Значение гимнастических выступлении и их история

Гимнастические выступления любого масштаба — действенное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Массовые гимнастические выступления вызывают огромный инте­рес у нашего народа. Они включают в себя разнообразные вольные упражнения, упражнения на гимнастических снарядах или кон­струкциях, тематические массовые построения, пирамиды, компо­зиционно объединенные в целостное зрелище. Выступления участ­вующих коллективов обычно строятся в соответствии с основной идеей праздника.

Массовые гимнастические выступления превратились во всена­родные праздники, свидетельствующие об огромной заботе Комму­нистической партии и Советского правительства о развитии физиче­ской культуры и спорта. Они отражают неуклонное повышение ма­териального благосостояния и культурного уровня народов СССР, рост физической подготовленности и спортивного мастерства мо­лодежи и взрослых.

Такие выступления традиционно проводятся 1 Мая и 7 Ноября, ими торжественно открываются фестивали молодежи и студентов, спартакиады народов СССР, универсиады и др.

Значение гимнастических выступлений заключается еще и в том, что при подготовке к ним участники совершенствуют свою двига­тельную культуру, умение выполнять упражнения в сочетании с му­зыкой, легко, уверенно, выразительно.

Каждый участник выступления постоянно испытывает воздей­ствие коллективов, что способствует воспитанию организованности, дисциплины, чувства гражданственности.

Наряду с массовыми гимнастическими выступлениями широко применяются сольные выступления гимнастов, являющиеся состав­ной частью праздника. Они могут проводиться на сцене, эстраде, открытых площадках, в цирках, парках культуры и отдыха, на ста­дионах и др.

Подготовка и проведение выступления должны соответствовать его масштабу и значимости.

Изучение опыта прошлого способствует поиску новых возмож­ностей и-новых форм проведения гимнастических выступлений. В связи с этим интересно проследить за тем, как они развивались и совершенствовались.

Наиболее давними массовыми гимнастическими выступления­ми были традиционные всесокольские слеты. В первом слете, про­веденном в 1882 г. в Праге, участвовало 700 человек. Постепенно число участников росло, и, например, на X слете (1938 г.) выступа­ло уже 100 тысяч. В отдельных массовых номерах упражнения вы­полняли по 12—18 и более тысяч человек одновременно. Для вы­ступлений на слегах характерно отсутствие четкой связи между раз­ными номерами программы. Основное внимание уделялось общему рисунку, создаваемому на поле массой участников. Зрелищность достигалась сменой узоров (плотные и разомкнутые шеренги или колонны, диагонали, круги, полукруги), четкостью перестроений и сменой цветов.

В таком же плане проводились и другие упражнения. Эффект создавался согласованностью действий участников. Иногда упраж­нения проводились в форме эстафет на быстроту, т. е. в порядке соревнования.

На XI слете в 1948 г. в Праге выступало 500 советских гимнас­тов. Их программа произвела на зрителей сильное впечатление, по­скольку была необычной для чехословацких традиций.

В нашей стране гимнастические выступления начали проводить­ся после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже





значение гимнастических выступлении и их история - student2.ru значение гимнастических выступлении и их история - student2.ru значение гимнастических выступлении и их история - student2.ru значение гимнастических выступлении и их история - student2.ru в 1919 г. Всевобуч провел физкультурный праздник, на котором выполнялись массовые упражнения, фигурная маршировка, смыс­ловые построения. В дальнейшем гимнастические выступления ста­ли проводиться на всех больших физкультурных праздниках и па­радах.

На первом параде в 1924 г. участвовало 5 тысяч физкультурни­ков профсоюзов, а на общемосковском параде 1927 г.— 12 тысяч. С тех пор физкультурные парады стали ежегодно проводиться в Москве, а затем и в союзных республиках.

На Всесоюзной спартакиаде в 1928 г. кроме 7 тысяч спортсме­нов приняло участие свыше 18 тысяч московских физкультурников и представителей отдельных республик. На Красной площади они демонстрировали вольные упражнения и различные построения.

В дальнейшем в каждый парад включались показательные вы­ступления. Сценарии этих выступлений начали разрабатываться Московским (с 1930 г.), а затем и другими институтами физической культуры, ДСО и ведомствами.

С 1937 г. на физкультурных парадах и в массовых гимнастиче­ских выступлениях стали участвовать все союзные республики. Выступления стали подчиняться определенной теме (девизу). Составные части логически увязывались в целостное представ­ление.

Дальнейшее совершенствование содержания и качества упраж­нений шло за счет повышения спортивного мастерства, увеличения удельного веса упражнений на различных снарядах и конструкци­ях, а также акробатических упражнений, прыжков на батуте, вы­ступлений на мотоциклах, прыжков с парашютами и т. п.

Массовые гимнастические выступления последних лет разнооб­разны как по своему содержанию, так и по композиции. Они уме­ло художественно оформлены, сопровождаются хорошо подоб­ранными или специально созданными музыкальными произведе­ниями.

Гимнастические выступления все шире и шире проникают в на­шу действительность. Они имеют самую различную направленность.

СОДЕРЖАНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

К гимнастическим выступлениям независимо от их масштаба предъявляются определенные требования:

1. Выступление должно быть зрелищным. Это достигается оригинальностью, логическим сочетанием упражнений, четкостью перестроений, музыкальным сопровождением, художественным оформлением и, естественно, безупречным исполнением упражне­ний. Высокое исполнительское мастерство участников, согласован­ность движений, контрастные переходы, легкость, изящество, эмо­циональность украшают выступление, делают его впечатляющим и запоминающимся.

2. Выступление должно быть спортивным, пропагандирую­щим физическую культуру и спорт. Демонстрируя умение владеть своим телом, красиво и легко выполнять движения, участники вы­ступления наглядно убеждают зрителей в пользе занятий физиче­скими упражнениями.

3. Программу выступления необходимо составлять с учетом по­ла, возраста и подготовленности участников. Программа содержит обычно упражнения типа зарядки, вольные упражнения (без пред­метов и с предметами), упражнения на гимнастических снарядах и специальных конструкциях, акробатические упражнения (парные, на батуте, пирамиды, на мотоциклах и др.), различные сольные вы­ступления, массовые смысловые построения (слова-лозунги, порт­реты, спортивные фигуры-значки или эмблемы ДСО) и т. п.

Массовое выступление может включать следующие части: 1. Выход. Участники выходят на исходное положение во время окончания выступления предшествующей организации, сохраняя установленный строй, и ждут своего выхода на поле.

В процессе совершенствования массовых гимнастических вы­ступлений определились следующие основные способы выхода

удастников на поле:

а) фронтальный выход шеренгами (последователь­
но, с дистанциями 2—4 м);

б) выход колонной (или колоннами). Возможны упро­
щенные варианты такого выхода: из колонн у своих разметок с дви­
жением только вперед.

При выступлении детских коллективов используется выбегание

колонн на поле;

в) проходы в колоннах («прочес»), проводимые с флан­
гов: группы, заканчивающие упражнение, расходятся (или разбега­
ются) на фланги, а новая группа (чаще всего другого пола) выхо­
дит (выбегает) ей навстречу. При разной расцветке костюмов ухо­
дящих и входящих участников такой выход представляет собою яр­
кое зрелище. Он применяется обычно при смене отдельных номеров
программы одной и той же выступающей организации. Например,
уход мужчин сменяется выходом женщин;

г) комбинированный выход — сочетание движения ше­
ренг с выходом колонн из глубины площадки или с флангов, а так­
же расхождения на определенные точки площадки с фигурным вы­
ходом новых групп участников. Например, уход женщин и выход
мужчин, получивший название «клина», применили в своем выступ­
лении студенты ГЦОЛИФКа, а колонна ДСО «Трудовые резервы»
закрепила за собой традиционно выход дроблением колонн.

2. Смысловое построение. Смысловые и массовые построения включаются как в начале, так и в конце выступления. Они придают ему монументальность, осмысленность, выразительность, усилива­ют зрелищность и подчеркивают направленность всего выступле­ния. Форма, характер построения выбираются в зависимости от те­мы (девиза) выступления (например, цифра «VI» на открытии VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве или

значение гимнастических выступлении и их история - student2.ru значение гимнастических выступлении и их история - student2.ru изображение эмблемы выступающей организации — буквы «Д» вначале выступления динамовцев, «ТР»— трудовых резервов). Смысловые построения в начале или в конце выступления могут иметь и самостоятельное значение. К таким можно отнести тради­ционные поточные упражнения на специальной конструкции типа пирамид (белорусская «ваза», Кремлевская башня и др.), плоскост­ные построений изображений (Герб СССР, знак ГТО, звезда, слова «мир», «Ленин»), лозунги (Слава КПСС и др.).

3. Массовые упражнения. Они могут быть представлены упраж­
нениями типа* зарядки (детскими группами, смешанной группой и
др.) без предметов и с различными предметами (палками, флажка­
ми, полотенцами и др.) или же разнообразными вольными упраж­
нениями (мужскими, женскими, смешанными и др.). Вольные
упражнения выбираются с учетом темы выступления, состава участ­
ников, а также условий подготовки и проведения выступления. Ши­
роко применяются поточные упражнения типа волн, винтообразных
и других движений, а также упражнений со сменой построения и
расположения участников на поле (с передвижениями исполнителей,
а также массовые упражнения типа «геометрии»: участники обра­
зуют контрастные построения отдельных геометрических фигур,
таких как ромб, квадрат, треугольник и т. п.).

Зрелищность массовых упражнений во многом зависит от рас­положения участников на поле. С этой целью, а также для обеспе­чения четкости и синхронности перемещений и действий исполни­телей с сохранением равнения в глубину, по фронту и по диагона­лям делается специальная разметка с интервалами 1,8—2 м. Для разметки применяются особые шпильки (стержни) с плашками, ко­торые втыкаются в грунт поля.

Размещение участников может быть обычным (каждый уча­стник стоит у своей плашки), плотным (между участниками в глубину и по фронту становятся еще по одному человеку или толь­ко в глубину, только по фронту); разреженным (участники становятся через одну плашку, а иногда больше). Возможно самое различное сочетание размещения исполнителей: плотно по фронту и обычно или разреженно в глубину; плотно в колоннах, но с ин­тервалами через одну-две плашки; плотно по диагоналям и т. п.

Хорошо продуманные четкие перестроения с изменением рисун­ка отдельных частей упражнения и построений представляют инте­ресное зрелище и украшают выступление в целом.

4. Упражнения на гимнастических снарядахи на специальных
конструкциях. В этой части выступления используются гимнасти­
ческие стенки из шестов или сами шесты, гимнастические скамейки,
щиты, кубики, гимнастические снаряды облегченного типа, а так­
же специальные конструкции, включающие сооружения для смыс­
ловых пирамид, а также устройства — конструкции, содержащие па
2—3 снаряда, мгновенно трансформирующиеся из одного в другой.
Для показа высокой спортивной техники применяются снаряды вы­
сотой 3—5 м (перекладины, брусья, кони, кольца и др.), на которых
выполняют сольные произвольные упражнения чемпионы, атакже

синхронные упражнения, например круги двумя на конях, большие обороты и «мельницы» на перекладинах.

5. Массовые поточные упражнения.Они применяются в самых разнообразных построениях и имеют различный характер. Это вол­нообразные упражнения в шеренгах с шестами, металлическими поясами, обручами, цветами и другими предметами; поточные уп­ражнения в кругах («солнце»), квадратах («корзиночки»), колон­нах и т. п.

6. Акробатические упражнения.Их включают в программу вы­ступлений как сольные прыжковые номера (чаще всего на перед­нем крае, вблизи от зрителя), парные упражнения (силовые, сме­шанные пары) и групповые (пирамиды, имеющие как вспомога­тельное, так и самостоятельное значение). Все чаще стали приме­нять прыжки на батуте (как сольные и как синхронные упражнения на 2—3 и более батутах одновременно).

7. Показ отдельных видов спорта(или отдельных видов упраж­
нений) . К ним следует отнести соревнования на число кругов на
коне, соревнования по отдельным видам (типичные для того или
иного вида спорта), на установление рекорда и т. п. Демонстриру­
ют также штыковой бой, военизированные эстафеты, подчеркиваю­
щие прикладную направленность выступления, отражающие специ­
фику, выступающей организации (например, колонны Советской
Армии, динамовцев). Этому нередко сопутствуют так называемые
«фоновые упражнения» — построения и действия участников, не за­
нятых в основных упражнениях, но находящихся на поле. Их на­
значение — сконцентрировать внимание зрителей на выступлении
солистов. Обычно это простые, плавные движения, оттеняющие вы­
ступления солиста, группы участников-спортсменов.

8. Заключительная часть(финал), как правило, наиболее зре­лищна. Обычно она имеет смысловую направленность. В ней заня­ты все участники выступающей организации. Чаще всего это ка­кие-либо монументальные построения выступающей организации с применением конструкции, пирамид, с соответствующим оформле­нием флагами и другими средствами. Нередко в таком построении произносится здравица Коммунистической партии, Советскому пра­вительству, Родине и др. .

9. Уходучастников определяется с учетом расположения участ­ников в финальной части выступления. Если требуется специальное перестроение для ухода, то оно должно быть сделано быстро, четко, так как совершается на глазах зрителей. Если в финальной части построена пирамида, то чаще всего она с соответствующим обрам­лением сохраняется и во время ухода выступающей колонны. Иног­да делегации делятся на две части и отходят на фланги, освобож­дая место для выхода новых участников, или движутся к передней линии поля, а затем расходятся веером вправо и влево и т. д.

Программа гимнастических выступлений небольшого масштаба составляется с учетом содержания занятий гимнастикой в данной организации, а также особенностей выступающей колонны. Реко­мендуется осваивать упражнения для предстоящего выступления

заблаговременно на занятиях гимнастикой, экономя время на под­готовку.

Если на выступлении, проводимом в конце полугодия или года, подводятся итоги учебно-тренировочной работы за этот период (от­четное выступление), то в нем следует показать уровень подготов­ленности занимающихся. Это выступление, следовательно, будет спортивным. Его участники покажут, какими ловкими, сильными, собранными, координированными, организованнными они стали в результате систематических занятий гимнастикой.

Программа выступления (на сцене, в зале, на площадке) может включать такие номера:

1. Вольное упражнение (группа девочек, девушек).

2. Упражнение типа зарядки (группа мальчиков, юношей, мужчин).

3. Сольное или групповое вольное упражнение с предметом (с мячом,скакалкой, палкой).

4. Упражнения на брусьях разной высоты (девочки, девушки).

5. Пирамиды или упражнения смешанных групп (мальчики и девочки).

6. Упражнения на брусьях (мальчики, юноши).

7. Групповые (парные) упражнения акробатов или акробатиче­ские прыжки.

8. Прыжки на батуте или упражнения на ренском колесе и др. -

9. Финальная пирамида (или несколько пирамид, сменяющихся на определенный счет).

Если в программу выступления входит много номеров, ее лучше разделить на 2 или 3 отделения. Номера выступления следует рас­полагать так, чтобы интерес зрителей нарастал. Необходимо предусмотреть, чтобы групповые вольные упражнения чередова­лись с упражнениями на снарядах, акробатическими, сольными и т. п.

В программу выступлений могут войти упражнения гигиениче­ской, основной или производственной гимнастики (с диктором). Хо­рошо выполненные, ярко оформленные, они могут представлять собой красивое зрелище. Именно такие упражнения помогают во­влекать зрителей в число активных физкультурников.

Если выступление является составной частью общественно-поли­тического мероприятия или празднества, то упражнения должны иметь определенную направленность (1 Мая — имитация трудовых движений, 7 Ноября или в День Победы — четкие, боевые движе­ния). Отдельные номера и все выступление в целом необходимо оформлять так, чтобы чувствовалась определенная связь с меро­приятием. Средств для этого, помимо самих упражнений, много: дикторский текст, музыка, художественное формление и т. п.

При выступлениях на сцене или на эстраде важное значение имеет расположение снарядов по отношению к зрителю. На муж­ских брусьях, перекладине, кольцах и прыжковых снарядах испол­нитель лучше смотрится в профиль; брусья разной высоты целесо­образно устанавливать по диагонали.

Выступление на отдельных снарядах выглядит эффектнее, если каждый участник выходит из-за занавеса и после упражнения сно­ва уходит со сцены.

Для того или иного номера программы необходимо правильно определить время. Короткое упражнение может промелькнуть, не оставив у зрителя желаемого впечатления, а излишне длинное на­доест. Вот ориентировочное время для отдельных групп гимнасти­ческих упражнений: упражнения типа зарядки следует выполнять 40—50 сек.; вольные—! —1,5 мин. мужчинами и 1,8—2,5 женщи­нами; смешанные упражнения— 1—2 мин.; упражнения на снаря­дах — 2—4 мин.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТУПЛЕНИИ

До репетиций организаторам выступления надо проделать боль­шую подготовительную работу: уточнить цель выступления и состав его участников (пол, возраст, спортивная подготовленность, коли­чество и др.), установить место выступления, определить матери­альную базу, сроки, время выступления, условия его подготов­ки и др).

Руководитель должен ознакомиться с местом проведения вы­ступления (городская площадь, стадион, зал, сцена и др.), соста­вить чертеж рабочей площади с учетом выхода и ухода участников выступления, уточнить возможности применения тех или иных сна­рядов, конструкций.

Затем разрабатывается план-сценарий гимнастического выступ­ления, составляются схемы построений и перестроений, подбирают­ся упражнения, музыка, костюмы и др. Успех гимнастического выступления во многом зависит от своевременной подготовки фор­мы участников, инвентаря, оборудования и реквизита.

Работа по подготовке к выступлению осуществляется обычно

в несколько этапов:

1-й этап — подготовительная работа. Для оператив­ного руководства ходом подготовки к предстоящему выступлению создается штаб, возглавляемый ответственным от организации, проводящей выступление. В штаб входят: режиссер-постановщик (руководитель выступления), ответственные за подразделения участников, преподавательский состав; представитель от обще­ственных организаций и другие лица (в зависимости от масштаба и значимости предстоящего выступления).

На 1-м этапе подготовки разрабатывается план-сценарий вы­ступления, определяется состав участников, подбирается место для репетиций (таких же размеров, как рабочая площадь выступления, с аналогичной разметкой).

В плане-сценарии перечисляются номера выступления с указани­ем их характера, очередности в зависимости от темы выступления. Обычно такой план составляется по следующей форме:





значение гимнастических выступлении и их история - student2.ru значение гимнастических выступлении и их история - student2.ru

В соответствии с планом-сценарием уточняется содержание от­дельных номеров выступления и разрабатывается схема построений и перестроений. От них может зависеть содержание отдельных час­тей выступления и их последовательность*.

2-й этап — составление чертежа рабочего поля и подбор музыкального сопровождения. На миллимет­ровой бумаге в масштабе чертят рабочее место (поле или площад­ку) и условными обозначениями наносят схемы построений и пере­строений. Лучше пользоваться для этого макетом. Затем точно оп­ределяется число участников выступления.

После этого руководитель вместе со специалистом по музыке подбирают музыкальное сопровождение, соответствующее теме вы­ступления и характеру всех номеров программы.

3-й эпап — решение вопросов художественного оформления: определение покроя, фактуры и цвета костюмов,

* Сценарий — это сюжетное раскрытие содержания предстоящего выступле­ния (более полное, детальное); сценарный план—более краткое описание частей и всего выступления в целом. См. БСЭ, 2-е изд., т. 41,стр. 376.

размеров и цвета реквизита для оформления. Не следует злоупот­реблять реквизитом, так как его обилие, чрезмерная яркость и громоздкость могут заслонить главное — красоту движений и ма­стерство спортсменов. Специальный консультант по этим вопросам поможет улучшить зрелищность выступления в целом. 4-й этап — составление упражнений. Сначала важно определить фигуры и изменение строя по ходу упражнения, затем порядок сложных элементов и, прослушав му­зыку несколько раз, составить упражнение. Перед разучиванием упражнения со всеми участниками важно проверить его зрелищ­ность на экспериментальной группе в условиях, приближенных к обстановке выступления. Следует иметь в виду, что четко исполнен­ная композиция из простых движений может быть зрелищней ком­позиции, состоящей из сложных элементов. Однако не следует сни­жать спортивно-технический уровень, увлекаясь лишь красотой. Ос­новная задача выступления — показ высокого спортивного мастер­ства в зрелищной форме.

Готовя выступление, надо стремиться к его целостности, сле­дить за логической сменой отдельных номеров (групп участников) программы, добиваться зрелищности всех частей выступления.

5-й этап — подготовка участников выступления. Разучивать упражнения следует небольшими группами (по 25— 30 человек). Группы комплектуются по «секторам», по отдельным снарядам или по номерам колонн массовых упражнений. Каждая группа должна иметь своего преподавателя или общественного инструктора (члена экспериментально группы). Надо следить за правильностью разучивания упражнений каждым подразделением. К концу дня (репетиции) желательно повторять разученное упраж­нение более крупными группами (несколько колонн), чтобы свое­временно обнаружить неточности и устранить их.

Учебно-тренировочные занятия с участниками выступления же­лательно проводить без отрыва от повседневной учебы или работы. Целесообразно анализировать ход подготовки участников за не­делю, что способствует более активному и сознательному подходу к делу, исправлению ошибок и улучшению содержания выступления. К концу разучивания того или иного упражнения (или еще по ходу разучивания) необходимо проводить соревнования на лучшее ис­полнение упражнения отдельными группами, колоннами, секторами (классами школы, между школами или коллективами и т. п.).

При подготовке во время тренировочных сборов, где репетиции ведутся в течение дня, важно правильно чередовать физическую нагрузку (более трудные упражнения с менее трудными). Напри­мер, массовые упражнения чередовать с построениями, подготовкой выхода, ухода и так далее, чтобы общая нагрузка дня была нор­мальной для каждого участника. Репетиции массовых упражнений и сводные должны быть не менее 2—3 часов.

Ниже приводится примерный план подготовки к выступлению в честь окончания учебного года (для родителей). Подготовка ведет­ся без отрыва от учебы, в вечернее время, по 2—3 часа. Основные

       
  значение гимнастических выступлении и их история - student2.ru
    значение гимнастических выступлении и их история - student2.ru
 

значение гимнастических выступлении и их история - student2.ru

упражнения разучивают в школах на уроках физической культуры.

Независимо от средств музыкального сопровождения руководи­тель выступления подбирает музыкальный материал еще задолго до встречи с музыкальным оформителем (дирижером, концертмей­стером, звукорежиссером).

В работе с музыкальным оформителем рекомендуется:

1. Рассказать ему о программе будущего выступления.

2. Сделать заказ для каждого номера программы.

В тех случаях, когда конкретного произведения руководитель назвать не может, он в заказе сообщает о характере, размере, тем­пе музыкального материала. Одновременно с этим руководитель передает ему сведения о продолжительности каждого номера про­граммы выступления в тактах или в крайнем случае по времени.

3. Прослушать предлагаемый музыкальный материал и выбрать из него наиболее подходящий.

4. Отредактировать отобранный музыкальный материал. Быва­ет, что музыкальное произведение, подходящее по своим характе­ристикам для данного номера программы, требует больше времени, чем отведено на этот эпизод выступления. В таком случае необхо­димо сделать купюры.

5. Сделать монтаж всего музыкального материала и в случае, если выступление пойдет под фонограмму, записать его на пленку с требуемой скоростью.

Важную роль в зрелищном отношении играет начало выступле­ния, которое должно сразу же переключить внимание зрителей с только что виденного на новое. По ходу выступления зрелищность может изменяться, но каждый номер должен быть оригинальным.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Музыка усиливает и делает более доходчивой смысловую сто­рону гимнастического выступления и вместе с этим значитель­но повышает эмоциональное воздействие. Действия участников вы­ступления органически сливаются с музыкой, образуя единое целое. Музыкальный материал нужно подбирать тщательно, вдумчиво, как и все содержание гимнастического выступления. При подборе музыкального материала следует учитывать:

1. Соответствие его теме выступления.

2. Качество музыкального материала.

3. Соответствие музыкальной мысли действиям участников.

4. Жанр исполнения (духовой, симфонический, эстрадный ор­кестры, оркестр народных инструментов).

5. Темп исполнения. Следует иметь в виду, что многие музы­кальные произведения при изменении темпа исполнения теряют свою художественную ценность или вообще становятся неузнавае­мыми.

6. Четкость и равномерность метрического отсчета.

7. Контрастность музыкальной программы по размеру, содер­жанию и жанру.

значение гимнастических выступлении и их история - student2.ru значение гимнастических выступлении и их история - student2.ru СОДЕРЖАНИЕ

Введение ............................................................................................................

Часть I. Общие вопросы гимнастики.....................................................................

Глава I. Гимнастика в советской системе физического воспитания
(Укран М. Л.).............................................................................................................

Задачи гимнастики, ее предмет .... -......................................................

[место гимнастики в советской системе физического воспитания и ее

значение для человека

Гимнастика в комплексе ГТО...........................................................................

Средства гимнастики..........................................................................................

Методические особенности гимнастики . :............................................. ,

[Виды гимнастики и их классификация.............................................................

'Гимнастика как один из профилирующих предметов в средних спе­
циальных физкультурных учебных заведениях...............................................

Глава II. История гимнастики (Укран М. Л., Игнатьев А. М., Григо­
рьев А. Е.).................................................................................................................

возникновение и эволюция гимнастики............................................................

Гимнастика в дореволюционной России....................................................

Основные этапы развития гимнастики в СССР..................................... , .

Состояние гимнастики в СССР в настоящее время и задачи ее даль­
нейшего развития..............................................................................................

Глава III. Гимнастическая терминология (Ьрыкин А. Т.)......................................

Значение терминологии......................................................................................

Требования, предъявляемые к терминологии...............................................

Правила гимнастической терминологии...........................................................

Термины гимнастических упражнений..............................................................

Правила и формы записи упражнений..............................................................

Глава IV. Гимнастические залы, площадки и их оборудование (Бры-
кин А. Т.).......................................................... •......................................................

Гимнастические залы.........................................................................................

Гимнастическая площадка.................................................................................

ГЛ^ва V. Предупреждение травм на занятиях по гимнастике (Попов М. А.)

Причины травматизма и меры его предупреждения.......................................

Глава VI. Музыкальное сопровождение занятий (Губанов В. А).........................

Значение музыкального сопровождения..........................................................

Элементы музыкальной грамоты...................................................................

Проведение различных упражнений с музыкальным сопровождением

Часть II. Общеразвивающие виды гимнастики.......................................................

Глава VII. Характеристика общеразвивающих видов гимнастики (Шле­
мин, А. М.)................................................................................................................

Основная гимнастика и ее характерные особенности......................................

Гигиеническая гимнастика............................. ..........

, Атлетическая гимнастика.................................................................................

Глава VIII. Средства общеразвивающих видов гимнастики..................................

Строевые упражнения (Богомолов А. П.)........................................................ ........... 89

Общеразвивающие упражнения (Шлемин А. М)........................................... 98

Прикладные упражнения (Богомолов А. П.).................................................. .......... 114

Упражнения в висах и упорах (Шлемин А. М.).............................................. 128

Прыжки (Якубенок В. С.)................................................................................. .......... 140

Упражнения художественной гимнастики (Новик М. Г.)......................... 149

Акробатические упражнения (Соколов Е. Г.).................................................. ......... 158

Глава IX. Урок гимнастики (Губанов В. А.).......................................................... ......... 164

Урочная форма занятий ................................................................................... —

Глава X. Методика обучения гимнастическим упражнениям (Укран М. Л.) 175

Принципы обучения.......................................................................................... ......... 176

Методы обучения.............................................................................................. 177

Процесс обучения............................................................................................... 178

Глава XI. Особенности методики проведения занятий общеразвивающими

видами гимнастики с различными контингентами.................................................. 184

Методика занятий гимнастикой в школе (Шлемин А. М.)............................. —

Методика проведения занятий с женщинами (Шефер И. В.) , . . ............. 197
"Методика занятий гимнастикой с лицами среднего, пожилого и стар­
шего возраста (Укран М. Л., Демин Д. Ф.)....................................................... 203

Глава XII. Планирование и учет работы по гимнастике (Розанова Н. Ф.) 209

Формы и содержание планирования учебной работы..................................... —

Учет учебной работы............................................................. '.......................... ....... 220

Часть III. Прикладные виды гимнастики................................................................. ....... 225

Глава ХШ.^имнастика на производстве (Брыкин А. Т.)........................................ ........ —

Теоретические основы гимнастики на производстве и ее задачи ... —

Группы профессий............................................................................................. ....... 227

Подбор упражнений и составление комплексов.............................................. 228

Методика проведения занятий........................................................................ ....... 232

Организация гимнастики на производстве....................................................... ....... 234

Глава XIV. Профессионально-прикладная гимнастика (Соколов Е. Г.) 235

Глава XV. Спортивно-прикладная гимнастика (Попов М. А.) . . . . . 238

Характеристика спортивно-прикладной гимнастики ................................ —

Особенности подбора упражнений для групп видов спорта .... 239

Общие методические рекомендации для проведения занятий .... 241

Глава XVI. Военно-прикладная гимнастика (Силин В. И.)................................... 242

Задачи и содержание военно-прикладной гимнастики.................................. ....... —

Формы физической подготовки воинов........................................................... 244

Часть IV. Спортивные виды гимнастики................................................................. ........ 245

Глава XVII. Методика тренировки (Укран М. Л. , Келишев И. Г.) . . . ________

Физическая подготовка..................................................................................... 246

Техническая подготовка ................................................................................. ........ 249

Психологическая подготовка............................................................................ ........ 251

Тактическая подготовка . .............................................................................. 256

Особенности методики тренировки в различные периоды ............................ ....... 257

Глава XVIII. Методика тренировки юных гимнастов (Шлемин А. М.) . . 260

Этапы подготовки юных гимнастов............................................................... 262

Глава XIX. Особенности методики тренировки гимнасток (Антонов Л. К.) 268

Физическая подготовка..................................................................................... __

Техническая подготовка ................................................................................. ...... 270

Построение тренировочных занятий............................................................... ....... 272

Глава XX. Общие основы техники гимнастических упражнений (Гавердов-

ский Ю. К.)................................................................................................................. 273

Статические и силовые упражнения.................................................................. —

Маховые упражнения..................................................................................... ...... 277

Глава XXI. Упражнения видов многоборья, однотипных для мужчин и

женщин ................................................................................................................. 287

Вольные упражнения (Смолевский В. М.)...................................................... .'■ —

Опорные прыжки (Семенов Л. П„ Поляков В. Г.) . ..................................... 297

значение гимнастических выступлении и их история - student2.ru значение гимнастических выступлении и их история - student2.ru Глава XXII. Упражнения мужских видов многоборья.......................................... 307

Упражнение на перекладине (Гавердовский Ю. К.) . .................................. ....... —

Упражнения на брусьях (Чебураев В. С.)........................................................ ...... 322

Упражнения на кольцах (Радионенко А. Т., Михеев Б. В.) . . . . 334

Упражнения на коне........................................................................................... 346

Глава XXIII. Упражнения женских видов многоборья......................................... ...... 358

^Упражнения на брусьях разной высоты (Пацекин П. В.)............................. ........ —

Упражнения на бревне (Розен И. И.)................................................................ ...... 367

Г/лава XXIV. Упражнения для специализирующихся по художественной

гимнастике и акробатике ........................................................................................ 379

Упражнения художественной гимнастики (Новик М. Г.).............................. —

Акробатические упражнения (Соколов Е. Г.).................................................. 387

Глава XXV. Соревнования и судейство (Игнатьев А. М.) ...... 401

Характеристика соревнований .................................................................... ........ —

Организация и пр<

Наши рекомендации