Рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок.

Главным условием планомерной спортивной подготовки является наличие научно обоснованных нормативов разносторонней физической подготовленности и допустимых объемов тренировочных и соревновательных нагрузок на всех этапах многолетнего тренировочного процесса. Примерная структура годичного цикла и примерное распределение теоретического и практического материала в рамках реализации Программы спортивной подготовки на разных этапах подготовки, представлены в таблице:

Таблица№10.

Этапы спортивной подготовки Апрель - Октябрь Ноябрь - Март
Теоретическая подготовка (час.) Практическая подготовка (кол-во прыжков) Теоретическая подготовка (час.) Практическая подготовка (кол-во прыжков)
Ознакомительные (отборочные) прыжки с парашютом     1-3   -   -
  Этап начальной подготовки       -   -
Этап совершенствования базовых навыков. 40 - 50 10 - 20
Этап начала занятий по виду парашютного спорта (тренировочный, спортивной специализации)     80 - 100     10 - 20
Этап совершенствования спортивного мастерства. 3 - 5 120 - 150 20 - 30
Этап высшего спортивного мастерства 3 - 5 150 - 200 30 - 50

Рекомендуемый объем соревновательных нагрузок:Таблица№11.

Этапы спортивной подготовки Уровень соревнований
региональный Федерального округа всероссийские международные
Ознакомительные (отборочные) прыжки с парашютом   -   -     -   -
Этап начальной подготовки   -   -   -   -
Этап совершенствования базовых навыков.   -   -   -   -
Этап начала занятий по виду парашютного спорта (тренировочный, спортивной специализации)     -   -   -
Этап совершенствования спортивного мастерства.   1 - 2       -
Этап высшего спортивного мастерства   -       2 - 3   1 - 2

4.3 Рекомендации по планированию спортивных результатов.

Исходными данными для составления многолетних планов являются оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, продолжительность подготовки для их достижения, темпы роста спортивны, индивидуальные особенности спортсменов, условия проведения спортивных занятий и другие факторы. На основе характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки определяются спортивно-технические показатели по этапам, планируются основные средства тренировки, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревнований. Отмечаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

В перспективном плане следует предусмотреть этапы подготовки, преимущественную направленность тренировки на каждом из них, основные соревнования на этапе. Количество и продолжительность соревнований зависят от структуры подготовки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых мероприятий и других факторов.

Перспективные многолетние планы подготовки составляются как для группы спортсменов, так и для одного спортсмена.

Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки с учетом его индивидуальных особенностей. Следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, величин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки.

Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле.

На основе перспективных планов составляются текущие планы тренировки спортсменов. В них подробно перечисляются средства тренировки, конкретизируются объемы тренировочных нагрузок, сроки спортивных соревнований.

Планирование годичного цикла осуществляется с учетом особенностей периодизации тренировки в соответствии с закономерностями развития спортивной формы.

Структура годичного плана уточняется в связи с системой индивидуального календаря соревнований.

При разработке годичных планов необходимо учитывать следующие организационно-методические положения:

- рациональное соотношение нагрузок различной преимущественной направленности от избирательных на ранних этапах подготовительных периодов к комплексным на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периодов;

- последовательное или комплексное совершенствование двигательных качеств, лежащее в основе проявления технико-тактического мастерства, уменьшения влияния лимитирующих факторов за счет волнообразного характера динамики тренировочной нагрузки, изменения соотношения ее компонентов, объема и интенсивности работы и отдыха.

При планировании средств общей, специальной физической и технической подготовки необходимо придерживаться следующей наиболее целесообразной последовательности: в использовании средств общей физической подготовки от развития общей выносливости в различных видах тренировочной деятельности к специальной выносливости через основные средства подготовки в избранном виде парашютного спорта; от широкого использования средств, развивающих двигательные качества и укрепляющих уровень здоровья спортсмена, к выполнению специфических для избранного вида парашютного спорта упражнений с акцентом на совершенствование определенных двигательных способностей, играющих решающую роль в достижении высоких спортивных результатов.

Оперативное планирование.

Этот вид предполагает планирование тренировки на определенный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана. Наиболее широкое распространение получило планирование тренировки на один месяц. В месячном плане конкретизируются основные положения годичного плана. Наиболее подробно приводятся подбор вида и объема тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок,контрольные нормативы. При составлении оперативных планов необходимо, чтобы направленность тренировочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в данный отрезок определенного тренировочного цикла.

Требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля.

Для достижения планируемых спортивных показателей, необходимо выполнение высоких по объему и интенсивности тренировочных нагрузок. Правильному освоению необходимых тренировочных нагрузок способствуют не только специальные восстановительные мероприятия, но и регулярное проведение врачебно-педагогического, психологического и медико-биологического контроля.

Человек, занимающийся спортом, представляет из себя сложную социально-биологическую систему. Управление этой системой ставит своей целью оптимизацию и повышение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности во всех их проявлениях, что способствует достижению более высоких спортивных результатов.

Одним из важнейших звеньев управления многолетней подготовки является комплексный контроль, позволяющий оценивать подготовленность спортсменов на всех этапах спортивной подготовки. Эффективная система комплексного контроля дает возможность тренеру объективно оценивать правильность избранного направления спортивной подготовки, постоянно следить за состоянием и динамикой тренированности спортсменов, своевременно вносить коррективы в тренировочный процесс.

Педагогический контроль – является основным для получения информации о состоянии иэффективности деятельности занимающихся на различных этапах спортивной подготовки. Он применяется для оценки эффективности средств и методов тренировки для определения динамики спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений.

Задачи педагогического контроля:

-учет тренировочных и соревновательных нагрузок;

-определение различных сторон подготовленности занимающихся;

-выявление возможностей достигнуть запланированный спортивный результат;

-оценка поведения занимающегося на соревнованиях.

Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения, тестирование, контрольные тренировки, характеризующие различные стороны подготовленности спортсменов.

Методы врачебного контроля направлены на оценку состояния здоровья, степени физического развития, биологического возраста, уровня его функциональной подготовленности.

В последние года значительно повысилось значение организации врачебно - педагогического контроля, который рассматривается теперь в качестве одного из главных звеньев в системе управления подготовкой спортсмена.

Под контролем следует понимать не просто сбор интересующей информации, но также сопоставление ее с уже имеющимися данными (планами, контрольными показателями, нормами и т.п.) и последующий анализ, завершаются принятием решения.

Методы контроля:

-анкетирование, опрос;

-педагогическое наблюдение;

-тестирование.

Важнейшим дополнением к педагогическому контролю может и должен служить самоконтроль занимающегося.

Самоконтроль – это система наблюдений спортсмена за своим здоровьем, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок, а также физической, технической и психологической подготовленностью.

Так как тренировочные нагрузки велики и оказывают значительное влияние на функциональное состояние важнейших систем организма, тренер должен знать оптимальный уровень тренировочных нагрузок для каждого занимающихся, чтобы избежать отрицательного влияния утомления, возможный переутомления или перетренированности.

Врачебно-педагогический контроль проводится с целью оценки динамики физического развития, уровня общей и специальной подготовленности, функционального состояния организма, адекватности тренировочных нагрузок возможностям спортсменов. Важной составляющей контроля являются параметры тренировочных и соревновательных нагрузок. Врачебно-педагогический контроль заключаются в осуществлении совместного наблюдения врачом и тренером-преподавателем за всем ходом тренировочной работы. В процессе врачебно-педагогических наблюдений устанавливается более тесный контакт между врачом, тренером-преподавателем и спортсменом.

Большое внимание уделяется психологической подготовке.

Психологическая подготовка предусматривает формирование личности занимающегося и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.

Основными задачами психологической подготовки являются:

-привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;

-формирование установки на тренировочную деятельность;

-формирование волевых качеств спортсмена;

-совершенствование эмоциональных свойств личности;

-развитие коммуникативных свойств личности;

-развитие и совершенствование интеллекта спортсмена.

К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации.

В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей.

Рекомендации по организации психологической подготовки.

В структуру психологической подготовки занимающегося включены следующие компоненты:

1. Определение и разработка системы требований к личности занимающегося определенным видом спорта;

2. Психодиагностика и оценка уровня проявления психических качеств и черт личности занимающегося – его «психологическая характеристика»;

3. Становление личности занимающегося, через волевые, эмоциональные, коммуникативные и интеллектуальные качества личности.

4. Разработка и совершенствование содержания «психологической настройки» занимающегося в день соревнований через систему организации жизнедеятельности спортсмена, организацию внимания в предстартовый период соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.

В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.

В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая игровая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.

Психологический контроль над состоянием спортсмена включает в себя определенные психологические воздействия, обучение приемам психорегулирующей тренировки и проведение специальных психологических тестов. Особое значение имеет определение психологической совместимости спортсменов внутри спортивного коллектива. Психологический контроль может плодотворно осуществляться только в неразрывной связи со всеми другими сторонами подготовки спортсмена – физической, технической и тактической.

Медико-биологический контроль осуществляется в виде обследования на базе специализированного медицинского учреждения и включает в себя следующие виды контроля:

1) Врачебно-летная комиссия (ВЛК) проводится один раз в год. Оценивается общее состояние здоровья и физического развития. По этим показателям вносятся коррективы в индивидуальные планы спортивной подготовки, даются рекомендации по профилактике, восстановительным мероприятиям, лечению и мерам повышения витаминной обеспеченности.

2) Медицинский осмотр. Проводится ежедневно перед началом прыжков с парашютом в условиях учебно-тренировочного процесса. Проверяется частота сердечных сокращений, артериальное давление, проводится внешний осмотр состояния спортсмена. При необходимости проводится индивидуальный этапный контроль спортсменов.

Все виды контроля над состоянием спортсмена должны осуществляться постоянно и систематически. Профессиональное грамотное использование в процессе многолетней подготовки, данных всех видов контроля помогает следить за динамикой состояния здоровья, физического и психологического развития спортсмена.

Био-химический контроль проводится в индивидуальных случаях, по необходимости. Решение на направление на биохимический контроль принимает руководитель организации по представлению инструктора (тренера), с целью определения био-химических показателей в организме спортсмена-парашютиста и определения дальнейшей программы подготовки спортсмена.

4.5 Программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды подготовки.

4.5.1. Подготовка парашютистов-спортсменов проводится по следующим программам подготовки:

Программа № 1. Ознакомительные прыжки с парашютом.

Программа № 2. Подготовка парашютистов к выполнению прыжков с парашютной системой «Крыло» с принудительным раскрытием основной ПС или со стабилизацией свободного падения.

Программа № 3. Общая начальная подготовка парашютистов.

Программа №4.Подготовка парашютистов по программе прогрессивной подготовки свободному падению.

Программа № 5. Подготовка парашютистов-спортсменов.

4.5.2. Содержание программ:

Наши рекомендации