Подготовительные упражнения

1. Силовые упражнения для кистей. Учащиеся располагаются в 1 м от стены. Падение вперед, упираясь кистями в стену и в темпе, оттолкнувшись руками, принять исходное положение.

2. Упражнение для укрепления мышц груди, и брюшного пресса. Занимающиеся в парах располагаются спиной друг к другу и, взяв руки вверху в захват, поочередно наклоняясь вперед, поднимают партнера на спину. Руки в локтевых суста­вах не сгибать, вперед чрезмерно не наклоняться.

3. Броски набивных мячей (3 кг) двумя руками снизу впе­ред-вверх.

4. Парные упражнения с сопротивлением партнера. Один-игрок имитирует удар по мячу снизу и сверху прямой рукой, другой, стоя сзади, удерживает его за кисть и слегка сопро­тивляется.

5. Упражнение с резиновым амортизатором. Игрок стоит на левой ноге, правая сзади на носке, спиной к гимнастической стенке, к которой на уровне головы учащегося одним концом прикреплен амортизатор, другой его конец игрок держит в со­гнутой, отведенной за голову руке (для верхней прямой подачи и на уровне пояса для нижней прямой подачи). Обучающийся имитирует подачу мяча, преодолевая сопротивление аморти­затора.

6. Броски набивных мячей (3 кг) одной рукой из-за спины вниз-вперед-вверх и из-за головы вперед-вверх. Обратить вни­мание на необходимость переноса тяжести тела при замахе на правую ногу, при броске — на левую. Правая рука при броске сопровождает мяч.

7. Броски набивных мячей (1 кг) одной рукой через сетку с расстояния 8 м от нее снизу и сверху. Нижний трос сетки не закреплен.

Упражнения с мячом

1. Многократное подбрасывание мяча вверх и замах бьющей рукой (имитация).

2. Многократное подбрасывание мяча с после­дующей ловлей в момент удара (левая рука пре­граждает путь мячу).

3. Имитация подачи — удар по мячу, закреплен­ному в держателе.

4. Учащиеся в парах располагаются на противо­положных боковых линиях площадки. Один подает, другой ловит.

5. Подачи в квадрат, нарисованный на стене, с расстояния 6—9 м.

6. Подачи через сетку с расстояния 7—8 м от сетки.

7. То же, что и в упражнении 6, но подача в ле­вую, правую половину площадки.

8. Выполнение подачи в пределы площадки с места подачи.

9. Подача в правую, левую половины площадки с места подачи.

10. Подача в ближнюю, дальнюю части площадки.

11. Соревнования на точность попадания в уста­новленный квадрат.

12. Выполнение подач с чередованием способов: верхняя, нижняя и т. д.

13. Соревнование на максимальное количество подач.

14. Выполнение подач на точность в зоны 1, 6, 5 и т. д.

15. Подача на силу (верхняя прямая).

Игры для обучения подаче

«Подай и попади». Игроки двух команд распола­гаются на лицевых линиях площадки. У каждой команды по 5 мячей. По сигналу учителя (тренера) игроки обеих команд поочередно выполняют по 5 по­дач, стремясь попасть в пределы площадки. Игроки команд, ожидавшие очереди на подачу, собирают мячи и подают их партнерам. Если игрок испортил подачу или наступил на линию, то подача не засчитывается. Побеждает команда, у которой было

Дольше попаданий в площадку.

«Сумей передать и подать». Команды соревнуют­ся в передачах мяча в стенку и подачах на точность. Играющие выстраиваются в две колонны в 3 м от стенки. По сигналу учителя первые номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху (снизу) в стенку, после чего бегут к своим площадкам и подают по 3 подачи. Как только первый игрок из колонны за­кончил подавать, немедленно начинает передачу в стенку второй игрок и т. д. Игроки, ожидающие оче­реди, собирают мячи и доставляют их партнерам к месту подачи. За правильно выполненную передачу игроку начисляется очко, за подачу — 3 очка. Побеж­дает команда, набравшая больше очков

«Снайперы». Koманды располагаются в шеренгах на лицевых линиях. Каждый игрок обеих команд по очереди выполняет по 5 подач, стремясь набрать больше очков которые начисляются за попадание в квадрат. Цифра в квадрате соответствует коли­честву начисляемых очков. Способ вы­полнения подачи устанавливает учи­тель. Побеждает команда, набравшая больше очков. При ошибках переподавать мяч не разре­шается.

Прием подачи

В волейболе при­ем подачи определяет дальнейшую игру команды: плохой прием мяча может привести к потере очка и затруднит развитие атаки.

Обучение приему подачи из-за сложности его вы­полнения должно занять одно из главных мест в учеб­ной работе.

Прием подачи выполняется следующим образом. Учащийся, определив способ подачи соперника, при­нимает стойку готовности — ноги на ширине плеч, чуть согнуты в коленных суставах, одна нога на 10— 15 см впереди другой, туловище чуть наклонено впе­ред, руки согнуты в локтевых суставах, взгляд на­правлен на подающего игрока. После по­дачи, определив направление, траекторию и скорость полета мяча, волейболист, принимающий подачу, быстро перемещается навстречу мячу и принимает исходное положение — руки, туловище и ноги распо­ложены в зависимости от избранного способа приема мяча (игрокам, стоящим в зонах 4 и 5 перед приемом подачи, рекомендуется занимать устойчивое положе­ние— левая нога выдвинута несколько вперед; в зонах 2 и 1 — правая впереди). '

При приеме мяча, двумя руками сверху, летящего с небольшой скоростью, нужно в исходном положении несколько больше согнуть ноги в голеностопных и коленных суставах и туловище в тазобедренном суставе. Кисти рук располагаются перед лицом. Встречным движением рук к мячу учащийся мягким ударом пальцев отбивает мяч, направляя его парт­неру.

При приеме мяча двумя руками снизу в исходном к положении ноги учащегося согнуты в коленных и голеностопных суставах, туловище незначительно на­клонено вперед, руки выпрямлены и направлены впе­рёд-вниз, предплечья сгруппированы. Мяч принимается на предплечья, ближе к кистям, ноги и туловище выпрямляются. С увеличением скорости полета мяча встречное движение рук замедляется.

Исходя из того, что большинство мячей с подачи попадает в центральную часть площадки (зоны 5, 6 и 1), при обучении приему подачи следует распола­гать учащихся таким образом, чтобы они могли обес­печить качественный прием. С самого начала обуче­ния целесообразно располагать игроков в две линии. Затем по мере овладения приемом подачи следует перестраивать игроков в ломаную линию. При этом способе расположения каждый игрок отвечает за узкую полоску площадки; учащим­ся легче быстро переместиться вперед или назад, не­жели в стороны.

При приеме планирующей подачи игроки несколь­ко рассредоточиваются и занимают удобную позицию для приема мяча.

Чтобы успешно овладеть техникой выполнения приема подачи, нужно научиться: правильно выби­рать место на площадке и своевременно перемещать­ся к летящему мячу; страховать игрока, принимаю­щего подачу; совмещать подачу с приемом; выйдя на прием мяча первым, обязательно принять его; приняв подачу, передать мяч как можно точнее партнеру.

Наши рекомендации