Показатели работы воздушного транспорта

На воздушном транспорте, кроме общих для всех видов транспорта, рассчитываются следующие показатели работы.

Коэффициент занятости пассажирских кресел самолета fкпс харастеризует использование кресел самолета. Он определяется де­лением выполненных пассажиро-километров åPlпас на предель­ные пассажиро-километры (кресло-километры) åPlпсmax:

fкпс = åPlпас/åPlпсmax. (5.1)

Реальная скорость доставки пассажиров из пункта отправления в пункт назначения v определяется делением протяженности воз­душной линии между данными пунктами L на время, затрачивае­мое пассажирами на поездку воздушным транспортом ΣТ.

v = L/ ΣТ. (5.2)

Время, затрачиваемое на поездку, складывается из времени транспортировки из населенного пункта в аэропорт tт1; ожида­ния в аэропорту отправления tо1 ; полета, включая остановки в промежуточных аэропортах tп; ожидания в аэропорту назначения tо2 ; транспортировки из аэропорта в населенный пункт tт2:

ΣТ = tт1+ tо1+ tп+ tо2+ tт2. (5.3)

Из приведенной формулы видно, что общее время, затрачи­ваемое на поездку воздушным транспортом, складывается из лёт­ного и наземного. Наземное время в среднем составляет около 3–3,5 ч.

Налет часов Σat на списочный самолет и вертолет – показатель, характеризующий эффективность использования самолетов и вертолетов. Определяется суммированием налета часов самолетами и вертолетами различных типов транспортной авиации.

Средний налет часов Wч на один самолет списочного парка определяется делением общего налета часов самолетами и вертолетами списочного парка ΣWч на среднесписочный парк самолетов и вертолетов Σnспис:

Wч= ΣWч/ Σnспис. (5.4)

Коммерческая загрузка самолета (вертолета) qн определяется делением общей работы в приведенных тонно-километрах ΣQlпр на число километров (налет) Wкм , выполненных самолетами или вертолетами данного типа:

qн= ΣQlпр/ Wкм. (5.5)

Коэффициент использования коммерческой грузоподъемности са­молетов fк – показатель, характеризующий использование их нормативной коммерческой грузоподъемности. Определяется де­лением приведенных тонно-километров ΣQlпр на предельный объем приведенных тонно-километров ΣQlпрmax:

fк = ΣQlпр/ ΣQlпрmax, (5.6)

где под предельным объемом приведенных тонно-километров понимают сумму предельного пассажирооборота (сумма произведений числа кре­сел на пройденные расстояния) и предельного грузооборота (возможный предельный грузооборот при полном использовании нормативной ком­мерческой грузоподъемности самолетов).

Техническая дальность полета Lтехн – наибольшее расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь при штиле относи­тельно земли, полностью израсходовав заправленное в его баки топливо к моменту посадки.

Практическая дальность полета Lпракт – расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь относительно земли при ос­татке предусмотрен-

ного для навигационного запаса топлива в баках к моменту посадки.

Крейсерская скорость vкр – расстояние, пройденное в единицу времени при равномерном, прямолинейном горизонтальном по­лете самолета и работе двигателей на крейсерском режиме и расчетных высоте полета и массе самолета.

Рейсовая скорость vр – среднее расстояние, пройденное само­летом в единицу времени (без учета времени посадок в пути) в штиль с учетом затрат летного времени на всех эта­пах полета от разбега до посадки.

Коммерческая скорость vком – расстояние, пройденное в еди­ницу времени от разбега в начальном до посадки в конечном аэропорту с учетом остановок в промежуточных аэропортах.

Производительность самолета и вертолета W – объем транс­портной продукции, выполненной самолетом (вертолетом) за 1 ч. Определяется делением приведенных тонно-километров ΣQlпр на налет часов Wчпроизв или как произведение коммерческой загрузки qк на эксплуатационную скорость vэ:

W = ΣQlпр/ Wчпроизв= qк vэ. (5.7)

Этот показатель может быть определен для всего парка самолетов и по каждому их типу.

Наши рекомендации