Глава xtv профессионально-прикладная гимнастика
Профессионально-прикладная гимнастика — составная часть профессионально-прикладной физической подготовки, направленной на общее физическое развитие занимающихся и на быстрейшее овладение ими трудовыми действиями своей специальности.
Бурное развитие науки и техники в послевоенный период, возникновение новых областей знания и высоких технических достижений предъявляют повышенные требования к подготовке квалифицированных рабочих, инженеров и техников.
На современном этапе наблюдается рост квалификации выпускаемых специалистов при более узкой их специализации, основанной, однако, на широкой общей подготовке. Этот процесс не может не коснуться и вопросов, связанных с физическим воспитанием. Физическое воспитание в учебных заведениях должно строиться с учетом будущей специальности выпускников, т. е. программа физической подготовки должна быть профилированной в зависимости от предстоящей производственной деятельности учащихся. Таким образом, возникает необходимость дальнейшей разработки и научного обоснования системы производственно-прикладной физической подготовки в учебных заведениях.
В основе физического воспитания с профессиональной приклад-ностью лежит направляемая педагогом двигательная деятельность занимающихся. В качестве основного средства используют специально подобранные физические упражнения, с помощью которых затем образуются двигательные навыки, необходимые в данной профессии.
Занятия профессионально-прикладной гимнастикой дают возможность избирательно влиять на ведущие для людей изучаемой профессии функции и системы организма и тем самым способствовать быстрейшему овладению изучаемой специальностью, т. е. обеспечивать увеличение производительности труда.
Профессионально-прикладная физическая подготовка проводится в профессионально-технических училищах, которые подготавливают рабочих различных специальностей, а также в вузах и техникумах. Эта физическая подготовка подразделяется на общую, профессионально-прикладную и специальную.
Общая физическая подготовка направлена на всестороннее гармоническое развитие и оздоровление занимающихся. Она предусматривает занятия различными видами спорта: легкой атлетикой, лы-
жами, плаванием и др. Большое место в этой подготовке занимают гимнастические упражнения: 1) общеразвиваюшие без предметов и с предметами; 2) на снарядах массового типа (гимнастической стенке, скамейке, лестницах, канате, бревне и др.); 3) простейшие акробатические; 4) опорные и неопорные прыжки.
Профессионально-прикладная физическая подготовка направлена на быстрейшее овладение будущей специальностью. В отличие от общей физической подготовки, которая может быть единой для всех, профессионально-прикладная подготовка дифференцируется с учетом профиля будущей производственной деятельности. Все существующие профессии по характеру и специфике труда можно подразделить на пять условных групп.
Первая группа объединяет специальности, где производительность труда снижают различные внешние и внутренние сбивающие факторы (боязнь высоты, морская качка, производственные вибрации, шумы и т. д.).
Вторую группу составляют специальности, в которых производительность труда снижается из-за вредных воздействий, непосредственно влияющих на здоровье (вредные испарения, неблагоприятные метеорологические факторы и др.).
В третью группу входят специальности, где производительность труда снижается в результате недостаточного развития мышечных групп, непосредственно участвующих в производительном труде.
Четвертая группа — специальности малоподвижные, требующие большой концентрации внимания в процессе труда (работ* ники умственного труда, конвейерные рабочие, диспетчеры, операторы и др.).
Пятую группу составляют специальности, где требуется значительная общая выносливость в связи с необходимостью многодневных переходов, зачастую по пересеченной, малонаселенной местности при любых условиях погоды (геологи, картографы, геодезисты и др.).
При таком подразделении на группы отличия в программах прикладной физподготовки между группами профессий будут весьма значительны. Однако различия в программах между сходными специальностями внутри каждой из групп окажутся незначительными и будут отражать только специфику данной конкретной специальности.
В программу профессионально-прикладной физической подготовки входит производственно-прикладная гимнастика, удельный вес и характер которой зависят от специальности учащихся, условий и специфики их труда.
Профессионально-прикладная гимнастика направлена на преимущественное развитие тех мышечных групп, которые выполняют основную работу в производственной деятельности занимающихся, а также на развитие двигательных и вегетативных функций, необходимых для будущей специальности. Кроме того, с помощью упражнений, адекватных трудовым процессам, развиваются физиче-
ские качества и двигательные навыки, необходимые для более успешной работы в конкретной области.
В профессионально-прикладной гимнастике в зависимости от задач могут применяться все средства гимнастики: упражнения об-щеразвивающие и вольные, на снарядах, строевые и прикладные, акробатические и упражнения художественной гимнастики, различные прыжки, в том числе и на батуте.
Последнее время была разработана и экспериментально проверена профессионально-прикладная физическая подготовка плотников, маляров и штукатуров. В программах их физической подготовки также значительное место занимает профессионально-прикладная гимнастика.
Прежде чем разрабатывать программу профессионально-прикладной физической подготовки, необходимо досконально изучить специфику труда соответствующей специальности. В качестве примера остановимся на программе профессионально-прикладной гимнастики монтажников-верхолазов.
Монтажники-верхолазы работают на большой высоте, на ограниченной опоре, зачастую с тяжелыми инструментами (сварочные аппараты, большие гаечные ключи и др.). Им приходится передвигаться по узким балкам и добираться к месту работы по вертикальным металлическим лестницам, иногда не доходящим до перекрытия. Монтажники часто вынуждены подниматься на одних руках на значительную высоту и т. д.
В программу профессионально-прикладной гимнастики монтажников включены специально подобранные общеразвивающие упражнения, упражнения на перекладине, брусьях, в лазанье по лестницам и канатам, опорные прыжки.
Чтобы будущие верхолазы научились сохранять равновесие при работе на высоте и передвигаться на опоре ограниченной ширины, в программу включены разнообразные упражнения и передвижения на бревне такой же ширины, как балка каркаса перекрытий. Для решения задач волевой и психологической подготовки высота бревна постепенно увеличивается от 0,5 до 5 м.
Навыки сохранения равновесия, особенно на высоте, зависят от умения ориентироваться в пространстве, от устойчивости вестибулярного аппарата и от привычки к высоте. Эти задачи решаются с помощью акробатических прыжков на дорожке, прыжков на батуте и упражнений, сходных с рабочими операциями на высотной конструкции.
Занятия, проводившиеся с учащимися профтехучилища, показали, что к концу цикла экспериментальных занятий испытуемые по физической подготовленности, а также по уровню двигательных и вегетативных функций вплотную приблизились к опытным верхолазам, имеющим стаж работы на высоте 5—6 лет.
Разработана также программа профессионально-прикладной гимнастики курсантов мореходных училищ. Наряду со специально подобранными гимнастическими упражнениями на полу, гимнастических снарядах и специальных качающихся конструкциях в этой
программе большое место занимают различные акробатические упражнения, в том числе прыжки на батуте, а также упражнения для пассивной тренировки вестибулярного аппарата.
Специальная физическаяподготовка проводится на секционных занятиях во внеучебное время. Она предусматривает совершенствование в каком-либо виде спорта, способствующем улучшению профессиональной деятельности. Учащийся может заниматься любым видом спорта, однако для каждой конкретной специальности следует рекомендовать наиболее целесообразные виды спорта.
Так, монтажникам-высотникам наибольшую пользу окажут прыжки на батуте, упражнения спортивной гимнастики, акробатические прыжки, прыжки в воду, а также прыжки на лыжах с трамплина. Совершенствуясь в указанных видах спорта, достигая в них определенных спортивных результатов, они тем самым будут целенаправленно содействовать своим производственным успехам.
В высших и средних специальных учебных заведениях предусматриваются занятия по общей программе физического воспитания и факультативные. Каким бы видом спорта учащийся ни занимался, он всегда будет выполнять гимнастические упражнения, которые . входят в разминку и • применяются для специальной подготовки спортсменов. В указанные занятия рекомендуется включать упражнения, типичные для профессионально-прикладной гимнастики.