Организация и методика отбора
Требования при отборе на том или ином уровне системы многолетней подготовки базируются на основной и промежуточных целях, исходя из модельных характеристик, содержания соревновательной
деятельности, специфики игровой функции, возрастных особенностей волейболистов и их возможностей на соответствующих этапах. Этим определяются организация и методика отбора на всех его четырех ступенях.
Организация отбора.Первая ступень отбора проводится в три этапа. На первом этапе ведется большая агитационная работа с целью вызвать интерес у школьников к занятиям волейболом. С желающими заниматься волейболом предварительно знакомятся. Длится первый этап примерно один - два месяца, обычно в начале учебного года.
На втором этапе с помощью системы испытаний (тестов) и специальных наблюдений получают данные, по которым можно судить о задатках и способностях детей успешно овладевать навыками и умениями игры в волейбол. Все показатели дифференцируют по их значимости с таблицей оценок в очках. Большое значение имеют наблюдения за учащимися в играх, выявление и оценка бойцовских качеств. На этом этапе последовательно выявляют анатомо-физиологические особенности, функциональные способности к волейболу. В зависимости от количества желающих заниматься волейболом второй этап может длиться от одной недели до месяца. Контрольные испытания и наблюдения проводят за четыре дня (для каждой группы испытуемых); в первый день - по физической подготовке, во второй - по технической подготовке, в третий - по тактической и психологической подготовке, в четвертый день проводят наблюдения за индивидуальными действиями в играх.
Третий этап самый продолжительный. Он может длиться от шести месяцев до одного года. Известно, что способности развиваются только в процессе той деятельности, в которой они важны. Поэтому в полной мере судить о способностях детей к волейболу можно, только начав их обучать специальным навыкам и умениям. Главным здесь является то, как быстро учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, как относятся к занятиям, насколько трудолюбивы и т. д.
Проблема определения способностей не решается только определением комплекса перечисленных показателей. Она предполагает глубокое изучение ребенка, его роста и развития на предшествующих этапах. Весьма существенное значение имеют наследственность, волевая сфера и т. п.
На второй ступени углубленный отбор и определение игровых функций организационно охватывает период с начала специализированных занятий волейболом (10-12 лет) и до 17 лет. Вначале (10-14 лет) это углубленное изучение индивидуальных особенностей и склонностей юных волейболистов, изучение динамики выполнения модельных требований, показателей соревновательной деятельности. В 15-17 лет это тестирование по основным компонентам подготовки и обследование соревновательной деятельности с целью выявления показателей эффективности игровых действий применительно к выполнению игровых функций нападающего (первого и второго темпа) и связующего.
В этой работе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и группа экспертов из числа ведущих специалистов волейбола данного региона. На основании результатов отбора комплектуются учебные группы по годам обучения в спортивных школах и школах-интернатах спортивного профиля, решается вопрос о зачислении в учебно-тренировочные группы из числа окончивших группы начальной подготовки, а также в группы спортивного совершенствования из числа окончивших учебно-тренировочные группы.
На третьей стадии осуществляется отбор молодых перспективных волейболистов для зачисления их в команды высших разрядов. Организация отбора сводится, во-первых, к тщательному изучению показателей тренировочной и соревновательной деятельности в период обучения в детско-юношеском спортивном коллективе и, во-вторых, к наблюдению на соревнованиях, а также тестированию и обследованию во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов для данного контингента волейболистов. Особенно тщательному изучению подвергаются волейболисты 18-20 лет, которые являются ближайшим резервом команд высших разрядов. Участвуют в этой работе тренеры команд высших разрядов, группа экспертов из специалистов волейбола и представителей Госкомспорта СССР и союзных республик, Госкомобразования СССР и союзных республик, Федерации волейбола СССР и союзных республик.
На четвертой ступени отбор в сборные команды СССР осуществляют тренеры сборных команд, сотрудники комплексных научных групп (КНГ), эксперты и представители Госкомспорта СССР. Подвергается анализу информация о тренировочной и соревновательной деятельности на чемпионатах СССР, на учебно-тренировочных сборах. На кандидатов в состав сборной постоянно накапливается информация о качестве тренировочной и соревновательной деятельности. На основании этой информации производится отбор волейболистов для участия в соревнованиях, комплектование стартового состава, вариантов замен и т. п.
Методика отбора.Методику отбора составляет комплекс методов обследования волейболистов по основным параметрам, отражающим модельные характеристики спортсменов высших разрядов, а также на каждом возрастном этапе многолетней подготовки. Сюда входят антропометрические измерения, батареи тестов, экспертные оценки, обследование соревновательной деятельности, наблюдения в процессе тренировки, изучение протоколов выполнения нормативов и других документов, применение различной аппаратуры.
Антропометрические измерения: длины тела, массы тела, длины кисти, длины стопы, силы мышц кисти, становой силы; индексы - длины туловища/длины ног, длины руки/длины туловища, длины бедра/длины голени, массы тела/длины тела.
Тестирование физической подготовленности. Сюда входят: вертикальный прыжок толчком двух ног (по В. М. Абалакову) - с места, с разбега 2-3 шага; прыжок в длину с места;
серийные прыжки: а) в заданное время количество прыжков на максимальную высоту, б) максимальное количество на заданную высоту; прыжок вверх с поворотом на максимальный угол; бег ЗХЮ м 6X5 м; 10X6 м; бег 92 м к 6 точкам на волейбольной площадке; метание набивного мяча из-за головы двумя руками (сидя, стоя, в прыжке); комплексный тест (перемещения различными способами, прыжки, метания).
Измерение психомоторных показателей включает: исследование простых и сложных реакций, реакции на движущийся объект (РДО); теппинг - тест; измерение точности воспроизведения: амплитуд движений, мышечных усилий, временных отрезков.
Измерение психофизиологических показателей по следующим компонентам: особенности мышления (количество правильно решенных задач за определенное время, тест простых поручений и др.); особенности памяти (количество правильно воспроизведенных чисел, слов за определенный отрезок времени); особенности внимания и скорости переработки информации (корректурные таблицы, "Кольца Ландольдта"); взаимоотношения в команде (социометрия).
Тестирование технической подготовленности по: первоначальным попыткам выполнить приемы игры после их просмотра (оценка в баллах); количественно-качественным показателям овладения приемами игры соответственно программе; тестам на целостное (интегральное) проявление физических качеств и технического мастерства; тестам для нападающих и связующих.
Тестирование тактической подготовленности. Сюда входит следующее: тестирование тактического мышления (выбор решения в ответ на игровую ситуацию на экране); игры типа "Пятнадцать"; решение тактических задач; применение специально подобранных подвижных игр и определение при помощи наблюдений значимых для игровой деятельности качеств; количественно-качественные показатели овладения индивидуальными, групповыми и командными тактическими действиями (в нападении и защите) соответственно программе; тесты на целостное (интегральное) проявление технико-тактического мастерства; тесты для связующих и нападающих.
Определение эффективности соревновательной деятельности волейболистов через: фиксирование количественного состава приемов игры (техники) и результативных тактических действий; выявление показателей соревновательной деятельности и установление степени их соответствия модельным характеристикам соревновательной деятельности.
В соответствии с целевыми установками отбора на каждой ступени определяется комплекс методов для получения информации, с помощью анализа которой принимаются соответствующие решения.
На начальном этапе работы основное место занимают показатели Длины тела, результаты прыжка вверх толчком двумя ногами с места и разбега, бега с изменением направления, метания набивного мяча (1 кг) сидя, данные наблюдений за первоначальными попытками выполнить технические приемы и действиями в подвижных и подготовительных к волейболу играх.
В дальнейшем круг показателей физической подготовленности расширяется, важное место занимают показатели технико-тактической подготовленности, умение применять в игре изученный арсенал техники и тактики, эффективность игровых действий, показатели психических качеств и свойств личности. С ростом подготовленности (увеличением сроков подготовки) наблюдается сближение тестовых и экспертных оценок прогностической значимости комплекса показателей.
Содержание отбора кандидатов в команды высших разрядов диктуется спецификой этих спортивных коллективов - комплектования и режима тренировочной работы. При отборе в эти команды учитывают показатели физического развития, уровня специальных физических качеств, технической, тактической, интегральной подготовленности, психологической совместимости, специфические показатели по игровым функциям.
Выполнение модельных требований с оценкой "отлично" в возрасте 18-20 лет, наряду с данными углубленного изучения волейболистов, служит надежной гарантией успешных занятий молодых волейболистов в командах мастеров и в сборных командах.
На этой стадии отбора учитываются все данные многолетней подготовки молодого волейболиста в тренировочно - соревновательном аспекте, характер динамики основных показателей за многолетний период, умение переносить трудности тренировочного и соревновательного режимов.
Специфическим на этой стадии будут, прежде всего, обследование соревновательной деятельности молодых волейболистов и комплексные педагогические и медико-биологические обследования во время специально организуемых учебно-тренировочных сборов.
Отбор осуществляется на основании ранжирования волейболистов по итогам комплексного учета полученных показателей. Окончательные выводы делаются после прохождения определенного срока стажирования молодых волейболистов в командах высших разрядов.
При отборе в сборные команды наряду с вышеизложенными показателями учитываются вопросы психологической совместимости, способности к взаимодействиям с другими волейболистами.
При отборе для участия в ответственных соревнованиях особое значение придается показателям эффективности соревновательной деятельности с учетом игровых функций.
Тренировка как компонент системы подготовки волейболистов
В системе подготовки волейболистов тренировка - составная часть блока функций реализации целей. Через спортивную тренировку осуществляется реализация целей системы подготовки: становление навыков игры, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельности, формирование личности спортсменов.
Таким образом, спортивная тренировка - это педагогический процесс, цель которого заключается в обучении техническим приемам, тактическим действиям и совершенствовании технико-тактического мастерства, развитии физических, психических, моральных и волевых качеств, создании условий для высоких спортивных достижений на соревнованиях.
Достижение целей тренировки осуществляется посредством системы тренирующих воздействий в специальных - тренировочных - занятиях, которые проводятся систематически, круглогодично и многолетно. Основные задачи:
- воспитание моральных и волевых качеств;
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;
- развитие основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
- совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, плавании и др.);
- развитие специальных способностей и качеств, лежащих в основе успешного овладения техникой и тактикой игры;
- совершенное овладение техникой игры (приемами игры и их способами);
- совершенное овладение тактикой игры (тактическими действиями в нападении и защите - индивидуальными и коллективными);
- достижение высокого уровня командной подготовленности;
- приобретение теоретических знаний;
- приобретение практических знаний и умений (по планированию, учету, ведению дневника, методике обучения, судейству, средствам профилактики и восстановления);
- достижение интеграции всех качеств, навыков, умений и знаний, то есть умения реализовать в соревнованиях все приобретенное на занятиях;
- предупреждение спортивных травм, перенапряжений, проведение восстановительных мероприятий.
Схема 5. Компоненты тренировки |
Решения задач осуществляются при помощи многообразных средств и методов, объединенных в компоненты тренировки (схема 5).
Задачи тренировки, направленность компонентов дифференцируются применительно к уровню квалификации волейболистов. Так, в работе с командами высших разрядов основные усилия направлены на повышение спортивно-технического мастерства и достижение высоких спортивных результатов. В системе подготовки резервов на начальном этапе внимание направлено на качественный отбор, овладение основами техники и тактики и т. д., на последнем этапе акцент делается на адаптацию юниоров к тренировочному режиму команд мастеров. Задачи и содержание тренировок для школьных
спортивных секций и спортивных школ имеют существенное различие, несмотря на то что возраст занимающихся один. В каждом случае устанавливается связь с целью системы, ее модельными характеристиками, а затем определяются вопросы построения, выбора средств и методов, контрольных нормативов и т. д.
Исходя из теории спортивной тренировки и ее определения применительно к волейболу важное значение имеют следующие моменты:
Первое. Программирование многолетнего процесса тренировки по основным ее компонентам (технико-тактическая, физическая, теоретическая, психологическая, интегральная подготовка):
- определение содержания на весь многолетний период, по этапам и годичным циклам;
- установление последовательности обучения приемам и способам игры, тактическим действиям (индивидуальным, групповым и командным в нападении и защите);
- установление общей последовательности обучения приемам игры и тактическим действиям в системном единстве;
- выделение структурных компонентов построения тренировки (годичные циклы, средние циклы, микроциклы, тренировочные занятия);
- распределение программного материала по этапам многолетней подготовки, по годичным циклам внутри этапов, по средним циклам и микроциклам в пределах годичного цикла;
- распределение времени на виды программного материала в возрастном аспекте, по уровню спортивного мастерства волейболистов, в годичных циклах, средних циклах и микроциклах, тренировочных занятиях,
Программирование тесно связано со структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность, модельными характеристиками.
Второе. Определение эффективных адекватных возрасту и подготовленности волейболистов средств и методов развития физических качеств, обучения рациональной технике и тактике игры, совершенствования технико-тактического мастерства на принципах универсальности, с одной стороны, с учетом индивидуальных особенностей и игровых функций - с другой; совершенствования морально-политической подготовки, воспитания нравственных и волевых качеств, повышения надежности игровых действий и соревновательной Деятельности.
Третье. Определение параметров тренировочных нагрузок в ходе многолетней тренировки (по этапам и годичным циклам), в пределах годичного цикла (по средним циклам, микроциклам и тренировочным занятиям).
Четвертое. Определение эффективных средств и методов комплексного контроля для получения непрерывного потока информации Для оценки качества тренировочного процесса, коррекции по трем названным выше позициям. Получение информации осуществляется по всем параметрам тренировки и проводится на тренировочных занятиях (оперативный контроль), в микроциклах (текущий контроль), на этапах годичного цикла (этапный контроль).
Все эти вопросы находят отражение в программах по волейболу для различных организационных форм занятий: для коллективов физической культуры, для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, для команд высших разрядов.