Примерный комплекс упражнений ритмической гимнастики

Вприведенном ниже комплексе предлагаются простые упражнения, которые надо повторять без пауз для отдыха в ритме музыки.

Упражнения:

1. Ходьба на месте с высоким подниманием бед­ра.

2. Шаг с подскоком на месте.

3. И. п. — руки согнуты к плечам, пальцы в ку­лаке; на счет «раз» согнуть правую ногу, выставить вперед на носок, руки поднять вверх ладонями впе­ред (пальцы врозь); на счет «два* вернуться в и. п.; на счет «три» согнуть левую ногу и выставить впе­ред на носок, руки развести в стороны (пальцы врозь); на счет «четыре» принять и. п. Опорную но­гу при выполнении упражнения не сгибать.

4. И. п. — руки разведены в стороны, предплечья приподняты вверх, ладони направлены вперед; на счет «раз» шагнуть правой ногой в сторону, пред­плечья опустить вниз, ладони отвести назад; на счет «два» приставить левую ногу к правой, руки возвра­тить в и. п.; на счет «три» и «четыре» то же, что на счет «раз» и «два»; на счет «пять — восемь» выпол­нить «раз — четыре», но в другую сторону. Пред­плечья следует опускать и поднимать резко.

5. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе; на счет «раз» с поворотом туловища направо выпол­нить полуприсед на двух ногах, левую руку согнуть к груди и разогнуть вперед кистью вверх; на счет «два» принять и. п.; на счет «три» выполнить то же, что на счет «раз», но другой рукой.

6. И. п. — руки согнуть к плечам, пальцы в кула­ке; на счет «раз» выполнить полуприсед, правую ру­ку поднять вверх; на счет «два» принять и. п.; на счет «три» выполнить полуприсед, левую руку под­нять вверх; на счет «четыре» принять и. п.; на счет «пять» выполнить полуприсед, наклониться впра­во, руки поднять вверх; на счет «шесть» принять и. п.; на счет «семь» выполнить полуприсед, накло­ниться влево, руки поднять вверх; на счет «восемь» принять и. п.

7. Бег на месте, вперед, назад, вправо, влево,
с высоким подниманием бедра. Продолжительность
бега вначале 30 с с постепенным доведением до
2 мин 30 с.

8. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе; на счет «раз» согнуть правую ногу и наклонить голову к правому плечу; на счет «два» согнуть левую ногу и наклонить голову назад; на счет «три» выпрямить правую ногу и наклонить голову к левому плечу; на счет «четыре» выпрямить левую ногу и наклонить голову вперед. То же упражнение выполнить в дру­гую сторону. Голову переводить из одного положе­ния в другое круговыми движениями.

Билет № 20

I 1. Что понимается под качеством «выносливость»? Основные правила развития этого качества в про­цессе самостоятельных занятий физической куль­турой.

2. Правила этического поведения во время спортив­ных соревнований и игр.

3. Раскройте основные приемы самомассажа и объяс­ните, с какой целью они используются в процессе самостоятельных занятий физической культурой.

1.Выносливость — это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без сниже­ния ее эффективности. Выделяют общую выносли­вость и выносливость в деятельности силового и скоростного характера.

Для развития выносливости необходимо выпол­нять двигательные действия, постепенно увеличи­вая их длительность до наступления утомления. При этом необходимо воспитывать свою волю для развития способности стойко переносить неприят­ные ощущения утомления и повторять упражнения или игры после полного восстановления сил.

Наиболее распространенными средствами для развития общей выносливости являются продолжи-

тельный бег, плавание, передвижение на лыжах. Эти упражнения называют циклическими, так как движения в них непрерывно повторяются. Регуляр­но используя эти средства, можно проследить заобъемом (количеством) и интенсивностью нагрузки и постепенно их увеличивать. При появлении уста­лости, плохом самочувствии нагрузку необходимо снизить. Можно использовать подвижные и спор­тивные игры, но в них самостоятельно регулировать нагрузку довольно трудно.

Во время самостоятельных занятий физической культурой для развития выносливости рекоменду­ется выполнять следующие упражнения:

1. Бег на средние и длинные дистанции с посте­пенным увеличением расстояния: медленный бег — от 400до 1000 м, от 1000м до 3000 м (рекомендуе­мая нагрузка в неделю — до 15 км); бег в среднем темпе (200 м) в сочетании с ходьбой (200 м); посте­пенное увеличение дистанции бега и уменьшение дистанции ходьбы (бег — 250 м, ходьба — 150 м и т. д.).

2. Плавание с постепенным увеличением преодо­леваемой без остановок дистанции избранным сти­лем от 25 до 100м. Рекомендуемая нагрузка в неде­лю — 1500 м.

3. Бег на лыжах с постепенным увеличением пре­одолеваемой дистанции до 3000 м. Рекомендуемая нагрузка — до 20 км.

Способствуют развитию выносливости кроссы по пересеченной местности; подвижные (салки, лапта и др.) и спортивные игры (баскетбол, мини-футбол и др.). Сначала достаточно играть по 20—30 мин, по­степенно увеличивая время игры до 40—60 мин. В течение недели желательно отводить играм не ме­нее 4—6 часов. Соблюдая принцип постепенного по­вышения нагрузки, для развития выносливости можно использовать прыжки со скакалкой, обыч­ные и спортивные танцы.





2. Спортивную этику представляют такие понятия,
как патриотизм, долг и ответственность, дружба и
коллективизм, честь и достоинство, справедливость
и культура поведения.

Спорт по своей сути глубоко гуманен. Он помога­ет человеку лучше познать свои силы, воспитать в себе упорство и мужество. Настоящий спортсмен никогда, даже если ему кажется, что судья не прав, не должен вступать с ним в спор или разговор при оценке ситуации. Лишь капитан команды имеет право обращаться к судье. Воспитанный спортсмен не позволит себе отказаться от выступления, тянуть время, сойти с дистанции, даже если знает, что про­играл состязание. После проигрыша важно уметь владеть собой, отдавая должное мастерству сопер­ника, следует поздравить его с победой. Отношение к сопернику — показатель подлинной культуры и воспитанности спортсмена. Нужно обладать хоро­шей выдержкой, чтобы не выразить досады от дей­ствий партнера или соперника.

Соблюдать правила спортивной этики следует и во время уроков физической культуры, спортивных тренировок. По просьбе догнавшего соперника надо немедленно уступить ему лыжню, а обогнав идуще­го впереди, нельзя замедлять ход и мешать ему пре­одолевать дистанцию.

3. Самомассаж доступен всем. Его можно выпол­
нять на уроках физической культуры и дома в сво­
бодное время. Самомассаж — полезное и эффектив­
ное средство снижения утомления и повышения ра­
ботоспособности. Он усиливает отток венозной
крови и лимфы, помогает восстанавливать силы ор­
ганизма после интенсивных физических нагрузок.
Можно массировать только здоровую и чистую ко­
жу вымытыми и сухими руками. Самомассаж вы­
полняется с максимальным расслаблением мышц.

Основные приемы самомассажа применяют в сле­дующем порядке:

• поглаживание (выполняются одной или двумя руками, этим приемом начинают и заканчивают массаж);

• выжимание (выполняют также, как и поглажи­вание);

• растирание (производится по всем направлени­ям, особенно тщательно в области суставов);

• ударные приемы: поколачивание (легкие удары пальцами, слегка сжатыми в кулак), похлопывание (легкие удары прямыми и расслабленными пальца­ми со стороны мизинца), рубление (выполняют реб­ром кисти с широко разведенными и расслабленны­ми пальцами);

• потряхивание (выполняют большим пальцем и мизинцем; действует успокаивающе).

Каждый прием массажа повторяют 3—6 раз. Об­щее время массажа не должно превышать 10 мин. Сначала массаж выполняют легко и мягко, а затем постепенно увеличивают силу воздействия.

Самомассаж левой и правой руки выполняют, си­дя на стуле у стола. Левую руку надо положить на стол. Затем обхватить ее кистью правой руки и по­глаживать, легко скользя от пальцев к плечевому суставу. Необходимо выполнить 5—7 поглаживаний по наружной стороне руки, а затем и по внутренней.

Самомассаж плеча проводят ладонью правой (ле­вой) руки, надавливая ею на бицепс (двуглавую мышцу), выполняют скользящие движения от лок­тя к плечу. Затем, захватив между большим и ос­тальными пальцами мышцу плеча, надо разминать ее, смещая при этом в сторону. Движения выполня­ют от локтя к плечу, не забывая после каждого приема производить поглаживание.

Самомассаж предплечья производят кистью пра­вой (левой) руки, поглаживая его скользящими дви­жениями от кисти до локтевого сустава. Затем че­тырьмя пальцами производят щипцеобразное раз­минание наружной стороны предплечья.



По аналогичной схеме выполняют самомассаж пальцев, голеней, бедер, груди, шеи, спины ипояс­ницы. При этом следует помнить, что подмышеч­ные области, локтевые сгибы, пах и подколенные ямки массировать нельзя, так как там расположены лимфатические узлы.

Ноги надо массировать от пальцев к коленям, а затем к паху; руки — от пальцев к плечам; грудь — от грудины вдоль ребер к подмышкам; спину — отбольших ягодичных мышц к плечам и от позвоноч­ного столба к бокам; живот — круговыми движе­ниями по часовой стрелке; шею — от волосяного по­крова головы к лопаткам.

Самомассаж нельзя производить при острых вос­палительных процессах, лихорадочных состояниях, кровотечениях, кожных и инфекционных заболева­ниях с высокой температурой, заболеваниях сердца, почек и легких. Нежелательно выполнять массаж натощак.

В зависимости от цели применения различают предварительный и восстановительный самомас-

Сс1лСа

При занятиях бегом трусцой производят предва­рительный самомассаж мышц бедра и голени (3—4 поглаживания, 3—5 выжиманий, 3—6 размина­ний). Заканчивают самомассаж потряхиванием и поглаживанием.

Восстановительный самомассаж применяют для восстановления работоспособности утомленных мышц, быстрого снятия усталости (часто достаточно 4—6 мин массажа, чтобы вновь обрести хорошую форму). Так, при появлении болей в мышцах и связ­ках после бега надо встряхнуть мышцы ног. Для этого достаточно встать на одну ногу и потрясти другой и наоборот. Эти же движения можно проде­лать, лежа на спине. Во время встряхивания можно поглаживать ногу от стопы к паху.

Билет № 21

1. Почему занятия физической культурой оказывают положительное влияние на формирование качеств личности (смелости, воли, инициативности и тер­пимости)?

2. С какой целью проводится самонаблюдение и что оно в себя включает?

3. Составьте правила соревнованийс использовани­ем одного из упражнений школьной программы. Раскройте особенности организации и проведение этого соревнования.

1.Физическая культура человека неразрывно свя­зана с его общей культурой и формируется на основе тех же природных задатков и психофизических процессов, что и нравственная, эстетическая и дру­гие виды культуры. Поэтому, занимаясь физиче­скими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие важные качества личности, та­кие как смелость, воля, инициативность и терпи­мость. Эти качества приобретаются в процессе заня­тий физическими упражнениями при активном стремлении человека всесторонне и гармонично со­вершенствовать свою физическую природу (телес­ность), вести здоровый образ жизни.

Занимаясь физической культурой, человек по­знает себя, других людей и окружающий мир. У не­го активно формируются не только смелость, волю, инициативность и терпимость, но и самостоятель­ность, творчество, развиваются мировоззрение и мышление, критическое отношение к действиям других людей и собственным поступкам. Все эти по­ложительные свойства, приобретаемые в результате физкультурной деятельности, формируют не только физически культурного человека, но и целостную





личность, всесторонне и гармонично развитую, со­ответствующую высокому уровню общей культуры. Кроме того, физическая культура помогает проти­востоять таким вредным факторам, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Для примера рассмотрим подробнее положитель­ное влияние занятий физической культурой на фор­мирование такого качества, как сила воли. Воспита­ние силы воли человека возможно при выполнении самых разных физических упражнений. Возьмем комплекс утренней гимнастики. Его выполнение требует от человека известной дисциплины и само­ограничения. Кроме того, повторение утренней за­рядки каждый день в одно и то же время вырабаты­вает стабильность в поведении и поступках. Таким образом, воспитывается не только сила воли, но и привычка к ежедневному обязательному труду, в данном случае физическому, целеустремленность, настойчивость, упорство, самостоятельность, терпи­мость, выдержка и самообладание.

Самонаблюдение (самоконтроль) проводится для того, чтобы определить, какое воздействие оказыва­ют физические нагрузки на организм. Самочувствие и работоспособность, как правило, довольно точно отражают общее состояние здоровья организма че­ловека. Если после тренировочных занятий само­чувствие, настроение, аппетит и сон хорошие, есть желание заниматься дальше, то это положительные признаки. Они показывают, что организм справля­ется с нагрузками и их можно постепенно увеличи­вать. При чрезмерных нагрузках возникает утомле­ние, может появиться раздражительность, вялость, одышка, головокружение, боли в сердце, иногда на­рушается сон.

Самонаблюдение за состоянием своего здоровья можно проводить по субъективным и объективным показателям.

Субъективными показателями являются само­чувствие, настроение, аппетит, сон, желание зани­маться, работоспособность, болевые ощущения, внешние признаки утомления (окраска кожи лица и туловища, потливость и др.).

Объективными показателями являются частота сердечных сокращений, жизненная емкость легких, масса тела, результат выполнения теста на приседа­ние, проба с задержкой дыхания и т. д. Частоту сер­дечных сокращений (пульс) можно измерить не­сколькими способами: тремя пальцами на запястье, большим и указательным пальцами на шее, кончи­ками пальцев на виске, ладонью на груди. Пульс обычно подсчитывают с помощью секундомера или секундной стрелки часов за 10 с и полученную ве­личину умножают на 6 (получается количество уда­ров за 1 мин). Физические упражнения повышают пульс. Чем больше нагрузка, тем он чаще. В спокой­ном состоянии пульс составляет 70—80 ударов в минуту. При легкой физической нагрузке пульс до­стигает 100—120 ударов в минуту, при средней — 130—150, при большой повышается до 180, а при очень большой до 200 ударов в минуту. После физи­ческих нагрузок через 5—10 мин частота сердечных сокращений приходит в норму.

Другие объективные показатели тоже могут быть измерены самостоятельно (масса тела) или с по­мощью специалистов.

3. Правила соревнований — это официальный до­кумент, в котором указывают условия и порядок проведения соревнований, права и обязанности уча­стников, организаторов и судей. Они также опреде­ляют характер проведения соревнований (соревно­вания могут быть личными, командными, лич­но-командными), возраст участников, их права и обязанности, порядок допуска к соревнованиям, спортивную форму участников, состав судейской





коллегии, ее права и обязанности, виды упражне­ний, дистанции, оборудование, инвентарь, требова­ния к месту соревнования и многое другое, необхо­димое для организации соревнований. Ниже приве­дены правила соревнований с использованием одного из видов упражнений школьной программы.

Наши рекомендации