Вопрос 1. Принципы и организация физической подготовки в органах внутренних дел.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра физической подготовки
учебно-научного комплекса специальной подготовки
Утверждаю
И.о. начальника кафедры физической подготовки УНК СП
полковник полиции
Хромов В.А
Автор: Сысоев А.А., доцент кафедры физической подготовки УНК СП
Фондовая лекция
по дисциплине Физическая подготовка
Тема № 5: Организация физической подготовки сотрудников органов внутренних дел
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол №_____________________________
от «__» _____________________ 20___г.
Москва 2014
План
Вопрос 1. Принципы и организация физической подготовки в органах внутренних дел.
Вопрос 2. Структура и содержание занятий по физической подготовке.
Вопрос 3. Система контроля и оценки физической подготовленности сотрудников
Вопрос 4. Планирование физической подготовки, учет и отчетность.
Вопрос 5. Формы физической подготовки в ОВД
Вопрос 1. Принципы и организация физической подготовки в органах внутренних дел.
Принципы физической подготовки. Принципы физической подготовки - это основные исходные положения, которые отражают протекание объективных законов процесса физического воспитания и определяют его направленность на развитие личности и приобретение специальной физической подготовленности. Они определяют требования и установки, с которыми необходимо подходить к организации процесса физической подготовки, к поиску возможностей его оптимизации, к выбору содержания, средств, методов и форм организации учебного процесса освоения профессиональных компетенций.
Физическая подготовка в органах внутренних дел осуществляется на основе использования общедидактическх и специальных принципов.
Общедидактические принципы - это система наиболее общих требований и правил, отражающих универсальные закономерности обучения и воспитания и распространяющихся и на физическую подготовку, обеспечивая ее результативность. Приведем для примера наиболее значимые из них.
Принцип сознательности и активности. Данный принцип подразумевает сознательное отношение занимающихся к процессу овладения определенными двигательными действиями, личной убежденности в необходимости точного выполнения предлагаемых тренером-преподавателем учебно-тренировочных заданий и требует обязательной заинтересованности и активности обучающегося в процессе овладения изучаемыми двигательными действиями для успешной профессиональной деятельности.
Принцип доступности – подразумевает зависимость сложности осваиваемых действий или выполнения определенной физической нагрузки от подготовленности занимающихся.
Принцип наглядности. Этот принцип относительно физической подготовки заключается в том, что тренер-преподаватель не только объясняет как выполняются те или иные изучаемые действия, но и показывает их выполнение в целом и по частям. Сущность реализации принципа наглядности заключается в необходимости добиваться четкого понимания назначения каждого изучаемого движения в общей структуре изучаемого действия.
Принцип научности – подразумевает целенаправленное построение физической подготовки занимающихся на основе научно выделенного содержания и обоснованной методики обучения.
В тоже время общедидактические принципы не отображают специфические особенности и закономерности физической подготовки и не могут в полной мере обеспечить ее результативность. Поэтому наряду с ними при осуществлении физической подготовки используются специальные принципы, отражающие ряд специфических закономерностей физической подготовки и вытекающие из них правила ее системного построения. Приведем основные из них.
Принцип непрерывности процесса физической подготовки. Слишком короткий либо продолжительный отдых может привести к нарушению эффекта воздействия физических нагрузок на организм сотрудников. Несоблюдение оптимальной продолжительности отдыха может превратить его из положительного компонента физической подготовки в фактор перетренировки или растренировки.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Данный принцип обуславливает определенный порядок чередования повышенной двигательной активности с отдыхом, что обеспечивает преемственность эффекта учебно-тренировочных занятий.
Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Данный принцип предусматривает обеспечение действенности физических упражнений на основе планомерного последовательного повышения двигательной активности, увеличения объема и интенсивности физических нагрузок.
Принцип адаптированного сбалансирования динамических нагрузок. Физические нагрузки при многократном воздействии должны соответствовать адаптационным возможностям занимающихся сотрудников. Сбалансированными в этом отношении правомерно считать лишь такие нагрузки, регулярное применение которых не вызывает признаков переутомления.
Принцип возрастной адекватности направления???(и направленности) физической подготовки. Этот принцип обязывает корректировать доминирующую направленность процесса физической подготовки в различных его стадиях в соответствии с тенденциями возрастного развития сотрудников, то есть применительно к естественно сменяющимся периодам онтогенеза, особенно периодам возрастного физического развития.
Организация физической подготовки в ОВД. Занятия по физической подготовке с личным составом ОВД начинаются в январе, а в учебных заведениях - одновременно с началом учебного года и проводятся в служебное время в течение года по месту службы, с учетом местных условий и наличия материальной базы. Занятия по физической подготовке в рамках профессиональной служебной и физической подготовки проводят руководители учебных групп.
Физическая подготовка организуется и проводится в учебных группах из расчета не менее 100 часов в год (в подразделениях специального назначения и авиации – не менее 150 часов в год) - согласно соответствующим программам.
В органах, организациях, подразделениях МВД России организуются и проводятся практические занятия по физической подготовке не реже 1 раза в неделю общей продолжительностью не менее двух часов, в том числе контрольные занятия по физической подготовке – не реже 1 раза в год.
Физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных учреждений, центров профессиональной подготовки организуется и проводится из расчета не менее 2 практических занятий в неделю.
Практические занятия с курсантами и слушателями образовательных учреждений, центров профессиональной подготовки проводятся в составе учебных групп из расчета не более 15 человек на одного руководителя занятий.
Курсанты и слушатели образовательных учреждений, центров профессиональной подготовки, не овладевшие предусмотренными рабочими учебными программами учебной дисциплины «Физическая подготовка», программами первоначальной подготовки физическими упражнениями на плановых занятиях, допускаются к экзаменам и зачетам только после освоения этих физических упражнений в часы самостоятельной подготовки или на дополнительных занятиях.
Дополнительно в органах, организациях, подразделениях МВД России организуются и проводятся:
Тренажи с сотрудниками нарядов патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, вневедомственной охраны – ежедневно перед заступлением на службу.
Учебно-методические занятия с руководителями учебных групп – по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.
Дополнительные занятия с сотрудниками, не выполняющими контрольные упражнения по физической подготовке или неудовлетворительно владеющими боевыми приемами борьбы, – по мере необходимости.
Для занятий по физической подготовке используются: собственная спортивная база органов (подразделений) внутренних дел, помещения и другие места, пригодные для этой цели, лесопарковая зона, открытая местность, а также аренда спортивных сооружений.
Сотрудники, для которых из-за особенности службы (находящиеся вне места дислокации органов внутренних дел, работы по сменам) невозможно организовать учебно-тренировочные занятия и сдачи контрольных нормативов, готовятся самостоятельно с учетом рекомендаций специалистов по физической подготовке.
Занятия по физической подготовке проводятся в спортивной форме или повседневной форме одежды в зависимости от тем занятий, мест их проведения и погодных условий.
Форма одежды устанавливается: на занятиях – руководителем учебной группы; при инспектировании, на контрольных и целевых проверках – проверяющим.
Лица, проводящие занятия по физической подготовке с личным составом, специалисты медицинской службы, физической подготовки и спорта обязаны принимать все необходимые меры по предупреждению травматизма в процессе физической подготовки.
Предупреждение травматизма обеспечивается:
- тщательной подгонкой обмундирования, спортивной формы одежды и обуви, проверкой исправности и безопасности спортивных сооружений, мест выполнения упражнений, инвентаря и оборудования;
- правильной организацией и методикой проведения всех форм физической подготовки, поддержанием в процессе занятий и соревнований высокой дисциплины;
- строгим соблюдением правил проведения спортивных соревнований;
- заблаговременной подготовкой и применением средств страховки и оказанием помощи при выполнении упражнений (приемов), связанных с риском и опасностью, особенно при выполнении заданий по боевым приемам борьбы и плаванию;
- учетом состояния здоровья и физической подготовленности сотрудников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья или перенесших заболевания;
- постоянным наблюдением за внешними признаками утомления личного состава;
- разъяснительной работой среди личного состава о мерах предупреждения травматизма;
- соблюдением мер, исключающих возможность обморожений, теплового и солнечного ударов, других обморочных состояний.
Вопрос 2. Структура и содержание занятий по физической подготовке.
В целях дифференцированного подхода к обучению сотрудников в зависимости от специфики выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач устанавливаются три уровня физической подготовки, которые предусматривают минимальные требования к объему изучаемого учебного материала и в рамках которых осуществляется обязательная подготовка сотрудников и их проверка.
Первый уровень – специальная физическая подготовка (для сотрудников подразделений специального назначения и авиации).
Второй уровень – усиленная физическая подготовка (для сотрудников полиции, за исключением сотрудников подразделений специального назначения и авиации).
Третий уровень – базовая физическая подготовка (для сотрудников, не являющихся сотрудниками полиции ???).
Физическая подготовка сотрудников осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и вне учебных занятий на протяжении всего периода службы в органах внутренних дел.
- практических и контрольных занятий, а также занятийперед заступлением на службу;
- индивидуальных или групповых (под руководством руководителя группы) дополнительных занятий.
На практических занятиях осваивается установленной программой учебный материал, и осуществляется собственно физическая подготовка. Эти занятия организуются в приспособленных местах. Контрольные занятия проводятся с целью проверки состояния физической подготовленности сотрудников, получения текущей и итоговой информации об уровне их пригодности к действиям в условиях, связанныхс применением физической силы и специальных средств.
Для нарядов патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД, подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел перед заступлением на службу организуются занятия продолжительностью по 10-15 минут в приспособленных для этого местах под руководством штатных и внештатных инспекторов. Цель занятий - закрепление навыков выполнения боевых приемов борьбы, в том числе с помощью резиновой палки, а также отработка двигательных навыков быстрой изготовки к стрельбе. Занятия проводятся в повседневной форме одежды, в том числе с использованием специальных средств (например, касок (защитных шлемов), бронежилетов, защитных жилетов).
Индивидуальные или групповые дополнительные занятия проводятся для сотрудников, не выполняющих нормативы по физической подготовке и слабо владеющих боевыми приемами борьбы.
Внеучебные занятия организуются в форме:
• физических упражнений во время дежурства и в процессе служебной деятельности (утренняя физическая зарядка, физкультурные паузы продолжительностью 5-10 мин.);
• самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
• массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Распределение учебных часов на освоение программы (какой?).
Учебный материал Программы ??? представлен тремя разделами, которые соответствуют специальным задачам физической подготовки сотрудников.
Раздел 1 "Боевые приемы борьбы" обеспечивает овладение техникой и тактикой применения приемов самозащиты и задержания правонарушителей с использованием боевых приемов борьбы, специальных и подручных средств, табельного оружия.
Раздел 2 "Преследование и ускоренное передвижение" содействует достижению должного уровня готовности сотрудников к преследованию правонарушителя на коротких, средних и длинных дистанциях, в том числе с преодолением водных преград, естественных и искусственных препятствий.
Раздел 3 "Учебно-боевая практика" формирует и поддерживает целостную готовность сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях, к пресечению противоправных действий, к поиску, преследованию и задержанию активно сопротивляющихся правонарушителей.
Настоящей Программой ??? предлагается примерное распределение учебных часов на освоение указанных разделов с учетом требований к двум уровням физической подготовки сотрудников.