Последовательность обучения легкоатлетическим

Упражнениям

Обучение технике легкоатлетических упражнений – это специально организованный и целенаправленный педагогический процесс овладения знаниями и формирования умений и навыков ходьбы, бега, прыжков, метаний и состоящих из них многоборьев. Оно осуществляется в три этапа: 1 - ознакомление или начальное уяснение техники движений; 2 - разучивание техники движений; 3 - закрепление и совершенствование техники двигательного действия. На каждом этапе ставятся конкретные задачи обучения, которые решаются определёнными средствами.

Основная задача первого этапа - создание общего представления о двигательном действии и технике его выполнения. Эта задача решается путём рассказа о двигательном действии, показа (демонстрации) упражнения, объяснения техники его выполнения, который возможен с попутным показом. Рассказ о двигательном действии должен быть по возможности кратким, ярким и образным. Показ упражнения должен быть чётким, технически правильным, с акцентированием внимания на основных движениях или элементах двигательного действия посредством словесного комментария.

Основная задача второго этапа – непосредственное изучение техники легкоатлетических упражнений. Эта задача решается путём формирования умения выполнять двигательное действие с учётом требуемых технических параметров. Для этого последовательно разучиваются сначала детали техники, а затем добиваются слитного их выполнения в полном объёме. С этой целью упражнения разучиваются по частям, по разделениям или с помощью подводящих (подготовительных) упражнений (если упражнение сложное или его нельзя разбить на части) и, как правило, в облегчённых условиях.

Основная задача третьего этапа – закрепление и совершенствование техники двигательного действия. Это достигается путём многократных повторений как отдельных деталей двигательного действия, так и всего упражнения в целом сначала в медленном темпе и упрощённых – обычных условиях, а затем в более быстром темпе или усложнённых условиях: с сопротивлением, с применением различных препятствий, в непогоду, с изменением направления, по песку, по воде и т.д.. С этой целью используются следующие методы: повторный, переменный, равномерный, соревновательный, игровой и контрольный.

2.2. Организация и проведение занятий по лёгкой атлетике

Эффективность обучения легкоатлетическим упражнениям во многом зависит от хорошей организации учебного процесса, в первую очередь, от планирования занятий и подготовки к ним, а также от качественного их проведения. Рассмотрим эти вопросы применительно к урокам физической культуры в школе.

Планирование занятий и подготовка к ним

Планирование включает в себя разработку: годового плана прохождения программного материала по лёгкой атлетике, планов учебно-воспитательного процесса на четверть (в том числе по разделу – лёгкая атлетика), расписание занятий и планы (планы–конспекты) занятий. При этом при планировании процесса обучения важно, чтобы со­держание, формы и методы работы соответствовали воз­растным и половым особенностям занимающихся, их со­стоянию здоровья, физическому развитию и технической подготовленности.

Основным рабочим документом преподавателя на каждое занятие служит план-конспект урока. Он являются завершаю­щим звеном планирования в деятельности преподавателя, непосредственно предшествующим реализации программного материала по лёгкой атлетике. Разработка преподавателем планов-конспектов – это не что иное, как организация собственной деятельности, ори­ентированной на решение педагогических задач каждого занятия. В конспектах необходимо определить наиболее рациональную последовательность решения поставленных задач. После этого подобрать средства и методы обучения легкоатлетическим упражнениям и воспитания личностных качеств занимающихся.

Подготовка конспекта начинается с разработки основ­ной части занятия, а затем уже, исходя из особенностей её содержания и намеченных нагрузок, насыщается содержанием подготовительная и заключительная части. В конспекте указываются средства и ме­тоды обучения и тренировки, примерная дозировка уп­ражнений (время выполнения каждого упражнения, коли­чество повторений, величина дистанций и т.д.), преду­сматриваются способы организации занимающихся при выполнении различных упражнений (фронтальный, групповой или индивидуальный), методы закрепления и совершенствования материала и развития физических качеств, исхо­дя из условий и мест занятий. После этого планируются домашние задания, которые могут включать упражнения, направленные на ликвидацию отставания при изучении отдельных элементов техники легкоатлетических упражнений, на закрепление полученных навыков, на воспитание выносливости, скорости, равновесия и других качеств, предусмотренных программой физического воспитания. Примерный план конспекат занятия по лёгкой атлетике представлен в приложении 1.

Подготовка к занятиям состоит из индивидуальной подготовки преподавателя и подготовки мест занятий.Индивидуальная подготовка преподавателя включает в себя пополнение уровня своих теоретических знаний по учебным вопросам предстоящего занятия и совершенствование методи­ческих навыков. Это позволит ему вносить изменения в планирова­ние учебного процесса, в методику обучения и тренировки с учетом новых рекомендаций и передового опыта. Творче­ский подход преподавателя к урокам, введение новых уп­ражнений и методических приемов в обучение положитель­но влияют на повышение интереса, сознательного и актив­ного отношения занимающихся к учебной деятельности.

Подготовка мест занятий включает в себя: разметку секторов для бега, метаний, прыжков, а при отсутствии стадиона и выбор площадки для занятий; проверка исправности спортивного имущества и инвентаря, которое предполагается использовать на занятии: теннисные мячи, гранаты, флажки для старта, секундомеры, рулетку, маты (при обучении прыжкам в зале); различные тренажёрные устройства и оборудование для изучения и совершенствования техники легкоатлетических упражнений, формирования двигательных навыков и развития физических качеств и т. д.

2.2.2. Структура, основное содержание и порядок проведения урока по лёгкой атлетике

Структурно занятие по лёгкой атлетике состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная (вводная) часть урока включает в себя: организацию занимающихся (построение, рапорт, приветствие, проверка присутствующих); доведение целей и задач занятия; подготовку функциональных систем организма для решения учебных заданий в основной части занятия за счёт выполнения разнообразных упражнений в движении и на месте, а также упражнений игрового характера (продолжительность 7-10 мин).

Упражнения подготовительной части занятия выполняются в движении и на месте. Они должны соответствовать задачам основной части урока по лёгкой атлетике и включают в себя: ходьбу, медленный бег, упражнения в беге, прыжки, ускорения, обще-развивающие упражнения на месте. При этом могут использоваться подготовительные движения для тех легкоатлетических упражнений, которые будут изучаться в основной части урока.

Основная часть урока направлена на изучение двигательных действий и решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока (продолжительность 30-35 мин).

Вначале разучиваются новые двигательные действия или элементы техники того или иного легкоатлетического упражнения. Закрепление и совершенствование упражнений, усвоенных на данном занятии или на предыдущих занятиях, могут осуществляться в конце первой или второй половины основной его части. Для этого используются упражнения игрового характера, которые будут рассмотрены в 4-ой главе пособия.

Следует отметить, что упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств и координационных способностей, как правило, выполняются в начале основной части, а упражнения, связанные с проявлением силы и выносливости, в конце занятия. Для мотивации занимающихся и повышения эмоциональности занятия основную часть рекомендуется завершать эстафетами, играми или проводить круговую тренировку.

Заключительная часть урока направлена на снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние, подведение итогов занятия, задание для самостоятельной работы, приведение в порядок мест занятий (продолжительность 3-5 мин).

Для снижения активности функциональных систем, мышечного и эмоционального напряжения используются медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, внимание. При подведении итогов занятия необходимо отметить лучших и худших учеников с точки зрения их старания, правильности выполнения изученных упражнений, дисциплинированности и сдвигов в уровне физической подготовленности.

При проведении занятия учитель должен:

- образцово показывать упражнения и требовать от занимающихся правильного их выполнения;

- громко и чётко подавать команды и следить за их выполнением;

- при решении задач обучения и воспитания использовать разнообразные средства, методы и методические приёмы, т.е. избегать однообразия;

- стимулировать занимающихся путём поощрения и своевременной поддержки при возникновении трудностей в освоении двигательных действий или их выполнении, связанных проявлением морально-волевых усилий;

- быть объективным и справедливым при оценке отношения учеников к подаваемым командам и выполнению учебных заданий, тактичным и терпимым к ним;

- групповую форму работы с обучаемыми чередовать с индивидуальной, уметь прогнозировать и своевременно исправлять ошибки;

- воспитывать самостоятельность при занятиях физическими упражнениями и ответственность за результаты своей учебной деятельности.

Всё это позволит учителю, другим руководителям занятий физической культурой (преподавателю, тренеру) качественно и с высокой эффективностью решать задачи по образованию, воспитанию, оздоровлению и развитию занимающихся.

Наши рекомендации