Тактическая «одаренность» футболиста
Практика спортивной деятельности показывает, что даже при грамотном и научно-обоснованном построении учебно-тренировочного процесса далеко не все молодые спортсмены могут достигнуть высокого уровня спортивного мастерства. В связи с этим перед спортивными специалистами встаёт сложная задача: выявить среди большого количества детей и подростков тех, кто имеет наибольшие потенциальные способности.
В отечественном спорте сложилась традиция просмотра максимально возможного количества детей, при котором рекомендуется учитывать состояние здоровья, конституциональные особенности, физические способности, скорость реакции, координационные возможности.
Большинство тренеров особое внимание уделяют способности детей воспроизводить показанные движения «44,46,48».
В европейском спорте только в 70-х гг. ХХ века возникла идея о значимости психологических особенностей, в частности интеллектуальных, при спортивном отборе. Однако психологическое тестирование используется крайне редко. В целом методики отбора в игровых видах спорта остаются несовершенными, что вынуждает детских тренеров в большей степени полагаться на собственный опыт и интуицию, которые, к сожалению, не всегда обеспечивают надёжный прогноз. При таком отборе поиск способных игроков, приводит к ошибкам в оценке спортивной перспективности детей и подростков «31,52,55,56».
Занятия физической культурой практически не имеют возрастных ограничений, а активная спортивная жизнь, по мнению специалистов, как правило, не превышает 15-ти лет. Таким образом, уровень развития физических качеств и психических способностей в начале спортивной карьеры определяет, успеет ли молодой спортсмен достигнуть значительных спортивных результатов.
Тактическая подготовленность спортсмена игрового вида спорта определяет приобретение спортивного мастерства, а не возникает параллельно с ним, т.е. отсутствие специальных тактических способностей может стать преградой для становления высококлассного профессионала.
Игровые виды спорта предъявляют к спортсменам высокие требования, связанные с овладением техникой и тактикой игры, физическими и психологическими нагрузками «49,58,62».
В структуру способностей к игровым видам спорта, по мнению отечественных спортивных специалистов, должны входить следующие основные компоненты:
1. физические способности, обеспечивающие овладение технико-тактическими приёмами и достижение высокой эффективности игры;
2. функциональные способности к точной оценке пространственно-временных и силовых характеристик движений;
3. способность к быстрому овладению приёмами игры и их рациональному применению;
4. оперативность мышления и креативные способности;
5. способность к вероятностному прогнозированию событий в игровой обстановке;
6. игровая активность и агрессивность;
7. помехоустойчивость;
8. способность осмысливать и критически оценивать результаты собственной тренировочной и игровой деятельности;
9. потребность в самосовершенствовании.
Практика спортивного отбора сталкивается с проблемой научно обоснованного подхода к спортивным способностям, открывающего возможности для их диагностирования и развития «31,33,60».
Реализация основной цели спортивной деятельности – достижение максимально высоких спортивных результатов – определяется не только уровнем физической подготовленности и техническим мастерством спортсмена, но и искусством ведения соревновательной борьбы, представленным тактическими знаниями, умениями, навыками и способностями, составляющими сущность тактической подготовленности.
В отечественной спортивной психологии рассматриваются перцептивные, интеллектуальные и психомоторные тактические способности. Однако такое деление весьма условно. Достаточно даже поверхностного анализа тактического действия, чтобы убедиться в том, насколько синтетично проявляются все разновидности тактических способностей на каждом этапе реализации тактического действия.
Тактическое действие включает в себя восприятие игровой ситуации, принятие решения на основе информации, полученной на этапе восприятия, и психомоторную реализацию принятого решения «63,64,65».
На разных этапах реализации тактического действия ведущую роль действительно начинают играть различные психические и психомоторные способности спортсмена:
1. На этапе восприятия игровой ситуации определяющими становятся сенсорно-перцептивные и аттенционные способности. Но спортсмен в момент соревнований вынужден не только моментально реагировать на актуальную ситуацию игры, но и прогнозировать вероятностные изменения в этой ситуации. Не случайно тактические действия связаны с так называемыми «финтами», то есть обманными движениями, маскирующими истинные намерения спортивных противников.
При восприятии игровой ситуации оказываются задействованными способности мыслительные, мнемические, способности к воображению и антиципированию. Полученная информация и прогнозирование вероятных изменений в ситуации игры ставят перед спортсменом частную тактическую задачу, решение которой составляет содержание второго этапа тактического действия.
2. Мысленное принятие решения зависит от уровня развития мыслительных способностей спортсмена, способности анализировать информацию, а также от мнемических способностей, от способности в соответствии с актуальными игровыми условиями критически оценить сформированные в прошлом спортивном опыте способы решения сходных тактических задач и выбрать наиболее адекватный. Принятое решение в ходе игры реализуется немедленно.
3. Исполнительный этап тактического действия проявляется в психомоторной реализации решения тактической задачи и зависит от развитости психомоторных способностей.
Ведущими в этом случае становятся сенсомоторная координация, скорость реакции, дозирование мышечного усилия и т.д. «50,51,59,61».
Отдельные психические и психомоторные способности спортсмена на определённом уровне своего развития включаются в качестве составляющих
компонентов в более глобальную систему – тактическую одарённость. Её следует рассматривать как систему психических познавательных и психомоторных способностей спортсмена, которые приобрели черты оперативности под влиянием спортивной деятельности и специфических особенностей отдельных видов этой деятельности.
Следовательно, оценка двигательной активности, осуществляемая, как правило, игровыми методами, должна быть именно при первичном отборе дополнена исследованием перцептивных, аттенционных, мыслительных, мнемических способностей, а также особенностей развития двигательных, временных, пространственных представлений [46,49,58].
В качестве диагностических единиц исследования тактической одарённости при спортивном отборе могут выступать:
1. аттенционные способности;
2. перцептивные способности;
3. мнемические способности;
4. мыслительные способности;
5. способности к антиципированию и вероятностному прогнозированию;
6. способности к представлению и воображению;
7. психомоторные способности.
В результате сравнительного анализа результатов исследования установлено, что футболистов юношеского возраста характеризует более высокий уровень развития наглядно-образного мышления, чем футболистов подросткового возраста. Причём такой результат нельзя объяснить возрастными особенностями развития интеллекта «47,57».
Преимущественное развитие наглядно-образного мышления в юношеском возрасте можно объяснить только регулярными занятиями видом спортивной деятельности, который в силу своих особенностей и содержания предполагает именно данный тип мышления.
Таким образом, анализ такого профессионально важного качества у футболистов, как тактическая одарённость, а точнее её структурного
компонента – интеллектуальных тактических способностей на примере наглядно-образного мышления – позволяет рассматривать основные компоненты структуры тактической одарённости в качестве критериев спортивного отбора, начиная со второго этапа селекции, цель которого – определение подходящего для ребёнка вида спорта «15,37,50,53,63».