Бул» – деген шилтеме ат атооч
МАЗМУНУ
СОДЕРЖАНИЕ
КИРИШҮҮ (Введение)........................................................................................................... 4
Фонетикалык курс(Фонетический курс)............................................................................... 5
Зат атоочтор (Имена существительные)................................................................................. 7
Шилтеме ат атоочтор (Указательные местоимения)............................................................. 8
Үндүүлөрдүн үндөштүгү (Созвучие гласных).................................................................... 11
Зат атоочтун көптүк саны (Множественое число имен существительных)..................... 12
Үнсүз тыбыштар (Согласные звуки).................................................................................... 15
Терс формасы (Отрицательная форма)................................................................................. 17
Терс формадагы татаал этиштер (Глаголы отрицательной формы).................................. 18
Өздүк ат атоочтор (Личные местоимения).......................................................................... 23
I БӨЛҮК ГРАММАТИКА.................................................................................................. 26
ТЕКСТТЕР
КӨНҮГҮҮЛӨР
Биринчи сабак: Саламдашуу. Коштошуу (Приветствие. Прощание)............................... 27
Экинчи сабак: Таанышуу (Знакомство)............................................................................... 32
Үчүнчү сабак: Үй-бүлө(Семья)............................................................................................. 38
Төртүнчү сабак: Тамак-аш (Еда)............................................................................................ 46
Бешинчи сабак: Үй. Үйдүн интерьери (Дом. Интерьер дома)........................................... 53
Алтынчы сабак: Шаарда (В городе)...................................................................................... 59
Жетинчи сабак: Автобекетте (На автовокзале)................................................................... 65
Сегизинчи сабак: Соода (Торговля)...................................................................................... 72
Тогузунчу сабак: Базарда (На рынке)................................................................................... 79
Онунчу сабак: Азык-түлүк дүкөнү (Продовольственный магазин)................................. 86
Он биринчи сабак: Адамдын көркү – кийимде (Одежда).................................................. 91
Он экинчи сабак: Почта (На почте)...................................................................................... 97
Он үчүнчү сабак: Адамдын сырткы келбети мүнөзү (Внешность. Характер)............... 105
Он төртүнчү сабак: Ден-соолук (Здоровье)....................................................................... 110
Он бешинчи сабак: Окуу жайлар (ВУЗы).......................................................................... 115
Он алтынчы сабак: Менин иш күнүм (Распорядок дня).................................................. 120
Он жетинчи сабак: Жыл мезгилдери (Времена года)....................................................... 127
II БӨЛҮК.............................................................................................................................. 136
Биринчи–Экинчи сабак:Саламдашуу. Коштошуу. (Приветствие. Прощание)
Үчүнчү–Төртүнчү сабак: Үй-бүлө. Тамак аш (Семья. Еда).............................................. 144
Бешинчи–Алтынчы сабак: Менин үйүм (Мой дом)......................................................... 155
Жетинчи–Сегизинчи сабак: Унаа. Шаардык унаа (Транспорт. Городской транспорт) 161
Тогузунчу сабак: Базарда (На рынке)................................................................................. 167
Онунчу–Он биринчи сабак: Азык-түлүк дүкөнү. Соода борборлор (Продовольственный магазин. Торговый центр)..................................................................................................................................... 170
Он экинчи сабак: Почтада (На почте)................................................................................ 182
Он үчүнчү–Он төртүнчү сабак: Адамдын сырткы келбети. Ден соолук (Внешность. Здоровье). 185
Он бешинчи сабак: Жогорку окуу жайлар (ВУЗы)........................................................... 193
Он алтынчы сабак: Жыл мезгилдери. Аба ырайы (Времена года. Погода)................... 197
Грамматика (Грамматика).................................................................................................... 202
Лексикалык минимум (Лексический минимум)............................................................... 219
Пайдаланылган адабияттар................................................................................................. 234
ВВЕДЕНИЕ
КИРИШҮҮ
Методические указания для преподавателей и студентов
Кыргызский язык даст вам возможность познакомиться с богатством кыргызской культуры, имеющей древние традиции.
Данный учебник нужен будет вам не только в вузе, но он можетпригодится и тогда, когда потребуется найти ответ на какой-либо вопрос, связанный с кыргызской речью, с кыргызским языком. Самое главное – через язык вы научитесь лучше понимать трудолюбивый и гостеприимный кыргызский народ.
Настоящий учебник отражает совместные разработки в области развития методики обучения кыргызскому языку как иностранному в начинающих группах.
Главной задачей является обучение студентов начинающих группкыргызскому языку, как средству общения на коммуникативной основе, реализация которой заключается в обучении всем видам речевой деятельности:чтению, аудированию, письму, говорению. Новшеством в этом учебнике является то, что студенты могут не только читать, но и делать иллюстративные заметки, выполнять упражнения и составлять диалоги прямо внутри учебника, иначе говоря,он является одновременно учебником + рабочей тетрадью.
(В этой связи начальный этап представляет собой наиболее важную ступень в процессе изучения кыргызского языка.
Исключительное значение при отборе материала имеет сопоставление языковых систем родного и изучаемого языков. Нужно отметить, что для овладения языком предполагается изучение всех его сторон, нужна работа как над фонетикой и орфографией, так и над грамматикой и лексикой. Учебник разбит на темы, чтобы удобно было пользоваться им как при изучении нового, так и при повторении и обобщении ранее изученного. Важно научиться пользоваться оглавлением, это поможет быстро находить нужный материал.
Каждый урок, в свою очередь, имеет «ступеньчатую» структуру, т. е. в начале урока предлагается фонетическая зарядка, которая состоит из отдельных слов и выражений, также из пословиц и поговорок. Лексико-грамматический комментарий является одним из активных источников пополнения лексического запаса изучающих.
Иллюстрированные упражнения, диалоги и тексты способствуют быстрому запоминанию естественной тематики. Они представлены в начале с пофразовым переводом на родной (русский) язык, что очень важно на начальном этапе обучения.
ФОНЕТИКАЛЫК КУРС
ФОНЕТИЧЕСКИЙ КУРС
Система кыргызских звуков следущая:
Ø глухие согласные: п, т, с, ш, ч, к, х, ф, щ, ц.
Ø звонкие согласные: б, в, г, д, ж, з, м, н, р, ң, й,л.
Гласные делятся согласно следующей структуре:
Ø губные о, у, ө, ү
Ø негубные а, ы, э, и
Ø твердые (гласные заднего ряда) а, ы, о, у
Ø мягкие (гласные переднего ряда) э, и, ө, ү
Следующая диаграмма поможет вам лучше и легче понять гласные кыргызского языка.
А)
а |
ы |
о |
у |
ө |
ү |
и |
э |
краткие гласные: а-э, о-ө, у-ү, ы-и
долгие гласные:аа, ээ, оо, өө, уу, үү
Б)
а |
ы |
о |
у |
ө |
ү |
и |
э |
не губные: а, э, ы, и
губные: о, ө, у, ү
В) твердые (заднего ряда) гласные: а, о, ы, у
мягкие (переднего ряда) гласные: э, ө, и, ү
Кыргызские гласные произносятся так же, как и пишутся.
1-көнүгүү.А жана э табыштарын айырмалап окугула (Прочитайте, различая звуки а и э):
ат – эт ата – эне
ал – эл аким – эки
ак – эк алма – элек
Если слово начинается со звука «е», то пишется буква «э», но если тот же звук
в середине или в конце слова, то передается звук «е»:
2-көнүгүү. Окугула жана кайталагыла (Читайте и повторяйте):
эл беш терезе
эне китеп кеме
эже дептер тизме
эшик мектеп эмне
3-көнүгүү.«Ы» жана «И» табыштарын айырмалап окугула (Прочитайте, различая звуки «ы» и «и»):
ык – ик балык – эшик
ыр – ит ыргыт – жигит
ыш – иш ышкыр – ишке
4-көнүгүү.«О» жана «Ө» табыштарын айырмалап окугула(Прочитайте, различая звуки «о» и «ө»):
от – өт болот – бөлөт
кол – көл конок – көмүр
сок – сөк сокмо – сөйкө
5-көнүгүү. «Ү»жана«У» тыбыштарын айырмалап окугула (Прочитайте различая звуки «ү» и «у»):
уй – үй бут – бүт булут – сүрөт
ун – үн туз – түз отур – дүкөн
ур – үр суз – сүз тогуз – сүлгү
В кыргызском языке по долготе гласного изменяется значение слова
6-көнүгүү. Кыска «а» жана созулма «аа» тыбыштарын жазгыла жанатуура окугула (Напишите и правильно прочитайте краткие гласные «а» и долгие гласные «аа»):
сан – саан шар – шаар
сат – саат мал – маал
жан – жаан тал – талаа
7-көнүгүү. Созулма «ээ» тыбышын жазгыла жана туура окугула (Напишите и правильно прочитайте долгий звук «ээ»):
ээр мээ
ээк чээн
бээ жээн
8-көнүгүү. Кыска «о» жанасозулма «оо» тыбыштарын жазгыла жана туура окугула (Напишите и правильно прочитайте краткий звук «о» и долгий звук «оо»):
оз – ооз ток – тоок
ор – оор кон – коон
боз – бооз жол – жоолук
9-көнүгүү.Кыска «ө» жанасозулма «өө» тыбыштарын жазгыла жана туура окугула (Напишите и правильно прочитайте краткий звук «ө» и долгий звук «өө»):
сөк – сөөк сөөмөй
төрт – төө өгөө
бир – бирөө көөкөр
10-көнүгүү. Кыска «у» жанасозулма «уу» тыбыштарын жазгыла жана туура окугула (Напишите и правильно прочитайте краткий звук «у» и долгий звук «уу»):
сур – суур улуу
оку – окуу сулуу
кур – куур буудай
11-көнүгүү. Кыска «ү» жанасозулма «үү» тыбыштарын жазгыла жана туура окугула (Напишите и правильно прочитайте краткий звук «ү» и долгий звук «үү»):
көнүгүү элүү
көрүүчү адептүү
күү күчтүү
ЗАТ АТООЧТОР
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Существительные отвечают на вопросы ким? – кто?иэмне? – что?
Вопрос ким? – кто? задается только человеку;
Вопрос эмне? – что? задается только неодушевленным предметам и животным.
Асан үстөл
Аяна эшик
Сергей терезе
Ким? Мария Эмне? дептер
мугалим отургуч
окуучу чычкан
студент ит
кыз желек
Собственные имена начинаются с большой буквы.
Мисалы:Бишкек, Америка, Россия, Кыргызстан, Ысык-Көл, Исмаил, Самат, Наташа, Кристина.
Нарицательные имена пишутся с маленькой буквы.
Мисалы: университет, доска, көчө, тынчтык, аудитория, ит, мышык, үй.
Как правило большинство кыргызских
Мисалы: дептер, терезе.
12-көнүгүү. Сөздөрдү туура окугула, которгула (Правильно прочитайте и переведите предложения):
Окутуучу
студент
сабак
парта
бала
университет
мышык
китеп
дүкөн
калем сап
отургуч
доска
окуучу
кыз
терезе
журнал
профессор
үй
чычкан
дептер
13-көнүгүү. Берилген сөздөргө ким? эмне? деген суроолорду бергиле (К данным словам задайте вопрос кто? что?):
Үлгү: студент – ким?
отургуч – эмне?
үстөл, окуучу, бала, парта, гүлдесте, сүрөт, китеп, ит, бор, калем сап, сиңди, эшик, газета.
14-көнүгүү. Ким? эмне? деген суроолорго жооп берген сөздөрдү бөлгүлө (Разделите слова задающие вопрос кто? и что?):
Үлгү: ким? – окуучу
эмне? – мектеп
окутуучу, кыз, бала, сабак, үй, университет, терезе, агай, дептер, студент, мектеп,
карындаш.
Шилтеме ат атоочтор
Указательное местоимение «бул» (это, этот)
Бул» – деген шилтеме ат атооч
бул ким? (кто это?) бул эмне?(что это?)
15-көнүгүү. Уккула, кайталагыла жана окугула (Слушайте, повторяйте и читайте):
Бул ким?
бул бала бул доктур бул мугалим
бул студент бул жумушчу
Бул эмне?
бул университет бул кат бул калем сап
бул отургуч бул эшик
16-көнүгүү. Уккула, кайталагыла жана окугула (Слушайте, повторяйте и читайте):
Бул ким? – Бул Айдай Бул эмне? – Бул калем сап
Бул ким? – Бул мугалим Бул эмне? – Бул дептер
Бул ким? – Бул апа Бул эмне? – Бул газета
Бул ким? – Бул мен Бул эмне? – Бул журнал
Бул эмне? – Бул мышык
Бул эмне? – Бул ит
Бул эмне? – Бул уй
17-көнүгүү. Сүрөттөрдүн астына сөздөрдү жазып, суроо бергиле:
______________ _________________ ___________________
_______________ ___________________ ____________________
_________________
18-көнүгүү. Төмөнкү зат атоочторду катыштырып сүйлөм түзгүлө (Со следующими существительными составьте предложения):
Үлгү: мектеп – бул мектеп
Класс, аудитория, ректор, парта, эшик, студент, терезе, окутуучу, ит, кой, эшек.
СОЗВУЧИЕ ГЛАСНЫХ
В кыргызском языке существуют парные гласные, которые, в свою очередь, гармонируют между собой. В кыргызском языке это называют законом сингармонизма, т. е. происходит созвучие гласных звуков. Вот следующие парные гласные:
а – ы о – у ө - ү е/э – и |
Мисалы: балык – рыба
быштак – творог
окуучу – ученик
эшик – дверь
көмүр – уголь
Эти гласные меняются следующим образом:
а | ы |
о | у |
э/е | и |
ө | ү |
а |
ы |
о |
у |
ө |
ү |
и |
э |
Этого правила придерживаются и окончания. К примеру мы можем привести следующие окончания-дан, -тан, -нан (от). К примеру гласные пары «а-ы», «ы» изменяется на «а» в обычной форме окончания.
балык (рыба) – балыктан (от рыбы)
Мисалы: Бишкек– Бишкектен
Талды-Суу– Талды-Суудан
Америка– Америкадан
Некоторые окончания применяются в направлении на право. Например, в окончаниях родительного падежа -дын, -тын, -нын.
Мисалы: Бишкек– Бишкектин
Талды-Суу– Талды-Суунун
бала– баланын
кыз– кыздын