Рекомендуемый объем тренировочных и соревновательных нагрузок
Планируемые показатели соревновательной деятельности на этапах
спортивной подготовки
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВИДУ СПОРТА ВОЛЕЙБОЛ
Виды соревнований (игр) | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |||
Контрольные | 1 – 3 | 1 – 3 | 3 – 5 | 3 – 5 | 5 – 7 | 5 – 7 |
Отборочные | - | - | 1 – 3 | 1 – 3 | 1 – 3 | 1 – 3 |
Основные | ||||||
Всего игр | 20 – 25 | 40 – 50 | 50 – 60 | 60 – 70 | 70 – 75 |
3.3 Рекомендации по планированию спортивных результатов
ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Задачи и преимущественная направленность тренировочного процесса:
1. Отбор детей способных к занятиям волейбола.
2. Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям волейболом.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами волейбола.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
(до 2-х лет обучения – этап начальной специализации).
Задачи и преимущественная направленность тренировочного процесса (этап начальной специализации):
1. Повышение общей физической подготовленности.
2. Совершенствование специальной физической подготовленности.
3. Овладение всеми основными техническими приемами на уровне умений и навыков.
4. Овладение индивидуальными и командными тактическими действиями.
5. Овладение основами тактики игры.
6. Воспитание навыков соревновательной деятельности по волейболу.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
(до 3-х лет обучения – этап углубленной специализации).
Задачи и преимущественная направленность тренировочного процесса (этап углубленной специализации):
1. Дальнейшее совершенствование техники игры и ее вариативности.
2. Развитие специальных физических качеств.
3. Повышение уровня общей и специальной функциональной подготовленности.
4. Освоение допустимых тренировочных нагрузок.
5. Накопление соревновательного опыта в соревнованиях разного уровня.
ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО И ВЫСШЕГО МАСТЕРСТВА
Задачи и преимущественная направленность тренировочного процесса:
1. Развитие и дальнейшее совершенствование специальных для волейбола физических качеств.
2. Дальнейшее совершенствование техники игры, повышение ее вариативности.
3. Отработка тактических комбинаций и связок.
4. Освоение повышенных тренировочных нагрузок.
5. Выполнение спортивных званий разрядов .
6. Дальнейшее совершенствование соревновательного опыта.
Общая физическая и специальная подготовка имеют тенденцию к уменьшению в общем соотношении нагрузки. Процент в технико-тактической и (избранный вид спорта) постоянно возрастает.
Требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля
Врачебно-педагогический контроль проводятся во время оперативных,
текущих и этапных обследований, входящих в структуру медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов.
Оперативные обследования предусматривают оценку срочного
тренировочного эффекта, т. Е. изменений, происходящих в организме во время
выполнения упражнений и в ближайший восстановительный период. В
процессе оперативных обследований используются следующие формы организации врачебно-педагогического контроля:
а) исследование непосредственно на тренировочном занятии –в течение
всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей
занятия;
б) исследование до тренировочного занятия и через 20-30 мин после него
(в покое или с применением дополнительной нагрузки);
в) исследование в день тренировки, утром и вечером. К исследованию в
течение занятия или после отдельных его частей, упражнений следует
прибегать в тех случаях, когда тренера интересует правильность построения
занятия:
-варианты сочетания и последовательности применения различных
тренировочных средств в одном занятии;
-доступность числа повторений упражнения и интенсивности его выполнения;
-рациональность установленных интервалов отдыха;
-соответствие интенсивности упражнения решению запланированной задачи (например, развитию аэробной работоспособности).
При этой форме организации врачебно-педагогического контроля
определенные показатели исследуются перед тренировкой, после отдельных
частей занятия, сразу после выполнения упражнения, после отдыха или
периодов снижения интенсивности работы и по окончании занятия. При
использовании радиотелеметрической аппаратуры исследования
могут вестись непрерывно.Следует учитывать, что врачебно-педагогический контроль, проводимые в течение всего занятия, очень трудоемки и в какой-то степени мешаюттренировочному процессу. Приходится отрывать спортсмена от выполнения
упражнений (а это часто нарушает план тренировки), иногда удлинять отдых.
Особенно усложняется проведение исследований в холодную погоду. Сравнивая показатели функционального состояния организма занимающегося до занятия и через 20-30 мин после него, можно судить об изменениях, происходящих под влиянием физической нагрузки. Это позволяет оценить величину нагрузки, выполненной на занятии, ее характер (аэробная илианаэробная) степень подготовленности спортсмена.К исследованиям дважды в день –утром и вечером –прибегают в том
случае, если проводится по 2-3 тренировочных занятия в день.Эта форма наблюдений помогает определить, какое влияние на организм
оказали нагрузки одного тренировочного дня.
Текущие обследования позволяют оценить отставленный
тренировочный эффект, т. Е. эффект в поздних фазах восстановления (через
день после тренировки и в последующие дни). Формы организации этих
наблюдений могут быть различными:
а) ежедневно утром в условиях тренировочного сбора или перед тренировочными занятиями;
б) ежедневно утром и вечером в течение нескольких дней;
в) в начале и в конце одного или двух микроциклов (утром или передтренировкой);
г) на следующий день после тренировки (утром или перед тренировкой,
т.е. через 18-20 ч после 1-й тренировки), а иногда и в последующие 1-2 дня (в
то же время, что и предыдущие исследования).При планировании нагрузок в микроцикле, выборе дней для наиболее напряженных тренировок, определении степени восстановления после различных тренировок применяются ежедневные исследования (по утрам или перед тренировкой или утром и вечером) в течение микроцикла.Когда необходимо установить сроки полного восстановления организма
спортсмена после тренировочных микроциклов различной напряженности,
определить его способности к восстановлению в ходе менее напряженного
микроцикла, следующего за очень напряженным, проводят исследования
утром в начале и в конце одного или двух (иногда более) микроциклов. К
оперативным исследованиям на следующий день (утром или перед тренировкой) прибегают в тех случаях, когда нужно оценить эффективность восстановления перед очередным тренировочным днем.
Этапные обследования имеют огромное значение для совершенствования планирования и индивидуализации тренировочного процесса, так как в них оценивается кумулятивный тренировочный эффект за определенный период. Они позволяют определить, в какой степени выполнены задачи, поставленные на данный период занятий. Сравнение проделанного объема работы, средств и методов тренировки с наступившими изменениями физических качеств, уровня технико-тактического мастерства и функционального состояния различных систем организма, общей его работоспособностью, психологическим состоянием позволяет сделать
необходимые выводы о дальнейшем планировании тренировочного процесса.
Задача врача –оценить изменения функционального состоянияотдельных систем организма, имеющих наибольшее значение для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта, а также общую работоспособность организма. Задача психолога –оценить соответствующие его профилю стороны тренированности. Задача тренера –принять общее решение об уровнетренированности(функциональной готовности) данногоспортсмена.Этапные обследования рекомендуется организовывать каждые 2-3месяца, используя тренировочные сборы, чтобы исключить влияние предшествующей физической деятельности на результаты наблюдений. Исследования следует проводить после дня отдыха (желательно, чтобы занятия перед днем отдыха в повторных этапных исследованиях существенно не различались), утром, через 1,5-2 ч после легкого завтрака. Перед исследованием спортсмен не должен делать зарядку. Основой эффективности врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом является правильно организованная система врачебных наблюдений, которая складывается из комплексного обследования, текущих наблюдений и
обследований непосредственно в условиях тренировки и соревнований (так
называемых врачебно-педагогических наблюдений). Все эти разделы работы врача соспортсменами тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и должны
представлять собой единый процесс.Комплексное врачебное обследование позволяет наиболее полно охарактеризовать состояние занимающихся и на этой основе
решить вопросы допуска к определенным занятиям, определить наиболее адекватные для каждого обследуемого формы занятий, режим и методику тренировки.
Задачи комплексного обследования:
1. Диагностика состояния здоровья;
2. Определение и оценка физического развития;
3.Определения функционального состояния организма и его индивидуальных особенностей;
4. Назначение необходимых лечебно-профилактических мероприятий,
адекватных средств восстановления, рационального режима питания, личной
гигиены;
5. Рекомендации повыбору характера занятий, режиму иметодике тренировки.
Методика комплексного врачебного обследования основывается
на общих принципах физиологии и клинической медицины. В то же
время она имеет и свои специфические особенности, обусловленные
необходимостьюисследовать человека применительно к его двигательной деятельности, выявить функциональное состояние, функциональные резервы организма, а нередко и ранние признаки нарушений, которые могут быть вызваны как обычными для человека заболеваниями, так и нерациональным режимом физических нагрузок.Комплексность обеспечивается за счет организации всестороннего клинического обследования с одновременным использованием методов функциональной диагностики, отражающих как состояние отдельных
(главным образом основных для обеспечения двигательной деятельности)
органов и систем, так и их взаимодействия, обусловленные состоянием
центральной нервной системы и регуляторных механизмов.
При комплексном врачебном обследовании спортсменов в каждом
отдельном случае могут проявиться преимущественные изменения разных
изучаемых показателей. Следовательно, по отдельным методам исследований
далеко не всегда можно составить достаточно полное представление о
функциональном состоянии организма исследуемого в целом, вовремя
выяснить скрытые формы нарушений. В связи с этимкомплексное
обследование требует как участия специалистов разного профиля –
отоларинголога, невропатолога, окулиста, для женщин –гинеколога, так и
применения современных методов функциональной диагностики в покое и при
физических нагрузках.Пробы с физическими нагрузками имеют особое значение, ибо уровень функционального состояния организма и его нарушения проявляются
наиболее четко не только в состоянии относительного мышечного покоя, но и,
главным образом, при предъявлении организму повышенных (двигательных)
требований. Полноценная адаптация к физическим нагрузкам –важнейший
критерий хорошего функционального состояния. Широкое использование
функциональных проб с физической нагрузкой для оценки состояния
занимающего в значительной степени определяет специфику комплексной
методики врачебного обследования, придавая ей выраженную
функциональную направленность.
По задачам и организации медицинские обследования спортсменов
делятся на первичные, вторичные (этапные) и дополнительные.
Первичное обследование проводится перед началом занятий, а в
дальнейшем –перед началом каждого спортивного сезона. Его задачи
наиболее обширны (определение состояния здоровья с выявлением всех
имеющихся недочетов уровня физического развития и функционального
состояния с тем, чтобы решить вопросы допуска, спортивной ориентации или
выбора адекватных форм занятий, наметить план лечебно-профилактической
работы с каждым обследуемым, определить индивидуальные особенности
режима и методики тренировки), а потому оно должно быть наиболее полным,
что в наибольшей степени может быть обеспечено в условиях врачебно-физкультурного диспансера или другого лечебно-профилактического
учреждения (поликлиника, медсанчасть и др.).
Повторные (этапные) обследования проводятся периодически (2-4 раза в год в зависимости от возраста, состояния здоровья и спортивной
квалификации тренирующегося) на основных этапах подготовки. Задачи этапного обследования –определить воздействие принятой системы подготовки на организм занимающегося, оценить становление и развитие его тренированности. При этом выясняются перенесенные за это время травмы и заболевания, проверяются выполнение и эффективность сделанных ранее назначений, вносятся (при необходимости) соответствующие коррективы в индивидуальные планы подготовки.
При проведении такого обследования в конце сезона или перед отпуском
(каникулами) занимающегося намечается также рациональный режим отдыха
(санаторно-курортное лечение, формы активного отдыха, средства восстановления и пр.).
Дополнительное врачебное обследование проводится перед
возобновлением занятий после перенесенных заболеваний, травм,
перенапряжения, длительного перерыва в оздоровительной тренировке,
участия в соревнованиях, а также по направлению педагогов и тренеров
при появлении признаков снижения работоспособности, переутомления или
заболевания. Объем и методика такого обследования обусловлены
конкретными задачами. В промежутках между комплексными
обследованиями осуществляется текущий врачебный контроль и исследования
в естественных условиях тренировки и соревнований.Данные врачебного обследования следует тесно увязывать с педагогическими и психологическими данными, что помогает более правильно оценивать результаты.На основании обследования составляется заключение о состоянии здоровья спортсмена с необходимыми рекомендациями для тренера и самого обследуемого.Психологическая подготовленность предусматривает такие основные направления как:
2 1.формирование мотивации занятий спортом;
3 2.воспитание волевых качеств;
4 3.аутогенная, идеомоторная, психомышечная тренировка;
5 4.совершенствование быстроты реагирования;
6 5.совершенствование специализированных умений;
7 6.регулировка психической напряженности;
8 7.выработка толерантности к эмоциональному стрессу;
9 8.управление стартовыми состояниями.
Принципиальное значение в этом случае приобретают способы
определения подготовленности спортсменов. В процессе контроля психической
подготовленности оценивают следующее:
-личностные и морально
-волевые качества, обеспечивающие достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях в различных видах спорта (способность к лидерству, мотивация в достижении победы, умение концентрировать все силы в нужный момент, способность к перенесению высоких нагрузок, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и др.);
-стабильность выступления на соревнованиях с участием
соперников высокой квалификации, умение показывать лучшие результаты на
главных соревнованиях;
-объем и сосредоточенность внимания в связи со спецификой видов
спорта и различных соревновательных ситуаций;
-способность управлять уровнем возбуждения непосредственно
перед и в ходе соревнований (устойчивость к стрессовым ситуациям);
-степень совершенства различных восприятий (визуальных,
кинестетических) параметров движений, способность к психической регуляции
мышечной координации, восприятию и переработке информации;
-возможность анализаторной деятельности, сенсомоторных реакций,
пространственно
-временной антиципации, способность к формированию опережающих решений в условиях дефицита времени и др.Биохимический контроль позволяет также решать такие частные задачи, как выявление реакции организма на физические нагрузки, оценка уровня тренированности, адекватности применения фармакологических и других восстанавливающих средств, роли энергетических метаболических систем в
мышечной деятельности, воздействия климатических факторов и др. В связи с
этим в практике спорта используется биохимический контроль на различных
этапах подготовки спортсменов.При организации и проведении биохимического обследования особое внимание уделяется выбору тестирующих биохимических показателей: они должны быть надежными либо воспроизводимыми, повторяющимися при многократном контрольном обследовании, информативными, отражающими сущность изучаемого процесса.В каждом конкретном случае определяются разные тестирующие биохимические показатели обмена веществ, поскольку в процессе мышечной деятельности поразному изменяются отдельные звенья метаболизма. Первостепенное значение приобретают показатели тех звеньев обмена веществ, которые являются основными в обеспечении спортивной работоспособности в данном виде спорта.Немаловажное значение в биохимическом
обследовании имеют используемые методы определения показателей метаболизма, их точность и достоверность.В настоящее время в практике спорта широко применяются лабораторные методы определения многих (около 60) различных биохимических показателей в плазме крови. Одни и те же биохимические методы и показатели могут быть использованы для решения различных задач .
В зависимости от решаемых задач изменяются условия проведения
биохимических исследований. Поскольку многие биохимические показатели у
тренированного и не тренированного организма в состоянии относительного
покоя существенно не различаются, для выявления их особенностей проводят
обследование в состоянии покоя утром натощак (физиологическая норма), в
динамике физической нагрузки либо сразу после нее, а также в разные периоды
восстановления.
При выборе биохимических показателей следует учитывать, что реакция
организма человека на физическую нагрузку может зависеть от факторов,
непосредственно не связанных с уровнем тренированности, в частности от вида
тренировки, квалификации спортсмена, а также от окружающей обстановки,
температуры среды, времени суток и др. Более низкая работоспособность
наблюдается при повышенной температуре среды, а также в утреннее и вечернее время.