Классификация жанров в системе журналистики. Отличия репортажа от других жанров.
Особенности спортивного репортажа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Репортаж как особый жанр журналистики. 5
1.1. Особенности репортажа. 5
1.2. Классификация жанров в системе журналистики. Отличия репортажа от других жанров. 10
ГЛАВА 2. Спортивный репортаж: особенности и виды.. 17
2.1. Стилистические и лексические особенности спортивного репортажа. 17
2.2. Отличительные особенности радио- телерепортажа и печатного репортажа в спорте. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28
ВВЕДЕНИЕ
В период интенсивного развития коммуникаций, когда скорость передачи информации превалирует над другими ее качественными показателями, репортаж как самый оперативный жанр журналистики становится ведущим. Его специфику и выразительные средства исследовано и представлено в многочисленных учебниках по журналистике, научных трудах по теории журналистских жанров, отдельных исследованиях, где определены особенности и методологию создания. Однако неустанное совершенствование творческого телевизионного процесса, ускорения темпов обмена информацией, возникновения новых жанрововидових модификаций и совершенствование технических средств. Все это требует соответствующих обобщений и выделения репортажей среди других жанров, увеличение количества жанровых признаков и средств выразительности.
Именно оперативность репортажа определяет его уникальность и возрастающее значение. Стремительное ускорение темпа жизни требует от современных медиа быстрого и точного информирования широких масс населения о происходящих событиях. Именно данным фактом продиктована актуальность данного исследования.
Следует отметить, что спортивный репортаж имеет не только повествовательную функцию, но и при помощи лингвистических и стилистических приемов журналиста дает возможность осуществлять эмоциональное заражение публики. Исходя из того, что спорт – это сфера деятельности человека, которая имеет государственное значение, например, в сфере имиджа страны, спортивный репортаж приобретает огромное значение и как следствие теоретические и прикладные исследования особенностей спортивного репортажа приобретают насущную необходимость и актуальность.
Цель: определить место репортажа в системе жанров журналистики, изучить его особенности, а также провести сравнительный анализ особенностей спортивного репортажа в радио-теле и печатных изданиях.
Задачи:
1. Выявить особенности репортажа как жанра журналистики;
2. Определить место репортажа в системе классификации жанров журналистики;
3. Провести сравнительный анализ жанров журналистики, выявить отличия репортажа;
4. Осветить стилистические и лингвистические особенности и приемы репортажа;
5. Проанализировать особенности репортажа в печатных СМИ, радио и телевидения.
Объект: репортаж как особый жанр журналистики
Предмет: спортивный репортаж
ГЛАВА 1. Репортаж как особый жанр журналистики
Особенности репортажа
Слово репортаж пришло в русский язык из французского (reportage), которое, соответственно, происходит от латинского (reportage – сообщать, докладывать). Истоки репортажа исследователи ищут в древних хрониках, летописях, где кратко зафиксированы события прошлого. Впервые репортажами стали называть информации о заседаниях английского парламента. Авторами репортажей были представители прессы – репортеры, которые присутствовали на заседаниях. Репортажи также публиковали в газетах Франции, Германии, США, а во второй половине XIX века этот жанр активно развивается в России.
Репортаж выделяют как самостоятельный жанр, который требует определенных предпосылок для создания. В традиционном понимании этот жанр журналистики является рассказом автора о происшествии во время его осуществления. Исследователи отмечают, что он является «оперативной формой эмоционального, наглядного изображения события, участником которой был сам автор» [10, с. 119], или «оперативным жанром прессы, радио, телевидения, в котором динамично, с документальной точностью, ярко и эмоционально воспроизводятся картины действительности в их развитии через непосредственные восприятия автора» [25, с. 177]. Это акцентирует внимание на изображении событий с точки зрения автора, его субъективного восприятия картины событий, преломления информации сквозь его видения происходящего. Эти эффекты достигаются благодаря присутствию автора репортажа непосредственно в гуще событий, на место происшествия. В данном случае – эти посылы можно трактовать как яркие особенности репортажа от других жанров журналистики. Другие ученые придают приоритет другой особенности репортажа, а именно рассказу, как основной форме передачи информации при использовании данного жанра. Характеризуя его как «информационный рассказ, сообщение с места происшествия во время ее течения», или как «жанр журналистики, что предоставляет возможность оперативно сообщать для печати, СМИ, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которой является корреспондент» [14, с. 280]. Оперативность репортажа заключается в том, что он фиксирует прежде всего эмоциональное, а уже потом логическое осмысление события.
Также отмечается, что этот жанр является оперативным и в нем «динамично, документально, ярко и эмоционально отображаются события реальной действительности» [1, с. 335]. Итак, можно выделить такие художественные признаки этого жанра:
· повествовательный характер;
· картинность;
· эмоционально-образное отражение;
· оперативность;
· импровизационная непосредственность реагирования на событие.
Согласно М. Стивенсом, «телевизионные и радиорепортеры должны быть быстрыми», то есть реактивными, и эта реакция является движущей выразительной силой их произведений [14, с. 168]. Живость репортерского восприятие делает репортаж «вдохновенной информацией», требуя от автора особенной чувствительности. Именно импровизация журналиста позволяет в полной мере реализовать данный жанр, так как на подготовку репортажа отводится очень мало времени. Оперативность и отображение событий в настоящем времени требует от автора чувствовать не только информацию, но и атмосферу происходящего. Благодаря ассоциативно-образному мышлению этот жанр относится к художественно-публицистическому направления журналистского творчества, одновременно он является результатом информационной и аналитической работы.
Итак, репортаж синтезирует все три вида журналистики: информационный, аналитический и художественный, а деятельность репортера приобретает универсальное направление.
Рисунок 1.
Формирующие составляющие репортажа
Предметом отображения репортажа есть событие как последовательность действий, что становится главным условием создания этого жанра. Следовательно, детальное выяснение значения понятия события раскрывает природу репортажного произведения. Универсальность термина, используется различными отраслями знания, приводит к нечеткому толкование его содержания. Справочная литература отождествляет событие с явлением и фактом, что делает невозможными их разграничения и вызывает разночтения даже в самом жанре репортажа. В свою очередь, определение факта как истинного явления или события уравнивает три понятия. В «Философской энциклопедии» определено, что понятие события имеет широкое толкование: как «естественное явление...; как событие историческое; как событие психобиографическое...; мировое событие...; как событие в статусе происшествия или случая» [13]. С точки зрения этимологии слова самым точным может быть определение события как сосуществования или, согласно Н. Хайдеггером, «бытие совместно с другими».
Существенный жанровый фактор репортажа — ограничение рассказом лишь одного события, поэтому наличие описания и анализа нескольких событий не является признаком этого оперативного жанра. В таком случае репортер должен решить задачу выбора необходимой информации для эмоционального освещения события, которая богата на яркие детали и подробности, или проблему воспроизведения и рассказы о рядовом событии как особенного интересного и удивительного. Другими словами, эту репортерскую особенность определяют, как «ощущение новости» [8, с. 168]. Важным требованием для формирования этого качества является любознательность и усердие в сборе информации. Именно показ, обобщение, через детали помогают сделать интересную историю с любого тривиального события. А, следовательно, редкие репортажи в местных выпусках новостей объясняются не столько нехваткой сенсационных событий, сколько неумением авторов чувствовать ту самую новость, которая делает репортерскую историю интересной. Итак, чувство новости, умение найти в любом событии увлекательный сюжет дополняют характеристику репортажного жанра.
Формированию указанных навыков способствует попытки репортера самому заинтересоваться и увлечься событием, попытка найти собственный ракурс взгляда, который будет отличать повествование автора от других материалов на эту тему. Выбором индивидуальной точки зрения, подбором деталей, построением репортажа определяется отношение автора к демонстрации события.
Таким образом, репортаж на фоне информационных материалов в новостном выпуске, максимально субъективный жанр, что является его особенностью, которая придает ему определенную свободу в отношении содержания и обогащения авторскими соображениями, а также делает его «одухотворенной информацией, новостью в движении» [6, с. 119].
Рядом с событием, наличие которой является основным жанровым требованием, репортаж способен создавать образ этого события, который основывается на авторских ощущениях и впечатлениях во время ее течения, а также на экспрессивных деталях, что становится «наглядными признаками факта» [6, с. 119]. К последним относятся как визуальный событийный рисунок с его красками, пластикой, так и звуковая картина в ритмах, тембрах и динамике. Все они фокусируются в понятии репортажной зарисовки, которая дополняет и окрашивает композицию произведения. Следовательно, сочетание документального рассказа о настоящей невыдуманной истории с чувственно-ассоциативным цветовым ее восприятием способствует возникновению репортажного публицистического образа.
Относительно временного художественного измерения следует отметить, что репортаж — один из немногих жанров, повествование в котором ведется преимущественно в настоящем времени. Это является существенным жанровым признаком, поскольку понятие факта в науке ассоциировано с прошлым, констатируют как факт, осуществленное событие или явление. Поэтому информационная журналистика, несмотря на то, что направлена на воспроизведение современности, применяется как метод констатации фактов, осуществляющее сообщение в прошедшем времени.
В отличие от других информационных жанров репортаж и материалы, которые используют репортажный принцип изложения, отмечаются эффектом непосредственного приобщения к событию, что отражается в использовании глаголов в настоящем времени. Подчеркнем, что эти особенности присущи только электронным СМИ, ведь печатные имеют более длительный путь к аудитории.
Существенной жанровой и художественной особенностью репортажа является созидание настоящего в настоящем времени, то есть представление фактов не методом констатации, как в других произведениях, а благодаря описанию события непосредственно в процессе существования. То есть эффект присутствия и непосредственность восприятия — главные факторы жанра, в частности его телевизионной разновидности.
Композиционное единство репортажного произведения достигается благодаря определению автором в пределах одного события основных драматических этапов и сосредоточение рассказов, авторских отступлений, показаний участников вокруг завязки, перипетий, кульминации и развязки.
Следовательно, не менее существенным требованием является создание последовательного сюжета с точно подобранными действующими лицами, определенным конфликтом, характерными деталями на основе реальных жизненных обстоятельств. Динамичность репортажной композиции способствуют как стремительный ход самого события, так и активность движения и действий самого автора. Особенно актуальным этот способ является для телевидения как зрелищного СМИ и вида искусства [21, c. 48-49].
Таким образом, репортаж как самостоятельный жанр журналистики требует дальнейших исследований на базе анализа современных подходов с точки зрения технологических инноваций, усиление жанровых и художественных отчетливых признаков.
Классификация жанров в системе журналистики. Отличия репортажа от других жанров.
Ученые подчеркивают, что необходимо провести уточнения критериев жанровой идентификации и типологизации произведений современной журналистики. Эта необходимость обусловлена не только общими тенденциями научного развития, а и в частности переходом от классических к неклассическим и постнеклассических исследовательским парадигмам. А также из-за усиления конвергенционных и диффузионных процессов, что привели к появлению новых форм, жанровая принадлежность которых требует осмысления и определения.
Будучи категорией исторической, жанры журналистики накопили большой творческий опыт, который требует глубокого осмысления и овладения научно-практическими знаниями о их лучших образцах, об экспериментах и достижениях в переработке, разветвлении, обогащении структурных вариаций, модельных конструкций и т.д. [12, c. 57-58]
Исследователь современных процессов в журналистике Л. Кройчик выделяет и объясняет характеристики жанра, раскрывающие его природу и сущность. Во-первых, жанр — категория исторически конкретная, она развивается во времени, изменяется в процессе своего существования. Во-вторых, жанр — особая форма организации жизненного материала, специфическая смесь структурно-композиционных признаков. При этом это не случайная совокупность характеристик, а система элементов формы. В-третьих, жанр — категория типологическая, которой присущ ряд устойчивых признаков, которые повторяются. Способ отражения действительности для каждого жанра свой и определяется, прежде всего, познавательными целями, которые ставит автор. В-четвертых, жанр — категория морфологическая. Публицистический текст — это особенно важная форма бытия произведения. Объем материала, который определяет структуру сообщения, в заметке, интервью, репортаже, статье различен, например, в максимально сжатой заметке, развернутой в статье.
Морфология жанра — это:
а) особенности структуры сообщения;
б) место факта в повествовании;
в) образная система;
г) специфика разработки проблемы (конфликта).
В-пятых, жанру присущ аксиологический аспект, он содержит определенную оценку действительности публицистом: любой текст или утверждает что-то, или отрицает. Частыми являются случаи, когда один и тот же факт в прессе воспроизводится и воспринимается по-разному. Факт по своей природе является инвариантным (неизменным), то и ответственность журналиста за достоверность его подачи и за объективность оценок неизменна. В-шестых, жанр — явление творчески-созидательное. Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст как определенную модель мира. Поскольку результат этого процесса у каждого автора свой, публицистическое произведение предлагает каждый раз новое представление о действительности в форме ее понятийно-образного образца. Чем полнее и убедительнее эта модель, создана журналистом, тем активнее она воспринимается аудиторией. Эстетически организована и написана картина действительности призывает к сотворчеству: публицистическое произведение выступает одним из средств формирования личности. Чем разнообразнее комбинация образов и понятий в тексте, тем активнее происходит процесс сотворчества, тем прочнее обратная связь в коммуникативной цепочке аудитория — автор [5, 135-138].
Итак, для жанра как важной журналистской категории присущи такие признаки:
1) устойчивость, устойчивость;
2) историчность;
3) структурно-содержательная организация;
4) способ освоения действительности;
5) оценочные элементы.
Классическая отечественная схема классификации жанров построена по определенным критериям — способ освоения жанром жизненного материала. Соответственно выделяются три составляющие: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. В современных дискуссиях встречается несколько подходов к этой системе. Модернистский, в частности, отрицает необходимость сохранения жанра в первозданном виде и оставляет право за каждым автором экспериментировать, ломать привычные схемы, изобретать новые. Более распространенным является второй подход, основанный на традициях диалектики, который объясняет противоречия в самой сущности явлений и рассматривает эти противоречия как источник движения и изменений. Сторонники консервативного подхода отрицают возможность значительных трансформаций жанра в современной журналистике, а все нововведения рассматриваются как модификации уже известных форм [4, с. 31-32].
Традиционное нормативное разделение журналистских жанров на три группы долгое время считался единственным, и сейчас пока что не имеет конкурентов. И хоть существовали определенные замечания или предложения, устои этой схемы оставались неизменными.
Коммуникативный аспект рассматривает роль традиционных форм воплощения авторского замысла в осуществлении процессов художественного творчества и восприятия искусства. Жанровая теория поднимает проблемы преемственности, изучает значение наследия для создателя и аудитории, что зафиксировано в системе жанров определенной эпохи. Этот подход характеризует жанр как систему признаков произведения, а как тип коммуникации, тип художественной практики. Жанры, которые являются репрезентами опыта культуры, выступают средствами обнаружения собственного замысла, помогают найти индивидуальную концепцию. Если первоначально в сознании художника складывается несколько общий, не разложенный абрис произведения, то потребность в его уточнении заставляет автора искать форму, выбирать жанр. Важной задачей для автора является определения типа завершенного целого. Жанровые нормы также задают художнику культурно-коммуникативную «канву». Сделанный им выбор дает возможность создавать индивидуальные «узоры», то есть обнаружить себя и быть понятным миру [19, с. 31].
Во всех жанрах журналистики коммуникативный аспект является едва ли не самым главным. Это определяется функциональным назначением журналистики как особенно важной сферы общественной деятельности, как медиатора между властью и населением, между ветвями власти, социальными институтами и т.д. Любой жанр — это специфический тип общения. Выбирая его, автор сознательно или интуитивно устанавливает, с кем и как он будет поддерживать контакт.
Тип общения может определяться не только уровнем знаний и степени индивидуализации сознания, но и другими параметрами. Доминантой коммуникации может быть созерцание фантастического, ирреального, аналитика, наблюдение, практика, почву элементарных психофизиологических реакций или уровень сложных философских размышлений.
В трудах американского критика Н. Фрая подается сравнение жанров с точки зрения доминирования в коммуникации прямого авторского видение, действий персонажей или непосредственных потребностей аудитории. В результате ученый доказывает тезис об устойчивости жанров, их значение в качестве важных коммуникативных механизмов для воспроизведения культуры в процессе художественного творчества и восприятия [5, с. 33-34].
Согласно теории Н. Фрая, в заметке, отчете, статьи, корреспонденции объединяется авторское видение с потребностями аудитории; в рецензии, обзоре, обзоре прессы доминирует прямое авторское видение; а в репортаже, очерке, памфлете, интервью еще и добавляется действие персонажей. Журналистские жанры одновременно не выступают только формой подачи сведений, авторских размышлений, комментариев, но и непосредственно задают тип общения, его монологическое или диалогический вид; эмоциональное наполнение, степень авторского присутствия и читательской реакции.
Итак, на современном этапе выделяются несколько подходов к выделению жанров в журналистике. Классическая схема, построенная по критерию — способ освоения жанром жизненного материала, предлагает три группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Другой взгляд на эту проблему опирается на то, что жанры массовой коммуникации определяются значительным количеством и внешних (социальных, культурных, политических) и внутренних (психологических, коммуникативных) факторов. В связи со своим функциональным назначением, ролью в жизни общества, в жанрах журналистики весомым, фундаментальным является именно коммуникативный аспект. Автор сообщение, выбирая форму воплощения своего замысла, задает тип общения с преобладанием в каждом конкретном случае авторского видения, потребностей аудитории или действия персонажей. Эта градация в будущем может стать основой для разделения жанров, для новой типологизации. Кроме того, существует попытка создать новую классификацию из пяти групп, по критериям оперативности, аналитичности и образности. Хоть она может быть воспринята лишь как модификация классической системы, все же заслуживает на дальнейшее изучения и обсуждения.
Подведя итоги жанровой классификации в журналистике, можно утверждать, что традиционной (или классической) в российской науке стала классификация жанров по трем группам (или родами):
1) информационные: заметка, отчет, репортаж, интервью;
2) аналитические: корреспонденция, статья, комментарий, рецензия, обозрение;
3) художественно-публицистические: зарисовка, очерк, эссе (эссе), фельетон, памфлет.
Хотя третью группу называют и публицистическим журналистским родом, считая художественную публицистику лишь одним из ее разновидностей, но не меньшую роль в журналистике играют политическая и научная публицистика [18, с. 382].
Журналисты всегда стремились дать читателям, слушателям, зрителям прежде всего оперативное сообщение о явлениях и событиях дня, недели, или помогали определить их суть, или пробовали воспроизвести их типичные черты или побуждали к ликвидации, искоренения проявления негативного. Для решения различных заданий использовали разные средства, разные содержательные формы произведений.
Проведенный анализ жанров журналистики, их особенностей и места классификации в системе, дает возможность выделить основные отличия репортажа от иных жанров основываясь на критериях классификаций. Итак, основными жанровыми отличиями репортажа от других форм журналистской деятельности является
· Документальность;
· Достоверность;
· Объективность;
· Оперативность.
Все эти отличительные особенности базируются на актуальности информации. Если в отчете с места события (как основа передачи информации в журналистике) говорится о том, что происходило на собрании, конференции, партийном съезде и т.д. (журналист знакомит с докладами, выступлениями, постановлениями, рекомендациями), то репортаж рассказывает о событии, выраженную во времени и пространстве (строительство и пуск домны, открытие школы, полет в космос, жатва, спортивное соревнование и т. п). Учитывая постоянное ускорение темпа жизни, а значит и скорости передачи информации, можно с уверенностью утверждать, что репортаж (имея ярко выраженные особенности) будет стремительно развиваться в будущем.