Организации, осуществляющие спортивную подготовку.
Спортивная подготовка в Российской Федерации может осуществляться физкультурно-спортивными организациями, одной из целей деятельности которых является осуществление спортивной подготовки на территории Российской Федерации, в том числе центрами спортивной подготовки, а также организациями дополнительного образования детей, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, профессиональными образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта.
Физкультурно-спортивной организацией является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Положения Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ, регулирующие деятельность физкультурно-спортивных организаций, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
Физкультурно-спортивные организации могут выступать в качестве организаций, осуществляющих обучение, в порядке, предусмотренном статьей 31 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В этом случае для осуществления образовательной деятельности создается специализированное структурное образовательное подразделение. Такое подразделение, при наличии соответствующей лицензии на право ведения образовательной деятельности, может осуществлять деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта (например: иметь в своей структуре детско-юношескую спортивную школу).
(Примечание: статья 120 ГК РФ утратила силу с 1 сентября 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ, которым с этого же срока ГК РФ дополнен статьями 123.21 - 123.23, регулирующими деятельность учреждений).
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" организации, осуществляющие спортивную подготовку, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерацией или муниципальным образованием, являются соответственно государственными или муниципальными учреждениями.
При разработке устава организации, осуществляющей спортивную подготовку, являющейся государственным или муниципальным учреждением (далее - учреждения), рекомендуется руководствоваться:
- статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- статьей 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- статьями 16 - 19 Трудового кодекса Российской Федерации;
- статьями 6.1 и 7 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в отношении автономных учреждений);
- статьей 25 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в отношении образовательных организаций);
- частью 3 статьи 28 и частью 4 статьи 34.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Среди физкультурно-спортивных организаций, которые осуществляют спортивную подготовку, в целях настоящих Методических рекомендаций предлагается выделять следующие организации (учреждения):
1) центры спортивной подготовки.
Под центром спортивной подготовки (далее - ЦСП) в целях настоящих Методических рекомендаций понимается государственное или муниципальное учреждение, основной целью которого является организация спортивной подготовки и обеспечение подготовки спортивного резерва.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, использующие в своем наименовании название "Школа высшего спортивного мастерства", "Центр подготовки спортивного резерва", "Центр олимпийской подготовки", рекомендуется рассматривать как вид ЦСП.
Для ЦСП рекомендуется устанавливать следующие основные виды деятельности в соответствии с Перечнем государственных услуг (работ), оказываемых физическим и юридическим лицам в установленной сфере деятельности:
- выполнение работ по подготовке спортивного резерва, членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, включая организацию и проведение тренировочных мероприятий, научно-методическое обеспечение, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем;
- выполнение работ по обеспечению участия спортивных сборных команд в официальных спортивных мероприятиях;
- выполнение работ по организации и проведению официальных спортивных мероприятий;
- выполнение работ по методическому обеспечению организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
- выполнение работ по медицинскому, медико-биологическому сопровождению лиц, проходящих спортивную подготовку (при наличии соответствующей лицензии);
- выполнение работ по организации профессиональной подготовки и переподготовки работников сферы физической культуры и спорта (при наличии соответствующей лицензии).
2) региональные (межрегиональные) спортивно-тренировочные центры (далее - спортивно-тренировочные центры).
Под спортивно-тренировочными центрами (далее - СТЦ) в целях данных Методических рекомендаций понимаются физкультурно-спортивные организации или образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, либо структурные подразделения организаций, осуществляющих спортивную подготовку, имеющие в своей структуре спортивные сооружения, на базе которых осуществляется специализированная централизованная подготовка спортивного резерва.
СТЦ может также создаваться как самостоятельное юридическое лицо для реализации указанных выше целей.
В задачи СТЦ может входить:
- создание условий для организации централизованной тренировочной работы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, спортивного резерва спортивных сборных команд Российской Федерации;
- способствование популяризации и развитию культивируемых в субъекте Российской Федерации видов спорта;
- обеспечение условий для подготовки спортсменов спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации;
- создание условий для организации и проведения спортивных мероприятий, в том числе официальных международных спортивных соревнований;
- обеспечение развития материально-технических условий подготовки спортсменов по базовым видам спорта;
- создание условий для развития межрегиональных спортивных связей.
СТЦ рекомендуется участвовать в обеспечении современных условий для тренировочной работы со спортсменами спортивных сборных команд Российской Федерации, спортивным резервом спортивных сборных команд Российской Федерации и спортсменами спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, создавать условия для подготовки спортсменов к официальным всероссийским и международным спортивным соревнованиям.
СТЦ может участвовать в выявлении и отборе перспективных спортсменов из числа лиц, проходящих спортивную подготовку, для включения их в составы спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, спортивных сборных команд Российской Федерации.
3) физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, ранее являвшиеся образовательными учреждениями дополнительного образования детей (организациями дополнительного образования) и сохранившие традиционное название: спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва.
Данные организации могут осуществлять основной вид деятельности по спортивной подготовке в соответствии с Перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями соответствующего субъекта Российской Федерации в установленной сфере деятельности физическим и юридическим лицам, а также осуществлять другие виды услуг, например:
- обеспечение целенаправленной подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд муниципального образования или субъекта Российской Федерации по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта;
- организация и проведение тренировочных мероприятий, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение, в том числе, обеспечение спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем;
- выполнение работ по обеспечению участия спортсменов организации в официальных спортивных мероприятиях;
- выполнение работ по организации и проведению официальных спортивных мероприятий;
-выполнение работ по методическому обеспечению организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
- разработка программ спортивной подготовки по видам спорта;
- разработка примерных программ для занятий физической культурой и спортом;
- составление индивидуальных планов спортивной подготовки спортсменов.
Среди образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, спортивную подготовку по решению учредителя могут осуществлять:
а) профессиональные образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, имеющие интернат и реализующие программы спортивной подготовки, в которых обучаются лица, проявившие выдающиеся способности к занятиям физической культурой и спортом (колледжи олимпийского резерва, колледжи-интернаты олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, далее - профессиональные образовательные организации), и (или) осуществляющих обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта ;
б) детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы (ДЮСАШ), далее именуемые спортивные школы;
в) иные организации дополнительного образования физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности (далее - иные организации дополнительного образования).
В настоящее время в Российской Федерации сложилось два уровня профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта:
- федеральные училища (колледжи, техникумы) олимпийского резерва, (далее - УОР), ориентированные на реализацию государственной политики в сфере спортивной подготовки, обеспечение функционирования единой системы отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, оказание организационно-методического содействия субъектам Российской Федерации;
- УОР субъектов Российской Федерации, призванные обеспечить создание оптимальных условий для занятий спортом без отрыва от учебы для наиболее одаренных юных спортсменов, проживающих в субъекте Российской Федерации.
В целях более полного включения УОР, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в единую систему отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, рекомендуется при организации деятельности УОР ориентироваться на базовые виды спорта, развиваемые субъектами Российской Федерации на своих территориях.
Помимо профессиональных образовательных организаций спортивную подготовку по решению учредителя могут осуществлять организации дополнительного образования, прежде всего спортивные школы.
Образовательные организации дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки, разработанные на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта.
Спортивные школы в соответствии с действующим законодательством по результатам индивидуального отбора лиц и реализации дополнительных предпрофессиональных программ распределяют контингент занимающихся по программам спортивной подготовки и обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам (предпрофессиональным и общеразвивающим) по каждому избранному виду спорта в соответствии с государственным (муниципальным) заданием с учетом следующих особенностей:
- в ДЮСШ необходимо обеспечить спортивную подготовку не менее 10% от общего количества лиц, зачисленных в спортивную школу;
- в СДЮСШОР и в специализированных отделениях ДЮСШ необходимо обеспечить спортивную подготовку не менее 30% от общего количества лиц, зачисленных в спортивную школу.
Для вновь открываемых отделений (в том числе специализированных) в спортивных школах устанавливается двухлетний период, в течение которого должно быть обеспечено указанное выше соотношение количества занимающихся по программам спортивной подготовки и обучающихся по образовательным программам.
В спортивных школах отделения открываются по избранным видам спорта (группе видов спорта). Количество групп занимающихся на отделении должно быть не менее шести (для открытия отделения необходимо минимум три группы занимающихся, с последующим увеличением их количества в течение трех последующих лет до шести).
Обоснованием открытия (преобразования) спортивной школы в виде СДЮСШОР или специализированного отделения в ДЮСШ рекомендуется считать необходимость обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр и (или) по базовым видам спорта, развиваемых субъектами Российской Федерации на своих территориях.
Особенностями деятельности специализированных отделений спортивной школы является не только реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, но и программ спортивной подготовки, на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
В спортивных школах, являющихся СДЮСШОР и включенными в перечень физкультурно-спортивных организаций и образовательных организаций, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования "Олимпийский", "Паралимпийский", "Olympic", "Paralympic" и образованные на их основе слова и словосочетания без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями, формируемый Министерством спорта Российской Федерации (далее - Перечень организаций, использующих наименование "Олимпийский"), на специализированных отделениях должно заниматься не менее 70% контингента занимающихся.
Спортивные школы по решению учредителя могут специализироваться как на развитии одного вида спорта, так и быть комплексными, то есть, культивировать несколько видов спорта.
При определении уровня подчиненности спортивных школ (государственный или муниципальный) рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
- принадлежность спортивного объекта, на базе которого осуществляет свою деятельность организация, осуществляющая спортивную подготовку;
- охват контингента;
- наличие квалифицированных кадров и уже сложившейся структуры спортивной подготовки.
СДЮСШОР рекомендуется относить к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Среди образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, выделяются также организации, которые непосредственно не осуществляют спортивную подготовку, но способствуют ей, в том числе в рамках кластерного взаимодействия, либо реализуют образовательные программы в области физической культуры и спорта, направленные на подготовку обучающихся к прохождению программ спортивной подготовки, в том числе в общеобразовательных организациях, имеющих интернат, в которых обучаются лица, проявившие выдающиеся способности к занятиям физической культурой и спортом (далее школы-интернаты спортивного профиля).
Школы-интернаты спортивного профиля (далее - ШИСП) призваны обеспечить выявление, отбор наиболее спортивно одаренных детей и подростков, а также создание им условий для прохождения спортивной подготовки без отрыва от получения основного полного (общего) образования.
ШИСП реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта).
За содержание детей в ШИСП и обеспечивающих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации родительская плата не взимается.
ШИСП осуществляют обеспечение обучающихся спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, проездом к месту проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий и обратно, питанием и проживанием в период проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий, медицинское обеспечение, в порядке и на условиях, установленных учредителем.
ШИСП могут являться структурными подразделениями профессиональных образовательных организаций.