и волевые усилия не на технике, а на скорости выполнения упражнений.
Продолжительность отдельных упражнений в процессе скоростной подготовки определяется их характером и необходимостью обеспечить высокий уровень скоростных способностей. При совершенствовании отдельных компонентов скоростных способностей (например, времени реакции, скорости одиночного движения) упражнения очень непродолжительны — менее секунды, а при нескольких повторениях — до 10—15 с. Так же непродолжительны — до 5—10 с — и упражнения, направленные на совершенствование комплексных скоростных способностей при выполнении отдельных приемов в спортивных играх, единоборствах, скоростно-силовых и сложнокоординационных видах спорта. При работе над повышением абсолютного уровня дистанционной скорости в видах спортациклического характера продолжительность упражнений может колебаться в более широких пределах— от 5—6 с до 1 мин и более.
Скоростная подготовка не может быть ограничена выполнением скоростных упражнений с максимальной и близкой к ней интенсивностью. Совершенствованию различных скоростных способностей и их составляющих способствуют упражнения, выполняемые и со значительно меньшей интенсивностью — 85—95% от максимально доступных величин. Именно большая вариативность интенсивности работы при выполнении отдельных упражнений с широким использованием средств, требующих предельной мобилизации скоростных качеств, является одним из непременных условий планомерного повышения уровня скоростных качеств спортсменов и профилактики появления «скоростного барьера» — жесткого стереотипа, ограничивающего возможности этого повышения.
При развитии скоростных качеств продолжительность пауз между упражнениями следует планировать таким образом, чтобы началу очередного упражнения возбудимость центральной нервной системы была повышена, а физико-химические сдвиги в организме уже в значительной мере нейтрализованы (табл. 14).
Повышению уровня развития скоростных качеств способствует периодическое выполнение нескольких упражнений продолжительностью от 5 до 30 с с паузами 10—20 мин, в которые включается комплекс восстановительных и тонизирующих процедур (массаж, .аанны, упражнения на расслабление и растягивание, психическая настройка) с целью обеспечить оптимальные условия для выполнения упражнений на пределе скоростных возможностей.