Примерный комплекс упражнений ритмической гимнастики
Вприведенном ниже комплексе предлагаются простые упражнения, которые надо повторять без пауз для отдыха в ритме музыки.
Упражнения:
1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.
2. Шаг с подскоком на месте.
3. И. п. — руки согнуты к плечам, пальцы в кулаке; на счет «раз» согнуть правую ногу, выставить вперед на носок, руки поднять вверх ладонями вперед (пальцы врозь); на счет «два* вернуться в и. п.; на счет «три» согнуть левую ногу и выставить вперед на носок, руки развести в стороны (пальцы врозь); на счет «четыре» принять и. п. Опорную ногу при выполнении упражнения не сгибать.
4. И. п. — руки разведены в стороны, предплечья приподняты вверх, ладони направлены вперед; на счет «раз» шагнуть правой ногой в сторону, предплечья опустить вниз, ладони отвести назад; на счет «два» приставить левую ногу к правой, руки возвратить в и. п.; на счет «три» и «четыре» то же, что на счет «раз» и «два»; на счет «пять — восемь» выполнить «раз — четыре», но в другую сторону. Предплечья следует опускать и поднимать резко.
5. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе; на счет «раз» с поворотом туловища направо выполнить полуприсед на двух ногах, левую руку согнуть к груди и разогнуть вперед кистью вверх; на счет «два» принять и. п.; на счет «три» выполнить то же, что на счет «раз», но другой рукой.
6. И. п. — руки согнуть к плечам, пальцы в кулаке; на счет «раз» выполнить полуприсед, правую руку поднять вверх; на счет «два» принять и. п.; на счет «три» выполнить полуприсед, левую руку поднять вверх; на счет «четыре» принять и. п.; на счет «пять» выполнить полуприсед, наклониться вправо, руки поднять вверх; на счет «шесть» принять и. п.; на счет «семь» выполнить полуприсед, наклониться влево, руки поднять вверх; на счет «восемь» принять и. п.
7. Бег на месте, вперед, назад, вправо, влево,
с высоким подниманием бедра. Продолжительность
бега вначале 30 с с постепенным доведением до
2 мин 30 с.
8. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе; на счет «раз» согнуть правую ногу и наклонить голову к правому плечу; на счет «два» согнуть левую ногу и наклонить голову назад; на счет «три» выпрямить правую ногу и наклонить голову к левому плечу; на счет «четыре» выпрямить левую ногу и наклонить голову вперед. То же упражнение выполнить в другую сторону. Голову переводить из одного положения в другое круговыми движениями.
Билет № 20
I 1. Что понимается под качеством «выносливость»? Основные правила развития этого качества в процессе самостоятельных занятий физической культурой.
2. Правила этического поведения во время спортивных соревнований и игр.
3. Раскройте основные приемы самомассажа и объясните, с какой целью они используются в процессе самостоятельных занятий физической культурой.
1.Выносливость — это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Выделяют общую выносливость и выносливость в деятельности силового и скоростного характера.
Для развития выносливости необходимо выполнять двигательные действия, постепенно увеличивая их длительность до наступления утомления. При этом необходимо воспитывать свою волю для развития способности стойко переносить неприятные ощущения утомления и повторять упражнения или игры после полного восстановления сил.
Наиболее распространенными средствами для развития общей выносливости являются продолжи-
тельный бег, плавание, передвижение на лыжах. Эти упражнения называют циклическими, так как движения в них непрерывно повторяются. Регулярно используя эти средства, можно проследить заобъемом (количеством) и интенсивностью нагрузки и постепенно их увеличивать. При появлении усталости, плохом самочувствии нагрузку необходимо снизить. Можно использовать подвижные и спортивные игры, но в них самостоятельно регулировать нагрузку довольно трудно.
Во время самостоятельных занятий физической культурой для развития выносливости рекомендуется выполнять следующие упражнения:
1. Бег на средние и длинные дистанции с постепенным увеличением расстояния: медленный бег — от 400до 1000 м, от 1000м до 3000 м (рекомендуемая нагрузка в неделю — до 15 км); бег в среднем темпе (200 м) в сочетании с ходьбой (200 м); постепенное увеличение дистанции бега и уменьшение дистанции ходьбы (бег — 250 м, ходьба — 150 м и т. д.).
2. Плавание с постепенным увеличением преодолеваемой без остановок дистанции избранным стилем от 25 до 100м. Рекомендуемая нагрузка в неделю — 1500 м.
3. Бег на лыжах с постепенным увеличением преодолеваемой дистанции до 3000 м. Рекомендуемая нагрузка — до 20 км.
Способствуют развитию выносливости кроссы по пересеченной местности; подвижные (салки, лапта и др.) и спортивные игры (баскетбол, мини-футбол и др.). Сначала достаточно играть по 20—30 мин, постепенно увеличивая время игры до 40—60 мин. В течение недели желательно отводить играм не менее 4—6 часов. Соблюдая принцип постепенного повышения нагрузки, для развития выносливости можно использовать прыжки со скакалкой, обычные и спортивные танцы.
2. Спортивную этику представляют такие понятия,
как патриотизм, долг и ответственность, дружба и
коллективизм, честь и достоинство, справедливость
и культура поведения.
Спорт по своей сути глубоко гуманен. Он помогает человеку лучше познать свои силы, воспитать в себе упорство и мужество. Настоящий спортсмен никогда, даже если ему кажется, что судья не прав, не должен вступать с ним в спор или разговор при оценке ситуации. Лишь капитан команды имеет право обращаться к судье. Воспитанный спортсмен не позволит себе отказаться от выступления, тянуть время, сойти с дистанции, даже если знает, что проиграл состязание. После проигрыша важно уметь владеть собой, отдавая должное мастерству соперника, следует поздравить его с победой. Отношение к сопернику — показатель подлинной культуры и воспитанности спортсмена. Нужно обладать хорошей выдержкой, чтобы не выразить досады от действий партнера или соперника.
Соблюдать правила спортивной этики следует и во время уроков физической культуры, спортивных тренировок. По просьбе догнавшего соперника надо немедленно уступить ему лыжню, а обогнав идущего впереди, нельзя замедлять ход и мешать ему преодолевать дистанцию.
3. Самомассаж доступен всем. Его можно выпол
нять на уроках физической культуры и дома в сво
бодное время. Самомассаж — полезное и эффектив
ное средство снижения утомления и повышения ра
ботоспособности. Он усиливает отток венозной
крови и лимфы, помогает восстанавливать силы ор
ганизма после интенсивных физических нагрузок.
Можно массировать только здоровую и чистую ко
жу вымытыми и сухими руками. Самомассаж вы
полняется с максимальным расслаблением мышц.
Основные приемы самомассажа применяют в следующем порядке:
• поглаживание (выполняются одной или двумя руками, этим приемом начинают и заканчивают массаж);
• выжимание (выполняют также, как и поглаживание);
• растирание (производится по всем направлениям, особенно тщательно в области суставов);
• ударные приемы: поколачивание (легкие удары пальцами, слегка сжатыми в кулак), похлопывание (легкие удары прямыми и расслабленными пальцами со стороны мизинца), рубление (выполняют ребром кисти с широко разведенными и расслабленными пальцами);
• потряхивание (выполняют большим пальцем и мизинцем; действует успокаивающе).
Каждый прием массажа повторяют 3—6 раз. Общее время массажа не должно превышать 10 мин. Сначала массаж выполняют легко и мягко, а затем постепенно увеличивают силу воздействия.
Самомассаж левой и правой руки выполняют, сидя на стуле у стола. Левую руку надо положить на стол. Затем обхватить ее кистью правой руки и поглаживать, легко скользя от пальцев к плечевому суставу. Необходимо выполнить 5—7 поглаживаний по наружной стороне руки, а затем и по внутренней.
Самомассаж плеча проводят ладонью правой (левой) руки, надавливая ею на бицепс (двуглавую мышцу), выполняют скользящие движения от локтя к плечу. Затем, захватив между большим и остальными пальцами мышцу плеча, надо разминать ее, смещая при этом в сторону. Движения выполняют от локтя к плечу, не забывая после каждого приема производить поглаживание.
Самомассаж предплечья производят кистью правой (левой) руки, поглаживая его скользящими движениями от кисти до локтевого сустава. Затем четырьмя пальцами производят щипцеобразное разминание наружной стороны предплечья.
По аналогичной схеме выполняют самомассаж пальцев, голеней, бедер, груди, шеи, спины ипоясницы. При этом следует помнить, что подмышечные области, локтевые сгибы, пах и подколенные ямки массировать нельзя, так как там расположены лимфатические узлы.
Ноги надо массировать от пальцев к коленям, а затем к паху; руки — от пальцев к плечам; грудь — от грудины вдоль ребер к подмышкам; спину — отбольших ягодичных мышц к плечам и от позвоночного столба к бокам; живот — круговыми движениями по часовой стрелке; шею — от волосяного покрова головы к лопаткам.
Самомассаж нельзя производить при острых воспалительных процессах, лихорадочных состояниях, кровотечениях, кожных и инфекционных заболеваниях с высокой температурой, заболеваниях сердца, почек и легких. Нежелательно выполнять массаж натощак.
В зависимости от цели применения различают предварительный и восстановительный самомас-
Сс1лСа
При занятиях бегом трусцой производят предварительный самомассаж мышц бедра и голени (3—4 поглаживания, 3—5 выжиманий, 3—6 разминаний). Заканчивают самомассаж потряхиванием и поглаживанием.
Восстановительный самомассаж применяют для восстановления работоспособности утомленных мышц, быстрого снятия усталости (часто достаточно 4—6 мин массажа, чтобы вновь обрести хорошую форму). Так, при появлении болей в мышцах и связках после бега надо встряхнуть мышцы ног. Для этого достаточно встать на одну ногу и потрясти другой и наоборот. Эти же движения можно проделать, лежа на спине. Во время встряхивания можно поглаживать ногу от стопы к паху.
Билет № 21
1. Почему занятия физической культурой оказывают положительное влияние на формирование качеств личности (смелости, воли, инициативности и терпимости)?
2. С какой целью проводится самонаблюдение и что оно в себя включает?
3. Составьте правила соревнованийс использованием одного из упражнений школьной программы. Раскройте особенности организации и проведение этого соревнования.
1.Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой и формируется на основе тех же природных задатков и психофизических процессов, что и нравственная, эстетическая и другие виды культуры. Поэтому, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие важные качества личности, такие как смелость, воля, инициативность и терпимость. Эти качества приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями при активном стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать свою физическую природу (телесность), вести здоровый образ жизни.
Занимаясь физической культурой, человек познает себя, других людей и окружающий мир. У него активно формируются не только смелость, волю, инициативность и терпимость, но и самостоятельность, творчество, развиваются мировоззрение и мышление, критическое отношение к действиям других людей и собственным поступкам. Все эти положительные свойства, приобретаемые в результате физкультурной деятельности, формируют не только физически культурного человека, но и целостную
личность, всесторонне и гармонично развитую, соответствующую высокому уровню общей культуры. Кроме того, физическая культура помогает противостоять таким вредным факторам, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Для примера рассмотрим подробнее положительное влияние занятий физической культурой на формирование такого качества, как сила воли. Воспитание силы воли человека возможно при выполнении самых разных физических упражнений. Возьмем комплекс утренней гимнастики. Его выполнение требует от человека известной дисциплины и самоограничения. Кроме того, повторение утренней зарядки каждый день в одно и то же время вырабатывает стабильность в поведении и поступках. Таким образом, воспитывается не только сила воли, но и привычка к ежедневному обязательному труду, в данном случае физическому, целеустремленность, настойчивость, упорство, самостоятельность, терпимость, выдержка и самообладание.
Самонаблюдение (самоконтроль) проводится для того, чтобы определить, какое воздействие оказывают физические нагрузки на организм. Самочувствие и работоспособность, как правило, довольно точно отражают общее состояние здоровья организма человека. Если после тренировочных занятий самочувствие, настроение, аппетит и сон хорошие, есть желание заниматься дальше, то это положительные признаки. Они показывают, что организм справляется с нагрузками и их можно постепенно увеличивать. При чрезмерных нагрузках возникает утомление, может появиться раздражительность, вялость, одышка, головокружение, боли в сердце, иногда нарушается сон.
Самонаблюдение за состоянием своего здоровья можно проводить по субъективным и объективным показателям.
Субъективными показателями являются самочувствие, настроение, аппетит, сон, желание заниматься, работоспособность, болевые ощущения, внешние признаки утомления (окраска кожи лица и туловища, потливость и др.).
Объективными показателями являются частота сердечных сокращений, жизненная емкость легких, масса тела, результат выполнения теста на приседание, проба с задержкой дыхания и т. д. Частоту сердечных сокращений (пульс) можно измерить несколькими способами: тремя пальцами на запястье, большим и указательным пальцами на шее, кончиками пальцев на виске, ладонью на груди. Пульс обычно подсчитывают с помощью секундомера или секундной стрелки часов за 10 с и полученную величину умножают на 6 (получается количество ударов за 1 мин). Физические упражнения повышают пульс. Чем больше нагрузка, тем он чаще. В спокойном состоянии пульс составляет 70—80 ударов в минуту. При легкой физической нагрузке пульс достигает 100—120 ударов в минуту, при средней — 130—150, при большой повышается до 180, а при очень большой до 200 ударов в минуту. После физических нагрузок через 5—10 мин частота сердечных сокращений приходит в норму.
Другие объективные показатели тоже могут быть измерены самостоятельно (масса тела) или с помощью специалистов.
3. Правила соревнований — это официальный документ, в котором указывают условия и порядок проведения соревнований, права и обязанности участников, организаторов и судей. Они также определяют характер проведения соревнований (соревнования могут быть личными, командными, лично-командными), возраст участников, их права и обязанности, порядок допуска к соревнованиям, спортивную форму участников, состав судейской
коллегии, ее права и обязанности, виды упражнений, дистанции, оборудование, инвентарь, требования к месту соревнования и многое другое, необходимое для организации соревнований. Ниже приведены правила соревнований с использованием одного из видов упражнений школьной программы.