X. 4. Динамика нагрузок и соотношение

Работы различной преимущественной

Направленности в процессе многолетней

Подготовки

Рациональное построение многолетней подготовки во многом обусловлено целесообразным соотношением различных ее видов, работой разной преимущественной направленности, динамикой на­грузок. На этапе начальной подготовки основное место занимает общая и вспомогательная подготовка. Этап предварительной ба­зовой подготовки характеризуется увеличением объема вспомо­гательной подготовки, которая в сумме с --общей составляет до 80—90% от общего объема тренировочной работы; специальная подготовка обычно не превышает 15% от общего объема работы. На этапе специализированной базовой подготовки существенно возрастает доля специальной и уменьшается доля общей подго­товки. На этапе максимальной реализации индивидуальных воз-, можностей специальная подготовка может достигать 60% и бо­лее от общего объема работы. На этапе сохранения достижений остается исключительно высокой доля специальной, до минимума сводится доля общей подготовки (рис. 74). Однако- приведенная общая схема соотношения различных видов подготовки может претерпевать существенные изменения в зависимости от специ­фики конкретного вида спорта, индивидуальных особенностей спортсменов, состава средств и методов тренировки.

Огромное значение в процессе планирования многолетней тренировки имеет строгое соблюдение принципа постепенности повышения тренировочных нагрузок. В современной спортивной

практике чаще всего нагрузки увеличиваются от этапа к этапу с определенной стабилизацией на четвертом этапе. В этом слу­чае они полностью соответствуют функциональным возможно­стям спортсмена, что способствует планомерному повышению подготовленности.

Пути повышения тренировочных нагрузок от года к году и от этапа к этапу могут быть различны: параллельное увеличение объема и интенсивности работы, увеличение процента интенсив­ной работы в ее общем объеме, преимущественное возрастание одних параметров при стабилизации или даже уменьшении дру­гих. Обычно первый, второй и третий этапы многолетней подго­товки характеризуются преимущественным увеличением объема тренировочной работы, который "часто в конце третьего этапа до­стигает 70—80% от максимальных величин. В дальнейшем, при более медленном увеличении объема работы, резко возрастают интенсивность и процент интенсивной работы в ее общем объеме. При этом ежегодное увеличение объема работы может колебать­ся в широких пределах (обычно в диапазоне 15—30%), а увели­чение интенсивной работы в ее общем объеме может достигать 10—15% (рис. 75).

В последние годы в практике подготовки выдающихся спорт­сменов все чаще применяется скачкообразная-динамика трени­ровочных нагрузок. Наиболее эффективным является вариант, при котором на протяжении первых трех этапов нагрузка возра--стает постепенно, а на четвертом — резко (часто в 2 раза и бо­лее). Принципиально важно, чтобы этот скачок совпал спере­ходом спортсмена в возрастную зону, оптимальную для демон­страции наивысших достижений (рис. 76, 77). В этом случае спортсменам в течение одного года нередко удается добиться выдающихся результатов. При такой динамике нагрузок резервы


X. 4. Динамика нагрузок и соотношение - student2.ru

X. 4. Динамика нагрузок и соотношение - student2.ru

X. 4. Динамика нагрузок и соотношение - student2.ru

роста достижений в последующие годы находятся в основном в сфере качественных характеристик тренировочного процесса.

Эффективность скачкообразной динамики нагрузок вовсе не говорит о целесообразности отказа от равномерного прироста нагрузок даже на этапе максимальной реализации индивидуаль-

ных возможностей (табл. 43). Этот вопрос решается отдельно в каждом конкретном случае в зависимости от вида спорта, пола и возраста спортсмена, его индивидуальных возможностей, харак­тера предшествовавшей подготовки.

Имеются существенные различия в предрасположенности спортсменов разного возраста к работе той или иной преимущест­венной направленности. Подростки 13—14 лет предрасположены к работе аэробной направленности; скоростно-силовые упражне­ния, обеспечиваемые преимущественно анаэробными источника­ми энергии, даются им с большим трудом. С возрастом повыша­ется способность переносить работу, требующую проявления мак­симальной силы, выносливости при работе анаэробного характе­ра, скоростно-силовых качеств. Что же касается аэробной работы, то предрасположенность к ее выполнению возрастает в значитель­но меньшей степени, а у многих спортсменов стабилизируется во­обще. Наивысшая предрасположенность к скоростно-силовой и анаэробной работе наблюдается у мужчин в возрасте 18—21 года, а у женщин — в возрасте 16—17 лет (В. П. Филин, 1974). Вклю­чать в подготовку юных спортсменов напряженную силовую ра­боту нецелесообразно, так как она предъявляет к их организму непосильные требования; кстати, связки и нервная система еще не готовы к такой работе и это может стать причиной травм, пере­грузок опорно-двигательного аппарата и нервной системы. - Рационализации соотношения работы, направленной на раз­витие физических качеств спортсменов и повышение возможно­стей функциональных систем, способствуют знания об естествен-


X. 4. Динамика нагрузок и соотношение - student2.ru

X. 4. Динамика нагрузок и соотношение - student2.ru

ном развитии возможностей организма человека в течение воз­растного " периода, характерного для активных занятий спортом (рис. 78, 79, 80). Динамика развития физических качеств и дви­гательных способностей существенно изменяется -в зависимости от возраста и половых особенностей спортсменов. Отдельные ка­чества и способности достигают околопредельных величин быст­рее, другие — медленнее; у женщин в большинстве случаев темп их прироста более высокий по сравнению с мужчинами;"отмеча­ются периоды более интенсивного развития различных качеств и способностей (так называемые сенситивные периоды) и менее интенсивного.

Обычно рекомендуется (А. А. Гужаловский, 1984) совмещать средства интенсивного педагогического воздействия, направлен­ные на совершенствование различных физических качеств и дви­гательных способностей, с периодами естественно повышенных темпов их развития. При этом необходимо помнить, что процесс

физического совершенствования должен быть органически увязан со становлением технической, тактической, психологической под­готовленности и одновременно предусматривать интегральное со­вершенствование различных сторон подготовленности и отдель­ных компонентов спортивного мастерства. На практике это при­водит к тому, что интенсивная работа над развитием различных физических качеств далеко не всегда совмещается с периодами естественно повышенных темпов их развития.

Следует учитывать и тот факт, что применение современных средств и методов тренировки обусловливает значительное сме­щение в сторону большего возраста периодов максимального про­явления различных двигательных качеств и возможностей функ­циональных систем (рис. 81 и 82).

При планировании работы разной направленности в процессе многолетней подготовки необходимо учитывать большую вариа­тивность в изменении морфологических параметров в зависимости от возраста (рис. 83, 84). Резкое увеличение длины тела, рук, ног, поперечных размеров тела нарушает сложившиеся в резуль­тате предшествовавшей подготовки взаимоотношения двигатель­ной и вегетативных функций, требует существенной коррекции спортивной техники и т. п.

X


X. 4. Динамика нагрузок и соотношение - student2.ru

Глава XI.

Наши рекомендации