Порядок выполнения упражнений индивидуального контроля

1.Бег на 30 м с высокого старта. По команде «На старт!» подойти к линии старта и занять исходное положение. По команде «Внимание!» наклониться вперед и по команде «Марш!» бежать к линии фини­ша по своей дорожке. Время определяется с точно­стью до 0,1 с.

2. Поднимание туловища выполняется в положе­нии лежа на спине (на гимнастическом мате или на полу) за 30 с. И. п. — лежа, ноги зафиксированы но­сками под нижней рейкой гимнастической стенки или удерживаются партнером, колени согнуты, ру­ки за головой. По команде «Упражнение начинай!» включают секундомер. Участник поднимается до положения сидя (вертикально), касается локтями коленей и возвращается в и. п.

3. Бег на 2000м (3000 м) может проводиться как по беговой дорожке на стадионе, так и по среднепе-ресеченной местности.

4. Бег на быстроту выполняется на месте с макси­мальной частотой и с высоким подниманием бедра в течение 10 с. По истечении этого времени подсчиты-вается число касаний коленями ладоней рук, согну­тых под углом 90° (руки сначала опускаются вдоль туловища, а затем сгибаются в локтевых суставах до 90° — это и будет положением рук во время вы­полнения бега).

5. Подтягивание (мальчики выполняют упраж­нение из виса хватом сверху на высокой переклади­не, девочки — из виса лежа на подвесной перекла­дине, устанавливаемой на высоте, индивидуально подобранной для каждой школьницы). По команде «Упражнение начинай!» производят подтягивание до уровня подбородка, а затем опускание на прямые руки. Упражнение выполняется ровно, без рывков. При выгибании тела и сгибании ног в коленях по-





пытка не засчитывается. Девочки подтягиваются, не отрывая ноги от пола.

6. Шестиминутный бег можно выполнять как в спортивном зале (по размеченной дорожке), так и на стадионе (по кругу). Для более точного подсчета бе­говую дорожку целесообразно разметить через каж­дые 10 м. По истечении 6 мин бегун останавливает­ся, и определяется его результат (в метрах).

Билет № 9

1. Требования безопасности перед занятиями по лег­кой атлетике.

2. Каким образом могут повлиять занятия физиче­скими упражнениями (на уроках и самостоятель­ные) на развитие телосложения?

3. Особенности подготовки и проведения туристских походов (выполнить практическое задание по ук­ладке рюкзака).

1. Вовсех видах легкой атлетики чаще всего встре­чаются повреждения голеностопного и коленного суставов, особенно растяжения и разрывы связочно­го аппарата, сухожилий (ахиллова сухожилия, го­ловки двуглавой мышцы плеча), а иногда и мышц (задней поверхности бедра, спины, поясничного от­дела позвоночника). Прежде чем приступить к заня­тиям, необходимо выполнить следующие условия:

• тщательно изучить все пункты требования мер безопасности;

• правильно спланировать ход занятия и физиче­ские нагрузки;

• проверить состояние площадок, исправность инвентаря и оборудования;

• в жаркое время резино-битумные и синтетиче­ские дорожки следует побрызгать водой, а зимой

очистить. В случае оледенения посыпать беговую дорожку поваренной солью или специальной смесью;

• перед выполнением прыжков в длину необходи­мо перекопать песок в прыжковой яме и убедиться, что в нем нет предметов, которые могут стать при­чиной травмы (битых стекол, обрезков металла, камней и т. д.);

• надеть спортивный костюм, соответствующий погодным условиям, и спортивную обувь с не­скользкой подошвой;

• провести разминку.

Необходимо учитывать, что при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно травмирование друг друга шиповками, а также острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иног­да наблюдается гравитационный шок — кратковре­менная потеря сознания в результате резкой оста­новки после интенсивного бега.

2. Систематические и правильно организованные занятия физическими упражнениями накладывают заметный отпечаток на весь внешний облик челове­ка. Люди, с детства занимающиеся различными фи­зическими упражнениями, отличаются красивым, соразмерно развитым телом. Вопрос о пропорциях тела издавна интересует ученых. Еще в древности считали, что пропорциональным следует считать те­лосложение, при котором ширина разведенных в стороны рук равняется росту тела. Высота головы должна, по мнению некоторых ученых, уклады­ваться в длине тела взрослого человека восемь раз, ширина плеч — составлять четверть роста, окруж­ность груди — равняться удвоенной окружности талии. Занятия тем или иным видом спорта накла­дывают свой отпечаток на формы тела. Бегуны на средние и длинные дистанции худощавы, стройны,





с нерезко выраженной мускулатурой, с хорошо раз­витой грудной клеткой. Прыгуны обычно обладают высоким ростом, относительно небольшим весом, тонким строением скелета, значительной окружно­стью бедер при сравнительно небольшой их длине. Пловцы характеризуются высоким или средним ростом, хорошей подвижностью грудной клетки и высокой жизненной емкостью легких. Они имеют правильно и равномерно развитое тело с мягкими, нерезко выраженными линиями мускулов. Тяжело­атлеты (гиревики), наоборот, часто имеют относи­тельно недлинные ноги, мощное широкое тулови­ще, очень рельефные мышцы спины, плечевого по­яса, рук. Чтобы иметь хорошее телосложение, надо регулярно заниматься физическими упражнения­ми. Это увеличивает силу мышц и оказывает благо­творное влияние на состояние костей и суставов. Мышцы при выполнении физических упражнений выступают в качестве активного раздражителя, влияющего на питание костей и их рост. Кости начинают приобретать прочность, движения в сус­тавах — большую свободу, плавность. Правильно проводимые занятия могут способствовать росту костей в длину и после 20, и даже после 25 лет, ког­да окостенение скелета в основном уже завершено. Особенно ценными считаются упражнения, которые включают прыжки и всякого рода подскоки.

Недостаток движений ослабляет не только наши мышцы и кости, но и наш мозг, который погружает­ся в глубокий «сон». Детям с развитой мускулату­рой легче учиться. Они меньше устают, быстрее восстанавливаются, сделать успевают больше, чем их сверстники, ведущие малоподвижный образ жизни. Чтобы мышцы украсили торс своим релье­фом и были сильными, а связки могли выдержи­вать большие нагрузки, их надо тренировать. Одна­ко следует учитывать, что увеличение одних мышц

при заметном отставании других может привести к искривлению позвоночника. Преобладание силы сгибательной мускулатуры над разгибательной вы­зывает сутулость. Преимущественное развитие си­лы мышц груди при отставании развития мышц плечевого пояса и спины уменьшает подвижность грудной клетки. Вот почему в подростковом возрас­те задачей номер один должно быть во время любых тренировок предупреждение нарушения осанки и ее исправление.

3. Участие в туристских походах способствует раз­витию таких качеств, как инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и дисциплини­рованность. Документом, дающим право на прове­дение однодневных и многодневных некатегорий-ных пеших походов (путешествий), является марш­рутный лист, экспедиционное удостоверение или путевка, а для походов I—III категорий сложнос­ти — маршрутная книжка. В категорийных путе­шествиях могут участвовать школьники не моложе 14 лет, имеющие опыт участия в небольших турист­ских путешествиях. Каждый участник похода дол­жен пройти медицинский осмотр и получить разре­шение врача. Прежде всего надо точно определить его цель, район проведения, а затем приступить к разработке маршрута (наметить путь следования, остановки для наблюдений и отдыха, определить продолжительность похода, составить расписание маршрута в часах). Намечая маршрут, необходимо придерживаться следующих норм. Для одноднев­ных походов протяженность пути (в оба конца) не должна превышать 15 км — для учащихся 13— 14 лет, 20 км — для туристов 15—17 лет. Протя­женность двухдневных походов соответственно 24 и 35 км. Средняя скорость движения —- 3—4 км/ч. Привал на обед занимает около 4 ч; назначать его следует в самое жаркое время дня (11.00—

Порядок выполнения упражнений индивидуального контроля - student2.ru 15.00). На месте ночлега (при многодневном походе) туристы должны быть не позднее чем за 2 ч до на­ступления темноты. Руководитель похода предвари­тельно проходит по намеченному маршруту и прове­ряет, не перегорожен ли где-нибудь путь, не разру­шен ли мост, удачно ли намечены места для привала, купания, ночлега; нет ли в районе прове­дения похода эпидемических заболеваний и т. д. По результатам разведки маршрут похода уточняется. Перед отправлением участники похода знакомятся на схематическом плане (самодельном или скопиро­ванном с карты) с путем следования, местами оста­новок, купания, ночлега. Следует заранее проду­мать и наметить план проведения похода. От того, как будет организовано движение группы в пути, во многом зависит успех похода. В походе необходимо экономить энергию. Один из способов ее сохране­ния — выработка походки. Не надо раскачиваться на ходу; в этом случае путешественник выполняет за день огромное количество лишней работы. Идти надо, слегка согнув ноги в коленях, не полностью распрямляя ногу во время отталкивания, и не стре­миться делать большие шаги. На ровной дороге ногу ставят сначала на каблук, потом на всю ступню; на подъемах — на всю ступню; на крутых песчаных спусках — только на пятку, резко вдавливая ее в грунт; при движении поперек склона одну ногу ста­вят вдоль склона, носком вниз, а другую — поперек. При подъеме в гору не следует разговаривать и кри­чать: это сберегает энергию и не нарушает необходи­мого при подъемах равномерного дыхания. Ско­рость движения группы зависит от качества дороги и тренированности туристов. На ровной, гладкой дороге скорость может достигать 4 км/ч. На подъ­емах и крутых спусках, на скользкой и каменистой дороге группа идет медленнее. В начале пути (15— 20 мин) тоже следует идти не торопясь, чтобы посте­пенно все втянулись в темп движения. В эти первые

минуты выявляются все недочеты снаряжения. На остановке, После 15—20 минут хода, каждый устра­няет обнаруженные неполадки с обувью, одеждой или рюкзаком. В дальнейшем останавливаться можно не чаще, чем через 40—50 мин. Короткие (не более 10 мин) остановки-передышки надо делать в таких местах, где приятно отдохнуть (в тени, на мягкой траве). После 2—3 ч движения устраивается большой привал. На этом месте должны быть про­точная (лучше ключевая) вода, топливо для костра, укрытие от ветра и солнца. Отличное место для привала — берег реки, пологий склон сухого оврага, опушка леса. Здесь туристы должны прежде всего снять свои рюкзаки и сложить их в одном месте, а затем уже заниматься оборудованием лагеря. Обя­занности на привале надо распределить так, чтобы каждому нашлось дело. Когда разведен костер и все готово для приготовления пищи, можно выкупать­ся, если поблизости есть хорошее, проверенное мес­то для купания. После купания — обед, а затем — отдых. Когда привал окончен, костровой тушит кос­тер: угли и золу заливает водой, а кострище закла­дывает дерном или засыпает землей. Группа про­должает путь, все время сверяя свой маршрут по карте. Во время остановок на ночлег назначаются ночные дежурные (по двое). Задача дежурных — ох­ранять покой отдыхающих и поддерживать огонь в костре. Каждая смена дежурит 2 ч. В установленное время дежурные производят побудку группы. В слу­чаях каких-нибудь происшествий (появление посто­ронних лиц, сильный дождь, гроза) дежурные будят руководителя группы, докладывают ему и действу­ют по его указаниям.

Укладка рюкзака. Кспине укладывают мягкие вещи (одеяло, запасное белье и т. п.), сложенные по ширине спинки рюкзака. На дно помещают тяже­лые предметы, сверху — легкие. В карманах рюкза­ка находится то, что может пригодиться в пути и на





привалах. Рюкзак должен быть уложен так, чтобы он стал как бы частью туриста и способствовал со­хранению правильной осанки.

Билет № 10

. Требования безопасности перед началом и во вре­мя занятий в тренажерном зале.

. Что понимается под физической культурой лич­ности и в чем выражается ее взаимосвязь с общей культурой общества?

. Почему необходимо отслеживать физическую на­грузку во время самостоятельных занятий, направ­ленных на развитие силы? (Написать для себя план одного занятия, указав примерные нагрузки.)

Тренажеры избирательно воздействуют на опре­деленные группы мышц, помогают существенно уп­лотнить цикл занятий и сокращают срок обретения нужных двигательных навыков и умений в 2—3 ра­за. Эффективны они и в том случае, когда человеку, ведущему малоподвижный образ жизни, необходи­мо восстановить силы, дать необходимую нагрузку обычно бездействующим мышцам. Занятия на тре­нажерах — прекрасное средство для профилактики гиподинамии. К занятиям допускаются обучающие­ся, прошедшие медицинский контроль и инструк­таж по технике безопасности.

Перед началом занятий следует:

• тщательно проветрить помещение, где установ­лены тренажеры;

• надеть спортивную одежду и обувь с нескольз­кой подошвой;

• убедиться в исправности и надежности установ­ки и крепления тренажеров, обнаруженные неисп­равности устранить.

Во время занятий необходимо:

• выполнять упражнения на тренажерах только с разрешения учителя (тренера);

• при обнаружении неисправностей во время вы­полнения упражнений немедленно прекратить тре­нировку и доложить об этом учителю (тренеру);

• внимательно слушать и выполнять команды (сигналы) учителя (тренера);

• соблюдать установленный режим тренировки и отдыха.

После занятий тщательно проверяются наиболее нагружаемые детали тренажеров. Затем проверяют­ся люфты, прогибы и возможные дефекты. Выяв­ленные во время осмотра неисправности устраня­ются.

О людях, которые много знают, умело пользуют­ся полученными знаниями на работе, дома, во вре­мя отдыха, говорят, что это люди высокой духовной культуры. Но человек должен быть еще и здоровым, сильным, ловким, выносливым. Такой человек мо­жет много и долго трудиться, не утомляясь, а устав, быстро восстановить силы. Про него можно сказать, что он обладает высокой физической культурой. Физическая культура — часть общей культуры об­щества. Она включает систему физического воспи­тания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, спортивные дости­жения. В понятие физической культуры входят об­щественная и личная гигиена быта и труда, пра­вильный режим труда и отдыха, оздоровление и за­каливание. На ранних ступенях истории человек состязался в силе, быстроте, ловкости, выносливос­ти с животными, на которых он охотился. Бег, прыжки, метание в цель способствовали развитию необходимых физических качеств, помогали совер­шенствовать навыки, нужные для удачной охоты. Так зародилась физическая культура. На каждом





историческом этапе она имела свои специфические черты. В первобытном обществе занятиями физиче­скими упражнениями занимались все. Бег, борьба, прыжки, метания, занятия с тяжестями, игры — вот средства физического воспитания того времени. Во времена рабовладения физическая культура в ос­новном существовала для правящего класса. Важ­ной формой физической культуры в то время были различные состязания, например Олимпийские иг­ры, лучшие традиции которых продолжены в наши дни. Для всех «свободных» людей, т. е. рожденных не в рабстве, обязательной тогда была военно-физи­ческая подготовка. Свои черты физическое воспита­ние имело в эпоху феодализма. Военно-физическая подготовка феодалов велась в специальных рыцар­ских школах. Среди крестьян и ремесленников были популярны различные игры, перетягивание каната, кулачные бои. Передовые представители буржуаз­ной интеллигенции Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци выдвигали в свое время проекты реформ системы образования, в которых подчеркива­лась мысль о необходимости физического и духовно­го воспитания с начальных (первых) ступеней обра­зования. В настоящее время физкультурное движе­ние охватывает в той или иной мере всех людей и имеет непосредственную связь с общей культурой общества.

На занятиях физкультурой люди не только со­вершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качест­ва. Возникающие во время соревнований и трениро­вок ситуации закаляют характер спортсменов, учат их правильному отношению к окружающим.

Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общест­ва, служит мощным и эффективным средством фи­зического воспитания всесторонне развитой лич­ности.

3. Развитие силовых способностей человека физи­ческими упражнениями зависит в значительной ме­ре не только от развития и функциональных способ­ностей организма, но и от контроля за нагрузками. Физическая нагрузка — это величина воздействия физических упражнений на организм занимающих­ся. От объема и интенсивности нагрузки зависят ре­зультаты занятий. Под объемом понимают ко­личество физической нагрузки за одну трени­ровку, неделю и т. д., выраженное в мерах времени, веса, длины и количестве выпол­ненных упражнений. Интенсивность — это объем работы, выполненный в единицу време­ни. Распределение нагрузки на занятиях должно со­ответствовать возрасту, физическим возможностям и степени тренированности занимающихся. От за­нятия к занятию она должна постепенно повышать­ся. Слишком малая нагрузка, как правило, не спо­собствует развитию физических качеств, а слишком большая нагрузка может привести к утомлению и перетренированности. Непосильная физическая на­грузка вызывает одышку, лицо бледнеет или крас­неет, со лба струится обильный пот. Возникают ошибки при выполнении упражнений, нарушается координация движений. Появляется вялость и раз­дражительность, пропадает интерес к любимым за­нятиям. Чтобы представить более полную картину о необходимости отслеживания физической нагрузки во время самостоятельных занятий, направленных на развитие силы, рассмотрим несколько особеннос­тей, касающихся этого двигательного качества. Спо­собность к проявлению наибольших по величине мышечных напряжений называется силой.Без развития силы невозможно быстрое выполнение движений. К силовым упражнениям относятся ла­занье по канату, лестнице, шесту, поднимание тя­жестей, часть упражнений на гимнастических сна­рядах и др. На первом месте в силовых упражнени-





ях стоит работа мышц, производимая относительно медленно, но при большом сопротивлении. Под влиянием таких упражнений мышцы быстро растут в объеме. Это объясняется тем, что, если упражне­ния выполняются с предельным напряжением, но в медленном темпе и чередуются с полноценным от­дыхом, условия питания и кровообращения мышц наиболее благоприятные. Для многих силовых уп­ражнений, таких, например, как подтягивание на руках на перекладине, поднимание тяжестей, ха­рактерно явление, которое известно под названием «натуживание». Оно состоит в том, что грудная клетка делается неподвижной вместе с напряжени­ем мышц, голосовая щель плотно закрывается, ды­хание на время прекращается, давление внутри грудной клетки резко повышается, вследствие чего нарушается ток крови через легкие. Кровь скапли­вается в венах. В артериях же, идущих от сердца к мышцам и внутренним органам, крови становится мало, она бедна кислородом, ткани тела не получа­ют нужного питания. После «натуживания» следует глубокий вдох, кровь из вен быстро устремляется в правое предсердие, растягивая его сверх пределов. Это резко нарушает кровообращение и может при­вести к острому расширению сердца и его ослабле­нию. Отслеживание физической нагрузки во время самостоятельных занятий, направленных на разви­тие силы, позволяет занимающемуся оценить свою реакцию на тренировочную нагрузку, воспитывает сознательное отношение к здоровью, к своим заня­тиям силовой тренировкой.

Примерный план занятий на развитие силы

Разминка. В течение б—7 мин сделать пробеж­ку, выполнить круговые движения кистями, круги и махи руками, вращения туловищем, прыжки, вы­прыгивания из полуприседа.

/ упражнение. Жим штанги лежа: 2 подхода по 3 повторения со штангой 60%-ного веса от макси­мального результата — МТ (максимального теста), между подходами отдых 30 с, 1 подход по 4 повторе­ния со штангой 60%-ного веса, перед и после отдых 20 с; 1 подход по 4 повторения со штангой 70% -ного веса, отдых 90 с. Сокращенно нагрузку можно запи-

60% „ , 60% , 70%
сать так: —^— • ^ н-- т---- '--- ~±~ *

// упражнение. Приседание со штангой на пле-

60% „ , 70%

чах:

2 + ^ -3.

4 3

III упражнение. Подъем штанги на грудь в стой-

65% _ , 70% КУ: — •2 + — •

ГУ упражнение. Подтягивание на перекладине: 2 подхода с количеством повторений, равным 60— 65% от максимального результата — МТ. Сокращен­но нагрузку можно записать так: 2 ■ 60—65% МТ.

V упражнение. Отжимание в упоре на брусьях:
2 • 60% МТ.

VI упражнение. Поднимание ног в висе к пере­
кладине: 2 • 60% МТ.

Завершить занятие следует успокаивающими и расслабляющими упражнениями. Для этого исполь­зовать те же упражнения, что и для разминки, толь­ко выполнять их в медленном темпе.

Билет № 11

Наши рекомендации