Понятие зрелищно-игровой досуг и основные характеристики деятельности
Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация.
Опираясь на данные современной науки, можно выделить более сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Среди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм.
В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость.
Что касается рекреации, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом, подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность, осуществляется в рамках досуга, свободного времени.
Хочу дать определение что такое зрелище. Зрелище-это есть специфическая форма идейного, эмоционального, эстетического общения.Круг явлений обладающий зрелищностью, практически неисчерпаем: спортивные соревнования и игры, публичные ритуалы и церемонии, различного рода празднества.В целом их делят на художественные зрелища, к которым относятся театр, кино, эстрада, цирк и на явления зрелищного типа, включающие спортивные мероприятия, выставки, показы, а так же жизненные факты и события привлекающие к себе внимание. обоим типам зрелищ присущи общие черты: действенность, коллективность, «развернутость на зрителя».
Игра-вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах а в самом процессе.
Характерной особенностью игры является ее двойственность, присущая драматическому искусству и празднику. Игра во всех своих формах выступает как исключительно важный и часто встречающийся элемент многих праздников.
Развлеченияминазывают такие виды деятельности в сфере свободного времени, которые дают возможность повеселиться, приятно провести время, отвлекают от повседневных дел и доставляют удовольствие.
Отдыхявляется общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения. Сущностью отдыха является переход от одного вида деятельности к другому.Развлекательные программы в учреждениях досуга способствуют активизации участников, зрителей во всем многообразии видов и форм деятельности. Сюда можно отнести участие в игровых, зрелищных, спортивных, театрально- оздоровительных программах, ритуально-праздничных акциях и многом другом. Данная база рекреационных технологий расширяется посредством привлечения традиций художественной народной и досуговой культуры через многообразие мероприятий (литературно-художественных, спортивно-туристских, семейных праздников и др.).
Существует ряд положений игры: (по Т.С. Бибарцевой):
· игра есть определенное действие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное или какое-либо другое;
· игра инициируется внутренней потребностью в чем-либо: отдыхе, обучении и так далее, но без энергетической заряженности мотивационной сферы игра не может состояться;
· игра является не только «школой» общения, но и школой взаимодействия между конкретными игроками;
· игра – необязательное и своего рода безответственное занятие, поскольку оно осуществляется всегда не в реальной, а в условной нарочито-вымышленной ситуации [1, 17-18].
· К основным характеристикам игровой деятельности можно отнести: доступность, активность, прогрессивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, адаптивность, импровизационность, добровольность, креативность, удовольствие.
· Таким образом, зрелищно-игровой досуг - это форма креативной деятельности человека, направленная на его самореализацию (в качестве организатора, исполнителя, зрителя) в игровой акции и обладающая при этом значительным зрелищным эффектом.