Значение гимнастических выступлении и их история
Гимнастические выступления любого масштаба — действенное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Массовые гимнастические выступления вызывают огромный интерес у нашего народа. Они включают в себя разнообразные вольные упражнения, упражнения на гимнастических снарядах или конструкциях, тематические массовые построения, пирамиды, композиционно объединенные в целостное зрелище. Выступления участвующих коллективов обычно строятся в соответствии с основной идеей праздника.
Массовые гимнастические выступления превратились во всенародные праздники, свидетельствующие об огромной заботе Коммунистической партии и Советского правительства о развитии физической культуры и спорта. Они отражают неуклонное повышение материального благосостояния и культурного уровня народов СССР, рост физической подготовленности и спортивного мастерства молодежи и взрослых.
Такие выступления традиционно проводятся 1 Мая и 7 Ноября, ими торжественно открываются фестивали молодежи и студентов, спартакиады народов СССР, универсиады и др.
Значение гимнастических выступлений заключается еще и в том, что при подготовке к ним участники совершенствуют свою двигательную культуру, умение выполнять упражнения в сочетании с музыкой, легко, уверенно, выразительно.
Каждый участник выступления постоянно испытывает воздействие коллективов, что способствует воспитанию организованности, дисциплины, чувства гражданственности.
Наряду с массовыми гимнастическими выступлениями широко применяются сольные выступления гимнастов, являющиеся составной частью праздника. Они могут проводиться на сцене, эстраде, открытых площадках, в цирках, парках культуры и отдыха, на стадионах и др.
Подготовка и проведение выступления должны соответствовать его масштабу и значимости.
Изучение опыта прошлого способствует поиску новых возможностей и-новых форм проведения гимнастических выступлений. В связи с этим интересно проследить за тем, как они развивались и совершенствовались.
Наиболее давними массовыми гимнастическими выступлениями были традиционные всесокольские слеты. В первом слете, проведенном в 1882 г. в Праге, участвовало 700 человек. Постепенно число участников росло, и, например, на X слете (1938 г.) выступало уже 100 тысяч. В отдельных массовых номерах упражнения выполняли по 12—18 и более тысяч человек одновременно. Для выступлений на слегах характерно отсутствие четкой связи между разными номерами программы. Основное внимание уделялось общему рисунку, создаваемому на поле массой участников. Зрелищность достигалась сменой узоров (плотные и разомкнутые шеренги или колонны, диагонали, круги, полукруги), четкостью перестроений и сменой цветов.
В таком же плане проводились и другие упражнения. Эффект создавался согласованностью действий участников. Иногда упражнения проводились в форме эстафет на быстроту, т. е. в порядке соревнования.
На XI слете в 1948 г. в Праге выступало 500 советских гимнастов. Их программа произвела на зрителей сильное впечатление, поскольку была необычной для чехословацких традиций.
В нашей стране гимнастические выступления начали проводиться после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже
в 1919 г. Всевобуч провел физкультурный праздник, на котором выполнялись массовые упражнения, фигурная маршировка, смысловые построения. В дальнейшем гимнастические выступления стали проводиться на всех больших физкультурных праздниках и парадах.
На первом параде в 1924 г. участвовало 5 тысяч физкультурников профсоюзов, а на общемосковском параде 1927 г.— 12 тысяч. С тех пор физкультурные парады стали ежегодно проводиться в Москве, а затем и в союзных республиках.
На Всесоюзной спартакиаде в 1928 г. кроме 7 тысяч спортсменов приняло участие свыше 18 тысяч московских физкультурников и представителей отдельных республик. На Красной площади они демонстрировали вольные упражнения и различные построения.
В дальнейшем в каждый парад включались показательные выступления. Сценарии этих выступлений начали разрабатываться Московским (с 1930 г.), а затем и другими институтами физической культуры, ДСО и ведомствами.
С 1937 г. на физкультурных парадах и в массовых гимнастических выступлениях стали участвовать все союзные республики. Выступления стали подчиняться определенной теме (девизу). Составные части логически увязывались в целостное представление.
Дальнейшее совершенствование содержания и качества упражнений шло за счет повышения спортивного мастерства, увеличения удельного веса упражнений на различных снарядах и конструкциях, а также акробатических упражнений, прыжков на батуте, выступлений на мотоциклах, прыжков с парашютами и т. п.
Массовые гимнастические выступления последних лет разнообразны как по своему содержанию, так и по композиции. Они умело художественно оформлены, сопровождаются хорошо подобранными или специально созданными музыкальными произведениями.
Гимнастические выступления все шире и шире проникают в нашу действительность. Они имеют самую различную направленность.
СОДЕРЖАНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
К гимнастическим выступлениям независимо от их масштаба предъявляются определенные требования:
1. Выступление должно быть зрелищным. Это достигается оригинальностью, логическим сочетанием упражнений, четкостью перестроений, музыкальным сопровождением, художественным оформлением и, естественно, безупречным исполнением упражнений. Высокое исполнительское мастерство участников, согласованность движений, контрастные переходы, легкость, изящество, эмоциональность украшают выступление, делают его впечатляющим и запоминающимся.
2. Выступление должно быть спортивным, пропагандирующим физическую культуру и спорт. Демонстрируя умение владеть своим телом, красиво и легко выполнять движения, участники выступления наглядно убеждают зрителей в пользе занятий физическими упражнениями.
3. Программу выступления необходимо составлять с учетом пола, возраста и подготовленности участников. Программа содержит обычно упражнения типа зарядки, вольные упражнения (без предметов и с предметами), упражнения на гимнастических снарядах и специальных конструкциях, акробатические упражнения (парные, на батуте, пирамиды, на мотоциклах и др.), различные сольные выступления, массовые смысловые построения (слова-лозунги, портреты, спортивные фигуры-значки или эмблемы ДСО) и т. п.
Массовое выступление может включать следующие части: 1. Выход. Участники выходят на исходное положение во время окончания выступления предшествующей организации, сохраняя установленный строй, и ждут своего выхода на поле.
В процессе совершенствования массовых гимнастических выступлений определились следующие основные способы выхода
удастников на поле:
а) фронтальный выход шеренгами (последователь
но, с дистанциями 2—4 м);
б) выход колонной (или колоннами). Возможны упро
щенные варианты такого выхода: из колонн у своих разметок с дви
жением только вперед.
При выступлении детских коллективов используется выбегание
колонн на поле;
в) проходы в колоннах («прочес»), проводимые с флан
гов: группы, заканчивающие упражнение, расходятся (или разбега
ются) на фланги, а новая группа (чаще всего другого пола) выхо
дит (выбегает) ей навстречу. При разной расцветке костюмов ухо
дящих и входящих участников такой выход представляет собою яр
кое зрелище. Он применяется обычно при смене отдельных номеров
программы одной и той же выступающей организации. Например,
уход мужчин сменяется выходом женщин;
г) комбинированный выход — сочетание движения ше
ренг с выходом колонн из глубины площадки или с флангов, а так
же расхождения на определенные точки площадки с фигурным вы
ходом новых групп участников. Например, уход женщин и выход
мужчин, получивший название «клина», применили в своем выступ
лении студенты ГЦОЛИФКа, а колонна ДСО «Трудовые резервы»
закрепила за собой традиционно выход дроблением колонн.
2. Смысловое построение. Смысловые и массовые построения включаются как в начале, так и в конце выступления. Они придают ему монументальность, осмысленность, выразительность, усиливают зрелищность и подчеркивают направленность всего выступления. Форма, характер построения выбираются в зависимости от темы (девиза) выступления (например, цифра «VI» на открытии VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве или
изображение эмблемы выступающей организации — буквы «Д» вначале выступления динамовцев, «ТР»— трудовых резервов). Смысловые построения в начале или в конце выступления могут иметь и самостоятельное значение. К таким можно отнести традиционные поточные упражнения на специальной конструкции типа пирамид (белорусская «ваза», Кремлевская башня и др.), плоскостные построений изображений (Герб СССР, знак ГТО, звезда, слова «мир», «Ленин»), лозунги (Слава КПСС и др.).
3. Массовые упражнения. Они могут быть представлены упраж
нениями типа* зарядки (детскими группами, смешанной группой и
др.) без предметов и с различными предметами (палками, флажка
ми, полотенцами и др.) или же разнообразными вольными упраж
нениями (мужскими, женскими, смешанными и др.). Вольные
упражнения выбираются с учетом темы выступления, состава участ
ников, а также условий подготовки и проведения выступления. Ши
роко применяются поточные упражнения типа волн, винтообразных
и других движений, а также упражнений со сменой построения и
расположения участников на поле (с передвижениями исполнителей,
а также массовые упражнения типа «геометрии»: участники обра
зуют контрастные построения отдельных геометрических фигур,
таких как ромб, квадрат, треугольник и т. п.).
Зрелищность массовых упражнений во многом зависит от расположения участников на поле. С этой целью, а также для обеспечения четкости и синхронности перемещений и действий исполнителей с сохранением равнения в глубину, по фронту и по диагоналям делается специальная разметка с интервалами 1,8—2 м. Для разметки применяются особые шпильки (стержни) с плашками, которые втыкаются в грунт поля.
Размещение участников может быть обычным (каждый участник стоит у своей плашки), плотным (между участниками в глубину и по фронту становятся еще по одному человеку или только в глубину, только по фронту); разреженным (участники становятся через одну плашку, а иногда больше). Возможно самое различное сочетание размещения исполнителей: плотно по фронту и обычно или разреженно в глубину; плотно в колоннах, но с интервалами через одну-две плашки; плотно по диагоналям и т. п.
Хорошо продуманные четкие перестроения с изменением рисунка отдельных частей упражнения и построений представляют интересное зрелище и украшают выступление в целом.
4. Упражнения на гимнастических снарядахи на специальных
конструкциях. В этой части выступления используются гимнасти
ческие стенки из шестов или сами шесты, гимнастические скамейки,
щиты, кубики, гимнастические снаряды облегченного типа, а так
же специальные конструкции, включающие сооружения для смыс
ловых пирамид, а также устройства — конструкции, содержащие па
2—3 снаряда, мгновенно трансформирующиеся из одного в другой.
Для показа высокой спортивной техники применяются снаряды вы
сотой 3—5 м (перекладины, брусья, кони, кольца и др.), на которых
выполняют сольные произвольные упражнения чемпионы, атакже
синхронные упражнения, например круги двумя на конях, большие обороты и «мельницы» на перекладинах.
5. Массовые поточные упражнения.Они применяются в самых разнообразных построениях и имеют различный характер. Это волнообразные упражнения в шеренгах с шестами, металлическими поясами, обручами, цветами и другими предметами; поточные упражнения в кругах («солнце»), квадратах («корзиночки»), колоннах и т. п.
6. Акробатические упражнения.Их включают в программу выступлений как сольные прыжковые номера (чаще всего на переднем крае, вблизи от зрителя), парные упражнения (силовые, смешанные пары) и групповые (пирамиды, имеющие как вспомогательное, так и самостоятельное значение). Все чаще стали применять прыжки на батуте (как сольные и как синхронные упражнения на 2—3 и более батутах одновременно).
7. Показ отдельных видов спорта(или отдельных видов упраж
нений) . К ним следует отнести соревнования на число кругов на
коне, соревнования по отдельным видам (типичные для того или
иного вида спорта), на установление рекорда и т. п. Демонстриру
ют также штыковой бой, военизированные эстафеты, подчеркиваю
щие прикладную направленность выступления, отражающие специ
фику, выступающей организации (например, колонны Советской
Армии, динамовцев). Этому нередко сопутствуют так называемые
«фоновые упражнения» — построения и действия участников, не за
нятых в основных упражнениях, но находящихся на поле. Их на
значение — сконцентрировать внимание зрителей на выступлении
солистов. Обычно это простые, плавные движения, оттеняющие вы
ступления солиста, группы участников-спортсменов.
8. Заключительная часть(финал), как правило, наиболее зрелищна. Обычно она имеет смысловую направленность. В ней заняты все участники выступающей организации. Чаще всего это какие-либо монументальные построения выступающей организации с применением конструкции, пирамид, с соответствующим оформлением флагами и другими средствами. Нередко в таком построении произносится здравица Коммунистической партии, Советскому правительству, Родине и др. .
9. Уходучастников определяется с учетом расположения участников в финальной части выступления. Если требуется специальное перестроение для ухода, то оно должно быть сделано быстро, четко, так как совершается на глазах зрителей. Если в финальной части построена пирамида, то чаще всего она с соответствующим обрамлением сохраняется и во время ухода выступающей колонны. Иногда делегации делятся на две части и отходят на фланги, освобождая место для выхода новых участников, или движутся к передней линии поля, а затем расходятся веером вправо и влево и т. д.
Программа гимнастических выступлений небольшого масштаба составляется с учетом содержания занятий гимнастикой в данной организации, а также особенностей выступающей колонны. Рекомендуется осваивать упражнения для предстоящего выступления
заблаговременно на занятиях гимнастикой, экономя время на подготовку.
Если на выступлении, проводимом в конце полугодия или года, подводятся итоги учебно-тренировочной работы за этот период (отчетное выступление), то в нем следует показать уровень подготовленности занимающихся. Это выступление, следовательно, будет спортивным. Его участники покажут, какими ловкими, сильными, собранными, координированными, организованнными они стали в результате систематических занятий гимнастикой.
Программа выступления (на сцене, в зале, на площадке) может включать такие номера:
1. Вольное упражнение (группа девочек, девушек).
2. Упражнение типа зарядки (группа мальчиков, юношей, мужчин).
3. Сольное или групповое вольное упражнение с предметом (с мячом,скакалкой, палкой).
4. Упражнения на брусьях разной высоты (девочки, девушки).
5. Пирамиды или упражнения смешанных групп (мальчики и девочки).
6. Упражнения на брусьях (мальчики, юноши).
7. Групповые (парные) упражнения акробатов или акробатические прыжки.
8. Прыжки на батуте или упражнения на ренском колесе и др. -
9. Финальная пирамида (или несколько пирамид, сменяющихся на определенный счет).
Если в программу выступления входит много номеров, ее лучше разделить на 2 или 3 отделения. Номера выступления следует располагать так, чтобы интерес зрителей нарастал. Необходимо предусмотреть, чтобы групповые вольные упражнения чередовались с упражнениями на снарядах, акробатическими, сольными и т. п.
В программу выступлений могут войти упражнения гигиенической, основной или производственной гимнастики (с диктором). Хорошо выполненные, ярко оформленные, они могут представлять собой красивое зрелище. Именно такие упражнения помогают вовлекать зрителей в число активных физкультурников.
Если выступление является составной частью общественно-политического мероприятия или празднества, то упражнения должны иметь определенную направленность (1 Мая — имитация трудовых движений, 7 Ноября или в День Победы — четкие, боевые движения). Отдельные номера и все выступление в целом необходимо оформлять так, чтобы чувствовалась определенная связь с мероприятием. Средств для этого, помимо самих упражнений, много: дикторский текст, музыка, художественное формление и т. п.
При выступлениях на сцене или на эстраде важное значение имеет расположение снарядов по отношению к зрителю. На мужских брусьях, перекладине, кольцах и прыжковых снарядах исполнитель лучше смотрится в профиль; брусья разной высоты целесообразно устанавливать по диагонали.
Выступление на отдельных снарядах выглядит эффектнее, если каждый участник выходит из-за занавеса и после упражнения снова уходит со сцены.
Для того или иного номера программы необходимо правильно определить время. Короткое упражнение может промелькнуть, не оставив у зрителя желаемого впечатления, а излишне длинное надоест. Вот ориентировочное время для отдельных групп гимнастических упражнений: упражнения типа зарядки следует выполнять 40—50 сек.; вольные—! —1,5 мин. мужчинами и 1,8—2,5 женщинами; смешанные упражнения— 1—2 мин.; упражнения на снарядах — 2—4 мин.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТУПЛЕНИИ
До репетиций организаторам выступления надо проделать большую подготовительную работу: уточнить цель выступления и состав его участников (пол, возраст, спортивная подготовленность, количество и др.), установить место выступления, определить материальную базу, сроки, время выступления, условия его подготовки и др).
Руководитель должен ознакомиться с местом проведения выступления (городская площадь, стадион, зал, сцена и др.), составить чертеж рабочей площади с учетом выхода и ухода участников выступления, уточнить возможности применения тех или иных снарядов, конструкций.
Затем разрабатывается план-сценарий гимнастического выступления, составляются схемы построений и перестроений, подбираются упражнения, музыка, костюмы и др. Успех гимнастического выступления во многом зависит от своевременной подготовки формы участников, инвентаря, оборудования и реквизита.
Работа по подготовке к выступлению осуществляется обычно
в несколько этапов:
1-й этап — подготовительная работа. Для оперативного руководства ходом подготовки к предстоящему выступлению создается штаб, возглавляемый ответственным от организации, проводящей выступление. В штаб входят: режиссер-постановщик (руководитель выступления), ответственные за подразделения участников, преподавательский состав; представитель от общественных организаций и другие лица (в зависимости от масштаба и значимости предстоящего выступления).
На 1-м этапе подготовки разрабатывается план-сценарий выступления, определяется состав участников, подбирается место для репетиций (таких же размеров, как рабочая площадь выступления, с аналогичной разметкой).
В плане-сценарии перечисляются номера выступления с указанием их характера, очередности в зависимости от темы выступления. Обычно такой план составляется по следующей форме:
В соответствии с планом-сценарием уточняется содержание отдельных номеров выступления и разрабатывается схема построений и перестроений. От них может зависеть содержание отдельных частей выступления и их последовательность*.
2-й этап — составление чертежа рабочего поля и подбор музыкального сопровождения. На миллиметровой бумаге в масштабе чертят рабочее место (поле или площадку) и условными обозначениями наносят схемы построений и перестроений. Лучше пользоваться для этого макетом. Затем точно определяется число участников выступления.
После этого руководитель вместе со специалистом по музыке подбирают музыкальное сопровождение, соответствующее теме выступления и характеру всех номеров программы.
3-й эпап — решение вопросов художественного оформления: определение покроя, фактуры и цвета костюмов,
* Сценарий — это сюжетное раскрытие содержания предстоящего выступления (более полное, детальное); сценарный план—более краткое описание частей и всего выступления в целом. См. БСЭ, 2-е изд., т. 41,стр. 376.
размеров и цвета реквизита для оформления. Не следует злоупотреблять реквизитом, так как его обилие, чрезмерная яркость и громоздкость могут заслонить главное — красоту движений и мастерство спортсменов. Специальный консультант по этим вопросам поможет улучшить зрелищность выступления в целом. 4-й этап — составление упражнений. Сначала важно определить фигуры и изменение строя по ходу упражнения, затем порядок сложных элементов и, прослушав музыку несколько раз, составить упражнение. Перед разучиванием упражнения со всеми участниками важно проверить его зрелищность на экспериментальной группе в условиях, приближенных к обстановке выступления. Следует иметь в виду, что четко исполненная композиция из простых движений может быть зрелищней композиции, состоящей из сложных элементов. Однако не следует снижать спортивно-технический уровень, увлекаясь лишь красотой. Основная задача выступления — показ высокого спортивного мастерства в зрелищной форме.
Готовя выступление, надо стремиться к его целостности, следить за логической сменой отдельных номеров (групп участников) программы, добиваться зрелищности всех частей выступления.
5-й этап — подготовка участников выступления. Разучивать упражнения следует небольшими группами (по 25— 30 человек). Группы комплектуются по «секторам», по отдельным снарядам или по номерам колонн массовых упражнений. Каждая группа должна иметь своего преподавателя или общественного инструктора (члена экспериментально группы). Надо следить за правильностью разучивания упражнений каждым подразделением. К концу дня (репетиции) желательно повторять разученное упражнение более крупными группами (несколько колонн), чтобы своевременно обнаружить неточности и устранить их.
Учебно-тренировочные занятия с участниками выступления желательно проводить без отрыва от повседневной учебы или работы. Целесообразно анализировать ход подготовки участников за неделю, что способствует более активному и сознательному подходу к делу, исправлению ошибок и улучшению содержания выступления. К концу разучивания того или иного упражнения (или еще по ходу разучивания) необходимо проводить соревнования на лучшее исполнение упражнения отдельными группами, колоннами, секторами (классами школы, между школами или коллективами и т. п.).
При подготовке во время тренировочных сборов, где репетиции ведутся в течение дня, важно правильно чередовать физическую нагрузку (более трудные упражнения с менее трудными). Например, массовые упражнения чередовать с построениями, подготовкой выхода, ухода и так далее, чтобы общая нагрузка дня была нормальной для каждого участника. Репетиции массовых упражнений и сводные должны быть не менее 2—3 часов.
Ниже приводится примерный план подготовки к выступлению в честь окончания учебного года (для родителей). Подготовка ведется без отрыва от учебы, в вечернее время, по 2—3 часа. Основные
упражнения разучивают в школах на уроках физической культуры.
Независимо от средств музыкального сопровождения руководитель выступления подбирает музыкальный материал еще задолго до встречи с музыкальным оформителем (дирижером, концертмейстером, звукорежиссером).
В работе с музыкальным оформителем рекомендуется:
1. Рассказать ему о программе будущего выступления.
2. Сделать заказ для каждого номера программы.
В тех случаях, когда конкретного произведения руководитель назвать не может, он в заказе сообщает о характере, размере, темпе музыкального материала. Одновременно с этим руководитель передает ему сведения о продолжительности каждого номера программы выступления в тактах или в крайнем случае по времени.
3. Прослушать предлагаемый музыкальный материал и выбрать из него наиболее подходящий.
4. Отредактировать отобранный музыкальный материал. Бывает, что музыкальное произведение, подходящее по своим характеристикам для данного номера программы, требует больше времени, чем отведено на этот эпизод выступления. В таком случае необходимо сделать купюры.
5. Сделать монтаж всего музыкального материала и в случае, если выступление пойдет под фонограмму, записать его на пленку с требуемой скоростью.
Важную роль в зрелищном отношении играет начало выступления, которое должно сразу же переключить внимание зрителей с только что виденного на новое. По ходу выступления зрелищность может изменяться, но каждый номер должен быть оригинальным.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Музыка усиливает и делает более доходчивой смысловую сторону гимнастического выступления и вместе с этим значительно повышает эмоциональное воздействие. Действия участников выступления органически сливаются с музыкой, образуя единое целое. Музыкальный материал нужно подбирать тщательно, вдумчиво, как и все содержание гимнастического выступления. При подборе музыкального материала следует учитывать:
1. Соответствие его теме выступления.
2. Качество музыкального материала.
3. Соответствие музыкальной мысли действиям участников.
4. Жанр исполнения (духовой, симфонический, эстрадный оркестры, оркестр народных инструментов).
5. Темп исполнения. Следует иметь в виду, что многие музыкальные произведения при изменении темпа исполнения теряют свою художественную ценность или вообще становятся неузнаваемыми.
6. Четкость и равномерность метрического отсчета.
7. Контрастность музыкальной программы по размеру, содержанию и жанру.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................................
Часть I. Общие вопросы гимнастики.....................................................................
Глава I. Гимнастика в советской системе физического воспитания
(Укран М. Л.).............................................................................................................
Задачи гимнастики, ее предмет .... -......................................................
[место гимнастики в советской системе физического воспитания и ее
значение для человека
Гимнастика в комплексе ГТО...........................................................................
Средства гимнастики..........................................................................................
Методические особенности гимнастики . :............................................. ,
[Виды гимнастики и их классификация.............................................................
'Гимнастика как один из профилирующих предметов в средних спе
циальных физкультурных учебных заведениях...............................................
Глава II. История гимнастики (Укран М. Л., Игнатьев А. М., Григо
рьев А. Е.).................................................................................................................
возникновение и эволюция гимнастики............................................................
Гимнастика в дореволюционной России....................................................
Основные этапы развития гимнастики в СССР..................................... , .
Состояние гимнастики в СССР в настоящее время и задачи ее даль
нейшего развития..............................................................................................
Глава III. Гимнастическая терминология (Ьрыкин А. Т.)......................................
Значение терминологии......................................................................................
Требования, предъявляемые к терминологии...............................................
Правила гимнастической терминологии...........................................................
Термины гимнастических упражнений..............................................................
Правила и формы записи упражнений..............................................................
Глава IV. Гимнастические залы, площадки и их оборудование (Бры-
кин А. Т.).......................................................... •......................................................
Гимнастические залы.........................................................................................
Гимнастическая площадка.................................................................................
ГЛ^ва V. Предупреждение травм на занятиях по гимнастике (Попов М. А.)
Причины травматизма и меры его предупреждения.......................................
Глава VI. Музыкальное сопровождение занятий (Губанов В. А).........................
Значение музыкального сопровождения..........................................................
Элементы музыкальной грамоты...................................................................
Проведение различных упражнений с музыкальным сопровождением
Часть II. Общеразвивающие виды гимнастики.......................................................
Глава VII. Характеристика общеразвивающих видов гимнастики (Шле
мин, А. М.)................................................................................................................
Основная гимнастика и ее характерные особенности......................................
Гигиеническая гимнастика............................. ..........
, Атлетическая гимнастика.................................................................................
Глава VIII. Средства общеразвивающих видов гимнастики..................................
Строевые упражнения (Богомолов А. П.)........................................................ ........... 89
Общеразвивающие упражнения (Шлемин А. М)........................................... 98
Прикладные упражнения (Богомолов А. П.).................................................. .......... 114
Упражнения в висах и упорах (Шлемин А. М.).............................................. 128
Прыжки (Якубенок В. С.)................................................................................. .......... 140
Упражнения художественной гимнастики (Новик М. Г.)......................... 149
Акробатические упражнения (Соколов Е. Г.).................................................. ......... 158
Глава IX. Урок гимнастики (Губанов В. А.).......................................................... ......... 164
Урочная форма занятий ................................................................................... —
Глава X. Методика обучения гимнастическим упражнениям (Укран М. Л.) 175
Принципы обучения.......................................................................................... ......... 176
Методы обучения.............................................................................................. 177
Процесс обучения............................................................................................... 178
Глава XI. Особенности методики проведения занятий общеразвивающими
видами гимнастики с различными контингентами.................................................. 184
Методика занятий гимнастикой в школе (Шлемин А. М.)............................. —
Методика проведения занятий с женщинами (Шефер И. В.) , . . ............. 197
"Методика занятий гимнастикой с лицами среднего, пожилого и стар
шего возраста (Укран М. Л., Демин Д. Ф.)....................................................... 203
Глава XII. Планирование и учет работы по гимнастике (Розанова Н. Ф.) 209
Формы и содержание планирования учебной работы..................................... —
Учет учебной работы............................................................. '.......................... ....... 220
Часть III. Прикладные виды гимнастики................................................................. ....... 225
Глава ХШ.^имнастика на производстве (Брыкин А. Т.)........................................ ........ —
Теоретические основы гимнастики на производстве и ее задачи ... —
Группы профессий............................................................................................. ....... 227
Подбор упражнений и составление комплексов.............................................. 228
Методика проведения занятий........................................................................ ....... 232
Организация гимнастики на производстве....................................................... ....... 234
Глава XIV. Профессионально-прикладная гимнастика (Соколов Е. Г.) 235
Глава XV. Спортивно-прикладная гимнастика (Попов М. А.) . . . . . 238
Характеристика спортивно-прикладной гимнастики ................................ —
Особенности подбора упражнений для групп видов спорта .... 239
Общие методические рекомендации для проведения занятий .... 241
Глава XVI. Военно-прикладная гимнастика (Силин В. И.)................................... 242
Задачи и содержание военно-прикладной гимнастики.................................. ....... —
Формы физической подготовки воинов........................................................... 244
Часть IV. Спортивные виды гимнастики................................................................. ........ 245
Глава XVII. Методика тренировки (Укран М. Л. , Келишев И. Г.) . . . ________
Физическая подготовка..................................................................................... 246
Техническая подготовка ................................................................................. ........ 249
Психологическая подготовка............................................................................ ........ 251
Тактическая подготовка . .............................................................................. 256
Особенности методики тренировки в различные периоды ............................ ....... 257
Глава XVIII. Методика тренировки юных гимнастов (Шлемин А. М.) . . 260
Этапы подготовки юных гимнастов............................................................... 262
Глава XIX. Особенности методики тренировки гимнасток (Антонов Л. К.) 268
Физическая подготовка..................................................................................... __
Техническая подготовка ................................................................................. ...... 270
Построение тренировочных занятий............................................................... ....... 272
Глава XX. Общие основы техники гимнастических упражнений (Гавердов-
ский Ю. К.)................................................................................................................. 273
Статические и силовые упражнения.................................................................. —
Маховые упражнения..................................................................................... ...... 277
Глава XXI. Упражнения видов многоборья, однотипных для мужчин и
женщин ................................................................................................................. 287
Вольные упражнения (Смолевский В. М.)...................................................... .'■ —
Опорные прыжки (Семенов Л. П„ Поляков В. Г.) . ..................................... 297
Глава XXII. Упражнения мужских видов многоборья.......................................... 307
Упражнение на перекладине (Гавердовский Ю. К.) . .................................. ....... —
Упражнения на брусьях (Чебураев В. С.)........................................................ ...... 322
Упражнения на кольцах (Радионенко А. Т., Михеев Б. В.) . . . . 334
Упражнения на коне........................................................................................... 346
Глава XXIII. Упражнения женских видов многоборья......................................... ...... 358
^Упражнения на брусьях разной высоты (Пацекин П. В.)............................. ........ —
Упражнения на бревне (Розен И. И.)................................................................ ...... 367
Г/лава XXIV. Упражнения для специализирующихся по художественной
гимнастике и акробатике ........................................................................................ 379
Упражнения художественной гимнастики (Новик М. Г.).............................. —
Акробатические упражнения (Соколов Е. Г.).................................................. 387
Глава XXV. Соревнования и судейство (Игнатьев А. М.) ...... 401
Характеристика соревнований .................................................................... ........ —
Организация и пр<