Техника группового блокирования

Техника группового блокирования - student2.ru Рис. 48. Техника группового блокирования

Техника блокирования двумя или тремя игроками предполагает прежде всего согласованность их действий. Для этой цели и введено понятие основного и вспомогательного блокирующих игроков.

Основной блокирующий игрок определяет, какой характер в той или иной ситуации должно носить блокирование: либо это будет зонный, либо ловящий блок. Функции вспомогательного блокирующего состоят в том, чтобы в последний момент, когда определились действия основного игрока, вплотную присоединить свои руки к его рукам. В связи с этим техника выполнения движений в безопорной фазе у вспомогательного игрока несколько изменяется. Это вызвано тем, что вспомогательный блокирующий, для того чтобы не столкнуться с основным игроком, вынужден прыгать на некотором расстоянии от него и затем в безопорной фазе, вытягивая руки, должен присоединять их к рукам партнера (рис. 48). Таким же образом выполняется техника блокирования третьим игроком при тройном блоке.

Техника группового блокирования - student2.ru Рис. 49. Техника группового блокирования

Отдельно следует рассмотреть технику движения рук при их переносе через сетку блокирующими игроками. Как показывают наблюдения, перенос рук через сетку дает, как правило, эффект в тех случаях, когда передача для удара производится близко к сетке (рис. 49). Если же удар нанесен с далекого расстояния, то переносить руки на сторону противника не всегда целесообразно, так как, во-первых, мяч может удариться о фаланги пальцев и травмировать их и, во-вторых, может попасть в тыльную часть кистей рук и, далеко и высоко отскочив, стать недосягаемым для игроков задней линии.

Поэтому техника движения рук блокирующих при ударах с дальних передач характеризуется тыльным сгибанием кистей в лучезапястных суставах (рис. 50).

Техника группового блокирования - student2.ru Рис. 50. Техника группового блокирования

При ударах с близких к сетке передач на сторону противника переносятся не только кисти рук, но и часть предплечий.

Во время ударного движения кисти рук для увеличения силы отскока делают встречное движение к мячу. При такой постановке блока мяч приобретает большую скорость и под большим углом отражения ударяется о площадку.

Важную роль играет правильное расположение рук при ударах с различных передач и зон площадки. Так, например, для того чтобы сблокировать удар с близкой к сетке передачи, достаточно расположить руки напротив мяча. Если же передача несколько отдалена от сетки, то такой постановкой рук можно нейтрализовать центральное направление удара, а направления между зонами 4 и 5 или 1 и 2 при этом остаются открытыми. Поэтому для блокирования удара с этих направлений волейболист должен сместить руки вправо и влево в зависимости от того, какое направление он хочет нейтрализовать.

Весьма своеобразно расположение рук при блокировании ударов, выполняемых с передач, направленных на край сетки. В таких случаях, для того чтобы мяч не отскочил от рук блокирующего за пределы площадки, одна из рук (крайняя справа или слева, соответственно при атаках из зоны 2 или 4) супинируется и прикрывает направление отскока мяча в аут. При этом угол отражения мяча направлен в площадку противника.

Техника блокирования, в частности стойка и исходное положение, могут быть в значительной мере видоизменены в игре высокорослых игроков. Например, игроки высокого роста без замаха поднимают при отталкивании от опоры руки вверх. Даже перемещения по площадке высокорослые игроки выполняют с поднятыми вверх руками. Это позволяет блокирующему без больших физических усилий, необходимых для высокого отрыва, ЦТТ сконцентрироваться на действиях передающих игроков противника и быстро поставить блок. При этом такой спортсмен может, не уставая, ставить повторный блок, быстро перемещаясь вдоль сетки в любую зону площадки. Вот почему высокорослому волейболисту всегда отводится место центрального (основного) блокирующего на передней линии.

Общие вопросы стратегии

Стратегия в спорте, и в волейболе в частности, рассматривается как важнейшая часть подготовки и ведения крупных соревнований (например, стратегия подготовки и участия в олимпийских играх национальной сборной команды).

Слагаемые стратегии многообразны. Они связаны с созданием материальной базы в спорте: спортивных сооружений, покрытий, инвентаря, оборудования, спортивной формы и различных снарядов, отвечающих требованиям мировых стандартов.

Стратегический план подготовки предусматривает отбор одаренных спортсменов; анализ соревновательного опыта, наличие информации о соперниках - претендентах на победу.

Для того чтобы технические новинки соперников не являлись неожиданностью, можно воспользоваться данными так называемой стратегической разведки. С этой целью на соревнованиях различного масштаба и товарищеских встречах производится объективная регистрация технико-тактических действий соперников на видеомагнитофонную ленту. Затем составляется детализированный стратегический план подготовки команды к предстоящим соревнованиям.

Стратегические мероприятия, как правило, проводятся в течение всего 4-летнего цикла между олимпиадами.

Прогнозирование спортивных достижений может осуществляться только на основе взвешенного и постоянного сопоставления сил своей команды с силами конкурирующих команд соперников. Стратегической разведкой постоянно должна заниматься специально созданная при тренерских советах экспертная комиссия.

Роль и значение лидерства

Управляющее воздействие лидера состоит из информации, поступающей к партнерам (и соперникам) по двум каналам связи. По первому каналу поступают различные зрительные сигналы, которые обозначают определенное (иногда отвлекающее) действие или маневр. Реагируя на эти сигналы, партнеры приспосабливаются к ним и осуществляют нужные действия. Например, лидер атакующего плана, выходя на удар с короткой передачи, тем самым сигнализирует своим партнерам (и соперникам) о проведении атакующих действий (такие действия могут быть и отвлекающими). Кроме того, лидер часто пользуется и непосредственными речевыми сигналами.

Особого внимания заслуживает вопрос о возможных линиях лидерского поведения в критические моменты состязания, например, при равенстве или минимальном разрыве в счете на последних минутах (секундах) встречи. Во всех этих ситуациях лидерское поведение должно мобилизовать все физические и волевые возможности партнеров, их двигательную активность, жесткость блокирования игроков соперника, самоотверженность атакующих действий, собственную инициативу в оборонительных действиях. Спортивная практика знает немало примеров, когда на последних секундах благодаря лидеру команда буквально вырывала победу у соперников.

Игроков лидерского поведения нужно воспитывать для этой сложной координационной функции группового управления. Основные черты лидера - сильная воля и высокое технико-тактическое мастерство.

Тактика

Под тактикой игры следует понимать целесообразные, согласованные действия игроков команды, направленные на достижение победы. Тактика состоит из средств и способов ведения игры, которые используются с учетом конкретных задач, возникающих в процессе соревнований.

Важное место в тактике занимают индивидуальные, групповые и командные тактические действия. Первые связаны с предугадыванием игровых ситуаций, выбором места, игровой активностью и выполнением технико-тактических действий, а вторые с применением общекомандных систем игры и комбинаций.

Средства тактики объединяют все действия игрока без мяча и с мячом, то есть все технические приемы и их разновидности.

Тактическими способами ведения игры называются согласованные действия нескольких игроков (тактические комбинации) или всей команды (системы игры).

Каждая система игры характеризуется расстановкой игроков на площадке и распределением обязанностей между ними.

Наши рекомендации