Настрой, уверенность в себе, формирование психологии
Победителя.
Процесс формирования у футболистов уверенности в своих силах должен носить перманентный характер и предполагает каждодневное развитие соответствующих морально-волевых качеств вовремя учебно-тренировочных занятий. Вся тренировочная работа должна убеждать игроков, что они стали ещё сильнее, более мастеровитыми и искушённее в игровых действиях.
Совершенно очевидно, что формирование психологии победителя у молодых спортсменов невозможно без достижения ими побед. И чем больших успехов они будут добиваться, тем ещё больше будет формироваться у них стремление одерживать победы ещё и ещё.
В этом смысле существенное значение имеет так же осознание игроками, что они играют в элитном клубе( команде) с большими победными традициями.
Уверенность футболистов в своих силах зависит от:
-уровня развития навыков взаимодействия футболистов в процессе
игры;
- качества проведённой учебно - тренировочной работы;
- дееспособности и сплочённости партнёров;
- предыдущих результатов;
- взаимоотношений с руководством;
- уровня организации работы и жизнедеятельности команды.
- осознания принадлежности к элите.
Р.Найдиффер: «Повторяйте себе почаще, что вы должны выиграть, и вы скоро искренне поверите в это».
«Думать как чемпион» - значит держать под контролем свои мысли и чувства, а такой настрой действительно помогает побеждать».
Д.Л.: «Успех предопределяет успех, а неудачи предопределяют неудачи. Раз испытав успех или неуспех, мы обречены переживать его снова и снова. Вот почему так важно накопить как можно больше переживаний, связанных с успехом, а не с поражениями».
В.В.Тихонов: «Над созданием волевого, психологического запаса мы работаем так же постоянно и тщательно, как и над повышением технических и физических возможностей хоккеистов, потому что способность к волевым проявлениям имеет такие же свойства – её можно приобретать, совершенствовать… но можно и утратить».
А.АРШАВИН (о голландских тренерах): «Адвокат перед матчами нас настраивает на то, что мы сильнее соперника. Но и объясняет, за счёт чего мы действительно его сильнее: «Вы должны сделать вот это и соблюдать вон то, тогда мы выиграем».
«Психологическая составляющая их работы главным образом заключается в поддержании единого коллективного духа».
Л.ФИГУ: «Когда игрок хорошо подготовлен к сезону физически, у него появляется уверенность. А это две фундаментальные составляющие для любого футболиста».
В.Лобановский: «Уверенность в игре обретается вместе с уверенностью в высоком уровне своей готовности».
Вэнс Ломбарди( тренер по американскому футболу): «Различие между посредственностью и талантом заключается в том, какие чувства питают друг к другу члены команды. Большинство людей называют это духом товарищества. Когда игроки проникаются этим духом, вы уже знаете, что вам досталась команда-победительница».
Р.Кальмунд: « Когда идёшь от победы к победе, растёт уверенность в собственных силах. Успехи благотворно влияют и на командный дух, сплачивают, каждый игрок в отдельности в такой ситуации тоже резко прибавляет».
К.Макнаб: «Уверенность солдата зависит от способности группы и подразделения взаимодействовать в любой обстановке и безоговорочно доверять друг другу».70
Концентрация внимания. Формирование и способы
сохранения
«Люди слабы, потому что
рассеяны; гений есть внимание,
а внимание – воля ума»
(Д.Мережковский)
К игроку футбольной команды предъявляются весьма серьёзные требования с точки зрения скорости переработки информации в игре прогноза и оценки складывающейся на поле ситуации, а так же скорости и качества, принимаемых футболистом в игровых эпизодах тактико-технических решений. В связи с этим первостепенное значение в психологической подготовке футболистов приобретает развитие у них способности к высокой концентрации внимания на протяжении всего матча. Нельзя забывать, что физиологические и психические процессы протекающие в организме человека имеют взаимное влияние друг на друга. По мнению американского спортивного психолога Р.М.Найдиффера: «Очень важно уяснить себе, что как психические процессы могут повлиять на эффективность реализации физических возможностей спортсмена, так и его физическое состояние в значительной мере воздействует на психические функции».
Как известно, умственной концентрации и расслаблению способствуют специальные дыхательные упражнения. По мнению многих тренеров – практиков: «Умение концентрироваться – качество, навык, которому следует обучать и в котором следует упражняться» (Ю. Клещев стр.113)
Р.Найдифер: «Когда спортсмен слишком внимательно начинает следить за правильностью мельчайших деталей хорошо заученного и почти автоматизированного действия, это затрудняет его исполнение. В этом случае излишняя концентрация внимания на не требующих того нюансах техники действия сменяется своей противоположностью – неспособностью полностью сосредоточиться на выполнении основных задач».
«Наиболее важным для спортсмена высокого класса является доведённый до автоматизма навык в каждой соревновательной ситуации концентрировать сознание на наиболее важном в данный момент предмете действий, ощущении, не упуская остальные важные детали из поля внимания».
«Стресс-факторы напряжённых соревновательных ситуаций, воздействуя на недостаточно устойчивых спортсменов, парализуют в первую очередь именно их внимание».
«Для развития внимания и оценки его особенностей полезно, чтобы после соревнований спортсмен сам охарактеризовал наиболее успешные моменты своего выступления и неудачи. Рекомендуется также незадолго до предстоящих соревнований продумывать, на что направить основное внимание и что будет контрольным фоном, если в ходе соревнований возникнет та или иная ситуация».
«Особенности внимания (внешнее или внутреннее, широкое или узкое) необходимо учитывать при характеристике спортсмена так же. Как и особенности его мышления и морально-волевой сферы. Однако поскольку любой нормальный человек имеет большую или меньшую способность ко всем перечисленным типам внимания, то речь идёт о том, какой тип внимания ему наиболее присущ и насколько он соответствует требованиям конкретного вида спорта».
«Очень часто в стрессовых условиях у спортсменов возрастают одновременно и возбуждение и тревожность, а это приводит к непроизвольному сужению фокуса внимания при одновременном снижении способности к его сознательному контролю».
«Когда же спортсмен, стараясь не думать о конечном результате, полностью концентрирует внимание на том, чтобы как можно лучше выполнять все действия, он скорее добивается успеха, а успех, в свою очередь, повышает его уверенность в себе и в правильности выбранного подхода».
«Если спортсмен хочет овладеть искусством самоконтроля и сохранять его на протяжении всего соревнования, он должен в первую очередь научиться расслабляться и мобилизоваться психически, причём, точно зная, когда и как это нужно делать».
«С помощью или без помощи тренера современный атлет должен научиться контролировать не только свои психические, но и физиологические процессы. Главный путь к успеху в этом деле – научить спортсмена сначала полностью «расслаблять» психику. А затем (это сложнее) концентрировать и направлять внимание в нужный момент на нужный объект».
Э.Сассо:«Чтобы изучить и применить новую тактику, нужно спокойствие, ибо только спокойный тренер может проводить в жизнь новые проекты». 60
А.Коглер: «…если мысль имеет негативный характер, она может стать злейшим врагом, разрушающим уверенность, концентрацию и показатели. Чем чище, созидательнее и интеллектуальнее становятся ваши мысли, тем более успешными будут ваши проекты, действия и результаты».
«Негативные мысли – злейший враг спортсмена. Эффективными являются позитивное мышление, замещение негативных мыслей позитивными, фокусировка внимания на плане игры, то есть на предстоящей задаче и т. Д. ТМ доходит до корня, до источника мысли».
«Вы можете изменить свои спортивные показатели так же, как и процессы старения или излечения, посредством того, о чём вы думаете, во что верите и что чувствуете. Если вы чувствуете счастье, или находитесь в состоянии депрессии, каждая клетка вашего тела узнает об этом, и это окажет на неё соответствующее влияние. Счастье, радость. Любовь укрепляют вашу иммунную систему. Тревога и депрессия могут вылиться в рак или спазмы. Тело как бы проецирует мысли, оно отражает любое событие, происходящее на уровне сознания».
«Отличные выступления зависят не только от техники и физической формы, но и от того, на чём фокусируется внимание спортсмена».
А.Тер-Ованесян: «При равенстве одарённости и двигательного опыта результаты обучения зависят от способности концентрации внимания на возникающих ощущениях и степени понимания изучаемого. Чем лучше удалось отвлечь внимание обучающегося от всего, что не имеет отношения к выполняемому заданию, тем успешнее будет обучение. Это относится как к внешним раздражителям, так и к собственным мыслям обучающегося».
Фокус внимания.
«Там, где находится ваше тело, должен быть и ваш разум».
«Первый шаг в тренировке внимания заключается в том, что вы должны стараться уделять полное внимание своим каждодневным делам».
«Осознанное внимание требует самодисциплины. С помощью воли и усилия вы сознательно направляете своё внимание на предмет или идею. Осознанное внимание требует решительности и практики».
«Настройтесь на то, чтобы делать всё с полным вниманием. Продолжительное внимание приведёт вас к концентрации, то есть к тому, что вы будете сфокусированы на текущем задании».
«Спортсмену сложно удерживать фокус, не научившись контролировать и успокаивать свой ум».
«Отличные выступления зависят не только от техники и физической формы, но и от того, на чём фокусируется внимание спортсмена».
А.Коглер:«Фокусировка внимания (идеомоторная постановка) – это психологический фактор, относящийся к движению. Это один из важнейших элементов, определяющих форму вашего движения и доводящих его до совершенства».
К.Макнаб: «Подключённость– когда внимание солдата сосредоточено и целенаправленно, несмотря на неимоверную усталость».100
Запомнить:
- в решающие моменты надо фокусировать внимание на чём-то одном;
- необходимо всегда находиться в настоящем времени;
- нельзя постоянно думать о своих ошибках;
- необходимо развивать способность отбора критических замечаний».
С.В.Гиппиус:«Основным элементом творческого самочувствия М.Чехов называет внимание, рассматривая его как напряжённую и сконцентрированную сосредоточенность».
12. Устойчивость к стрессовым воздействиям.
По мнению Ю.Палайма «неблагоприятное влияние отрицательных эмоциональных состояний на ход соревновательной борьбы у спортсменов проявляется в основном в следующем:
а) спортсмены теряют уверенность в своих силах;
б) снижается острота тактического мышления спортсменов;
в) возникает чрезмерное возбуждение или наоборот, торможение, апатия, после неудачного действия;
г) затрудняется проявление у спортсменов волевых качеств: смелости, решительности, инициативности, самостоятельности и др. Эти же признаки проявляются и у тренеров, находящихся на скамейке запасных.
Ю.Портных: «Тренеры должны учить каждого спортсмена уметь преодолевать стресс и неуверенность в себе. Высшее искусство тренерской деятельности в том и состоит, чтобы вместе со спортсменами решать эту задачу, заблаговременно морально-психологически готовиться к предстоящему соревнованию, настраиваться на победу и создаватьт в душе каждого спортсмена страстное желание победить, но победить честно, с личным достоинством»
Б.Дж.Кретти: Чрезмерное проявление эмоций, характеризующее отсутствие самоконтроля у тренера, может быть нежелательным. При этом не только ухудшаются результаты выступлении его воспитанников – снижается его собственная способность принимать правильные решения в сложных ситуациях».94
Р.Найдиффер: «Повторяйте себе почаще, что вы должны выиграть, и вы скоро искренне поверите в это».
«Думать как чемпион» - значит держать под контролем свои мысли и чувства, а такой настрой действительно помогает побеждать».
«По сравнению с реальными физическими причинами чувство тревоги, способно значительно больше разрастаться. Страх неудачного выступления сильнее и значительно меньше поддаётся воздействию».
«Человек значительно лучше чувствует себя, зная реальную причину страха, чем когда испытывает необъяснимый «страх вообще». Как это бывает, например. У спортсменов при опасении получить травму, не зная конкретно, в каком движении и какого повреждения он со страхом ждёт».
«Чем больше спортсмен думает о том, что такие эмоции могут плохо повлиять на его выступление и что их надо быстро преодолеть, тем сильнее они выводят его из душевного равновесия, необходимого для успешного выступления в психологически напряжённой атмосфере ответственных соревнований».
«Спортсмены, которые начинают говорить, или просто думать о возможном проигрыше, уже проиграли».
7. Руководство командой
-Тренерская концепция игры
Г.Хиддинк: «Мы должны освоить тотальный футбол, если хотим иметь более весомую роль на международной арене, догнать лидеров, которые в него играют. Именно на них следует равняться. В противном случае будем проигрывать. Важно, чтобы парни понимали, что нужно действовать быстро и постоянно оказывать сопернику сопротивление».
«…в сегодняшнем футболе у игроков на поле намного меньше времени и пространства. Игра не перестаёт развиваться, и сегодня игроку, чтобы в полной мере проявить мастерство, нужно быть намного мощнее физически, быстрее и мобильнее, чем когда-то».
Й. КРУИФФ: «Вся моя тренерская работа основывалась на анализе возможностей каждого игрока и совершенствовании его игрового стиля с тем, чтобы впоследствии он с максимальной отдачей мог вписаться и в команду и в демонстрируемую ею игру». «Самое эффективное оружие в игре – это совокупность техники и здравого смысла». «ФУТБОЛ» № 3 2003 г.
В.Лобановский: «В футболе исключительно важен системный подход. Прежде всего, необходимо создать образ игры команды и определить принципы, на которых он должен базироваться, исходя из эволюции футбола. Второй этап – подобрать под эти принципы таких игроков, которые способны их реализовать. Затем идёт совершенствование индивидуального и коллективного мастерства футболистов. Одновременно совершенствуются и принципы игры ( они не догма!), предложенные вначале».
Тренировочный процесс
В тренировочной работе аккумулируются все стороны подготовки игроков. Здесь переплетаются и увязываются в единое целое все моральные интеллектуальные и физические возможности и усилия игроков, врачей, массажистов и тренеров. Тренировка – это сборочный цех игры. И главный тренер здесь выступает в роли генерального конструктора, который вынашивает идею, формулирует её, подбирает материал и средства для её воплощения, ищет людей, способных эту идею воплотить в жизнь, а затем приступает к сборке. Поэтому тренерский труд – это не только тренировочные занятия, а ещё множество необходимых каждодневных дел и забот, без решения которых невозможно успешное функционирование команды. Вот как об этом говорил выдающийся баскетбольный тренер А.Гомельский: «Главное в профессиональной подготовке тренера – умение трудиться и любовь к тренировочному процессу. Именно здесь закладываются все основы становления спортсмена. Тренер должен, прежде всего, воспитать в себе умение и терпение, желание работать с командой ежедневно по нескольку часов, не меньше, а больше своих учеников». Только при таком подходе к своей работе тренер в праве требовать от своих учеников подвижнического труда. В процессе тренировочных занятий футболисты должны научиться реализовывать свои возможности не только на 100, а на 120 процентов. Лишь в этом случае можно рассчитывать на то, что в игре ваши подопечные будут в состоянии действовать с максимальной сто процентной самоотдачей и эффективностью.
Многие специалисты обращают внимание на то, что самой эффективной оказывается та тренировочная работа, которую игроки выполняют с хорошим настроением, получая удовольствие от всего происходящего на поле…Как отмечает Н.Скала: «На большие дела можно поднять только положительными эмоциями». Некоторые специалисты отмечают важность начала тренировки и заключительные минуты занятия. И тот и другой отрезок времени должен проводиться легко, раскованно. В этом случае эмоциональное состояние футболистов сохраняется на позитивном уровне. Очень важно так организовать тренировочный процесс, чтобы фут болисты постоянно убеждались что их мастерство неуклонно повышается. Они находятся в состоянии прогресса. Давно замечено, что спад в игре команды чаще всего зарождается на тренировочных занятиях. Именно там команда утрачивает поступательный импульс, или, наоборот, приобретает его ещё в большей степени.
В.Лобановский: «Задачи управления тренировочным процессом основываются на обработке информации:
- о тренировочном процессе;
- о соревновательном процессе;
- о состоянии спортсмена (команды)».
В.В.Тихонов: «Надо усложнять работу занятие за занятием давать команде развитие».
«…чаще всего спад зарождается на занятиях. Когда атмосфера творческая, увлекающая всю команду, когда буквально слова сказать некогда, когда игроки стремятся что-то взять для своей игры на каждой тренировке, а им это предлагают – тогда не до праздности или разочарованности. Кроме того, интересная работа на тренировках устанавливает и укрепляет добрые отношения в коллективе – ведь познавательное общение чаще всего бывает добрым».
«…коли тренировка не соответствует запросам игры, то спортсмены отходят от требований большого спорта. Так занимаются для здоровья, для бодрости».
К.Бесков: «Существуют тысячи упражнений. Их все знают, они одни и те же. Весь секрет – выбрать нужные и связать их так, чтобы они в комплексе решали необходимые задачи и учили тем компонентам, на которых держится футбол».
К.Брюкнер( о подготовке игрока): «Помимо таланта игрокам необходимы соответствующий менталитет и мотивация. Между игроком и тренером должны возникнуть доверительные отношения. Основополагающим моментом является фактор удовольствия. Удовольствие от работы, удовольствие от игры в футбол. Микроклимат в команде и отношения между тренером и игроками, радость общения и встречи с одноклубниками – от всего этого зависит достижение успеха».
А.Гомельский: «В команде ЦСКА мы стремимся делать так, чтобы наши тренировки по накалу и страсти, по насыщенности технико-тактическими упражнениями превосходили соревнования».
«Главное в профессиональной подготовке тренера – умение трудиться и любовь к тренировочному процессу. Именно здесь закладываются все основы становления спортсмена. Тренер должен прежде всего воспитать в себе умение и терпение, желание работать с командой ежедневно по нескольку часов, не меньше а больше своих учеников».
Д.Блатт: «Умение делать тренировки увлекательными, а атмосферу располагающей становится теперь ключевым. Игрокам должно быть комфортно и интересно – только тогда от них можно будет чего-то добиться. А ещё они должны чувствовать, что прогрессируют».
К.Даум: «Конечно, я поручаю часть своих функций коллегам. При этом я также присутствую на тренировке, и игроки видят, что они находятся в поле моего зрения. Если старший тренер не отслеживает эти моменты, то игроки теряют мотивацию. Кроме того, тренировка должна быть организована на высоком уровне. Я полагаю, что в ходе тренировки, когда, к примеру, отрабатываются удары по воротам, не следует гнаться за количеством упражнений и ставить перед собой задачу обязательно занять чем-то игроков. Упражнение должно быть максимально приближенным к игровой обстановке, и футболистам необходим ментальный обратный контроль».
В.Лобановский: «На тренировку надо тратить столько времени, сколько это необходимо для того, чтобы футболист мог совершенствоваться и повышать своё мастерство. Искусство тренера – определить, как и какие качества должны совершенствовать игроки в той или иной тренировке и сколько времени на это надо затратить».
Н.Скала: «На большие дела можно поднять только положительными эмоциями».
О стиле работы Д.Адвоката:
А.Тимощук: «Он строит тренировочный процесс на взаимопонимании игроков и тренера, на мастерстве и профессиональном отношении к делу».
Н. Ломбертс: «На тренировках он постоянно подсказывает игрокам и объясняет, в чём нужно прибавлять. Причем, всегда обращает внимание на самые мелкие детали».»С-Э» 30.10.2007 г.
Р.Найдиффер: (о единстве психической и физической подготовки): «Трудность такой психологической настройки спортсмена обусловлена его прошлым опытом подготовки, когда главное внимание уделялось развитию физических качеств. Совершенно очевидно, что дававшаяся в таких тренировках нагрузка на психику, заключавшаяся в постоянном направлении сознания на повышение эффективности физической деятельности, вызовет более высокую утомляемость спортсмена на тренировках. (Удержаться могут):Лишь те, кто тренирует не только тело, но и голову, кто, работая над любым физическим упражнением или техническим приёмом, постоянно совершенствует свои интеллектуальные и волевые способности, приспосабливая их к суровым требованиям игры».
- взаимоотношения в команде
Сложные ситуации:
а) Игроки разного уровня мастерства
б) Нереализованные лидеры
в) Лидеры, утратившие свой высокий статус
г) Ветераны переставшие попадать в состав.
Наиболее продуктивной можно считать ситуацию, когда ближайший резерв основного состава команды составляют молодые и перспективные спортсмены, образно говоря, по уровню своего мастерства наступающие на пятки своим более опытным товарищам. Хуже, если на скамейке запасных находятся футболисты опытные или слабо мотивированные, а так же игроки с завышенными амбициями, но имеющие низкий уровень подготовленности.
Ю. Коломейцев: «Для проведения учебно-тренировочных занятий на высоком уровне, с наибольшей пользой для спортсменов любой квалификации тренеру необходимо формировать команду с учётом тех взаимоотношений, которые могут возникнуть из-за разного уровня спортивного мастерства её членов».
«Совместное выполнение тренировочных упражнений спортсменами слишком разной квалификации отрицательно влияет на их психическое состояние. Для лидеров это связано с потерей удовольствия и радости от успешного выполнения технических приёмов, снижения интереса, эмоционального настроя и желания тренироваться».
К.Кейруш: « С большими игроками в целом проще. В команде поскромнее нередко происходит ситуация, когда ты, образно говоря, отдаешь футболистам круглый мяч, а назад получаешь квадратный. Большим мастерам не надо обьяснять многое из того, что приходится объяснять другим. Главное - найти взаимопонимание и подчинить индивидуальные интересы командным».
РИК БЭРРИ (игрок НБА 60-70 годы): «Я всегда был эмоционально заряжен на игру. Мне трудно было мириться с посредственностью, – как среди партнёров, так и среди судей. Я выходил на площадку не для того, чтобы найти там друзей. Я хотел победить, побить соперника. Так сильно, как только мог.
По Карольчак (1971) Тренировка аутсайдеров с партнёрами, стоящими несколько выше их по мастерству возбуждает желание превзойти его. Опыт навыки, приобретаемые спортсменами в подобных спаррингах, позволяют считать их одним из эффективнейших методов физической и технической подготовки отстающих спортсменов.
В.ФЕДОТОВ: « Футболисты выходят на поле не ради денег, а ради того, чтобы самому получить удовольствие от игры и доставить его людям. А тренер при переборе исполнителей на ту или иную позицию лишает человека возможности заниматься его любимым делом. И это при том, что человек дорожит своей репутацией. И она ни какая –то там капризная барышня, чтобы его утешать дежурными фразами: мол в жизни всякое бывает… Нет, с профессионалом нужно вести профессиональный разговор и найти убедительные аргументы, объясняющие ситуацию в которой он оказался. В противном случае могут возникнуть недопонимание и, как следствие конфликт, способный повлиять на атмосферу в команде». «С-Э» 02.05.06 г.
И.Акимов В.Клименко: «Если человека ведёт цель – он пройдёт этот путь; если его привлекает процесс – он на это способен только при благоприятных условиях и избытке энергопотенциала».
-Подготовка к игре
Ю.Клещёв: «Ещё одним очень важным качеством тренера становится его умение выигрывать». 28
Ю.Клещёв : «Оперативное руководство предполагает подготовку команды к предстоящей встрече, управление ею в ходе данной встречи и подведение итогов (разбор игры)».56
А.Бышовец: «Но главная задача, которую, кстати, многие не понимают, заключается не в том, как подготовить команду к матчу, а как заполнить межигровой цикл, как создать атмосферу, при которой футболисты могут подготовиться к следующей встрече».
В.Лобановский: «В день матча необходима строжайшая концентрация профессиональной энергии. Есть нити, убеждён, посредством которых она передается игрокам. Сколько раз ловил себя на том, что импульс адресатом получен: «передатчик» и «приёмник» находились на одной волне».
«Деятельность той или иной команды определяется в первую голову оптимальной программой подготовки к тому или иному матчу, турниру».
Варюшин В: «За первые 36 часов после игры работоспособность повышалась и составляла 86-92% от исходного уровня. А дальнейшее восстановление зависело от характера и направленности тренировочной работы в микроцикле».
«… одной из главных причин влияющих на процесс восстановления физической работоспособности у футболистов, являются именно характер и направленность тренировочной работы в межигровом цикле».
«Наименее эффективны те модели построения тренировочной работы, которые предусматривали предоставление футболистам в межигровом интервале дней отдыха. Степень недовосстановления физической работоспособности футболистов, особенно была выражена в тех случаях, когда игрокам предоставлялся день отдыха». (73-10)
Голомазов, Чирва: «Опыт показывает, что необходим примерно год, чтобы «традиционные» для тренера упражнения стали «традиционными» и для команды».
«Тренировочные игры в ходе предсезонной подготовки целесообразно проводить через такой интервал времени, при котором футболисты могли бы восстанавливаться настолько, чтобы максимально качественно действовать и в следующем матче. Лучше всего, если частота тренировочных игр будет совпадать с частотой соревновательных матчей». (Прим. «Реал» у Капелло при подготовке к сезону 2006-2007 года играл по две игры в неделю)
«По наблюдениям самих тренеров, систематически проводивших в своих командах полноценные тренировки в дни игр, если таких тренировок не было, то происходило увеличение технических ошибок в играх, особенно при выполнении сложных действий».
«Именно режим предшествующей работы футболистов определяет целесообразность проведения тренировок в дни соревновательных игр».
Наполеон: « Горе вождю, который приходит на поле сражения с готовой системой».
-Анализ игры соперника
Профессиональные тренеры по-разному относятся к аналитической работе и изучению игры предстоящего соперника. И действительно в разных командах и в различных ситуациях необходимы разные подходы, в том числе и к анализу игры соперника. Некоторые тренеры топ- команд не считают нужным это делать справедливо полагая, что их подопечные должны доминировать в любом матче, навязывая сопернику свою игру. Другая группа тренеров изучает игру оппонентов лишь по некоторым параметрам. Например, тренер «Манчестер Юнайтед» Алекс Фергюссон: «Я уделяю больше внимания не собственно схемам, а отдельным соперникам. Я должен знать о них всё и не просто в теории: необходимо конкретно представлять себе, на что они способны в данный момент. Если тебе удастся заблокировать главное звено в цепи, ты развалишь всю цепь». Шотландский тренер Крэйг Браун при анализе игры команды соперника предлагает искать ответ на следующие вопросы:
1. Система расположения игроков на поле;
2. Стиль
3. Отчёт/ рапорт по каждому игроку;
4. Сильные или слабые места в обороне и в нападении;
5. Стандартные положения;
6. Физическая форма;
7. Отношение;
8. Реакция футболистов на погодные условия, размер и качество поля.
9. Командная игра
- играет ли команда как единое целое;
- эффективна ли выбранная стратегия;
- варьируется ли темп игры и управляют ли им футболисты;
- есть ли у команды на поле лидеры;
Наблюдая за игроками – соперниками рекомендуется оценивать их действия по следующим параметрам:
1. Отношение футболиста к игре:
- соревновательный дух;
- желание играть;
- концентрация внимания (особенно когда мяч завоёван или
потерян);
- уверенность в себе;
- твёрдость духа;
- темп работы;
- приверженность высоким стандартам;
- творческий подход.
2. Физическая форма.
Показывают ли игроки ту скорость, мобильность, силу и
выносливость, которые необходимы при выполнении их роли в игре.
3. Передачи мяча.
Каково качество каждой передачи в следующих отношениях:
- точность;
- значимость;
- расчёт времени;
- скрытый характер передач;
- выбор правильного направления;
- расстояние, на которое чаще всего выполняются передачи.
4. Опорные игроки
- перемещения игрока, когда он не владеет мячом при атаке и
обороне.
- умеют ли игроки своевременно освободиться от опеки соперника,
характерные особенности при открывании;
- насколько успешно согласуют выбор своей позиции с
расположением своих партнёров;
- понимают ли игроки, когда следует располагаться перед мячом, а
когда позади него;
- сбалансированность атакующих и оборонительных действий.
3. Принятие решений
- играет ли футболист с высоко поднятой головой;
- насколько хорошо игрок прочитывает игровые ситуации;
- скорость реализации принимаемых решений.
4. Завершение атаки
- характерные особенности действий при завершении атаки;
- степень агрессивности игрока атаки.
7. Особенности взаимодействия групп игроков.
А.Бышовец: «Работа с видеозаписями не идёт ни в какое сравнение с эффектом присутствия на стадионе».
А.Фергюссон: «Я уделяю больше внимания не собственно схемам, а отдельным соперникам. Я должен знать о них всё и не просто в теории: необходимо конкретно представлять себе, на что они способны в данный момент. Если тебе удастся заблокировать главное звено в цепи, ты развалишь всю цепь».
Ф.Трусье: «Со мной в Японии работали два «шпиона» - Рейнальд Денуэкс и Филипп Бержероо. Они наблюдали за матчами соперников вживую. Эбе готовил выкладки, изучал как работает механизм, но этого недостаточно, нужно ещё и чисто внешнее впечатление. Денуэкс к примеру мне говорил: такой-то игрок слишком медлителен. Цифры Эбе вам этого не скажут, так что разведку нужно вести по двум направлениям». «С-Э»
Ю.Клещёв: «Знание слабостей тактики и стратегии соперников не даст никакой пользы, если их нельзя будет использовать в различных игровых ситуациях (например, новая система защиты, которая могла бы быть полезной в следующем матче через неделю, не может быть освоена и успешно применена за такой короткий срок)».
«Разведка касается четырёх главных разделов:
- тактическая подготовка;
- общая философия и психологическая подготовка;
- предыдущая подготовка и подготовки к матчу;
- подготовка команды к условиям данных соревнований;
- состав команды-соперника и варианты замен;
- построение игры команды;
- тренер соперника (стиль подготовки, замены, установка в перерыве, влияние
тренера на команду в ходе игры)».
«Информация о сопернике и тренере команды – источники для разработки плана игры. Эффективный план игры должен быть кратким и максимально использовать сильные стороны своей команды и скрыть и компенсировать её слабости (для команды соперника – наоборот). Основные пункты плана, тактику и её возможные изменения в игре нужно обсудить с игроками. При наличии времени эти разделы подготовки должны быть проработаны на тренировках».32
-Анализ игры своей команды.
Г.Хиддинк: (о подготовке к предстоящей игре): «Мы работаем неделю, рассматриваем ряд вариантов для замен, но в целом система игры остаётся прежней. И когда ты готовишься с определёнными игроками на каких-то позициях, то обычно стараешься больших изменений не вносить. С моей стороны не было бы мудрым целую неделю наигрывать один состав, а потом за день до игры радикально что-то поменять. Это было бы знаком того, что ты не уверен в том, что ты делаешь».
Г.Хиддинк: « Мы анализировали тот поединок вместе с командой, просматривали его в целом и по частям. И лишний раз убедились в том, что в его в ключевых моментах нам не хватило концентрации. Играй мы в атаке проще и акцентированнее, вполне могли создать четыре или пять голевых моментов, создали же - один-два».
Г.Гаджиев: «Субъективное мнение, основанное лишь на понимании игры, может варьироваться».
«Наблюдая за игрой «с листа» мы можем оценить в лучшем случае 70-80 % игровых действий, а остальное выпустим из виду. В игровом эпизоде одновременно могут принимать участие 5-6 футболистов, и проследить в одну секунду за действием каждого из них невозможно, только если ты несколько раз не остановишь кадр на экране телевизора».
«Для тренера очень важно дать количественную оценку работоспособности, волевым качествам, правильности построения коллективных действий, уровню индивидуального мастерства футболистов своей команды и команды-соперников, дать оценку коллективной скорости (важный критерий). На основании такого сопоставления у тренера появляется возможность более точного определения плана подготовки к следующим играм».
Дж.Адаир: «Качество решения часто бывает лучше, если в обсуждении принимали участие несколько человек».
Ю.Клещёв: «Информация о сопернике и тренере команды – источники для разработки плана игры. Эффективный план игры должен быть кратким и максимально использовать сильные стороны своей команды и скрыть и компенсировать её слабости (для команды соперника – наоборот). Основные пункты плана, тактику и её возможные изменения в игре нужно обсудить с игроками. При наличии времени эти разделы подготовки должны быть проработаны на тренировках».32
-Установка. Разбор игры
- Установка
Тренеры по – разному используют установку на игру. Причём, у одного и того же тренера могут быть использованы разные подходы к проведению установки на игру.
МЕХИА БАРОН ( тренер сб. Мексики): «(на установке) Я говорю только о нас самих. Соперник меня не интересует, игроки должны научиться гибкости, чтобы проблемы, создаваемые другими ком