Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу.

АКРОБАТИКА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ

( Для основных составов, дублей, ДЮСШ)

Татлыев Тагир Сафарович(07.02.1969)

Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу.

Высшее образование; 17 лет - тренерский стаж.

Тренер по акробатической подготовке:

2005 – ФК «Динамо» Махачкала(1 двз.),

2007/08 – ФК «Сатурн» Раменское.

Инструктор лечебной физкультуры,

инструктор тренажерного зала.

реабилитолог.

Тел: 8-926-936-06-75

Е-mail: [email protected]

При участии заведующего кафедры теории и методики футбола,

директора «Высшей школы тренеров и специалистов по футболу»

Лексакова Андрея Владимировича

Тренер–преподавателя РГУФКСиТ, кафедра гимнастики

Парахина Виктора Александровича

1. Цели:

а) Увеличение ловкости (координации, прыгучесть, равновесие).

б) Быстрота реакции.

в) Уменьшения травматизма.

г) Активный отдых.

д) Смелость в поединках (неадекватных ситуациях).

е) Зрелищность.

2. Работа специалиста по акробатической подготовке:

а) С вратарями.

б) С командой.

в) Индивидуально, или по группам.

г) С травмированными (реабилитация).

д) Персональный стретчинг (стр. 25).

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………. 4

2. Что такое акробатика?........................................................................... 6

3. Акробатика в подготовке футболистов……………………………… 7

4. Акробатическая подготовка………………………………………… ..8

Примерный конспект учебно-тренировочного занятия

на футбольном поле……………………………………….9

в спортзале………………………………………………… 11

5. Упражнения, рекомендованные на разминки……….14

6. Акробатическая подготовка юных футболистов… 19

7. Подробнее о физ.качествах.

Координация………………………………………………. 21

Ловкость……………………………………………………. 22

Гибкость……………………………………………………. 23

5. Реабилитация футболистов……………………………. 27

7. Заключение………………………………………………… 28

8. Литература………………………………………………… 29

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебно-методическое пособие разработано с целью оказания методической помощи тренерам в проведении учебно-тренировочных занятий по совершенствованию координационных способностей футболистов. Авторы предлагаемого пособия преследуют лишь одну цель – систематизировать специальные упражнения в области акробатики, которые необходимы для подготовки высококвалифицированных футболистов.

Футбол, как и любая современная спортивная игра, характеризуется высокими требованиями к мастерству спортсменов, проявляемому в условиях постоянно меняющихся игровых ситуаций и игровых контактов с соперником. (Люкшинов И.М., Суворов В.В., 1996).

Техническая подготовленность спортсмена, его умение владеть различными приемами в футболе определяются во многом его способностями координировать свои движения и ориентироваться в пространстве. Поэтому футбол с полным основанием можно отнести к сложно-координационным видам спорта, в которых результат зависит от эффективности сочетания сложных действий и соизмерения их в пространстве и во времени (Рабинович 11.11 и соавтор, 1990; Волыпко В.В., Лебедев В.М., 1992; Пула Л., 1996; Starosta W., 1990; Wlalovvski Т., 1992).

Поскольку большинство игровых действий футболистов на поле выполняются на максимальных и околомаксимальных скоростях с постоянным противоборством соперника, что часто заканчивается падением спортсменов, как нападающих, так и защитников, повышается риск травматизма. Чаще всего футболисты травмируются из-за недостаточного уровня: координационной подготовленности и владения своим телом.

Специфика учебно-тренировочной и соревновательной деятельности у футболистов высокой квалификации требует высокого уровня развития координационных способностей и игровой ловкости, а также развития функции равновесия. При общем, достаточно высоком уровне развития физических качеств, технико-тактической и психологической подготовленности, любой дополнительный фактор может стать решающим для достижения общей победы.

В связи с этим, появилась необходимость изыскивать новые средства, используемые в тренировочном процессе, для повышения уровня развития координационных способностей и функции равновесия спортсменов. В настоящее время упражнения акробатического характерав футболе рассматриваются как средства, охватывающие все основные этапы многолетней подготовки высококвалифицированных футболистов. Акробатику иногда называют «изюминкой» высокого уровня развития координационных способностей и игровой ловкости, являющейся «базой» - своеобразным фундаментом, на котором можно совершенствовать технико-тактическую, физическую и психологическую подготовленность.

Главной задачей на данном этапе является определение исходного уровня развития координационных способностей у футболистов, разработка и внедрение в тренировочную практику команд комплексов специальных упражнений. Упражнения, отбирались нами с учетом специфики учебно-тренировочных занятий (нами проводились консультации со специалистами по спортивной гимнастике, акробатике, батуту, футболу).

Проводимые ранее исследования в этой области в России, за рубежом выявили взаимосвязь между эффективностью введения в тренировочный процесс футболистов акробатических упражнений, качеством их освоения и мастерством футболистов.

Данное учебно-методическое пособие может быть использовано в своей работе и специалистами других видов спорта (и не только игровых, но и индивидуальных видов спорта).

ЧТО ТАКОЕ АКРОБАТИКА?

Физические упражнения, которые в дальнейшем стали называться акробатическими, возникли в глубокой древности. Название «акробат» произошло от греческого слова «акробатес», что в переводе означает “подымающийся вверх”, “подымающийся ввысь”. В наше время слова “акробатика“, “акробат” зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости. Не случайно в словаре слово “акробат” означает не только, как человек, занимающийся акробатикой, но и просто как ловкий, быстрый человек.

Акробатика– это скоростно-силовой и сложно-координационный вид спорта. По сути акробатика является фундаментальной базой для многих видов спорта. Нет такого вида спорта, где бы акробатическая подготовка не присутствовала в той или иной степени. Акробатика помогает спортсменам достичь высокого уровня технического и физического мастерства, а процесс освоения техникой идет более успешней.

Использование средств акробатики в подготовке высококвалифицированных спортсменов различных специализаций приобретает всё более широкий размах. Это объясняется тем, что установлена взаимосвязь между акробатической подготовкой спортсменов и повышением спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки. Быстрое развитие акробатики и широкое её использование представителями других видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны. Спортсмены акробаты характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений;диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности, а для освоения сложнейших не хватает, подчас, всего периода спортивной деятельности человека.

Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях.

АКРОБАТИКА В ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ.

Такие виды спорта как: спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки на батуте непосредственно связаны с проявлением координационных способностей. Методически правильно построенные занятия формируют навыки владения своим телом, работы на высоте; обеспечивают высокий уровень функционирования двигательного и зрительного анализаторов, вестибулярного аппарата; развивают способность дозировать различные усилия по силе и амплитуде движений, силу, силовую и специальную выносливость, силу мышц туловища и брюшного пресса, реакцию слежения, ловкость и координацию движений, гибкость, вестибулярную устойчивость, чувство равновесия, ориентировку в пространстве, переключение и распределение внимания, самообладание, решительность, смелость.

В результате занятий акробатикой повышается разнообразие двигательных действий спортсмена. Укрепляются связки мышцы и суставной аппарат, выявляются и устраняются физические (и психологические) недостатки пропорционального развития спортсмена.

Также акробатические упражнения применяются для воспитания ловкости и проявления координационных способностей, выполнение которых связано с известным риском и требует преодоления чувства страха. Такие упражнения позволяют спортсменам стать более решительными, проявлять меньше боязни и колебаний в незнакомых игровых ситуациях. Эти упражнения оказывают влияние на психологическую подготовку в экстремальных ситуациях.В целом это поможет разнообразить многочисленные технические приемы и освоить «обманные уловки».

На занятиях акробатикой большое внимание уделяют правильному приземлению при прыжках с высоты, что позволяет овладеть умениями и навыками самостраховки,при этомвоспитываются такие качества как быстрота, ловкость. Например: человек оказался в неожиданной, неадекватной ситуации, полет вниз головой, если он владеет определенными навыками акробатики, то он сможет быстро перевернуться на ноги, или приземлиться на руки со смягчающим кувырком. В качестве примера также можно привести то, что человек владеющий большим и разнообразным количеством акробатических элементов, чаще всего при падении подобно кошкам, либо придет на ноги, либо сгруппируется и смягчит падение. Эти навыки не раз помогали спортсменам избежать травм.Это и есть проявление самостраховки.

Занятия акробатикой имеют эффект активного отдыха, что играет не маловажную роль при интенсивном графике тренировочного и соревновательного процесса (В.А.Перепекин), а также эффективны в системе реабилитации футболистов с патологией опорно-двигательного аппарата (Пропреоцептивная тренировка, к.м.н., засл. врач России З.Г.Орджоникидзе, М.И.Гершбург).

АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

В спортзале занятия акробатикой рекомендуется проводить в утренней тренировки. А на футбольном поле, основную часть акробатической подготовки, лучше применять в начале тренировки, в ходе общей или специальной частей разминки. а не после нагрузки, так как усталость может негативно повлиять на выполнение упражнений.

Общая часть разминки включает общеразвивающие упражнения, на гибкость, равновесие, координацию, а также подводящие: для акробатических элементов, для правильного падения, для ударов через себя и т.д.

В специальную часть разминки включаются упражнения в движении – беговые, куда входит прыжковые и маховые движения с вращениями, кувырками их модификациями, акробатические упражнения, а также имитационные упражнения, которые по структуре движений соответствуют техническим приемам, применяемым в футболе (финты, обводки). Эти упражнения помогут быстро овладеть приемами правильного и безопасного падения, ударам по мячу через себя, ударам по мячу с лета, быстрому и рациональному выходу из неудобных ситуаций. Более сложные упражнения помогут развить у спортсменов не только координационные способности, прыгучесть, маневренность, нотакже влияют на психологический фактор (решительность, уверенность, инициативность, адаптация перед неадекватной ситуацией) и, естественно, повлиять на фактор зрелищности.

Для вратарей акробатическая подготовка имеет огромное значение и работа должна быть проводиться в обязательном порядке. Также рекомендуется применять прыжки на батуте. (Прыжки: в высоту, с вращениями, в мгновенную остановку, с кувырками, в сед и т.д.)

Также для вратарей значительное влияние окажет и персональный стретчинг со специалистом. (стр. 24)

Но прежде чем приступить к изучению акробатических элементов, хотелось бы обратить внимание на два момента. Первое – на страховку. Принцип – «обучая других, обучаешься сам» - срабатывает на двести процентов. Меняясь ролями пусть каждый занимающийся будет тренером и учеником. Второе – это качество и критерий оценки освоения и выполнения акробатических элементов. Следует помнить, что эффективность освоения акробатических элементов и качество их выполнения будут различны в зависимости от индивидуальных возможностей и физической подготовленности спортсмена. Не освоив предыдущее или подводящее упражнение, нельзя переходить к последующему. Нельзя форсировать процесс обучения.

Занятия акробатикой может проводятся :

А) На футбольном поле.

Б) В спортзале.

А) Примерный конспект учебно-тренировочного занятия по акробатической подготовке на футбольном поле:

1. Примерный план занятий со всей командой или по группам (2-6 раз в месяц, 25-30 мин. Подробнее, примерный план занятий см.ниже.).

2. Занятие с вратарями; в группе, или индивидуально. Персональный стретчинг со специалистом (стр.24).

3. С травмированными и футболистами, работающими по индивидуальной программе (ЛФК). Персональный стретчинг. Персональный стретчинг со специалистом (стр.24).

4. В конце тренировки, по требованию; проводится персональный стретчинг со специалистом (стр.24), также разучивание акробатических элементов индивидуально или по группам.

5. В конце тренировки, для всей команды, стретчинг и упражнения на релаксацию.

Примерный план учебно-тренировочных занятий со всей командой или по группам на футбольном поле.

Время занятий: 25-30 мин., в начале тренировки: разминка и беговые.

Количество занимающихся: вся команда или по группам.

Количество занятий: 2 - 6 раз в месяц .

Перекаты

Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

Перекат назад и вперед из упора присев

в упор присев

 
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

Перекат вперед прогнувшись

с колен

Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

С колен перекат вперед в стойку на руках

Из стойки на руках перекат

назад прогнувшись

То же, но с прямыми руками

 
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

Перекат в сторону из стойки на одном

колене, другая в сторону

Кувырки

 
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

Прыжок назад с поворотом

кругом, кувырок вперед

Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

Кувырок вперед ноги врозь

прямыми

 
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

Кувырок назад прогнувшись в упор лежа

прогнувшись

 
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

Кувырок вперед в прыжке

 
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

Из стойки на руках кувырок вперед

согнувшись в упор стоя прямыми

 
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

Кувырок назад в группировки

Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru Перевороты

Подъем разгибом из упора присев

 
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

Переворот вперед с подскока

 
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

Переворот назад (фляк)

Сальто

 
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

6. Сальто вперед

 
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

Сальто назад из виса на перекладине,

кольцах

Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

Сальто назад

Акробатическая подготовка юных футболистов

Акробатическая подготовка юных футболистов вносит неоценимый вклад в развитие высоких координационных способностей, а также гибкости, ловкости, прыгучести, быстроты реакции.

Акробатикой рекомендовано начинать заниматься с 5-6 летнего возраста.

В программный план занятий юных футболистов входят упражнения: общеразвивающие, на гибкость и растягивание, на координацию и равновесие, а также акробатические элементы. При их выборе для каждого занятия следует включать новые упражнения или их варианты, а для года обучения, следует идти от более простых, освоенных, к более сложным. Именно новизна и необычность, являются теми признаками содействующим разнообразных координационных способностей и других физических качеств.

При дальнейших занятиях, акробатическая подготовка продолжает расширятся и углубляться. Более сложными становятся общеразвивающие и акробатические упражнения. Большое разнообразие упражнений с применением акробатических элементов, упражнений на гибкость и растяжку развивают в футболисте не только координационные и кондиционные способности, но и содействуют воспитанию решительности, смелости, уверенности. Возраст 10-13 лет наиболее благоприятен для совершенствования вестибулярных функций.

Для вратарей акробатическая подготовка имеет огромное значение в развитие ловкости, прыгучести, психологической подготовке к экстремальным ситуациям и занятия рекомендуется проводить в обязательном порядке и отдельно от команды.


    Возраст занимающихся Тренировочные упражнения
Кол-во занятий в месяц Общеразвивающие упражнения Упражнения на гибкость Акробатические упражнения
  6-9 лет     4-8 раз по 1,5 ч. или 8-10 р. по 30 мин. в начале тренировки. Количество общеобразовательных упражнений фактически безгранично: разнообразные сочетания положений и движений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками в пере- движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами, наклонами, прыжками и т. д.     Различные приседы, выпады, наклоны, прогибы, шпагаты, полушпагаты, мосты, махи, пружинистые движения из различных положений и т. д.   Подводящие упражнения на фляк, на сальто. Группировки, перекаты. Кувырок; вперед, назад, боком. Стойка на голове, на лопатках, на руках. Стойки и кувырки в связках. Перевороты; боком, вперед. Подъем разгибом. Рондат.
  10-13 лет   8-10 р. по 1,5 ч. или 10-12 р. по 30 мин. Сочетание разнообразных положений и движений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками в передвижении, с различными махами ногой, с подскоками, с наклонами приседаниями, с поворотами, с прыжками. Простые связки. Подводящие упражнения. Упражнения в парах и т. д.     Различные приседы, выпады, наклоны, прогибы, шпагаты, полушпагаты, мосты, махи, общеразвивающие с повышенной амплитудой   Подводящие упражнения на перевороты, фляк, сальто. Стойка на голове, на лопатках, на руках, курбеты. Кувырки; вперед, назад, боком, с быстром подъемом, с прямыми ногами. Стойки, кувырки и вращения в связках. Перевороты; боком (колесо), вперед, назад (фляк). Рондат, рондат фляк. Сальто вперед.
  14-17 лет и старше     4-8 раз по 1,5 ч. или 6-10 р. по 30 мин. Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении. Сочетание движений рук в передвижении, с поворотами, наклонами, махами, прыжками. Вращения на 180, 360, 540 гр. Подводящие и упражнения в парах, и т. д.   Различные приседы, выпады, наклоны, прогибы, полушпагаты, шпагаты, мосты, махи. Общеразвивающие, с повышенной амплитудой. Упражнения в парах   Кувырки; вперед, назад, боком, длинный. Стойка на руках, с помощью и без. Стойки, кувырки и вращения в связках. Перевороты; боком (колесо), вперед, назад (фляк). Рондат. Рондат фляк. Рондат сальто назад. Сальто вперед, сальто боком.

Ловкость

«Тренировать ловкость – значит тренировать тренируемость». Это меткое определение принадлежит академику Л.А. Орбели.

Ловкость часто путают с координацией. Координация является составной частью ловкости, но настоящая ловкость - это нечто большее. Это своего рода физическая интеллектуальность.

По-настоящему ловкий игрок может выполнять целый каскад финтов или какой-то трюк, забить гол из труднейшей ситуации. Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. Над развитием ловкости надо работать постоянно. Ведь это качество развивается довольно медленно.
Главный принцип подбора упражнений для развития ловкости – как можно больше разнообразия. На тренировках рекомендуется использовать разнообразные гимнастические и акробатические упражнения, чередования ходьбы и бега в различных сочетаниях, подвижные игры с неожиданно меняющимися ситуациями, упражнения по технике и тактике игры. Выполнять

Если же попытаться дать более узкое, специальное определение, то можно сказать, что ловкость - это умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения. Развивать ловкость следует с детства и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения. Хотя сама игра во многом способствует развитию координации и ловкости, тем не менее без специальных упражнений обойтись трудно.

Методика воспитания ловкости предусматривает усложнение упражнений для каждой группы: по координации, точности, внезапным изменениям обстановки, ограничению видимости. При этом необходимо уделять основное внимание способности восстанавливать потерянное равновесие, т.е. восстанавливать равновесие из критических положений, что развивает быстроту тактического мышления и эффект решения сложившихся на поле ситуации.

В.М.Зациорский (1970) считает, что первым мерилом ловкости является координационная сложность двигательных действий. В.М.Зациорский, М.А.Годик (1980) указывают, что измерителями ловкости являются:

А) координационная сложность задания;

Б) точность его выполнения (или время необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения, когда детальная характеристика движения заранее неизвестна).

Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость.

Ловкость рекомендуется воспитывать на всех этапах подготовки футболистов.

Гибкость

Гибкостью называется физическое качество, высокий уровень которого позволяет футболисту выполнять любые двигательные действия с требуемой (в том числе и макси­мальной) амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Специальная и, самое главное, систематическая работа влияет на совершенствование этого свойства в мышцах и суставно-связочного аппарата.

Гибкость – это подвижность в суставах, способствующая расслаблению мышц и выполнению движений с большой амплитудой.
Восстановите в памяти некоторые моменты футбольных матчей. Вот, например, нападающий в борьбе с защитником высоко выпрыгивает и хорошо прогнувшись, точно головой направляет мяч в сетку ворот соперников. Не правда ли, красиво! Но он сумел хорошо выполнить этот прием потому, что обладает хорошей гибкостью.

Низкий уровень гибкости снижает качество выполнения действий, а полноценный или высокий, наоборот, улучшает работоспособность всего двигательного аппарата. На тренировках, направленных на развитие силы, мышцы после натягивания сокращаются легче и более интенсивно, что увеличивает объем подвижности.

Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной и профессиональной деятельности.

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. Различают динамические, статические, а также смешанные статодинамические упражнения на растягивание. Кроме того, размах движений лимитирован напряжением мышц антагонистов. Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластичности мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т.е. от совершенства мышечной координации. Недостаточная подвижность в суставах, связана с несогласованной работой мышц вызывает “крепощение” движений, что затрудняет процесс освоения двигательных навыков.

Касаясь возрастного аспекта проявления гибкости можно отметить, что гибкость зависит от возраста. Гибкость легче развивать в детском возрасте, так как мышечно-связочный аппарат более эластичен и растяжим, но если не выполнять упражнения на растягивание, то гибкость начнёт снижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, практика показывает, что даже в возрасте 40-50 лет регулярные занятия с применением разнообразных средств и методов гибкость повышается. Упражнения на гибкость (стретчинг) следует выполнять многократно. В паузах рекомендуется выполнять упражнения на расслабление.

Так же для совершенствования (резерва) гибкости взрослого спортсмена применяются комплексы на гибкость со специалистом (персональный стретчинг). Эти комплексы можно использовать непосредственно на футбольном поле во время и после тренировок. Большую пользу приносят эти комплексы и перед началом игры. (См.ниже стр.25)

Комплекс №2

                     
    Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru
    Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru
 
    Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru
 
 
    Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru
    Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru
 

Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

               
    Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru
      Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru
      Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru
 
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru
 

Контроль гибкости.

Различают два типа показателей гибкости, значения кото­рых зависят от способа ее измерения. При измерении актив­ной гибкоститест выполняется только за счет активности мышц. Пассивная гибкостьопределяется по той наибольшей амплитуде сгибания, разгибания или вращения, которая мо­жет быть достигнута за счет внешней силы, (рис. 1). Вели­чину пассивной гибкости определяют в тот момент, когда воздействие внешней силы начинает вызывать болезненные ощущения.

 
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

Разница между значениями активной и пассивной гибкос­ти (в сантиметрах или в угловых градусах) называется резервной напряженностью или “запасом гибкости”.

Уровень развития гибкости оценивается по амплитуде сгибательных и разгибательных, а также вращательных дви­жений футболистов.

 
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

           
    Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru
  Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru
 
 
    Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу. - student2.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие признанные мэтры футбола признают важность акробатики, без которой тот же футбол станет более травмоопасным. Много выдающихся футболистов владели достаточно большим арсеналом акробатических упражнений.

Они занимались акробатикой: Федор Сергеевич Новиков, Владимир Мунтян, Иван Ефимович Старшинов, Эдуард Малофеев, Марадона, Пеле и др.

Авторы настоящего пособия настоятельно советуют тренерам и занимающимся по мере освоения акробатических элементов выполнять и закреплять навыки в самых необычных условиях: в лесу, на поляне, в саду, на земле, на песке, на траве, на асфальте, на голом полу, в воде, с возвышения, на возвышение.

По окончании тренировки с целью дальнейшего восстановления работоспособности после тренировки или перед игрой можно использовать аутогенную психомышечную тренировку на расслаблении, который проводится в позе кучера или лёжа, чтобы завершить тренировочный цикл.

Итоговым результатом будет сравнения в начале и в конце года цикла изменение в гибкости, в ловкости, в освоении акробатических элементов.

Благодарим за оказанную помощь преподавателей РГУФКСиТ кафедры гимнастики, лично заведующего кафедры теории и методики футбола, директора «Высшей школы тренеров и специалистов по футболу» А.В.Лексакова. А также тренеров ДЮСШОР-2 по футболу г.Махачкалы и лично профессора Ш.С. Шихалиева.

Будем благодарны узнать ваше мнение об этой методики и предложения по усовершенствованию.

Литература

1. Андреев В.Н., Андреева Л.В. Атлетическая гимнастика 2005

2. Бальсевич В.К., 2000; Фарфель В.С., 1977 Концепция стимулируемого развития базовых двигательных координаций.

3. Гершбург М.И., Орджоникидзе З.Г., Кузнецова Г.А.

«Проприоцептивная тренировка в системе реабилитации футболистов с патологией опорно-двигательного аппарата». Физкультура №1(16), 2006

4. Годик М.А. «Физическая подготовка футболистов» 2006

5. Арестов Ю.М., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов. - М., ГЦОЛИФК, 1980.

6. Клепс Ф. Руководство по растяжке для силовых атлетов. 2000

7. Курысь В.Н., Смолевский В.М. «Сложные акробатические прыжки» 1989.

8. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Частные методики 2002

9. Перепекин В.А «Восстановление работоспособности футболистов» 2005

10. Попов С.Н. Лечебная физическая культура 2007

11. Скляров А.В., Мунчаев К.М. «Физическая и акробатическая подготовка спортсменов восточных единоборств» 1993

12. Филатов А.Т. Аутогенная тренировка. 1987

13. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. «Физиологические основы двигательной активности» – М.: ФиС, 1991. – 246 стр.

14. Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол. – М.: ФиС, 1988

15. Черненко Е.Е., Сердюк Д.Г., Гуреева А.М. (Запорожский национальный университет) «Исследование эффективности использования упражнений акробатического характера футболистами различной квалификации». 2007

16. Швыков И.А. «Футбол в школе» 2002

17. Шихалиев Ш.С., Ханов Р.Г. «Психологические особенности проявления эмоций у футболистов». №10, стр. 35

АКРОБАТИКА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ

( Для основных составов, дублей, ДЮСШ)

Татлыев Тагир Сафарович(07.02.1969)

Мастер спорта СССР по акробатике, 1 взр. по футболу.

Высшее образование; 17 лет - тренерский стаж.

Тренер по акробатической подготовке:

2005 – ФК «Динамо» Махачкала(1 двз.),

2007/08 – ФК «Сатурн» Раменское.

Инструктор лечебной физкультуры,

инструктор тренажерного зала.

реабилитолог.

Тел: 8-926-936-06-75

Е-mail: [email protected]

При участии заведующего кафедры теории и методики футбола,

директора «Высшей школы тренеров и специалистов по футболу»

Наши рекомендации