Научно-технические проблемы развития воздушного транспорта
Одной из основных проблем развития воздушного транспорта является повышение вместимости пассажирских самолетов. От вместимости самолетов зависит себестоимость 1 пассажиро-километра. Чем выше вместимость, тем меньше себестоимость. Себестоимость 1 пассажиро-километра на тяжелых, хотя и сложных реактивных самолетах в 5–10 раз ниже, чем на легких и технически простых поршневых машинах. При этом уменьшается густота движения самолетов.
В последнее время повышенный интерес проявляется к разработке умеренно крупных экономичных самолетов вместимостью 200–300 пассажиров. Создан новый дальний пассажирский самолет Ил-96 вместимостью 300 пассажиров, скорость – до 1000 км/ч, дальность полета – до 11000 км. Самолет отвечает высоким требованиям экономичности и надежности. Входит в строй новый тип самолета Ту-204 вместимостью 214 мест туристского класса. Прогнозируется появление самолетов на 400–500 мест. Авторитетные специалисты говорят о возможности создания самолетов на 800 или 1000 мест.
Второй проблемой является создание тяжелых летательных аппаратов. До 1988 года рекордсменом мира по грузоподъемности являлся самолет Ан-124 "Руслан", который в испытательном полете поднял на высоту 10750 м груз 171,2 т при номинальной грузоподъемности 150 т.
В 1988 году создан новый более крупный самолет Ан-225, способный поднять 250 т полезного груза и транспортировать его со скоростью 850 км/ч на расстояние 4500 км. В его фюзеляже можно разместить 16 контейнеров или 80 малолитражных автомобилей. Он может принимать на "спину" фюзеляжа крупногабаритные грузы, не помещающиеся в грузовом помещении. Так могут переносится буровые вышки, крупные блоки космической техники и целые аэрокосмические самолеты типа "Буран". Взлетная масса самолета достигает 600 т.
Та же тенденция наблюдается и при конструировании вертолетов. В течение многих лет крупнейшим в мире вертолетом был советский Ми-6. Он поднимает до 11 т груза. Его вариант Ми-10 поднимает до 12 т груза, может брать автобусы, небольшие домики и другие громоздкие конструкции. Вертолетом-гигантом является советский вертолет В-12 (Ми-12). Он имеет 4 двигателя по 6500 л. с., скорость – 240 км/ч. Длина фюзеляжа – 28 м, высота – 4,4 м, что позволяет принимать практически любую громоздкую технику.
Третьей проблемой остается повышение топливной экономичности. В настоящее время в мире на первый план выдвинулась проблема топливной экономичности летательных аппаратов. Главные требования к летательным аппаратам располагаются в следующем порядке: экономичность, регулярность, шум, комфорт, скорость.
По расходу топлива до 2000 года лучшими самолетами признаются: Ил-96 (Ил-62) – для дальних линий; Як-42 и Ту-334, Ил-114 –для ближних и средних линий; Ан-28, Л-610 – для местных линий; Ан-3 – для сельского хозяйства.
Из других проблем научно-технического характера развития воздушного транспорта можно назвать такие, как:
· обеспечение безопасности полетов;
· управление воздушным движением;
· развитие аэропортов и совершенствование их работы;
· автоматизация продажи билетов и резервирования мест (система "Сирена-3");
· создание гражданских самолетов укороченного и вертикального взлетов;
· повышение скорости движения.