II. 3. Нагрузка в спортивной тренировке
II. 3.1. Характеристика нагрузок,применяющихся в спортивной тренировке
Нагрузки, применяющиеся в спортивной тренировке, по своему характеру могут быть подразделены на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические; по величине — на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (пре-
дельные); по направленности — на способствующие развитию отдельных двигательных способностей (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (например, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т. п.; по координационной сложности— на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности; по психической напряженности — на более напряженные и менее напряженные, в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.
Нагрузки могут различаться по принадлежности к тому или иному структурному образованию тренировочного процесса. В частности, следует различать нагрузки отдельных тренировочных и соревновательных упражнений или их комплексов, нагрузки тренировочных занятий, дней, суммарные нагрузки микро- и мезо-циклов, периодов и этапов тренировки, макроциклов, тренировочного года.
Выделяют «внешнюю» и «внутреннюю» стороны тренировочных и соревновательных нагрузок. «Внешняя» сторона нагрузки в наиболее общем виде может быть представлена показателями суммарного объема работы. В их числе: общий объем работы в часах, объем циклической работы (бега, плавания, гребли и т. д.) в километрах, число тренировочных занятий, соревновательных стартов, игр, схваток и т. д. Раскрыть эти общие характеристики «внешней» стороны нагрузки можно, выделяя ее частные характеристики. С этой целью определяют, например, процент интенсивной работы в общем ее объеме, соотношение работы, направленной на развитие отдельных качеств и способностей, соотношение средств общей и специальной подготовки и др.
Для оценки «внешней» стороны нагрузки широко используют показатели ее интенсивности. К таким показателям относятся: темп движений, скорость их выполнения, время преодоления тренировочных отрезков и дистанций, плотность выполнения упражнений в .занятии, величина отягощений, преодолеваемых в процессе развития силовых качеств, и т. п.
Наиболее полно нагрузка характеризуется с «внутренней» стороны, т. е. по реакции организма на выполняемую работу. Здесь наряду с показателями, несущими информацию о срочном эффекте нагрузки, проявляющемся в изменении 'состояния функциональных систем непосредственно во время работы и сразу после ее окончания, могут использоваться данные о характере и продолжительности периода восстановления.
Характеристики нагрузки с «внешней» и «внутренней» стороны тесно взаимосвязаны: увеличение объема и интенсивности тренировочной работы приводит к увеличению сдвигов в функциональном состоянии различных систем и органов, к развитию и углублению процессов утомления. Однако эта взаимосвязь проявляется
Gt;
лишь в определенных пределах. Например, при одном и том же суммарном объеме работы, при одной и той же ее интенсивности влияние нагрузки на организм спортсмена может быть принципиально различным. Так, выполнение тренировочной программы в плавании типа 10x50 м со скоростью 90—95% от максимальной в зависимости от продолжительности пауз отдыха может дать различные эффекты: 10—15-секундные паузы будут приводить к кумуляции функциональных сдвигов и снижению работоспособности, а 2—3-минутные паузы позволят спортсмену восстановить работоспособность и устранить сдвиги, вызванные предшествующим повторением. При одних и тех же внешних характеристиках внутренняя сторона нагрузки может изменяться под влиянием самых различных причин. Так, выполнение одной и той же работы в разных функциональных состояниях приводит к различным реакциям со стороны функциональных систем организма,; В качестве примера можно привести результаты исследований, полученные при моделировании условий командной гонки преследования на треке: выполнение работы, одинаковой по мощности и продолжительности, в условиях утомления приводит к резкому увеличению сдвигов в деятельности функциональных систем (табл. 7).
Изменение условий выполнения нагрузки (тренировка в сред-негорье), применение дополнительных технических средств (дыхание через мертвое пространство) или методических приемов (выполнение упражнений с задержкой дыхания) при одних и тех же внешних параметрах нагрузки также могут привести к значительному усилению реакции организма спортсмена (табл. 8).
Соотношение внешних и внутренних параметров нагрузки изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативных функций. Например, одна и та же по объему и интенсив-
ности работа вызывает различную реакцию у спортсменов разной квалификации (рис. 8). Более того, предельная нагрузка, предполагающая, естественно, различные объемы и интенсивность работы, но приводящая к отказу от ее выполнения, вызывает у них различную внутреннюю реакцию. Проявляется это, как правило, в том, что у спортсменов высокого класса при более выраженной реакции на предельную нагрузку восстановительные процессы протекают
По направленности воздействия нагрузки могут носить избира-гельный (преимущественный) и комплексный характер. Нагрузки избирательного характера связаны с преимущественным воздействием обычно на одну функциональную систему, обеспечивающую
уровень проявления того или иного качества или способности; нагрузки комплексного характера воздействуют на две или несколько .1 функциональных систем. Конечно, строго избирательное воздействие на отдельный орган или функциональную систему средствами спортивной тренировки обеспечить не удается. Любое двигательное действие вовлекает в работу самые различные регулятор-ные и исполнительные механизмы. Однако планирование локально воздействующих нагрузок позволяет вызвать предельную мобилизацию одних механизмов при невысокой степени участия в работе других. Поэтому можно лишь говорить о преимущественной нагрузке, стимулирующей адаптацию отдельной системы при незначительном вовлечении в работу других систем, не способном обеспечить развитие долговременных приспособительных реакций. Отдельные упражнения, их комплексы и программы тренировочных занятий, воздействие которых носит избирательный характер, ' могут вовлекать в работу и совершенствовать возможности различных функциональных систем. Например, широко принято деление нагрузок по направленности с учетом путей энергообеспечения работы (табл. 9).
В спортивной практике применяются нагрузки, направленные на преимущественное становление отдельных сторон подготовленности или компонентов спортивного мастерства — рациональной координационной структуры движений, вариативности и оптимального взаимоотношения двигательной и вегетативных функций, рациональной тактической схемы соревновательной деятельности, психической устойчивости к преодолению утомления и т. п. — или на объединение в единое целое многообразных локальных способностей, которые в комплексе обеспечивают высокий уровень инте--гральных качеств, например скоростных способностей, специальной выносливости, умения сочетать в игре индивидуальные технико-
тактические действия с групповыми и командными действиями и т. п.
Следует различать специфические и неспецифические нагрузки. Специфичность нагрузки определяется ее соответствием главным показателям координационной структуры движений и особенностям функционирования основных систем организма, характеристикам соревновательной деятельности. Специфическая нагрузка является следствием применения соревновательных и специально-подготовительных упражнений. При этом специфичность упражнений обычно оценивают по соответствию внешних признаков соревновательного и тренировочного упражнений. Однако использование такого подхода недостаточно эффективно, так как акцент только на совпадение внешних (амплитудно-траекторных) признаков может в ряде случаев привести к неверным выводам, а в результате— к нерациональному распределению средств по величине и направленности тренирующего эффекта (М. А. Годик, 1980). Специфические тренировочные упражнения, имитирующие соревновательную нагрузку или ее фрагменты и выполняемые в облегченных условиях или с дополнительными сопротивлениями, по динамическим, временным параметрам, характеру работы мышц, особенностям энергетического обеспечения могут существенно отличаться от соревновательных. Поэтому при определении степени специфичности упражнений нужно ориентироваться не только на внешнюю форму движений, но и на характер их координационной структуры, особенности функционирования мышц, вегетативные реакции.
Следует учесть, что степень специфичности одних и тех же нагрузок различна у спортсменов разной квалификации. Структура подготовленности спортсмена,» обеспечивающая эффективную соревновательную деятельность, существенно различается на разных этапах многолетнего совершенствования и у спортсменов разной квалификации, и у отдельных спортсменов высокой квалификации. Поэтому при определении критериев, по которым оценивается специфичность упражнений, нужно ориентироваться на основные факторы, обеспечивающие эффективную соревновательную деятельность соответствующего контингента спортсменов и конкретного спортсмена (М. А. Годик, 1980).
Более четкой систематизации нагрузок способствует также подразделение их на тренировочные и соревновательные. При оценке соревновательных нагрузок необходимо учитывать число соревнований и стартов в них. Современная соревновательная деятельность спортсменов высокого класса исключительно интенсивна. Например, бегуны на средние дистанции стартуют в течение года 50—60 раз, пловцы—120—140, велосипедисты-трековики—160— 180. Соревновательный период у спортсменов, специализирующихся в спортивных играх, длится 8 и более месяцев, в течение которых они проводят 60—70 игр.
Столь большой объем соревновательной деятельности обусловлен не только необходимостью успешного выступления, но и использованием соревнований как наиболее мощного средства сти-
муляции адаптационных реакций и интегральной подготовки, позволяющей объединить весь комплекс - технико-тактических, физических и психических предпосылок, качеств и способностейв единую систему, направленную на достижение запланированного результата. Дело в том, что даже при оптимальном планировании тренировочных нагрузок, моделирующих соревновательные, и при соответствующей мотивации спортсмена на их эффективное выполнение, функциональная активность регуляторных и исполнительных органов значительно ниже, чем в соревнованиях. Только в процессе соревнований спортсмен может выйти на уровень предельных функциональных проявлений и выполнить такую работу, которая во время тренировочных занятий оказывается непосильной. В качестве примера можно привести показатели скорости проплывания соревновательных дистанций в условиях тренировки и соревнований различного уровня (рис.10). Не менее наглядны в этом отношении и показатели пульсовой стоимости хоккейных матчей различной напряженности (табл. 10).