Этап углубленной специализации
Физическая подготовка:
На этом этапе углубленной специализации силовая подготовка приобретает некоторые черты тренировки взрослых спортсменов. Используя широкий комплекс средств и методов, увеличиваются интенсивность и объем нагрузки. Однако в этот период особенно необходим дифференцированный подход к силовой подготовке юношей и девушек в связи с особенностями их естественного развития.
Масса тела девушек в этот период быстро увеличивается в основном за счет увеличения жировой ткани. Это снижает показатели относительной силы и нарушает приобретенные функциональные способности сердечно-сосудистой системы. У юношей наблюдается бурный рост тела в длину, что также сказывается на уровне силовых возможностей и на приспособляемости к нагрузкам сердечно-сосудистой системы гандболистов.
В работе со спортсменами этого возраста не следует увлекаться силовыми нагрузками общего воздействия, а вот локально силовую подготовку можно вести, даже применяя метод максимальных усилий.
Силовые упражнения рекомендуется чередовать с упражнениями на быстроту и расслабление.
На этом этапе подготовки применяется большое разнообразие средств подготовки. Объем специальных упражнений резко вырастает в процентном отношении к общему количеству нагрузки. Значительно увеличивается количество соревнований. На игровую подготовку, контрольные и календарные игры отводиться по 200 часов в год. Эта цифра указывает на возросшую специализированность средств подготовки на данном этапе. Появляется необходимость воспитывать специальную соревновательную выносливость. У юношей и девушек 15-16 лет игра длится 50 мин (25х2). В этом возрасте юные гандболисты участвуют в турнирах, а это обязывает тренера так планировать процесс подготовки, чтобы нагрузка соревнований не была для игроков чрезмерной. Нужна выносливость, которая позволила бы показать в игре достигнутое к этому времени спортивное мастерство.
При воспитании специальной выносливости необходимо решать две взаимосвязанные задачи:
· Во-первых, увеличить специальную тренировочную выносливость, чтобы гандболист был способен в тренировке переносить более объемные интенсивные нагрузки, чем в соревнованиях.
· Во-вторых, добиться максимально возможной на данном этапе соревновательной выносливости. Специфика соревновательной выносливости выражается в возрастании устойчивости психики к различного рода сбивающим факторам, стабильности технического мастерства и наращивания эффективности соревновательных действий по ходу состязаний.
Необходимым условием воспитания специальной выносливости является систематическое применение напряженных тренировочных программ, которые по своему содержанию охватывают все факторы выносливости, а по воздействию на организм близки к соревновательным нагрузкам.
В этот период необходимо с особой тщательностью следить за состоянием ребенка, чтоб не привести к патологическим изменениям в работе систем его организма. Силовые качества можно поддерживать и совершенствовать избирательными упражнениями локального воздействия, не требующими значительного участия сердечно-сосудистой, дыхательной систем и систем обслуживающих их.
С одной стороны, необходимо совершенствовать соревновательную деятельность и строить тренировки, применяя субмаксимальные режимы нагрузки. С другой, следует щадить сердечно-сосудистую и дыхательную системы спортсменов, так как они в этот период значительно отстают в развитии от бурного роста тела в высоту у юношей и значительного увеличения массы тела у девушек.
В юношеском возрасте темпы прироста максимальных показателей кардиореспираторной функции замедляются. Для стимулирования этой функции необходимо применять нагрузки средней и большой интенсивности при частоте пульса 150-180 уд/мин. Применение интервальных тренировок на этом этапе подготовки даёт положительные результаты в стимулировании деятельности сердечно-сосудистой системы. Продолжительность интенсивной тренировки диктуется тренировкой гандболистов. При этом необходим тщательный контроль за пульсом. Как только время восстановления после выполнения серии упражнений начинает возрастать, надо увеличивать интервал отдыха между ними. Если и после этого не наступает улучшения, то интервальную тренировку следует прекратить, заменив её менее интенсивной нагрузкой. На этапе углублённой специализации в применении методов воспитания выносливости необходим строго индивидуальный подход к занимающимся с учётом их ростовых данных, биологического возраста.
Такое планирование нагрузок позволит юным гандболистам подойти к этапу соревновательного совершенствования с достаточно высоким уровнем развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем и включиться в учебно-тренировочный процесс с ещё более высокой интенсивностью.
На этом этапе тренировки применяется большое разнообразие средств и методов. Объём общеподготовительных упражнений постепенно (в процентном отношении к общему количеству нагрузки) сравнивается с объёмом специальных. На этом этапе рационально использовать и тренировочные формы соревновательного упражнения.
Техническая подготовка:
На этом этапе задачи обучения и тренировки:
1углубить понимание закономерностей изучаемой техники;
2индивидуализировать технику;
3создать предпосылки для вариативного выполнения приёмов игры.
Основными на данном этапе становится целостный метод выполнения приёмов с направленным внесением изменений в отдельные его фазы. Внимание занимающегося, которое на начальном этапе обучения направлялось на детали выполнения, теперь надо фиксировать на решающих звеньях движения.
Процесс овладения спортивно-техническим мастерством предусматривает решение многих теоретических и практических задач. Гандболисту необходимо получит знания о разнообразии способов выполнения приёмов игры, биомеханической структуре их выполнения, о методике технической подготовленности и др. Такие теоретические знания будут способствовать сознательному и творческому отношению к совершенствованию своей техники, что в конечном итоге приведёт к умению контролировать свои действия, находить самостоятельно наиболее смелые индивидуальные формы выполнения приёма, быстро подмечать и ликвидировать ошибки.
Прочное овладение техникой приёмов игры и умение сочетать их – основная задача технической подготовки на этапе углублённой специализации.
Главным в организации упражнений становятся методы ориентирования, варьирования, лидирования.
Тактическая подготовка:
На этом этапе приобретает более специфический характер. На основные изучения индивидуальных и групповых действий создаются комбинации, которые игроки осваивают соответственно выбранным ими амплуа. В основном подготовка должна вестись в звеньях (например, крайний – полусредний – линейный), затем взаимодействие в звеньях объединяются в командные действия.
На этом этапе углублённой специализации применяются все средства и методы тактической подготовки в зависимости от конкретных задач подготовки.
Психологическая подготовка:
В возрасте 15-17 лет ребята уже уравновешенны, обладают умением сосредоточить внимание в течение длительного времени. Память и способность к освоению физических упражнений в этом возрасте достигают наивысшего уровня развития. Постепенно проявляется ярко выраженное стремление к самостоятельности.
Чем взрослее становиться ученик, тем большее значение для него приобретают профессиональные знания и человеческие качества тренера, он становится старшим товарищем, советником.
Нередко в этом возрасте наступает застой в спортивном росте игрока. Тренер должен объяснить причину такого явления, поддержать веру ученика в достижение высокого результата, мобилизировать его на преодоление возникших трудностей. Это возможно только в том случае, если тренер сам хорошо знает особенности возрастного развития детей, изучил каждого воспитанника, сам является авторитетом для ученика.
Гандболисты на этом этапе уже имеют опыт соревновательной командной борьбы, умеют анализировать результаты игры.
Юные игроки должны овладеть основами специальной психологической подготовки к соревнованиям, некоторыми психологическими методами восстановления работоспособности.
Игровая подготовка:
На этапе углублённой специализации на игровую подготовку отводится 25% всего объёма работы. При этом 10% предлагается затратить на соревнования. Применяются все средства игровой подготовки. Комплексные упражнения для трёх-четырёх человек партнёров, подводящие игры с успехом могут быть использованы на данном этапе для совершенствования тактического мышления и акцентированного внимания на некоторые стороны игровой подготовки.
Особое значение приобретают специально-подготвительные средства: двусторонние игры с заданиями и товарищеские игры с установкой. В этих упражнениях можно воспитывать необходимые для коллективной деятельности качества, проверять возможности своих учеников и уровень их подготовленности.
Контрольные игры и соревнования на данном этапе должны стать важным средством воспитания необходимых гандболисту качеств при переходе в группу спортивного совершенствования.