ОТ АВТОРОВ
Дорогие друзья!
Перед вами логопедический рабочий альбом новых технологий, который должен не только помочь сделать занятия интересней, но и облегчить работу логопеда, родителей.
Уникальность наших игровых пособий, кстати, и в том, что они сказочны по форме и содержанию. Звуки, которые не умеет пока произносить ребенок, не обезличены. Они живые! У них есть ручки, ножки, свой характер, своя квартира в домике-ротике.
Пока звука нет в речи, ребенок получает картинки «Возвращение звука домой», работает с листами речевого материала. А когда звук появился — родился, ему дают картинку «День рождения звука». Настоящий день рождения с подарками и гостями.
Кстати, альбом можно разрезать на листы, они мобильны и индивидуально применимы. Но обязательно первыми ребенок получает листы «Домик звуков» (1 лист) и артикуляционную гимнастику с инструкцией (5 листов). С этого начинается любая коррекционная работа.
Практические игровые разработки даны на 45 листах, которые ребенок может оформить в файл-папку. Папку с файлами (10—15 файлов) родители покупают вместо традиционной общей тетради. В процессе коррекционной работы ребенок заполняет ее нашими игровыми пособиями. Он играет, фантазирует, выполняет задания, просит родителей принять участие в его работе. В итоге папка становится совместным творчеством логопеда, ребенка, родителей.
В начале альбома есть лист, на котором ребенок нарисует собственный портрет или приклеит фотографию, что определит персональность его папки.
Для коллег-логопедов мы включили в наш альбом листы «Речевая карта» и «Домашнее задание».
Все наши игровые пособия учат ребенка творить, раскрывают лучшее, что в нем есть, и тогда становится успешной и доставляет радость коррекционная работа.
Удачи вам!
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия_________________________________ Имя______________________
2. Дата рождения____________________ Полных лет, месяцев________________
3. Домашний адрес______________________________________ Телефон ______
4. Мать (Ф.И.О., возраст, место работы)____________________________________
5. Отец (Ф.И.О., возраст, место работы)____________________________________
6. Краткий анамнез (беременность, роды, раннее физическое и речевое развитие)____
7. Звукопроизношение:
Р _________ С _________ Ш ___________ К ____________ Т
РЬ_______________ СЬ______________ Ж____________ К___________________ ТЬ_
Л _________ 3 _________ Ч____________ Г-ГЬ_____________ Д
л__________ ЗЬ__________ щ________ Х- ХЬ_______ Д Ь_
И _________ Ц__________________ Другие звуки_______________
8. Фонематический слух (память, восприятие) ___________________________
9. Голос (темп, плавность, сила, запинки) _______________________________
10. Артикуляционный аппарат: зубы____________________ губы ____________
прикус____________________ язык___________________ уздечка __________
11. Словарный запас _________________________________________________
12. Фразовая речь___________________________________________________
13. Обобщающие понятия ____________________________________________
14. Цвета_________________________________ Счет______________________
15. Чтение (знание букв)______________________________________________
16. Письмо и чтение (школьники) ______________________________________
17. Сформированность латералиты ____________________________________
18. Эмоциональная характеристика ____________________________________
19. Обращения к логопедам___________________________________________
20. Речевой диагноз _________________________________________________
21. Рекомендации ___________________________________________________
«______ »_______________ 200 г. Логопед__________________
Двухэтажный домик — это твой ротик, где живут звуки. |
Потому что все умеют шипеть Ш — папа в шляпе. Ж — его жена. Ч — их дочка. Щ — их щенок. |
Л — с твердым, Ль — с мягким характером. |
Р— с твердым, Рь — с мягким iхарактером. |
Потому что все умеют свистеть. |
Этот домик — твой ротик. Открой рот. Первый этаж — это твои нижние зубки. Второй этаж — это твои верхние зубки. Давай войдем в дом. Посмотри, на первом этаже одна большая квартира. Здесь живут звуки, которые умеют свистеть, i Давай назовем их (С, Сь, 3, Зь, Ц). Поднимемся на второй этаж. Тук-тук-тук. Скажи, сколько здесь квартир? Три? В первой квартире живут! два брата (Л, Ль). Назови их. А вот в этой квартире тоже два брата (Р, Рь). Назови. В третьей живет шипящая семейка. Их так назвали потому, что они любят шипеть. Ш — папа в шляпе, Ж — его жена, Ч — их дочка, Щ — их щенок. Давай повторим. Если в какой-то квартире нет жильцов, их надо вернуть. Я даю тебе этот домик — он твой. Раскрась его. |
Артикуляционных упражнений очень много. Мы даем несколько основных, а остальные подберет логопед. «Заборчик».Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. |
«Дудочка».С напряжением вытянуть вперед губы (зубы вместе). |
«Окошко».Широко открыть рот — «жарко». Закрыть рот — «холодно». |
«Шарик».Надуть щеки. Сдуть щеки. |
«Чистим зубки».Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы. |
«Часики».Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой: тик-так. |
СКАЗКАОВЕСЕЛОМЯЗЫЧКЕ
Жил-был. Проснулся он рано утром. Открыл . Посмотрел налево, напра-
во, вниз, нет ли луж, вверх (движение языком, рот открыт), есть ли солнышко. Закрыл (закрыть рот). Открыл снова. Жарко стало (о...о...). Холодно стало (д...д...). Закрыл окошко. Побежал в ванную комнату. Прибежал. Открыл
(н...н... и движение рукой). Включил свет (чик). Открыл воду (чик-чик-чик и движение кистью). Полилась горячая вода (шшш). «Ой», — испугался и отдернул руки. (Покажите, как он испугался.) Надо открыть какую воду? Правильно, холодную (чик-чик-чик и движение кистью). Водичка соединилась и стала теплой (ссь...) . почистил зубы (упражнение). Умылся (круговые движения языка по губам). Закрыл холодную воду (чик-чик-чик). Закрыл горячую воду (чик-чик-чик). Закрыл (ннн...). И побежал на кухню завтракать. А на кухне мама блинчики печет. «Здравствуй, мама! —весело крикнул . — Я тебя очень люблю!» «Здравствуй, ! Я тебя тоже очень люблю. Помоги мне тесто месить» (упражнение). Наконец тесто готово. Мама испекла и дала Язычку (упражнение «Блинчик») с вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Выпил молока вот из такой (упражнение), поблагодарил и спросил: «Мамочка, можно я пойду погуляю?» «Конечно, можно, — ответила мама. — Только не опаздывай к обеду». Вышел на крыльцо . А вокруг длинный (упражнение «Заборчик»). Наверху труба (упражнение «Дудочка»). В трубе живет веселый ветер: «У... У... Привет,!» Побежал в конюшню к своей любимой лошадке. «Здравствуй, погладил ее Язычок (движение рукой), — поедем кататься». «Иго-го...», —обрадовалась и
Вскочил на и поскакал (упражнение).
Прискакал в зоопарк. Там он встретил своих друзей: Болтливого (бл- бл-бл, упражнение),Упрямого Ослика (иа-иа-иа). Друзья покатались на автомобильчиках (дррр...). Съели (лакательные движения языком). Надули воздушные (упражнение). Жарко. в зоопарке опустил свой длинный хобот в воду. Набирает водичку (упражнение). Язычок посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести (чик-чик-чик — упражнение). «Ой, меня же мама дома ждет», — и поскакал он домой. Вот такая история о. А вы придумайте свою.
Помогите [Р] вернуться домой. |
Обведите и раскрасьте картинки-упражнения. |
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ [Р] Жираф и рак подарили Р одинаковые подарки, но если приглядеться, можно найти разницу. |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА [Р] |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [Р] В ТР, ДР При произнесении слогов, слов нельзя разрывать звукосочетание тр(др).Звук [р],отделенный от звука [т(д)],сразу, без тренировочных упражнений, произнести трудно, так как звук [т(д)]является опорой для удержания языка за верхними зубами. Старайтесь [р]произносить с вибрацией (трррра, дррра). |
ТРРРРА ДРРРА ТРРРО ДРРРО ТРРРЫ ДРРРЫ ТРРРУ ДРРРУ |
ТР, ДР во фразе: Дра-дра-дра — на траве лежат дрова. Дры-дры-дры — кони быстры и бодры. Дро-дро-дро — Дрон, не тронь мое ведро. Дру-дру-дру — друга пригласи к костру. Придумай, запиши подобные потешки. Тра-тра-тра — Тро-тро-тро — Тры-тры-тры — Тру-тру-тру — |
ДР, ТР со стечением согласных: завтрак страус стройка втроем струя стружка острый пестрый |
ТР, ДР в открытых слогах: драка трава друзья трубка дрова тройка квадрат тетрадь ведро метро подруга петрушка |
У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Петрушка ест ватрушку. У девочки пестрые гетры. Один за другим матросы идут по трапу. Подросток с трудом несет ведро воды. Втроем дровосеки быстро подрубили кедр. Труба трубит, труба поет, трубач по улице идет. |
Автоматизация [р] — в слогах, словах ([р]произносите с вибрацией — ррра) РРРРРА... РРРРРО... И Т. Д. |
Раскрасьте шарики красным цветом. |
Сосчитайте так: «Один красный шар, два краеных шара, три крас-ных шара, четыре красных шара, пять красных шаров». ДОПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАРТИНКОЙ СО ЗВУКОМ [Р]. |
ра — ро — ры ру — ро — ра ро — ру — ры ра — ру — ры |
ра-ра — дыра ро-ро — перо ры-ры — дары ру-ру — беру |
[р] в конце слов: комар самовар топор мотор помидор бур сыр актер ковер мундир , командир |
РА рак радуга работа РЫ рысь рыба рынок РУ рука ручей румяный РО роща розовый родина |
Вспомните, нарисуйте три овоща и три фрукта со звуком [р] в названии. |
[р] в середине слов: марка горка бурка тёрка персик бирка |
[р] в словах со стечением согласных: граница крапива брошка крошка брусника фрукты |
[р] в более трудных словах (с двумя звуками [р]): простор размер разговор аэродром раскрывать квартира кругозор фарфор разрывать проверка оркестр литература |
Нарисуйте все, что украли у вороны. |
Нарисуйте портреты пяти детей. |
Закончите слово слогом —ра: у... Жа… детво... Слогом —ры: го... но... пожа... Слогом -ро или —ру: пе... бе... |
Выучите стихотворение наизусть. |
Картонку! Пробку! И красивую Коробку. |
- Кра! - Кричит ворона. — Кража! Караул Грабеж! Пропажа! Вор прокрался Утром рано, Грош украл он Из кармана! Карандаш! |
В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ФРАЗАХ Мягкий звук [рь], как и мягкий звук [ль], обычно ставится по подражанию при условии хорошего произношения твердого звука [р], [рь] произносите также с вибрацией. |
[р]-[рь] ра—ря ра — ря — ра ро—рё ро — рё — ро ру—рю ру — ру — рю ры—ри ри — ры — ри рэ—ре рэ — ре — рэ |
Соедините имя с портретом. Придумайте детям фамилии со звуком [р]. |
рад — ряд парад — наряд роза — берёза рожки — серёжки народ — вперёд рысь — рис горка — горько |
Образуйте множественное число: букварь — буквари якорь — якоря календарь — фонарь — словарь — богатырь — снегирь — |
Андрюша Марина Рита Ирина Борис |
Ря-ря-ря-ря — синие моря. Рё-рё-рё-рё — мы идём вперёд. Рю-рю-рю-рю — кашу я варю. Ри-ри-ри-ри — летают снегири. Ре-ре-ре-ре — дождик на дворе. |
Выучите скороговорки. Нарисуйте к ним забавные картинки. |
У нас на дворе подворье. Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Потеряла Маргарита Маргаритки на дворе. Посмотрите на Иринку, Ест Иринка мандаринку. Съест Иринка мандаринку, Бросит корочки в корзинку. Погода размокропогодилась. |
У тридцати трех полосатых поросят Тридцать три хвостика висят. |
Раскрасьте так, чтобы на рисунке было лето. |
Нарисуйте в норке свою мышку. |
Губы в улыбке, произнесите «а-а» и прикусите широкий кончик языка. После прикусывания никакого звука быть не должно. |
Волшебный слоненок принес много подарков. Найдите слова со звуком [л]. |
АВТОМАТИЗАЦИЯ [Л] - В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ФРАЗАХ |
ЛА ЛУ ландыш лунка ласточка лужа ЛО ЛЫ лодка лыжи ложка лыжник |
писала читала палуба улыбка спелый холодный |
Пароход долго гудит: ллл... |
[Л] СО [Л] В КОНЦЕ СЛОВ: [Л] В СЕРЕДИНЕ СТЕЧЕНИЕМ СЛОВ: СОГЛАСНЫХ: пластмасса пенал пчёлка сладкий футбол фиалка флаг купил полный гладкий забыл белка пластинка дятел булка площадь мускул бутылка |
Нарисуйте свои картинки к этим потешкам. |
Белый цвет, белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была. |
Маланька-болтунька Молоко болтала, Болтала, болтала, |
Выбалтывала, выбалтывала, Да не выболтала. |
Выучите скороговорки. Нарисуйте к ним забавные картинки. |
Ослик был сегодня зол, Он узнал, что он осёл. |
Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом. |
АВТОМАТИЗАЦИЯ [Ль] - В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ФРАЗАХ |
ЛЯ даль медаль моль ЛЕ шаль педаль соль ЛЮ сталь фестиваль пыль ЛИ эмаль пальма мель ЛЕ деталь боль |
ЛЯ ЛЁ ЛЮ ЛЕ поляна самолёт лютик лебедь коляска мотылёк клюв олень |
Взгляни на маленьких совят — малютки рядышком сидят. |
ПОВТОРИТЕ ПАРЫ СЛОВ С [Л] И [Ль]: пола — поля юла — Юля пилот — полёт флаги — фляги |
Каждый вечер я из лейки поливаю тополь клейкий. |
pa — ла — pa ло — ло — ро ры — ры — лы ру — ру — лу ря — ря — ля рё — рё — лё рю — рю — лю ри — ли — ри |
На дворе трава, На траве дрова, Не руби дрова На траве двора. |
рубка — голубка шуруп — тулуп моря — поля моряк — поляк горят — болят пузырёк — мотылёк варю — велю насорю — насолю трюк — люк жарить — жалить жарь — жаль угорь — уголь сорить — солить |
игры — иглы прорубь — голубь рыбка — улыбка |
Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу. |
роза — лоза рожки — ложки |
Батон, буханку, баранку Пекарь испёк спозаранку. |
СЛОВА СО ЗВУКАМИ [Л], [Ль], [Р], [Рь] мармелад лекарство карусель лесоруб акварель глухарь |
ИГРА-ЗАДАНИЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Р] И [Pb] а) Я называю слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [р]. Примерные слова: бараны, букварь, рёв, рама, мотор, игра, Боря, Ира, горячий, метр, кедры, варить, моря и т. п. б) Укажите предметы, в названии которых есть [р]. |
К ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [Ш] Это пособие для детей, у которых есть звук [р]. |
Жил-был гномик Рш. Он очень любил спать и во сне тихо похрапывал: р-ш-ш-ш... Пришли А, О, У, И и стали будить гномика: А: «Р-ш-ш-ш, вставай!» О: «Р-ш-ш-ш, вставай!» У: «Р-ш-ш-ш, вставай!» И: «Р-ш-ш-ш, вставай!» Разбудили гномика. Он встал и поздоровался со всеми: «Р-ш-ш-ш, А-а-а. Р-ш-ш-ш, О-о-о. Р-ш-ш-ш, У-у-у. Р-ш-ш-ш, И-и-и». |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО [Ш] |
Помогите змее дотянуться до яблока (ш-ш-ш), отмечайте свои попытки карандашами разного цвета. Какая дорожка получилась самой длинной? |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] - В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ФРАЗАХ |
([ш] выделяйте голосом — шшшуба) |
ШИ шило шиповник камыши кувшин ошибка |
[Ш] СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ: швея шкатулка шляпка шмель шнурок |
Говорила мышке мышка: — До чего люблю я книжки. Не могу я их прочесть, Но зато могу их съесть. |
ША шапка ушанка лапша Андрюша |
пышка мышка малыш ушки лягушка кукушка |
Выучите! На опушке в избушке Живут старушки-болтушки У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке — кошка. Кошки в лукошках Шьют старушкам сапожм Дорисуйте портреты трех мальчиков и трех девочек. Назовите имена со звуком [ш] (три имени мальчиков, три имени девочек). |
ШУ, ШЕ шутка ношу ошейник |
Нарисуйте игрушки со звуком [ш] в названии. |
Шесть мышат в камыше шуршат. |
Кукушка кукушонку Купила капюшон. |
Надел кукушонок капюшон. В капюшоне кукушонок смешон. |
Дали Глаше простокваши, а у Глаши — каша. |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ж] -В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ФРАЗАХ |
Хорошо закрепив [ш] в речевом материале, переходите к звуку [ж]. Помните, что звук [ж] — звонкий. Выделяйте его голосом: жжжаба. |
журнал жёлтый жалоба жираф журавль |
Выучите! Жук упал и встать не может, Ждёт он: кто ему поможет. С. Маршак |
вяжут кожура вижу наживка лыжи пружина |
дождик Дождик, дождик, не дожди, Не дожди ты, подожди! Дождик, дождик, поливай, Будет хлеба каравай! Дождик, дождик, припусти, Надо травке подрасти. |
[Ж] В СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ: НОЖНИЦЫ художник таёжный дождик булыжник одежда |
ЖУК Я жук, я жук, Я тут живу. Жужжу, жужжу. Гляжу, лежу и не тужу. Всю жизнь жужжу: «Ж-ж-ж». |
У ежа ежата. У ужа ужата. |
АВТОМАТИЗАЦИЯ [Ч] - В СЛОВАХ, СЛОГАХ, ФРАЗАХ АЧ калач колечко ОЧ ночь дочка УЧ ключ ночка ключ — ключик ИЧ мяч Жучка калач — ЕЧ луч внучка ручей — дочь — |
Выучите стихотворение. Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек: — Приходите все на чай. Сколько чаек? Отвечай! Г. Сатир |
ВРАЧ-ГРАЧ У слонов больная дочь. Дочка плачет день и ночь. К дочке вызвали грача, Он похож был на врача. Ведь не зря на слово «грач» Чуть похоже слово «врач». |
Закончите слово слогом: -ча -чу -чи зада... кри... кала... калан... мол... горя... |
Что может предложить чайка к чаю? (Слова должны быть со звуком [ч].) |
Каких врачей вы знаете? Что они лечат? |
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. |
Сколько в скороговорке слов? Сколько звуков [ч]? Нарисуйте чертенят. |
АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] - В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ФРАЗАХ |
Звук [щ] выделяйте голосом (щщщука) |
ща — ща — ща — щавель щё — щё — щё — щёки щи — щи — щи — клещи щу — щу — щу — тащу |
[Щ] В СОЧЕТАНИИ С СОГЛАСНЫМИ: борщ хищник изящный |
Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке. Заглянуло солнце в чащу — В чаще медвежонок спящий. |
Наварила щука щей, Пригласила трёх ершей. Говорили всем ерши: «Щи у щуки хороши». |
Ты нас, мама, не ищи — Щиплем мы щавель на щи. |
Щипцы да клещи — Вот наши вещи. |
Предложите ребенку картинки со звуками [ш], [ж].Пусть он соберет их в две стопки: одну со звуком [ш],другую со звуком [ж]. Когда хорошо усвоены звуки [ш]и [ж],необходимо провести работу по различению [ш], [ж]как на слух, так и в речевом материале. |
Дифференциация шипящих звуков [ш]и [ж]в словах: |
УГАДАЙТЕ СЛОВО (ДОПОЛНИТЕ НЕДОСТАЮЩИЙ СЛОГ СО ЗВУКОМ [Ш] ИЛИ [Ж]): |
лужок — пушок дрожу — дышу ложечка — кошечка бумажечка — букашечка ближе — дальше пружинка — пушинка наживка — нашивка |
Выучите предложения-потешки. Положи в бумажечку желтую букашечку. Я у бабушки жила, летом желуди нашла. Мой дружок от земли вершок. |
Игра «Скажите, какого звука не стало» В произнесенном вторично слове взрослый опускает звук [ш]или [ж].Например: (шапка — апка шуба — уба жаба — аба Женя — еня Игра «Узнайте звук — хлопните в ладоши» Ребенку скажите: «Услышишь слово со звуком [ш]или [ж],хлопнешь в ладоши». Шапка, жаба, башмак, башня, Женя, жимолость, кошка, ложка, жук, пружина и т. д. |
Помогите ослику вспомнить, сколько конфет он съел. Нарисуйте. |
ЗАКРЕПЛЕНИЕИЗОЛИРОВАННОГО [С] |
АВТОМАТИЗАЦИЯ [С] - В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ФРАЗАХ Звук [с] необходимо выделять голосом (ссссанки). |
[С] В СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ: |
Слово новое узнаешь, Если «сы» в конце добавишь! |
сад санки сокол сопка сук сукно сумка сын сыр |
погас рос вкус фокус интерес |
спутник небосвод смуглый стакан достать |
Вся семья собралась тут. Отгадайте, как зовут? Наши имена начинаются на [с].Сделайте цветное фото. |
ЧИСТОГОВОРКИ Оса боса и без пояса. Сухой сук нёс барсук. Влас у вас, Афанас у вас. Соломы воз возница вёз. |
Нарисуйте к словам со значком * картинки. Посчитайте, сколько животных, назовите их. Одна собака. Две собаки... |
[С] ВО ФРАЗАХ: Солёное масло. Кисло-сладкий квас. Сладкий арбуз. Спелый абрикос. Сладкий рис. |
АВТОМАТИЗАЦИЯ [3] -В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ФРАЗАХ |
ЗВЕРИ ДЛЯ ЗАБАВНОГО ЗООПАРКА — Сегодня мы с вами займёмся буквой «3». Давайте поиграем в зоопарк. Я буду заведующей зоопарком, а вам даю такое задание — завозить в мой зоопарк разных зверей, в названии которых встречается буква «3». Можно называть птиц и рыб. |
Помогите зайке. Назовите слоги правильно. [З] В Образуйте множе- СЛОВАХ:ственное число (один — много): запад фазан коза - козы золото береза - зонтик гроза - зубок арбуз - язык мороз - |
ЗАГАДКИ (Отгадки нарисуйте.) Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные А возьмешь — вода в руке. (Снежинки) |
ЧИСТОГОВОРКИ На дворе стоит коза, Жмурит серые глаза. Я смотрю во все глаза: На былинке стрекоза. Лезут козы В грозу в лозу — Лозу козы В грозу грызут. И. Демьянов |
За то, что завял зеленым в сарае, Зимой отхлестал хозяина в бане. |
АBTOMATИЗAЦИЯ [Ц] - В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ФРАЗАХ |
Выучите стихотворения. Цапля, стоя на крыльце, Повторяет букву «ц». Подойди, цыпленок Цып, Повторяй-ка: «Цып-цып-цып». Г. Сатир Жила-была умница, Умница-разумница. Про умницу-разумницу Знала вся улица: Петух да курица. |
[Щ В СЛОГАХ: ац уц оц ец ца цо цы цу |
кузнецы пшеница пятница цыпленок авиация |
Ца-ца-ца — стоит цапля. Цо-цо-цо — есть яйцо. Цу-цу-цу — ветер по лицу. Цы-цы-цы — беленькие зайцы. |
Никто не видел лисицы, Которая зайца боится. Зато все видели зайца, Который лисицы пугается. |
Дополните предложения словом со звуком [ц]. Нарисуйте то, что обозначает это слово. У мамы на пальце ... . В магазине зеленые ... . |
Отгадайте! Два конца, два кольца, А в середине — гвоздик. |
На сосне дворец, Во дворце певец, А зовут его ... . |
У куклы синие глаза, У куклы желтая коса. |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [Сь], [3], [Зь], [Ц] |
са — за — ца со — зо — цо сы — зы — цы су — зу — цу |
Убежит сестренка в сад, брат зовет ее назад. |
[с]и [ц] синица лестница солнце |
Добавьте к словам недостающий слог со звуком: |
Сеня взял совок и насыпал кузовок. |
[с] [з] J0T пля... му.у^улии* ро... гла... пти... Збу... фа... тан^ |
Эту девочку с косой во дворе зовут козой. |
Забрели к нам в детский сад Десять маленьких цыплят. |
Завела их с улицы Пестренькая курица. — Миленькая курица, |
Ты ошиблась улицей ) Это детский сад, Но не для цыплят! |
Крыластый, горластый, красные ласты. (Гусь) |
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов.......................................... 2
Речевая карта...................................... 4
Домик звуков............ ........................ 6
Артикуляционная гимнастика...... 7
Сказка о Веселом Язычке............. 10
Возвращение [р] домой................. 12
Возвращение [л] домой................. 20
Возвращение шипящих звуков... 29
Возвращение свистящих звуков .... 40
УДК 376.36 ББК 74.3 М21
Мальцева М. А., Костыгина В. Н.
М 21 Мой логопедический альбом/ХудожникГ. В. Соколов. — Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2001. — 48 с: ил. — (Серия: «Вместе учимся, играем. Практическое приложение»).
Если ваш ребенок произносит не все звуки или некоторые из них звучат у него нечетко, то этот логопедический альбом вам просто необходим. Причем занятия по нему не только помогут «поставить» звук, но и развлекут, поскольку построены на игровой основе.
Безобъявл. ЫЖ743
ИД 04181-01 ББК 74.3
ISBN 5-9285-0154-4© Академия развития,
Академия, К0, Академия Холдинг, 2002 © Мальцева М. А., Костыгина В. Н., 2001 © Художник Соколов Г. В., 2001