Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по физической культуре
Основание и цели разработки требований. разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.
Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, не эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.
Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носят многофункциональный характер, могут использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.
Многие из включенных средств и объектов материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование ориентировано как на преподавание конкретных предметных тем, так и создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования.
Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усиления аналитического компонента учебной деятельности.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления их собственной базы материально-технических средств обучения.
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал (кабинет). При этом использование значительной части указанных средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения планируется исходя из среднего расчета наполняемости класса (26–30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях (см. табл.) используется следующая система символических обозначений:
Д –демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К– полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);
Г– комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
Характеристика учебных помещений. Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и норм (СанПиН 2.4.2.1178-02). Спортивный зал и пришкольные спортивные стадионы (площадки) должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.
№ п/п | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечание | ||
Основная школа | Старшая школа | ||||
базов. уров. | проф. уров. | ||||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||||
1.1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы |
Продолжение табл.
1.2 | Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень) | Д | входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) | ||
1.3 | Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень) | Д | |||
1.4 | Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре | Д | |||
1.5 | Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый уровень) | Д | |||
1.6 | Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (профильный уровень) | Д | |||
1.7 | Авторские рабочие программы по физической культуре | Д | Д | Д | |
1.8 | Учебник по физической культуре | К | К | К | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендуемых или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации |
1.9 | Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» | Г | Г | Г | Комплекты разноуровневых тематических заданий, дидактических карточек |
1.10 | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению | Д | Д | Д | В составе библиотечного фонда |
1.11 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д | Д | Методические пособия и рекомендации журнала «Физическая культура в школе» |
Печатные пособия | |||||
2.1 | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | Д | |||
2.2 | Плакаты методические | Д | Д | Д | Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям |
2.3 | Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения | Д | |||
Экранно-звуковые пособия | |||||
3.1 | Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» | Д | Д | Д | |
3.2 | Аудиозаписи | Д | Д | Д | Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям; проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников |
Технические средства обучения | |||||
4.1 | Телевизор с универсальной подставкой | Д | Телевизор не менее 72 см по диагонали | ||
4.2 | Видеомагнитофон с комплектом видеокассет | Д | |||
4.3 | Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок | Д | Аудиоцентр с возможностью использования аудиодисков, CD R, CD RW, МРЗ, а также магнитных записей | ||
4.4 | Радиомикрофон (петличный) | Д | |||
4.5 | Мегафон |
4.6 | Мультимедийный компьютер | Д | Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-, видеовходы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных) | ||
4.7 | Сканер | Д | |||
4.8 | Принтер лазерный | Д | |||
4.9 | Копировальный аппарат | Д | Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения | ||
4.10 | Цифровая видеокамера | Д | Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения | ||
4.11 | Цифровая фотокамера | Д | |||
4.12 | Мультимедиапроектор | Д | |||
4.13 | Экран (на штативе или навесной) | Д | Минимальные размеры 1,25х1,25 | ||
Учебно-практическое оборудование | |||||
Гимнастика | |||||
5.1 | Стенка гимнастическая | Г | Г | Г | |
5.2 | Бревно гимнастическое напольное | Г | |||
5.3 | Бревно гимнастическое высокое | Г | Г | Г | |
5.4 | Козел гимнастический | Г | Г | Г | |
5.5 | Конь гимнастический | Г | |||
5.6 | Перекладина гимнастическая | Г | Г | Г | |
5.7 | Брусья гимнастические, разновысокие | Г | Г | Г | |
5.8 | Брусья гимнастические, параллельные | Г | Г | Г |
5.9 | Кольца гимнастические с механизмом крепления | Г | Г | ||
5.10 | Канат для лазания с механизмом крепления | Г | Г | Г | |
5.11 | Мост гимнастический подкидной | Г | Г | Г | |
5.12 | Скамейка гимнастическая жесткая | Г | Г | Г | |
5.13 | Скамейка гимнастическая мягкая | Г | Г | Г | |
5.14 | Комплект навесного оборудования | Г | Г | Г | В комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания |
5.15 | Контейнер с набором т/а гантелей | Г | |||
5.16 | Скамья атлетическая, вертикальная | Г | Г | ||
5.17 | Скамья атлетическая, наклонная | Г | Г | ||
5.18 | Стойка для штанги | Д | Д | ||
5.19 | Штанги тренировочные | Г | Г | ||
5.20 | Гантели наборные | Г | Г | ||
5.21 | Вибрационный тренажер М.Ф.Агашина | Г | Г | Г | |
5.22 | Коврик гимнастический | К | К | К | |
5.23 | Станок хореографический | Г | Г | Г | |
5.24 | Акробатическая дорожка | Г | Г | Г | |
5.25 | Покрытие для борцовского ковра | Д | Д | ||
5.26 | Маты борцовские | Г | Г | ||
5.27 | Маты гимнастические | Г | Г | Г | |
5.28 | Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг) | Г | Г | Г | |
5.29 | Мяч малый (теннисный) | К (Г) | К (Г) | К (Г) | В школе есть комплект для групп |
5.30 | Скакалка гимнастическая | К (Г) | К (Г) | К (Г) | В школе есть комплект для групп |
5.31 | Мяч малый (мягкий) | К | К | К | |
5.32 | Палка гимнастическая | К | К | К |
5.33 | Обруч гимнастический | К (Г) | К (Г) | К (Г) | В школе есть комплект для групп |
5.34 | Коврики массажные | Г | Г | ||
5.35 | Секундомер настенный с защитной сеткой | Д | |||
5.36 | Пылесос | Д | Д | Д | Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря |
5.37 | Сетка для переноса малых мячей | Д | Д | Д | |
Легкая атлетика | |||||
5.38 | Планка для прыжков в высоту | Д | Д | ||
5.39 | Стойки для прыжков в высоту | Д | Д | ||
5.40 | Барьеры л/а тренировочные | Г | Г | ||
5.41 | Флажки разметочные на опоре | Г | |||
5.42 | Лента финишная | Д | |||
5.43 | Дорожка разметочная для прыжков в длину с места | Г | |||
5.44 | Рулетка измерительная (10м; 50м) | Д | |||
5.45 | Номера нагрудные | Г | Г | Г | |
Спортивные игры | |||||
5.46 | Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | Д | |||
5.47 | Шиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой | Г | |||
5.48 | Мячи баскетбольные | Г | Г | Г | |
5.49 | Сетка для переноса и хранения мячей | Д | Д | Д | |
5.50 | Жилетки игровые с номерами | Г | Г | Г | |
5.51 | Стойки волейбольные универсальные | Д | |||
5.52 | Сетка волейбольная | Д | |||
5.53 | Мячи волейбольные | Г | Г | Г |
5.54 | Сетка для переноски и хранения баскетбольных мячей | Д | Д | Д | |
5.55 | Табло перекидное | Д | |||
5.56 | Жилетки игровые с номерами | Г | Г | Г | |
5.57 | Ворота для мини-футбола | Д | |||
5.58 | Сетка для ворот мини-футбола | Д | |||
5.59 | Мячи футбольные | Г | Г | Г | |
5.60 | Номера нагрудные | Г | Г | Г | |
5.61 | Компрессор для накачивания мячей | Д | |||
Туризм | |||||
5.62 | Палатки туристские (двухместные) | Г | |||
5.63 | Рюкзаки туристские | Г | |||
5.64 | Комплект туристский бивуачный | Д | |||
Измерительные приборы | |||||
5.65 | Пульсометр | Г | Г | ||
5.66 | Шагомер электронный | Г | Г | ||
5.67 | Комплект динамометров ручных | Д | |||
5.68 | Динамометр становой | Д | |||
5.69 | Ступенька универсальная (для степ-теста) | Г | |||
5.70 | Тонометр автоматический | Д | |||
5.71 | Весы медицинские с ростомером | Д | Д | ||
Средства доврачебной помощи | |||||
5.72 | Аптечка медицинская | Д | Д | ||
Дополнительный инвентарь | |||||
5.73 | Доска аудиторная с магнитной поверхностью | Д | Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу |
Спортивные залы | |||||
6.1 | Спортивный зал игровой | С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек | |||
6.2 | Спортивный зал гимнастический | С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек | |||
6.3 | Зоны рекреации | Для проведения динамических пауз (перемен) | |||
6.4 | Кабинет учителя | Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды | |||
6.5 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | Включает в себя: стеллажи, контейнеры | |||
Пришкольный стадион (площадка) | |||||
7.1 | Легкоатлетическая дорожка | Д | |||
7.2 | Сектор для прыжков в длину | Д | |||
7.3 | Сектор для прыжков в высоту | Д | |||
7.4 | Игровое поле для футбола (мини-футбола) | Д | |||
7.5 | Площадка игровая баскетбольная | Д | |||
7.6 | Площадка игровая волейбольная | Д | |||
7.7 | Гимнастический городок | Д | Д | ||
7.8 | Полоса препятствий | Д | Д |
7.9 | Лыжная трасса | Д | Включающая небольшие отлогие склоны | ||
7.10 | Комплект шансовых инструментов для подготовки мест занятий на спортивном стадионе | Д |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами для учителя и соответственно планируемыми результатами освоения содержания учебного предмета являются:
● укрепление здоровья школьников, улучшение осанки, гармоничное физическое развитие;
● приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным и спортивным играм;
● воспитание морально-волевых качеств;
● формирование устойчивого интереса к двигательной активности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками, подвижными и спортивными играми;
● обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
● совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании;
● обучение физическим упражнения из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
● развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
● обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
● формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
● рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
● характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
● определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
● разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
● руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
● руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
● характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
● характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
● определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
● использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
● составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
● классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
● самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
● тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
● взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
● вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
● проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
● проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
● выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
● выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
● выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
● выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
● выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
● выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
● выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
● выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
● выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
● выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
● выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность:
● выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
● преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
● осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
● выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.