Организация и методы исследования
Решение задач исследования осуществлялось посредством использования определенных методов научного познания. Для тренера-педагога методы исследования важны, прежде всего, как способы изучения индивидуально-психологических особенностей личности занимающихся. В теории физической культуры имеются ряд методов исследований, выбор которых зависит от целей и задач исследования.
Организация исследования
Организация исследования обусловливалась логикой решения поставленных задач. Вся научно-исследовательская работа строилась и проходила в три этапа.
Первый этап - поисковый (август 2007 года) в ходе, которого изучались литературные источники, формировалась и уточнялась научная проблема, формировались рабочие гипотезы, анализировались существующие и перспективные методики обучения техническим приемам (в нападении) баскетболистов группы начальной подготовки в процессе учебно-тренировочных занятий.
Второй этап - экспериментальный (сентябрь-май 2007-2008 года) в процессе, которого разрабатывались основные теоретические и методические положения обучения техническим приемам (в нападении) баскетболистов группы начальной подготовки, начало педагогического эксперимента, внедрение экспериментальной программы.
Третий этап - завершающий (апрель-май 2008 года) по итогам которого были обобщены, обработаны и сформулированы результаты исследований, разработаны практические рекомендации.
Были организованы 1 экспериментальная и 1 контрольная группа. В каждой группе занималось по 15 юных спортсменов, мальчики в возрасте 9-11 лет. Учебные занятия проводились согласно расписания - 3 раза в неделю по 90 мин штатными тренерами - преподавателями. Учебно-тренировочные занятия экспериментальной группы проводились на базе МОУ СОШ № 4 г. Киреевска Тульской области, а занятия контрольной группы на базе МОУСОШ № 6 г. Киреевска, Тульской области.
В экспериментальной группе занятия проводились по учебному плану с применением экспериментальной программы.
Суть экспериментальной программы заключалась в том, что нами была разработана экспериментальная методика обучения техническим приемам в нападении, направленная на техническую подготовку баскетболистов группы начальной подготовки.
В контрольной группе тренировки проводились по общепринятой методике без учета предложенного комплекса упражнений.
Методы исследования
Для понимания структуры учебно-тренировочных занятий в группе начальной подготовки и изучения психофизических способностей потребовалось выполнить педагогические эксперименты, носящие констатирующий и формирующий характер.
В соответствии с целью и с учетом специфики задач исследования нами были использованы следующие методы научного познания: теоретический анализ и обобщение литературных источников; метод контрольных испытаний (тесты); педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Теоретический анализ и обобщение литературных источников: теоретический анализ литературных источников позволили вскрыть противоречия, приводящие к недостаткам в технической подготовленности начинающих игроков, отобрать наиболее эффективные приемы, средства и методы тренировки. В целом данный метод позволил сопоставить положения теории и практики, выявить совпадающие взгляды и разные точки зрения специалистов на исследуемую научную задачу, уточнить теоретические предпосылки, цель и гипотезу исследования.
Метод контрольных испытаний (тесты): для определения эффективности предложенных игровых средств и методик, направленных на развитие психофизической и технической подготовленности юных баскетболистов был применен метод контрольных испытаний.
Этот метод позволил определить и оценить уровень, а также динамику развития необходимых для юных баскетболистов двигательных качеств.
Метод педагогического эксперимента: известно, что надежность и информативность научных данных и фактов устанавливается при условии их неоднократного воспроизведения в экспериментальных условиях и рабочей обстановке. Педагогический эксперимент использовался нами для подробного воспроизведения изучаемых явлений [16,21].
Педагогический эксперимент явился своеобразным комплексом методов исследования, который позволил обеспечить научно-объективную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы и оценки эффективности учебно-тренировочного процесса. Эксперимент был педагогическим, поскольку реализация его основных задач была достигнута с помощью методов, средств и способов, используемых в педагогической науке и практике [30,32].
Содержание педагогического эксперимента заключалось в следующем:
1. Констатирующий этап: его цель - выявить состояние и результаты обучения в традиционной педагогической системе учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ и физкультурно-спортивных клубах, установить закономерные связи, зависимости и отношения между педагогическими явлениями и фактами, определить направление и стратегию поиска оригинальной педагогической инновации.
2. Формирующий этап: его цель - определить содержание, критерии, способы и результаты обучения в сравнении с данными обучения в традиционной системе. Контрольное тестирование, выявление существенных характеристик физического потенциала испытуемых, закономерностей его становления и развития в каждой группе строилось в соответствии с методическими установками о единстве внешних и внутренних стимулов онтогенеза. Это потребовало применения тестов и методик, адекватных изложенному положению.
Все используемые нами тесты (см. табл. 1) прошли апробацию в многочисленных исследованиях других авторов в условиях общеобразовательных и спортивных детско-юношеских школ, имеют инструментальные измерители, результаты измерений могут быть легко сопоставимы [12, 39,40].
Таблица 1 Характеристика тестов, включенных в программу исследования
Блокиразвития | Показатели (тесты) | № тестов | Единицы измерений | направление лучшего показателя |
Физическая подготовка | Бег 20 м | с | < | |
Бег 300 м | с | < | ||
Бег 40 с (м) | м | > | ||
Прыжок в длину с места | см | > | ||
Прыжок по Абалакову | см | > | ||
Техническая подготовка | Скоростное ведение | с | < | |
Передача мяча | с | < | ||
Броски с дистанции | кол.раз | > |
Условные обозначения: < - лучше меньший показатель;
> - лучше больший показатель
В программу тестирования физической подготовленности вошли показатели, характеризующие комплексное проявление двигательной функции.
Бег 20, 300 м проводился по общепринятой методике. Учитывалась лучшая из двух попыток с точностью до 0,1 сек.
40-секундный бег – баскетболист, стоя на лицевой линии, находится в высоком исходном стартовом положении. По команде (включается секундомер) бежит к дальней лицевой линии, поворачивается на 180° и устремляется на прежнее место. Затем, соблюдая условия, повторяет эти ускорения, в течение 40 сек. Учитывалось количество пройденных дистанций (отрезков), которые затем переводились в метры.
Прыжок в длину с места - прыжок выполнялся на ковре по общепринятой методике. Тест выполнялся дважды, учитывался (в см.) лучший результат.
Прыжок по Абалакову. Испытуемый располагается под щитом и, отталкиваясь двумя ногами, прыгает вверх, доставая рукой как можно более высокую точку на сантиметровой ленте, укрепленной на щите. Показатель подскока рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на носочках. Тест выполняется трижды, учитывается лучший результат.
В программу тестирования технической подготовки вошли показатели, характеризующие технику игры в баскетбол.
Скоростное ведение. Игрок находится за лицевой линией, по сигналу испытуемый начинает ведение мяча левой рукой в направлении первых ворот (две рядом стоящие стойки), выполняет перевод мяча на правую руку, проходит внутри ворот и т.д. Преодолев последние пятые ворота, игрок выполняет ведение правой рукой и бросок в движении с двух шагов (с попаданием). После броска игрок подбирает мяч и начинает движение в обратном направлении, только начинает вести мяч правой рукой, а в конце, преодолев последние ворота, выполняет ведение и бросок левой рукой двух шагов (с попаданием) в движении с двух шагов. Тест выполняется один раз, а время фиксируется, с точностью до 0,1 сек.
Передача мяча. Игрок стоит лицом к кольцу, выполняет передачу в щит, снимает мяч в высшей точке и передает его помощнику №1 левой рукой и начинает движение к противоположному кольцу, получает обратно мяч и передает его помощнику №2 левой рукой. После передачи от помощника №3 игрок должен выполнить бросок в кольцо двух шагов (с попаданием). После подбора мяча игрок повторяет тот же путь к противоположному кольцу, отдавая мяч правой рукой. Тест выполняется один раз, а время фиксируется, с точностью до 0,1 сек.
Броски с дистанции. Игрок выполняет 10 бросков с 5 указанных точек по 2 раза с каждой точки. Фиксируется количество попаданий.
Применяя метод математической статистики в своих исследованиях, мы рассматривали его не в качестве самоцели, а как одно из эффективных средств познания объективных законов обучения и воспитания [24]. Использованные математические формулы представляют собой конкретное выражение качественных особенностей педагогических процессов. Рассчитывались средние (M), ошибка средних (m). Достоверность различий полученных данных в ходе экспериментов определялась по t – критерию Стьюдента. Все расчеты производились на ЭВМ типа "Пентиум" по программе "Statgraf".
Заключение по главе
Организация исследования обусловливалась логикой решения поставленных задач. Вся научно-исследовательская работа строилась и проходила в три этапа. Первый этап - поисковый (август 2007 года), второй этап - экспериментальный (сентябрь-май 2007-2008 года), третий этап - завершающий (апрель-май 2008 года).
В экспериментальной группе занятия проводились по модернизированному учебному плану с применением экспериментальной программы.
Суть экспериментальной программы заключалась в том, что была разработана экспериментальная методика обучения технических приемов в нападении, направленная на техническую подготовку юных баскетболистов.
В контрольной группе тренировки проводились по общепринятой методике без учета предложенного комплекса упражнений.
В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы научного познания: теоретический анализ и обобщение литературных источников; метод контрольных испытаний (тесты); педагогический эксперимент; методы математической статистики.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Создание нового отношения к начальному этапу подготовки баскетболистов и осуществление этого отношения в конкретном проекте невозможно представить без детального изучения. В данной главе мы обсудим результаты обучения, детализируя их в соответствии с обогащением опыта юного баскетболиста от года к году технико-тактическим мастерством, с повышением его физической подготовленности. Полученные таким образом обобщения мы будем использовать как предпосылку для модернизации технической подготовки начинающих игроков с обязательными условиями и новым подходом к практике обучения.
3.1 Сравнительная характеристика физической и технической подготовленности баскетболистов группы начальной подготовки
По результатам констатирующего педагогического эксперимента можно утверждать, что сформированные контрольная и экспериментальная группы юных баскетболистов в целом однотипны. Это положение подтверждается результатами сравнений средних значений показателей по t - критерию Стьюдента.
По данным наших исследований достоверных значений в показателях, характеризующих физическую и техническую подготовленность баскетболистов группы начальной подготовки, не обнаружено (табл. 2).
Если сравнить результаты полученных средних значений с ранее полученными данными [1,19,20,23,30], то можно сделать несколько оценочных выводов: показатели физической подготовленности соответствуют высоким и средним значениям детей 9-11 летнего возраста; в тоже время, показатели, характеризующие техническую подготовленность находятся нанизком и среднем уровнях сформированности.
Но вместе с тем, можно сказать, что по некоторым показателям занимающиеся экспериментальных групп опережают своих сверстников из контрольных групп. К этим показателям относятся тесты: бег 40 с (м), 300 м, прыжок в длину с места, прыжок по Абалакову и броски с дистанции.
Таблица 2 Средние показатели тестирования физической и технической подготовленности баскетболистов 9-11 лет (констатирующий эксперимент)
№ теста | Контрольнаягруппа | Экспериментальнаягруппа | t |
4,3 ± 0,7 | 4,23 ± 0,5 | 0,08 | |
76,9 ± 2,4 | 76,4 ± 2,4 | 0,15 | |
126,4 ± 2,7 | 127,3 ± 2,4 | 0,24 | |
160,0 ± 3,0 | 160,2 ± 3,0 | 0,05 | |
30,0 ± 2,41 | 30,5 ± 2,37 | 0,15 | |
14,97 ± 1,2 | 14,9 ± 1,18 | 0,04 | |
14,21 ± 1,5 | 14,2 ± 1,38 | 0,005 | |
5,1 ± 0,61 | 5,6 ± 0,7 | 0,54 |
Примечание: t = 2,13 Р< 0,05
t = 2,95 Р < 0,01
t = 4,07 Р < 0,001
3.2 Методика обучения техническим приемам в нападении баскетболистов группы начальной подготовки в структуре учебно-тренировочных занятий
Одним из важнейших вопросов построения учебно-тренировочного процесса является распределение программного материала по годам обучения, этапам и недельным микроциклам - основным структурным блокам планирования.
Успех обучения зависит от умения тренера-преподавателя правильно организовать юных спортсменов для выполнения упражнений, от тех методов, которые он использует для этого. Особое внимание нужно уделять образцовому показу упражнений, так как в группах начальной подготовки этот метод наиболее эффективен. Сопровождающее показ объяснение упражнений должно быть по возможности кратким и ясным.
Предлагаемый нами учебный материал позволяет решать как общие задачи, стоящие перед учебно-тренировочным занятием, так и частные, имеющие целью постепенную подготовку юных спортсменов к овладению техническими приемами игры в баскетбол.
Последовательность обучения техническим приемам
Техника нападения
Стойка в нападении - исходное положение, из которого баскетболист наиболее быстро может действовать без мяча или с мячом.
Упражнения для обучения:
1. Принять положение стойки без мяча стоя на месте.
2. Ходьба обычная, варианты ходьбы, по сигналу (слуховому, зрительному) принять стойку баскетболиста.
3. Бег, варианты бега, по слуховому, зрительному сигналу принять стойку баскетболиста.
4. Из различных исходных положений, после выполнения общеразвивающих упражнений принять стойку баскетболиста.
Ошибки:
ü тяжесть тела перенесена на одну ногу, а вторая недостаточно согнута в коленном суставе.
ü пятки касаются пола;
ü туловище чрезмерно наклонено вперед, а таз отведен назад;
ü носки ног чрезмерно разведены наружу;
ü голова и руки опущены;
ü излишняя напряженность.
Держание мяча - прежде чем приступить к изучению стойки баскетболиста с мячом, необходимо научить учеников правильному держанию мяча. Мяч с ладонью не соприкасается и удерживается только фалангами пальцев.
Упражнения для обучения:
1. Принять положение имитация держания мяча, образуя воронкообразное положение кистей.
2. Наклониться к лежащему на полу мячу, положить на него кисти рук и поднять мяч на уровне груди.
3. Подбросить мяч вверх и поймать его на уровне груди.
4. В парах занимающиеся поочередно поднимают мяч и выполняют им движения в разных направлениях, а партнеры проверяют правильность держания, положение пальцев, ладоней.
5. Занимающиеся перемещаются с мячом в руках и по сигналу стойки с мячом.
6. Соревнование на правильность выполнения стоек с мячом и без мяча. Занимающиеся выстраиваются в две колонны, учитель – в центре площадки. По сигналу учителя колонны подбегают к нему, фиксируют стойку баскетболиста и учитель оценивает качество выполнения приема обоих учеников, после чего они возвращаются в конец колонны.
Ученик, показавший лучшую технику стойки, получает 1 очко. При равном качестве демонстрации приема оба ученика получают по одному очку. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Ошибки:
ü кисти располагаются на задней поверхности мяча;
ü мяч касается ладоней;
ü пальцы направлены вниз.
Передвижения без мяча: ходьба – применяют главным образом для смены позиции в период коротких пауз, а также при изменении темпа в сочетании с бегом. При беге баскетболиста соприкосновение ноги с площадкой осуществляется перекатом с пятки на носок или мягкой постановкой ноги на всю ступню.
Упражнения для обучения:
1. Бег по периметру площадки с ускорениями на определенных участках площадки.
2. Ускорение по сигналу.
3. Бег по кругу. По сигналу, последующий догоняет впереди бегущего.
4. Бег по кругу. По сигналу, последующий "змейкой" обегает впереди бегущих и продолжает бег во главе колонны.
5. То же, но ученики в колонне перемещаются спиной вперед.
6. Ученики бегут в колонне по одному с интервалом 1-1,5 м. По сигналу последний догоняет направляющего в колонне по кратчайшему пути и становится во главе колонны.
Ошибки:
ü бег с носка;
ü ноги в коленном суставе прямые.
Остановка двумя шагами - данная остановка чаще всего выполняется, если игрок владеет мячом.
Остановка прыжком - данную остановку можно выполнять как с мячом, так и без мяча. Чем быстрее передвигается игрок, тем сильнее сгибается при остановке ноги.
Упражнения для обучения технике остановки двумя шагами:
1. Ходьба, один шаг короткий, 2-ой длинный.
2. Бег, один шаг короткий, второй длинный.
3. У игрока мяч – подбросить вперед – поймать от пола с шагом правой (длинный), 2-ой шаг левой стопорящий короткий.
4. Тоже, но медленно бегом.
5. Остановка двумя шагами после ловли мяча.
6. Остановка двумя шагами после ведения по зрительному, слуховому сигналу.
7. В парах. Один игрок ведет мяч – остановка – двумя шагами – повороты плечом вперед, назад – передача партнеру.
8. Эстафеты.
Упражнения для обучения технике остановки прыжком:
1. Ходьба. Остановка прыжком.
2. Бег. Остановка прыжком.
3. Бег. Остановка после слухового, зрительного сигнала.
4. Остановка прыжком после ловли мяча.
5. Остановка прыжком после ведения мяча.
6. Эстафеты.
Ошибки:
ü стопа на одной линии по ходу движения, перенос массы тела на выставленную вперед ногу и, как правило, потеря равновесия;
ü шаги выполняются с постановкой стоп с носка и недостаточно сгибаются в коленных суставах;
ü чрезмерно высокий подскок – при остановке прыжком.
Повороты на месте могут выполняться как с мячом, так и без мяча, для ухода от опекуна или укрывания мяча от выбивания или вырывания.
Упражнения для обучения технике поворотов на месте:
1. Выполнение поворота стоя на месте без мяча.
2. То же с мячом.
3. То же в сочетании с ловлей мяча на месте.
4. То же в сочетании с ведением мяча, остановками.
5. То же с добавлением ловли и передачи мяча.
6. То же с сопротивлением защитника.
7. Эстафеты.
Ошибки:
ü отрыв или смещение осевой ноги;
ü вертикальные колебания высоты центра тяжести;
Ø перенос массы тела на маховую ногу;
ü выпрямление осевой ноги;
ü туловище сильно наклонено вперед;
ü мяч не укрыт туловищем от защитника.
Ловля мяча - прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия.
При ловле двумя руками, когда мяч приближается к игроку на уровне груди или головы, то следует вытянуть руки навстречу мячу, ненапряженными пальцами и кистями образуя как бы воронку, размером несколько большую, чем обхват мяча. В момент соприкосновения с мячом нужно обхватить его пальцами (не ладонями), сближая кисти, а руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая к груди. Сгибание рук является амортизационными движениями, гасящими силу удара летящего мяча. После приема мяча туловище вновь подают слегка вперед: мяч укрываемый от соперника разведенными локтями, выносят в положение готовности к последующим действиям.
При ловле мяча одной рукой, рука выносится навстречу летящему мячу с широко расставленными и слегка согнутыми пальцами. При соприкосновении пальцев с мячом производится уступающее движение руки за счет сгибания ее в локтевом суставе, что затормаживает скорость полета мяча и дает возможность легко поймать его. Затем мяч захватывается второй рукой и занимающийся принимает основную стойку баскетболиста.
При ловле высоколетящего мяча, игрок должен выпрыгнуть с выносом рук вверх. Кисти рук разворачиваются навстречу мячу. В момент касания мяча пальцев, кисти поворачиваются вовнутрь и обхватывают мяч. Затем руки сгибаются в локтевых суставах, и мяч притягивается к туловищу. После приземления игрок сохраняет основную стойку нападающего с мячом.
Ошибки:
ü отсутствует уступающее движение рук во время прикосновения к мячу;
ü кисти обращены ладонями друг к другу или широко расставлены в стороны и мяч проходит между кистей;
ü руки (рука) не вытягиваются навстречу мячу;
ü пальцы встречаются с мячом, когда руки (рука) значительно согнуты в локтевых суставах;
ü мяч принят ладонями (ладонью), а не кончиками пальцев.
Передача мяча - прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки.
Упражнения для передачи мяча стоя на месте
1. Имитация передачи.
2. Замах и передача без работы ног.
3. Передача с работой ног.
4. Передача на длинное и короткое расстояние.
5. Передача в разных направлениях.
6. Передача в сочетании с другими техническими приемами. 7. Подвижные игры.
Упражнения для обучения передаче в движении
1. "Мертвый мяч". Занимающиеся разбиваются на пары. В 5-6 м от стены у занимающегося, на вытянутой в сторону руке, находится мяч. Его партнер идет широкими шагами с расстояния 3-4 м и с шагом правой ноги берет мяч с руки, выполняет замах, шаг левой, выносит руки вперед и, не ставя на опору правую ногу, финальным, захлестывающим движением посылает мяч в стену, ставит правую ногу на опору.
2. То же, но медленно бегом.
3. Передача в движении после ловли.
4. Передача в движении после ведения.
5. Передачи в движении во встречных колоннах.
6. Передачи в движении при параллельном передвижении игроков к противоположному щиту.
7. Передачи в движении по кругу.
8. Подвижные игры:
"Командные салки". Класс делится на 2 команды. Одна команда водящая, вторая – убегающая. Команда водящих передает друг другу мяч заданным способом, стараясь догнать игроков противоположной команды и осалить их мячом, не выпуская мяча из рук. Осаленный выходит из игры. Игра закончиться, когда первая команда всех осалит. Затем они меняются ролями.
"Салки и мяч". Игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего, и передают друг другу мяч. Задача состоит в том, чтобы в конечном итоге послать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. Однако водящий может осалить мяч в руках играющего. Последний, в этом случае, становится водящим. Водящему разрешается в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если водящий сумел это сделать, его сменяет игрок, виновный в потере мяча.
"Чья команда сделает больше передач". Две команды. Игра начинается с подбрасывания мяча в центральном кругу. Команда, овладевшая мячом, начинает выполнять передачи между своими игроками, перемещаясь в любом направлении по площадке. Вторая команда старается перехватить мяч, не давая игрокам получить точную передачу.
Ошибки:
ü несогласованность движения рук и ног;
ü широкое расставление локтей, чрезмерная амплитуда замаха;
ü отсутствие захлестывающего движения кистями;
ü туловище чрезмерно наклонено вперед;
ü при передаче одной рукой: поднимают мяч высоко над плечом;
ü при передаче в движение так же вертикальное колебание туловища или прыжки, вместо скользящих "мягких" шагов;
ü передача и ловля мяча разучиваются одновременно.
Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой вниз - вперед несколько в сторону от ступней.
Упражнения для обучения ведению мяча:
1.стоя на месте: Ведение вокруг корпуса;
2. стоя на месте: Ведение вокруг и между ногами;
3. стоя на месте: Разновысокое ведение. Несколько ударов с высотой отскока 60-80 см и сразу же переход на низкое ведение с высотой отскока 10-15 см;
4. стоя на месте: Очень частое низкое ведение попеременно левой и правой рукой;
5. стоя на месте: Ведение двух мячей;
6. стоя на месте: Ведение трех-четырех мячей;
7. сидя на скамейке: Очень низкое ведение, высота отскока не более 5-7 см от пола;
8. сидя на скамейке: Ведение мяча под вытянутыми вперед ногами в быстром темпе;
9. бег на носках с ведением мяча;
10. бег на пятках с ведением мяча;
11. бег на краях стопы (поочередно внешнем и внутреннем) с ведением мяча;
12. бег в полуприседе с ведением мяча;
13. передвижение в глубоком приседе с ведением мяча;
14. спортивная ходьба с ведением мяча;
15. гладкий бег с поворотами и ведением мяча;
16. гладкий бег с переводами мяча с руки на руку перед собой, за спиной и между ногами;
17. бег приставными шагами: мяч проходит между ногами на каждом шаге;
18. бег окрестным шагом с ведением мяча;
19. бег спиной вперед с ведением мяча;
20. передвижение спиной вперед в глубоком приседе с поворотами на 90° с ведением мяча;
21. бег с выбрасыванием прямых ног вперед с ведением мяча;
22. бег взахлест назад с ведением мяча;
23. бег с высоким подниманием бедра. Мяч переводится с руки на руку ударом под ногой на каждом шаге;
24. передвижение попеременными прыжками с ноги на ногу с ведением мяча;
25. передвижение прыжками на двух ногах с ведением мяча;
26. передвижение прыжками на одной ноге с ведением мяча;
27. гладкий бег с ведением двух мячей с обязательными переводами за спиной и между ногами;
28. бег в полуприседе с ведением двух мячей с разворотами и переводами мячей за спиной;
29. ведение двух мячей вприсядку. Ноги выбрасываются поочередно вперед и в стороны;
30. ведение одного или двух мячей, поднимаясь и спускаясь бегом по лестнице. Мяч (мячи) должен ударяться о каждую ступеньку
Ошибки:
ü хлопок по мячу;
ü туловище сильно наклонено вперед, голова опущена вниз;
ü мяч ударяется перед собой;
ü ноги недостаточно согнуты;
ü ведение со зрительным контролем;
ü ведение правой рукой влево и наоборот;
ü при переводе мяча с руки на руку отсутствует низкий отскок;
ü туловище в момент перевода не укрывает мяч.
Бросок двумя руками от груди стоя на месте - игрок в стойке баскетболиста, мяч на уровне груди (стопы могут располагаться на одной линии или одна нога выдвинута немного вперед) удерживается пальцами, локти у туловища, ноги в коленных суставах слегка согнуты, туловище прямое, взгляд направлен на корзину.
Бросок одной рукой от плеча стоя на месте. В исходном положении ноги располагаются на ширине плеч. Нога, одноименная бросающей руке, выдвинута вперед на 10-15 сантиметров, носок и колено ее развернуты точно в направлении корзины, вес тела равномерно распределен на обе ноги, мяч располагается на уровне груди.
Упражнения для обучения броскам на месте:
1. имитация захлеста кистями (кистью) с фиксацией финального положения;
2. имитация замаха (кругообразного), выноса мяча, захлест кистями, фиксация финального положения;
3. имитация броска с работой ног;
4. бросок партнеру или в стену без работы ног;
5. целостное выполнение броска в стену или партнеру;
6. броски мяча в корзину с близкого расстояния сначала под углом 45 градусов к щиту (с отскоком), затем прямо перед корзиной;
7. броски мяча с линии штрафного, соблюдая все правила его выполнения;
8. подвижные игры.
Ошибки:
ü потеря равновесия;
ü несогласованность в работе рук и ног;
ü неполное разгибание руки в локтевом суставе;
ü отсутствие захлеста руки;
ü руки выпрямляются вертикально вверх;
ü бросок выполняется без работы ног, траектории обратного вращения;
ü отсутствует захлестывающее движение кистями;
ü отсутствие расслабления после броска;
ü отсутствие согласованности роботы рук и ног.
Бросок одной рукой сверху в движении выполняют после ведения и ловли мяча. Игрок ведет мяч с шагом правой (1-й шаг, длинный) берет мяч в руки, второй шаг левой ногой короткий, стопорящий, перекатом с пятки на носок, и одновременно выполняется отталкивание левой, мах правой и вынос мяча над правым плечом так, чтобы он лежал на правой руке, а левая поддерживала сбоку.
Упражнения для обучения броскам в движении:
1. исходное положение - прямая рука поднята вверх, мяч лежит на широко расставленных пальцах, которые смотрят назад - за счет тыльного сгибания кисти мяч отделяется от руки вверх, слегка вращаясь;
2. мяч на уровне груди - вынос мяча над правым плечом - в верхней точке - выпуск мяча с захлестывающим движением кисти;
3. исходное положение - левая нога впереди на пятке, ноги в коленных суставах согнуты, мяч на уровне груди. Одновременно отталкивается левой, мах правой и вынос мяча над правым плечом, выпуск мяча над собой в верхней точке, приземление на 2 ноги;
4. правая нога впереди на пятке и с шагом левой тоже, что и в 3 упражнении;
5. занимающиеся разбиваются на пары. У одного, на вытянутой в сторону руке, находится мяч. Его партнер идет широким шагом с расстояния 2-3 м. и под шаг правой берет мяч с руки партнера, делает шаг левой, отталкивается, мах правой - вынос мяча - бросок над собой;
6. то же, медленно бегом;
7. то же, но партнер с мячом располагается на боковой линии 3-х секундной зоны и бросок в кольцо с отражением от щита;
8. бросок в движении, после ловли мяча;
9. бросок в движении, после ведения мяча;
10. эстафеты, комплексные упражнения
Ошибки:
ü мяч ловится под разноименную бросающей руке ногу.
ü вынос руки с мячом для броска при выполнении шага.
ü выпуск мяча с руки, согнутой в локтевом суставе.
ü резкое, сильное движение руки с мячом.
ü отсутствие маха правой ногой, а просто сгибание ее в коленном суставе.
ü сгибание пальцев, а не захлестывающие движения кистью
Игрок должен:
1. знать, когда и как бросать мяч по корзине, когда следует произвести бросок, а когда лучше передать мяч партнеру, находящемуся в более удобной позиции для броска
2. уметь расслабляться при броске, совершенствовать это умение
3. быть уверенным в своих силах, Воспитать в себе чувство способности реализовать каждый бросок
4. сосредотачивать внимание на цели. При бросках с близкой дистанции рекомендуется целиться в щит
5. быть в равновесии и сохранить основную стойку
6. сопровождать каждый бросок и немедленно занимать исходное положение для добивания мяча или быстрого возвращения в защиту
7. контролировать вращения мяча. Придавать мячу минимум вращения, и только тогда когда это необходимо. Чтобы придать мячу небольшое обратное вращение, нужно выполнить мягкое и плавное движение кистью
8. быстро выполнять бросок и определять направления броска
Обманные движения, финты позволяют игроку своевременно освободиться для получения мяча, опережать опекуна при выходе под щит для борьбы за отскок, участвовать в комбинационной игре в позиционном нападении.
Упражнения для обучения обманным движениям и финтам:
1. обманные движения корпусом перед зеркалом с мячом в руках.
2. обманные движения ногами на месте и в движении, с мячом и без мяча.
3. обманные движения головой стоя на месте и в движении.
4. обманные движения руками. Финты на передачу мяча и на бросок выполняются с мячом, на ловлю - без мяча.
5. обманные движения спиной к кольцу. Финт вправо и уход в левую сторону, потом наоборот.
6. обманные движения после ловли отскочившего от щита мяча. Тренер бьет мяч в щит, игрок ловит его в прыжке, приземляется и делает несколько финтов подряд - на передачу, на бросок, на уход из-под кольца с дриблингом.
7. обманные движения у препятствия (стула). Игрок с мячом выполняет финт на бросок или на передачу, стоя перед стулом, после этого обходит препятствие справа или слева.
8. обыгрывание неподвижного препятствия (стула, манекена) в движении. Игрок с мячом делает рывок к препятствию, обыгрывает его и продолжает движение к кольцу. Завершается упражнение броском по кольцу.
9. обыгрывание 1х1 с места, с хода, после передачи, ведением, с поворотами, лицом, спиной, после рывка, после приземления.
игра 1х1 без мяча. Мяч находится на средней линии поля. Нападающий располагается на лицевой линии лицом к мячу, защитник его опекает очень плотно, По сигналу тренера нападающий начинает движение к мячу, стараясь обыграть защитника финтами. Задача защитника - не дать нападающему подобрать мяч, постоянно встречая его корпусом. После овладения мячом нападающий атакует противоположное кольцо, преодолевая активное сопротивление защитника.
10. игра 1х1 с одним пасующим. Нападающий располагается в поле, лицом кольцу, на расстоянии 5-7 м. Защитник плотно его опекает. Задача нападающего - обыграть защитника финтами и открыться для получения мяча в трехсекундную зону, получить мяч и забить его из-под кольца. Смена мест в тройке - после каждого попадания.
Тренер руководит процессом обучения действием как путем перевода учащегося на сокращенную словесную инструкцию, так и путем сокращения контролируемых операций в двигательном действии. Как это делается? Во-первых, с учетом, того, что сокращенное действие - это не новое, а измененное действие, внимание учащегося фиксируется на выполнении основных опорных точек, освобождая сознание от контроля за деталями в каждой операции. Во-вторых, поощряется творчество учащихся, самобытное выполнение двигательного действия по правилу – "Делай как тебе удобно".
С переходом рабочего действия во внутреннюю речь оно становится автоматизированным процессом, исполнение которого уходит из сознания. Перед самонаблюдением выступает только конечные результат рабочего действия, предметное содержание которого в сознании проявляется как объект сразу. Внимание теперь проявляется обращением на объект в момент его появления. Отсюда идеально данный предмет и внимание к нему образуют две неразделимые его стороны.
3.3 Динамика показателей физической и технической подготовленности у баскетболистов группы начальной подготовки (формирующий эксперимент)
За время проведения формирующего педагогического эксперимента в ф<