Отметьте нарушения норм употребления местоимений
Вопросы для самоконтроля
1. Какие нормы называются морфологическими?
2. Каковы тенденции развития грамматических норм?
3. Назовите причины появления грамматических вариантов. Охарактеризуйте стилистические пометы в словарях, отражающие вариативность употребления грамматических форм.
4. Проанализируйте особенности употребления имен существительных:
а) колебания в роде, падеже, числе;
б) определение рода несклоняемых существительных и аббревиатур;
в) варианты падежных окончаний;
г) особенности склонения собственных имен существительных.
5. Охарактеризуйте нормы употребления грамматических форм имени прилагательного и местоимения.
6. Назовите трудные случаи употребления имен числительных и количественно-именных сочетаний.
7. Каковы особенности употребления глагольных форм?
Тренировочные задания
Имя существительное
Категория рода
Поставьте существительное в форму единственного числа, определите его род.
Бакенбарды, бандероли, банкноты, ботинки, ботфорты, вуали, голосины, домины, жирафы, клипсы, коррективы, манжеты, мозоли, молодчины, плацкарты, погоны, проруби, рельсы, рояли, сандалии, тапки, туфли, тюли, шампуни.
Авеню, АТС, бра, Батуми, безе, Бизе, боа, визави, Дели, жюри, какаду, какао, Капри, кенгуру, КГБ, кольраби, коммюнике, кофе, крупье, ЛДПР, Миссисипи, ООН, пенальти, пони, салями, табу, ТЭЦ, хиппи, цеце, цунами, ЧелГУ, Чили, ЮНЕСКО.
Выберите слова, которые не соответствуют литературной норме. В каком случае нельзя подобрать пару по родовому признаку.
Агроном, адвокат, акушерка, аспирантка, балерина, генерал, директриса, доярка, директор, кондуктор, конькобежец, корреспондент, космонавт, маникюрша, певец, свинарка, секретарь, спортсмен, ткачиха, юбиляр.
Категория числа
От данных существительных образуйте форму мн. числа. Какие существит. имеют варианты?
Автор, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инженер, инспектор, катер, кондуктор, лектор, мех, образ, повар, пропуск, профессор, слесарь, соболь, токарь, тормоз, трактор, хлеб, шофер, якорь.
Образование падежных форм
Образуйте от данных существительных форму Род. падежа мн. числа.
Англичане, апельсины, баклажаны, вафли, гектары, грузины, гусары, дно, заморозки, калмыки, кии, килограммы, кочерги, мандарины, микроны, носки, полотенца, рельсы, сапоги, свечи, томаты, туркмены, туфли, чулки, цапли, якуты, ясли.
Раскройте скобки, употребив имена и фамилии в нужной форме.
Встреча с (Иван Петрович Петух, Нинель Павловна Солоп, Даниель Дефо, Томас Майн Рид, Павел Александрович Долгих, Петр Ремень, Даниленко, Немирович-Данченко, Татьяна Друбич, Виктор Друбич, Фенимор Купер).
Имя прилагательное
1. Образуйте от данных прилагательных три формы: краткую, простые формы сравнительной и превосходной степени.
Хороший, плохой, естественный, торжественный, искусственный, золотой, красивый.
2. В каких из приведенных ниже сочетаний возможна замена полной формы прилагательного краткой формой, а в каких – нет? Объясните.
Белый снег – белый стих, глухой согласный – глухой человек, круглый шар – круглый сирота.
Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.
1) Он был горяч, полный жизни. 2) Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой. 3) Самый крупнейший город в мире – Мехико. 4) Разработка новой темы становится все более интенсивнее. 5) Один брат шумный, другой – тих. 6) Более быстрее развивается машиностроение. 7) Этот ребенок склонный к простуде. 8) Поступок имел самые тяжелейшие последствия. 9) Дипломная работа должна быть переплетенная. 10) Поведение его было далеко не безупречно. 11) Наш край богатый талантами. 12) Указанный признак здесь более сильнее. 13) Этот дом более высок. 14) Отец у Коли более строже.
Местоимение
Отметьте нарушения норм употребления местоимений.
1) На ихней стоянке горел костер. 2) Когда в университет приходит новое поколение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки. 3) Мальчик был сирота; отец умер, когда ему было три года. 4) Группа попросила переэкзаменовать их в первую очередь. 5) Лицо у ней круглое. 6) Мать попросила дочь принести свое платье. 7) Нога провалилась в снег почти до колена. Их трудно было вытаскивать. 8) Народ не понимает причин кризиса. Они полагают, что их главный враг интеллигенция. 9) Скольки часами позже вы подошли к месту происшествия? 10) В это день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 11) Курсовая работа студентки Остаповой дает право говорить о том, что она не отступает от норм литературного языка.
Имя числительное
Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, устраните неправильные формы.
1. Радостно встретились после долгой разлуки (два/двое друг). 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. В семье было (три/ трое сын), все (три/трое) - прекрасные охотники. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. В обоих странах скоро будут выборы. 6. 7. Трое работниц не смогли выйти на работу. 8. На обеих берегах реки раскинулись поля. 9. У обоих ворот стояли постовые. 10. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать четыре яслей.
! 2. Перепишите предложения, раскрыв скобки и записав числительные словами.
1. От 964 отнять 89. 2. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 3. Деревня находится (163 километр) от города. 4. Пособие с 2475 (чертеж). 5. Груз весом 1500 тонн. 6. Прошло 23 (сутки) после окончания экспедиции. 7. Можно было вполне обойтись (полторы тысячи рублей). 8. Трамвайная остановка находится совсем близко, в (полтораста шагов) отсюда. 9. Результат – 3,5 (процент).10. На традиционных встречах выпускников я ежегодно встречаю своих (24 однокурсника). 11. Из 31 (участника – участников) соревнований особенно выделились двое. 12. Наш город отпраздновал 2500-летие. 13. Длинной вереницей вытянулись медленно ехавшие (22 саней).
Глагол