Тема 2. Грамматические нормы
Контрольная работа
Орфоэпические нормы - это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания - орфоэпия (греч. orthos - правильный и epos - речь). Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками и т.д. Основные правила литературного произношения: 1) произношение гласных. Четко произносятся только ударные гласные, в безударном положении гласные утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией; 2) произношение согласных. Происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова, а в сочетаниях звонкого и глухого (либо глухого и звонкого) согласных первый из них уподобляется второму; 3) произношение заимствованных слов. Оно, как правило, подчиняется современным орфоэпическим нормам и редко отличается некоторыми особенностями, например, произношение звука [о] в безударных слогах (м[о]дель, [о]тель, [о]азис) или твердых согласных перед гласным е (ст[э]нд, кашн[э], код[э]кс).
Упражнения:
1) Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу,
с мягким согласным - в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного. При выполнении упражнения пользуйтесь «Орфоэпическим словарем русского языка».
Альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бандероль, бассейн, берет, бизнес, ватерлиния, велотрек, вундеркинд, гейзер, генетика, геодезия, гипотеза, гротеск, дебют, дегустация, декан, демагог, депрессия, детектив, идентичный, индекс, интеллект, модель, нейтрон, панель, партер, протез, рейд, сервис, синтез, стратегия, тезис, терапевт, термос, террор, форель, шедевр, шинель, экземпляр, экспресс.
2) Поставьте ударения в грамматических формах следующих слов. Произнесите их вслух, соблюдая правильное ударение.
Баловать - балую - балует – балованный; Важный - важна - важно – важны.
Гнать - гонит - гнала – гнали; Длинный - длинна - длинно - длинны.
Ждать - ждала - ждало – ждали; Звонить - звонит - звонишь - звонят.
Красивый - красивее – красивейший; Ломоть - ломтя – ломти.
Начать - начал - начала – начали; Понять - понял - поняла - поняли.
Равный – равна – равны; Сердиться - сердится - сердятся.
Целый - цел – цела – цело; Ясли - яслей - в яслях.
3) Поставьте в словах ударение.
Августовский, агент, баловать, библиотека, блага, бомбардировать, валовой, высоко, договоренность, закупорить, заговор, заискрить, заклинить, иконопись, инструмент, искра, квартал, километр, кремень, кухонный, мышление, обеспечение, партер, портфель, приобретение, таможня, творог, усугубить, цемент, ходатайство, щавель, якшаться.
4) Прочитайте слова, обращая внимание на место ударения. Объясните их значение:
Ле´дник – ледни´к, па´рить – пари´ть, на´голо – наголо´, а´тлас – атла´с, бро´ня – броня´, ви´дение – виде´ние, у´гольный – уго´льный, про´клятый – прокля´тый, хло´пок – хлопо´к, о´рган – орга´н, хо´ры – хоры´;
языко´вая – языкова´я; занято´й – за´нятый; развито´й – ра´звитый – разви´тый; обходно´й – обхо´дный; переходно´й – перехо´дный; переносно´й – перено´сный; призывно´й – призы´вный; характе´рный – хара´ктерный; чудно´й – чу´дный.
Тема 2. Грамматические нормы.
Грамматика - один из разделов языкознания, который делится на морфологию и синтаксис. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа существительных, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц словосочетаний и предложений.
Упражнения:
1) Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?
Авеню, бра, безе, евро, жюри, кенгуру, киви, кольраби, коммюнике, кофе, пенальти, салями, сирокко, табу, цеце, цунами, Батуми, Калахари, Миссисипи.
2) Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных:
Корпус... (здания, войскового соединения) – корпус... (туловища); образ... (иконы) – образ... (художественно-литературные); орден... (знаки отличия) – орден... (рыцарские и монашеские общества); повод... (поводья) – повод... (побуждения).
3) Раскройте скобки, выберите подходящий вариант:
1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы – лектора). 2. Крупные (лоскуты, лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, (лоскуты, лоскутья) его одежды развевались на ветру. 5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны, тона). 6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие (тоны, тона). 7. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры, шофера). 8. Многочисленные (прожекторы, прожектора) ярко освещали площади и улицы города. 9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, (учители, учителя), (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера), (кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов. 11. Важнейшие (секторы, сектора) института были реорганизованы. 12. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы, кузова) их до краёв были наполнены мешками и ящиками.
4)От данных существительных образуйте формы Им.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч. Выделите существительные, имеющие варианты.
Апельсин, бухгалтер, гектар, год,гусар, доктор, катер, килограмм, мандарин, отпуск, полотенце, рельс, томат, торт, англичанин, баклажан, бурят, вафля, гренадер, кочерга, носок, чулок, сапог, свеча, туфель, цапля, ясли.
5) Какую из двух конструкций: Хирург сделал операцию или Хирург сделала операцию - если речь идет о женщине, вы предпочтете: а) в строгой деловой речи; б)в научной речи; в) в устной беседе с друзьями?
6) Подчеркните прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень. Образуйте от них простую и сложные формы сравнительной степени, если это возможно.
Большой, бойкий, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, плохой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ультраправый, фиолетовый.
7) Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты: Ждать (автобус, автобуса), ждать (встречу, встречи), ждать (решение, решения), искать (поддержку, поддержки), искать (дорогу, дороги), искать (спасение, спасения), искать (славу, славы).
8) Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях.
Объясните, с действием каких норм они связаны.
1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 2. Им руководила жажда в деятельности. 3. Следует уделять большое внимание на орфографию. 4. Первоклассники уже отличают звук и букву. 5. Мать тревожилась о ребенке. 6. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 7. В наше время женщина должна занять важную роль в политике. 8. Мы говорим, что мы достигли в Думе. 9. В дискуссии участвовали много ученых. 10. Посмотрев фильм, началась работа над рецензией о нем. 11. Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия отцу в воспитании детей, особенно когда они знают и любят их, калечат психику ребенка. 12. Мы доводим закон от начала до конца.
9) Выберите один из вариантов:
1. Крыша была покрыта (толем – толью). 2. Портниха пришила к рукаву (манжет – манжету). 3. Из вазы (торчал – торчала) (свежий – свежая) (георгин – георгина). 4. На пальце (вырос – выросла) (толстый – толстая) мозоль. 5. Плотник починил (вольер – вольеру). 6. От сильного мороза (рельс – рельса) (лопнул – лопнула). 7. Ветер хлопал (ставнем – ставней).
10) Слова, заключённые в скобки, поставьте в нужной форме:
1. Оба абитуриента (Петров) успешно сдали вступительные экзамены в университет. 2. Широко внедряется опыт футбольного тренера Олега (Волк). 3. Супруги (Сазерленд) побывали в гостях у российского писателя Николаева. 5. В трудах японского учёного (Никамура). 6. У кубинского шахматиста (Капабланка) был неповторимый стиль игры. 7. Сёстры Эмма и Катарина (Штольц) недавно вернулись из путешествия в Австралию. 8. Наш научный руководитель переписывается с английской исследовательницей Барбарой (Трэверс). 9. У сибирского краеведа (Белых) есть интересные документы об истории родного края. 10. С директором металлургического комбината Сергеем (Масло) журналист беседовал около часа.
11) Исправьте предложения, учитывая нормы образования степеней сравнения прилагательных:
1. Это наиболее простейший способ решения проблемы. 2. Этот пример является более лучшим. 3. Это открытие является самым величайшим. 4. Более худшего варианта развития событий нельзя и представить.
12) Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, устраните неправильные формы:
1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырёх сирот – четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов).
Тема 3. Лексические нормы.
Лексические нормы - это правила применения слов в речи: 1) правильность выбора слов из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; 2) употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; 3) уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности.
1) Найдите предложения, в которых слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте
ошибки, связанные с нарушением лексических норм.
1. Началась избирательная фиеста. 2. Он познакомился с плеядой новых компьюте-ров. 3. Депутаты приняли решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 4. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. 5. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. 6. На очередном заседании клуба Книголюбов прошла презентация первых номеров альманаха «Владикавказ».
2) Определите по толковым словарям значения следующих синонимов, их стилистическую окраску, а также их происхождение в русском языке: в каких прямых и переносных значениях и устойчивых контекстах употребления они могут заменять друг друга, а в каких нет и почему (приведите для подтверждения своего ответа примеры словосочетаний и предложений с этими словами):
Восстановление – реставрация, агитация – пропаганда, авария - катастрофа, осваивать - обживать, сотрудничество – взаимодействие, импульс - толчок, регион - район, реформа - изменение.
3) Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов, исправьте их, определив значения неправильно употребленного и нужного в данном случае слова по толковому словарю:
В полку царило воинствуюшее настроение. Народ терпел двойственный гнет. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово представили профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения - влияют на развитие растений.
4) Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях и исправьте их, определите, какие типы лексических норм нарушены в каждом случае, значения неправильно употребленных слов определите по толковому словарю:
Он записал песни коренных аборигенов Севера. В школах Сыктывкара родилась новая традиция. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. Нервы охотников напряжены: палец на мушке. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.
5) Оцените целесообразность использования иноязычных слов вследующих предложениях, аргументируйте свою позицию при помощи толкового словаря и словаря иностранных слов:
1. В понедельник состоится fashion-show (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока». 2. Своей балетной харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше. 3. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса (напряжения). 4. Важную роль в современном обществе играет создание опережающих технологий, ноу-хау. 5. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда?
6) Найдите и устраните ошибки, связанные с неточным выбором слова и нарушением норм лексической сочетаемости:
1. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 2. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 3. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 4. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла I. 5. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека. 6. Пора подвести результаты встречи.. 7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора.
7) Устраните речевую избыточность и тавтологию:
1. Федеральные подразделения углубились вглубь республики. 2. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. 3. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 4. Реформа ведётся при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 5. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация.
8) Объясните, почему неправильно следующее словоупотребление:
Более изощрённее; в мае месяце; в самое ближайшее время; взаимное сотрудничество, иметь полный кворум; видеть воочию; впервые познакомиться; госпитализировать в больницу; опубликовать в печати; отступить назад; патриот родины; полный аншлаг; прейскурант цен; самый оптимальный; художественное оформление интерьера; народный фольклор; огромная махина.
9). Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним:
1. Он привык работать без надрыва (методически, методично), чётко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 2. мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении. 3. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический). 4. Осторожно, во дворе (злой, злостный) собака. 5. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть (спасательный, спасительный) жилеты. 6. Я посмотрел ваш (фактичный, фактический) материал и нахожу его не очень (фактический, фактичный). 7. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.
10). Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов, антонимов и паронимов:
1. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены. 2. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным. 3. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 4. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 5. Недостоверные факты должны нас настораживать. 6. На псарне у Троекурова были гоночные собаки. 7. Полярники дрейфили на льдине. 8. Наташа кричала, онемев от страха. 9. Дубровский родился в бедной, но довольно-таки зажиточной семье. 10. Над городом стоял сильный смокинг – результат вредных выбросов.
11). Подберите к следующим словам пары с противоположным значением:
Тупой, шум, тишина, ветер, темнеет, расцветает, весна, ум.
12) Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях и устраните её:
1. После повторного анализа были получены отличные данные. 2. Вы как редактор можете оставить этот термин.
13). Устраните речевую недостаточность в предложениях:
1. Язык героев Шукшина резко отличается от персонажей других авторов. 2. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере.