Эффективность командной игры футболистов первого разряда

В соответствии с принятой в физиологии спорта классификацией В.С. Фарфеля (1970) футбол относится к группе нестандартных или ситуационных упражнений. Здесь ход событий заранее не известен футболисту и, действовать приходится в зависимости от ситуации, а не по определённым программам. Ситуационный характер двигательной деятельности в футболе обусловливает ведущее значение функций нервной системы, сенсорных систем и двигательного аппарата.

При всем разнообразии форм проявлений, действия футболиста первого разряда постоянно связаны с решением ситуационных двигательных задач, требующих использования механизмов экстраполяции. Экстраполяция (своеобразное предвидение будущих, предстоящих событий на базе уже имеющейся в памяти информации) - важнейший механизм функционирования нервной системы футболиста. Экстраполяция позволяет спортсмену эффективно разрешать сложные ситуации, возникающие в быстро изменяющейся обстановке игры. Способность футболиста первого разряда к экстраполяции в большой степени зависит от его спортивного опыта. Высокая сложность соревновательной деятельности футболиста предъявляет большие требования ко всем сторонам подготовленности спортсмена: действуя в условиях жесткого единоборства, находясь в нестандартных ситуациях при дефиците времени и пространства, футболист должен надежно и эффективно решать постоянно возникающие технические и тактические задачи. Ему необходимо быстро и правильно оценивать постоянно меняющуюся обстановку, создавать выгодную ситуацию и реагировать эффективными действиями в соответствии с тактической обстановкой. Умение футболистов делать с мячом в данный момент то, что диктует игровая ситуация, составляет основу так называемого игрового стиля.

Игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества - силу, быстроту, выносливость, ловкость, повышают функциональные возможности организма, формируют различные двигательные навыки. Поэтому футболист первого разряда кроме физической подготовленности и работоспособности, должен обладать высоким уровнем психо - функционального состояния, координационных способностей, технико-тактического мастерства, психологической устойчивости и стрессоустойчивости. Необходимость развития и совершенствования всего этого набора качеств как раз и составляет главную сложность организации и проведения тренировочного процесса в футболе.

В футболе, как и во всех других видах спорта, главным критерием эффективности той или иной системы подготовки считается конечный спортивный результат или успешность соревновательной деятельности.

Спортивный результат зависит от множества факторов: от уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортсмена и команды в целом; то есть является обобщённым (интегральным) показателем функционального состояния и функциональных возможностей организма, определяемых, в свою очередь, состоянием центральной нервной, нервно-мышечной, нейроэндокринной, иммунной, энергообеспечивающей, сердечно-сосудистой, дыхательной, анализаторной, а также пищеварительной, выделительной и кроветворной систем.

Большинство специалистов пришли к единому мнению, что уровень достижений в футболе зависит от физической, технической, тактической и психологической подготовленности. Такое понимание способствует созданию относительно четких представлений об основных составляющих спортивных достижений, позволяет определить основные направления совершенствования, систематизировать методы и средства воздействия на организм спортсмена. Однако эти задачи не могут быть решены до тех пор, пока структура подготовленности спортсменов будет анализироваться только на основе таких понятий, как техническая, тактическая, физическая и т. д. подготовленность.

Тактическая деятельность футболистов первого разряда – это решение оперативных задач, возникающих в процессе взаимодействия с партнёром и противником.

Тактическая подготовка футболистов первого разряда - это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приёмов на фоне непрерывных изменений игровых условий с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности футболистов в игре для обеспечения победы над соперником.

Понятие «тактическая подготовка» шире понятия «обучение тактике». Можно хорошо изучить тактику футбола теоретически, но в игре в тактическом плане действовать малоэффективно. Изучения даже всех тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) недостаточно для высокой эффективности в игре.

Совершенствование тактической подготовки невозможно без высокого уровня технической подготовки, степень овладения которой влияет на эффективность первой и структуру игровой деятельности. Обе стороны подготовки трудно отделить одну от другой, поэтому специалисты все чаще говорят о технико-тактической подготовке, с чем трудно не согласиться.

Степень эффективности игры команды определяется рядом факторов. К приоритетным факторам, кроме согласованности в действиях групп футболистов и взаимопонимания во время выполнения страховки партнеров, относят умение игроков действовать индивидуально против соперника, владеющего мячом (или без него). По мнению специалистов, основой успешных действий в обороне является выбор футболистом оптимальной позиции, в т.ч., по отношению к опекаемому игроку.

В индивидуальной тактике игры в защите принято различать действия против соперника, владеющего и не владеющего мячом.

Действия против игрока, не владеющего мячом.

Как правило, противодействуя футболисту без мяча, игрок должен реализовать два положения:

1. выполнить “закрывание” — препятствовать сопернику в получении мяча;

2. осуществить перехват мяча — сыграв на опережение, овладеть мячом.

«Закрывание» — перемещение игрока защищающейся команды с целью занятия такой позиции, которая затрудняет выполнение противником приема мяча.

Выполняя «закрывание», необходимо учитывать следующие особенности применения данного тактического приема:

· «закрывание» целесообразно использовать, когда противник угрожает воротам, или своими действиями может создать благоприятные для взятия ворот условия;

· чем ближе игрок противоположной команды расположен к воротам, тем плотнее следует его “закрывать”;

· в отдельных случаях игровая обстановка диктует необходимость создания искусственного положения “вне игры”.

Перехват — действия футболиста защищающейся команды, направленные на овладение мячом, который был адресован игроку противника. Успешность выполнения перехвата зависит от нескольких факторов:

· от умения защитника верно выбрать позицию;

· вовремя начать движение “на мяч”;

· от скорости бега.

Действия против игрока, владеющего мячом.

Целью игрока, выступающего против футболиста с мячом, является овладение мячом или создание неблагоприятных условий для осуществления противником каких-либо действий (передач, ударов и т.п.). Как правило, защитникам приходится вступать в борьбу с нападающим, владеющим мячом. В таких случаях успешность действий игрока обороняющейся команды обусловливается не только наличием у него широкого арсенала технических приемов, но и способностью быстро и грамотно оценивать сложившуюся ситуацию.

Действуя против игрока с мячом, футболисты должны стремиться:

· отобрать мяч;

· препятствовать нанесению удара по воротам;

· противодействовать сопернику, пытающемуся занять позицию, благоприятную для развития или завершения атаки;

· препятствовать противнику в выполнении передачи мяча.

Отбор мяча - когда соперник принимает мяч или уже контролирует его. Наиболее целесообразно осуществлять отбор мяча в момент его приема, т.к. большая часть внимания нападающего сосредоточена на выполнении данного действия.

Эффективность реализации отбора лимитируется умением защитника, быстро оценив ситуацию, правильно выбрать дистанцию, рассчитать момент начала действия, а также — способностью применить наиболее приемлемый в данной обстановке технический способ отбора мяча.

Противодействие удару по воротам. Когда соперник стремится после получения или после ведения мяча нанести удар по воротам, игрок обороняющейся команды своими действиями должен воспрепятствовать выполнению такого удара. С целью решения этой задачи защитнику необходимо, грамотно выбрав позицию, сконцентрировать все свое внимание на ногах противника, не упуская момента замаха бьющей ноги с тем, чтобы выставить свою ногу на пути предполагаемого полета мяча.

Противодействие продвижению соперника с мячом к штрафной площади. Если по каким-то причинам не удалось отобрать мяч у нападающего противника, следует создать неблагоприятные условия для его продвижения вперед, оставляя ему как можно меньше свободного пространства для маневра.

Достаточно часто игровая обстановка диктует необходимость оказания противодействия сопернику, выполняющему передачу мяча, — в ситуациях, когда партнер противника находится на выгодной позиции. В таких случаях цель игрока защищающейся команды, блокировав соперника с мячом, дать возможность партнерам по обороне «закрыть» противника, которому предназначалась передача.

Действия игрока в нападении без мяча.

«Открывание» — перемещения игрока, которые позволяют ему занять позицию, выгодную для получения паса от партнера. Эффективность выполнения «открывания» зависит от ряда факторов. В том числе, от степени развития тактического мышления исполнителя, уровня подготовленности нападающего и противостоящих ему игроков, а также — от наличия взаимопонимания между «открывающимся» и его партнером с мячом.

При осуществлении рассматриваемого тактического маневра необходимо руководствоваться следующими положениями:

· Оценивать игровую обстановку, предвосхищая действия партнеров по команде и соперников.

· Выполнять маневр на высокой скорости.

· В ходе «открывания» не создавать помех партнерам по команде.

· Избегать попадания в положение «офсайда».

Отвлечение противника — тактический маневр или серия маневров, в основе которых лежат «ложные» перемещения футболиста. Задача таких маневров — «увести» противника за собой, освободив определенный участок поля для действий партнеров по команде.

При выполнении отвлекающих маневров необходимо руководствоваться такими положениями:

· Перемещаться не на максимальной скорости, чтобы противник успел среагировать на маневр.

· Для того чтобы соперник поверил в истинность маневра и последовал за игроком, создавать по-настоящему опасные для противника ситуации.

· В случае необходимости использовать различные варианты отвлекающих действий.

Создание численного преимущества на отдельном участке поля достигается перемещением одного или нескольких футболистов в ту зону, где находится партнер с мячом. После такого перемещения создаются благоприятные условия для обыгрывания соперника и ведения дальнейших действий.

Организация в определенной зоне численного превосходства над футболистами противоположной команды осуществляется путем скоростного маневрирования и освобождения из-под опеки соперников. Большая роль в создании такого преимущества принадлежит умению игроков быстро и тактически грамотно оценивать сложившуюся ситуацию, а затем эффективно выполнять соответствующие перемещения. Действия в нападении игрока, владеющего мячом. К таким действиям относят выполнение всех технических приемов владения мячом: ведений, ударов, передач, обводок и остановок мяча.

Ведение мяча используют в тех случаях, когда все партнеры игрока с мячом «закрыты» футболистами противника и отсутствует возможность выполнения им передачи. Следует помнить, что, как правило, применение в ходе атаки большого количества ведений существенно снижает темп ее развития. Поэтому, двигаясь с мячом, необходимо внимательно следить за партнерами; и как только один из них, освободившись из-под опеки соперников, займет выгодную позицию, — направить ему мяч.

Передача — такое взаимодействие двух игроков, при котором один из них посылает мяч другому. Передачи являются связующим звеном между индивидуальными и групповыми действиями в футболе. Выполняя передачу, игрок демонстрирует свое индивидуальное мастерство; при этом данный прием является средством осуществления взаимодействия между футболистами.

Передачи классифицируют по различным признакам (рис.1). Используя различные виды передач, можно не только быстро переводить мяч с фланга на фланг (длинными диагональными передачами), неожиданно изменяя направление атаки, но и вызывать перемещения соперников из одной зоны поля в другую с целью реализации определенных тактических комбинаций.

Эффективность командной игры футболистов первого разряда - student2.ru

Рис.1

Классификация передач.

Необходимо отметить - чем длиннее передача, тем больше риск потери мяча. Самыми надежными считают короткие и средние передачи. Однако при использовании такого вида передач темп ведения атаки заметно снижается, создаются предпосылки для перегруппировки сил противника. С помощью коротких и средних передач, как правило, осуществляют постепенное нападение. Неожиданный и скоростной маневр проводят с помощью длинных диагональных и продольных передач, которые позволяют быстро перевести мяч нападающему, вышедшему на удобную позицию.

Степень эффективности выполнения передач лимитируется различными факторами:

1. уровнем технического мастерства футболиста;

2. способностью быстро оценивать сложившуюся на поле ситуацию и принимать тактически грамотное решение;

3. уровнем активности защитников противника;

4. погодными условиями (силой и направлением ветра, состоянием поля).

Обводка с изменением скорости движения применяется во время ведения мяча вдоль боковой линии или при диагональном перемещении футболиста с мячом. Нападающий, резко увеличив скорость, как бы “проскакивает” предполагаемое место контакта с соперником.

Обводку с изменением направления движения используют при ведении мяча, как по длине, так и поперек поля, а также во время перемещений футболиста с мячом по диагонали.

Существует два варианта выполнения данного приема:

1. защитник движется навстречу игроку, владеющему мячом - нападающий, сблизившись с противником на расстояние 4-5 м, резко изменяет направление своего движения и “уходит” с мячом влево или вправо;

2. защитник, находясь сзади, догоняет футболиста, ведущего мяч - футболист, владеющий мячом, в момент приближения защитника резко останавливается и, развернувшись на 180°, продолжает движение.

Если игрок с мячом вынужден вступать в единоборство с противником в условиях ограниченного пространства, он использует различные финты или обманные движения. Успех реализации любого финта зависит от умения футболиста «убедить» соперника в истинности своих намерений.

Удары по воротам — являются основным средством завершения атакующих действий команды. Данным приемом нападающие «замыкают» цепь различных комбинаций, целью которых было поражение ворот соперника. От индивидуального мастерства игрока, выполняющего удар, зависит дальнейший ход встречи.

Тактические положения, использование которых в игре позволяет существенно увеличить степень эффективности реализации ударов по воротам:

1. Быстро и грамотно оценивать позицию голкипера, предвосхищая его действия.

2. Правильно осуществлять выбор собственной позиции и наиболее приемлемого способа нанесения удара.

3. Удар выполнять по возможности с таким расчетом, чтобы он оказался для вратаря неожиданным (без подготовки, в труднодосягаемую часть ворот и т.д.).

4. Владеть всеми способами и разновидностями выполнения ударов (в том числе головой).

5. До начала атаки ворот определить местонахождение партнеров по команде и в случае необходимости (позиция партнера более выгодна) отдать им пас.

3.3. Методы тактической подготовки, используемые с футболистами

Первого разряда

Как всякий целенаправленный педагогический процесс, тактическая подготовка имеет конкретные задачи:

1. Создать предпосылки для успешного обучения тактике игры (развить соответствующие способности и качества).

2. В процессе обучения техническим приемам сформировать тактические умения.

3. Обеспечить высокую степень надежности технических приемов игры в сложной обстановке на поле.

4. Овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и в защите.

5. Совершенствовать тактические умения с учетом игрового амплуа футболиста.

6. Формировать умения эффективного использования технических приемов и тактических действий в зависимости от условий (от состояния партнеров и противника, от внешних факторов).

7. Развивать способности к быстрым переключениям от нападения к защите и от защиты к нападению.

8. Изучать технический арсенал, тактическую и волевую подготовленность противника.

9. Изучать тактику ведущих команд страны и сильнейших зарубежных клубов и сборных.

Для решения этих задач необходимы самые разнообразные средства. Ведущее место в тактической подготовке занимают, естественно, упражнения (индивидуальные, групповые и командные) и двусторонние матчи, контрольные и календарные игры, изучение теории и тактики футбола. Кроме того, большое значение имеют специальные упражнения для развития быстроты реакции и ориентировки, упражнения на скорость переключения с одних движений (действий) на другие, подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты, упражнения по технике.

Методы в тактической подготовке используются следующие:

1. Использование макетов полей, просмотр матчей, фильмы.

2. В упрощенных условиях сложные тактические действия разучивают по частям, применяя сигналы, ориентиры и т. п.

3. Усложненные условия создают при помощи приборов и специальных устройств (тренажеров и пр.).

4. При использовании сопряженного метода на первый план выступает тактика, однако условия выполнения и дозировка упражнений способствуют совершенствованию техники игры.

5. На этапе закрепления изученных тактических действий применяют метод анализа действий (своих и противника) с использованием записи игровых действий, видеомагнитофонной и магнитофонной записей, киносъемки.

6. Типичен для тактической подготовки метод моделирования действий противника (отдельного игрока или команды в целом)

7. Особое место на этом этапе подготовки занимает метод переключения в тактических действиях — от нападения к защите и от защиты к нападению. Эффект дают многократные переключения в условиях дефицита времени и в ответ на сигнал.

Тактическая подготовка должна быть органически связана с другими видами подготовки. Связь с физической подготовкой (общей и специальной) выражается в применении подвижных и спортивных игр, в развитии специальных качеств, в содействии овладению принятыми в футболе групповыми и командными действиями (например, с набивными мячами — расположение занимающихся, направление передач мяча и перемещений игроков).

С технической подготовкой связь тактической проявляется в выборе действий в ответ на сигнал (ситуацию), во взаимодействии занимающихся при выполнении, как подводящих упражнений, так и упражнений по технике, а также технических приемов в рамках тактических действий.

Основные направления тактической подготовки:

1. постоянное внимание развитию специальных способностей и качеств;

2. определение рациональной последовательности изучения технических приемов, их сочетания и чередования;

3. воспитание умения реализовывать развиваемые качества и способности (тактического характера) в процессе выполнения технических приемов;

4. формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам;

5. установление рациональной последовательности изучения тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и в защите с учетом последовательности изучения технических приемов в атаке и в обороне;

6. совершенствование навыков тактических действий в процессе интегральной подготовки (взаимосвязь тактической подготовки с технической, система заданий в учебных играх, установка в контрольных играх и соревнованиях).

Тактическую подготовку можно условно подразделить на две взаимосвязанные части:

· теоретическую подготовку, т. е. усвоение специальных знаний по тактике;

· практическую подготовку, т.е. овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями, а также развитие творческих способностей игроков.

Практика показывает, что успех в освоении тактических навыков приходит к тем, кто предварительно получает хорошую подготовку в теории.

Теоретические знания помогают правильно ориентироваться в сложных игровых ситуациях, оценивать и анализировать возможные решения, выбирать из них самое эффективное на тот или иной момент встречи.
Теоретическая подготовленность в тактике означает:

1. знание правил игры и владение индивидуальными средствами тактики.

2. Футболисту необходимо знать основные системы игры и их варианты, функции игроков определенных амплуа в команде, взаимодействия звеньев в разных фазах матча, характер воздействия объективных условий на ход игры и возможность использования внешних факторов (погоды, грунта площадки, размеров поля) в интересах команды. Все это необходимо учитывать в каждом действии.

3. С ростом тактического мастерства неуклонно повышается влияние знаний на процесс игры.

Наши рекомендации