Правила гимнастической терминологии
I. Способы и правила образования терминов. Наиболее распространенный способ образования терминов — придание нового терминологического значения существующим словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике относятся, например, мост, вход, переход, выход и др. Нередко термины образуются путем словосложения (например, брусья разновысокие; прыжки далеко-высокие или высоко-далекие и др.), а также с помощью производных слов и словосочетаний.
Наряду с указанными в гимнастике применяются специальные способы образования терминов:
1. В качестве терминов используются корни отдельных слов, например: вис, упор, мах, сед и др.
2. Статические положения определяются в зависимости от условий опоры. Например, упор (рис. 1,а), упор на предплечьях (рис. 1,6), упор на руках (рис. 1,в), упор на коленях (рис. 1,г),
.упор на локте (рис. 1,(3); стойка на лопатках (рис. 1,е), стойка .на голове (рис. 1,ж), стойка на* руках (рис. 1,9) и др.
В некоторых случаях при образовании терминов учитывается положение тела (взаимное расположение его звеньев). Например, вис, вис углом (рис. 2,а), вис согнувшись (рис. 2,6), вис прогнувшись (рис. 2,в), то же ноги врозь, вис сзади (рис. 2,г), горизонтальный вис (рис. 2, д) и др.
3. Термины маховых упражнений образуются с учетом особенностей того или иного двигательного действия. Например, подъем
махом вперед из упора на предплечьях (рис. 3,а), подъем разгибом (рис. 3,6), подъем двумя или одной (рис. 3, в) и др.
4. Термины прыжков и соскоков определяются в зависимости от формы движения в фазе полета. Например, в спортивной гимнастике: согнув ноги, ноги врозь, лёт, переворот и др.; в художе" ственной гимнастике: закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной (рис. 4,а), выпадом (рис. 4,6), подбивной, полукольцом правой (рис. 4, в) или кольцом (рис. 4, г) и др.
При этом следует всегда учитывать основные требования, предъявляемые к термину, — смысловое содержание термина обусловлено тем понятием, которое данный термин должен выражать.
Его значение должно определяться терминологией данной дисциплины (гимнастики) в целом, а не изолированно. В этом случае он (термин) станет точным, кратким и будет выражать собою . определенное содержание (действие). Иначе термины не будут согласованы с правилами гимнастической терминологии и явятся случайными наименованиями, засоряющими терминологию.
II. Правила применения терминов.Гимнастическую терминоло
гию следует применять с учетом квалификации занимающихся.
Так, занимающиеся гимнастикой в режиме трудовой деятельности,
утренней гигиенической и другими формами оздоровительной гим
настики применяют лишь отдельные термины общеразвивающих
упражнений. Начинающие заниматься спортивными видами гим
настики должны овладевать терминологией одновременно с изуче
нием упражнений.
Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным, специальным языком.
Все термины целесообразно разделить на две группы:
1. Термины, имеющие собирательный смысл.К ним относятся одноименные, разноименные, последовательные движения руками илиногами; обычные и обратные скрещения, одноименные и разноименные перемахи, повороты, равновесия, шпагаты, упоры наколене, мосты и др. Этими терминами пользуются для обозначения целой группы сходных упражнений.
2. Конкретные термины,позволяющие точно определять особенности упражнения. Эти термины, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные. Первые отражают главный признак упражнения (подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, прыжок и др.), вторые (являясь вспомогательными) уточняют способ выполнения того или иного упражнения (разгибом, дугой, переворотом и т. п.), направление (направо, назад и др.), условия опоры (упор на правом локте, колене, на предплечьях и др.).
Название упражнений должно состоять из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного, уточняющего движение, его последовательность. В случае необходимости применяют и поясняющие слова, подчеркивающие характерные стороны определяемого. Например, движение рукой выполнять резко, расслабленно, мягко и т. п.
III. Правила условных сокращений(опускание отдельных обо
значений).
В гимнастике для краткости принято не указывать ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова:
«спереди» — положение гимнаста передней стороной тела копоре;
«вперед» — указание онаправлении движения, выполняемого
2* 35
кратчайшим путем, дугами (дугой) вперед, так как это единственно возможное или обычное направление движения;
указание положения рук, ног, носков, коленей, если они соответствуют установленному стилю (прямые, ладони внутрь в положении вниз, вперед и вверх, а также вверх-наружу); ладони вниз при положении в стороны, в стороны-книзу; носки (носок) оттянуты;
«туловище» — при наклонах;
«нога» — при перемахах, кругах одной ногой;
слова «выставить», «поднять», «опустить», когда речь идет о движении руками или ногами;
«продольно», «поперек» — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду. На перекладине, кольцах, брусьях разной высоты, коне опускается термин «продольно»; на параллельных брусьях — термин «поперек»;
«хват сверху» — как наиболее распространенный, обычный;
«перемах внутрь» или «положение внутри», но всегда указывается противоположный термин — «вне». Например, «перемах правой вне».
«соскок или прыжок», если это очевидно. Например, на брусьях: стойка на руках — переворот вправо — это, естественно, соскок; или через коня в длину «лёт» — прыжок, и указывать это нет смысла;
«прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это „ положение. Например, на кольцах, брусьях, перекладине махом назад соскок.
указание о направлении, если сказано, каким движением выполняется элемент. Например, на кольцах: махом назад выкрут (слово «вперед» может быть опущено) или махом назад выкрут и соскок ноги врозь (также слово «вперед» должно быть опущено);
«исходное положение» (сокращенно и. п.) указывается только в начале упражнения. Путь конечностей и тела указывается лишь в случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.
ТЕРМИНЫ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Термины общеразвивающих и вольных упражнений
Исходные положения ног — стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения.
Стойки: основная (сокращенно о. с.) соответствует строевой стойке, но руки могут находиться в разных положениях (рис. 5,а), стойка ноги врозь (рис. 5,6), широкая стойка, ноги врозь (рис. 5, в), то же, но узкая (рис. 5,г), стойка ноги врозь правой (левой, рис. 5, д), сомкнутая, при которой стопы сомкнуты; стойка скрестная (рис. 5, е), правой (левой) вольно (рис. 5,ж), на правом или левом колене (рис. 5, з) и др.
При выполнении стоек на носках добавляется слово «на нос-
ках». Переход из стоек на коленях, а также из положений сидя, лежа и других в стойку на ногах обозначается термином «встать». Седы— положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед (рис. 6,а), сед ноги врозь (рис. 6,6"), седь углом (рис. 6,в), то же ноги врозь, сед согнувшись (рис. 6,г), сед с захватом
(рис. 6,6), сед на бедре (рис. 6, е), сед на пятках или на правой (левой) пятке (рис. б.яе), то же с наклоном (рис. 6,з) и др.
Присед — положение занимающегося на согнутых ногах (рис. 7, а), полуприсед (рис. 7, б), круглый присед (рис. 7, в), наклонный полуприсед (рис. 7,г), полуприсед с наклоном (образный термин «старт пловца», рис. 7,<Э), присед на правой (рис. 7,е) и др.
Выпад — движение (или положение) с выставлением и сгибанием ноги (рис. 8,а), руки на пояс, наклонный выпад (рис. 8,6),
выпад вправо с наклоном (рис. 8,в), глубокий выпад (рис. 8,г). В последнем случае, когда выпад выполняется в разноименную сторону, указывается нога (правая, левая) и направление движения. Например, выпад левой вправо (рис. 8,(3).
Упоры— положения, в которых плечи выше точек опоры. Различают: упор присев (рис. 9,а), упор на правом колене (рис.9,б),
то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) иразноименный, упор стоя (рис. 9,в), упор лежа на предплечьях (рис. 9,г), упор лежа сзади (рис. 9,<?), упор лежа на бедрах (рис. 9,е), упор на правом колене боком (рис. 9,ж), упор присев на правой на скамейке (рис. 9, з) и др.
Движения руками и ногами могут выполняться одновременно, поочередно, последовательно. Различают одноименные (правая рука, нога начинает движение вправо), разноименные (начало движения в противоположную сторону), параллельные (обеими руками), симметричные и несимметричные движения. Они выполняются в основных, промежуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками. Во втором случае к термину добавляется слово «согнуть». Например, согнуть руки назад (рис. 10,а), согнуть правую в сторону или обе (рис. 10,6) и др. Этот же термин добавляется при сгибании ног. Например, согнуть правую (рис. 10,в), согнуть правую вперед (рис. 10,г), согнуть правую назад (рис. 10,5), согнуть правую, колено в сторону (рис. 10,е) и др.
Основные исходные положениярук: руки на пояс (рис. 11,о), к плечам (рис. 11,6), за голову (рис. 11,в), перед грудью
(рис. 11,г), за спину (рис. 11,5), перед собой (рис. 11,е), скрестно (рис. 11, ж) и др.
Направление движения руками иногами определяется по отношению к туловищу, независимо от его положения в пространстве.
Движения руками.На рис. 12показаны движения руками: а — правую руку вниз; б — правую руку в сторону-книзу; в — правую'
всторону; в, з — руки в стороны; г — правую вверх-наружу; г, ж — руки вверх-наружу; д — правую вверх; д, е — руки вверх; ж — левую вверх-наружу; з — левую
в сторону; з, и — руки влево; к — левую в сторону-книзу; а, л — руки вниз.
Движения ногами.На рис. 13 показаны движения ногами (в боковой плоскости): а — вперед на носок; б— вперед-книзу; в — вперед; г — вперед-кверху; д — назад на носок; е — назад-книзу; ж— назад.
Направление движений указаны на рис. 14. В лицевой плоскости: а — книзу; б— кверху; в — внутрь; г — д — наружу. В боко-
вой плоскости: а — вперед; б— книзу; в — кверху; г — вперед; д, е — назад. В горизонтальной плоскости: а — внутрь; б— наружу; в — вперед; г — назад; д — вперед; е — назад.
Круг— круговое движение руками, ногами, туловищем, головой, а также ногами (ногой) над снарядом или его частью.
Наклон— термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон (рис. 15,а), наклон прогнувшись (рис. 15,6), полунаклон
Основные положения с гимнастической палкой:палку вниз (рис. 17,а), палку на грудь (рис. 17,6), палку вперед, вверх (рис. 17,в), палку за голову, на голову, на лопатки и др.
Несимметричные положения с палкой принято называть так; палку к плечу (рис. 18,а), с палкой вольно (рис. 18,6), палку к
(рис. 15,в), наклон вперед-книзу (рис. 15,г), наклон назад (сгибание тела в сторону спины), например наклон назад касаясь (рис. 15,6), наклон в широкой стойке (рис. 15, е), наклон с захватом (рис. 15, ж) и др.
Равновесие— горизонтальное положение занимающегося встойке на одной ноге, а также в висе или упоре. Различают равновесия: на правой (рис. 16,а), с наклоном (рис. 16,6), боковое
(рис. 16,в), заднее (рис. 16,г), фронтальное (рис. 16,д), с захватом (рис. 16, е), шпагатом (рис. 16, ж), кольцом (рис. 16, з), на локте (рис. 16, и), крестообразное (рис. 16, к) и др.
При наименовании упражнений с предметами основным признаком служит положение предмета (его направление) и совершаемый им путь.
плечу или на голову вправо (рис. 18,в), за голову вправо и др. Если рука и палка не составляют прямой линии, то называть так: правую в сторону, палку вверх (рис. 18,г), вниз, вперед и др. Другие способы держания палки указываются дополнительно. Например, палку на грудь или к плечу правым концом кверху (рис. 18, д) и др.
При названии упражнений с булавами указывается:
а) радиус выполняемого движения;
б) плоскость, в которой выполняется движение (боковая, го
ризонтальная);
в) название движения (круг, дуга);
г) направление движения (вправо, внутрь, наружу идр.);
д) положение булавы по отношению к руке или телу исполни
теля (за рукой, за телом).
Учитывая правила сокращения, можно не указывать слова «большой», «лицевой», «перед телом», «перед рукой», «над рукой», но обязательно указывать противоположные им значения. Основные термины для упражнений со скакалкой:Подскок — небольшое подпрыгивание на месте или с продви-
жением.
Двойной под-
скок — два пружи
нящих подскока.
Первый — основной,
второй — дополни
тельный (меньше по
амплитуде).
Подскок скрест
но — выполняется из
стойки скрестно
(рис. 19, а).
Подскок петлей (рис. 19,6), подскок справой на левую (рис. 19,в), подскок меняя ногу (рис. 19,г), подскок сдвойным вращением (скакалка вращается дважды при одном подскоке), подскок с поворотом, подскок в полуприседе, в приседе, подскоки спередачей скакалки и др.
Термины упражнений на снарядах
Хват— способ держания за снаряд. Применяются хваты: сверху (наиболее распространенный обычный — он опускается), снизу, разный, обратный, скрестный, широкий, узкий, сомкнутый (кисти рядом), глубокий.
Вис— положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают висы простые, при которых занимающийся держится за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).
Висы* (простые): вис (рис. 20,а), вис на согнутых руках (рис. 20,6), вис согнувшись (рис. 20, в), вис прогнувшись (рис. 20, г).
Висы (смешанные): вис присев (рис. 21,а, б), вис стоя согнувшись (рис. 21, в), вис лежа (рис. 21, г), вис на правой вне (рис. 21,(3), вис стоя (рис. 21,е), вис лежа (рис. 21,ж). Иные
положения принято обозначать суточнением их особенностей. Например, вис на согнутых ногах (рис. 21,з).
Упор— положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры (см. рис. 1). Различают упоры простые и смешанные.
Упоры (слово «про-
* В определении «виса», «упора» указывается лишь главный признак, так как положение тела, рук, ног само собою понятно,
стые» не указывается): упор, упор на предплечьях, на руках (см. рис. 1, а, б, в), упор на руках согнувшись (рис. 22, а), упор сзади (рис. 22,6), упор правой вне (рис. 22, в), упор углом (рис. 22, г) или угол в упоре, а в случаях очевидного положения в упоре применяется только одно слово «угол». Например, на брусьях: подъ-
ем махом назад — махом вперед угол — обозначить; или перемахом правой (над правой жердью) угол — держать идр.; упор ноги врозь (рис. 22, д) и др.
Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад
(рис. 23,а), упор лежа боком правой с опорой на правую (рис. 23,6), упор лежа на левой с опорой на левую (рис. 23,в).
Сед— положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях (рис. 24,а), сед на бедре (рис. 24,6) и др.
Начало упражнения на снаряде принято определять терминами: спрыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др.
В отдельных случаях (для краткости) можно сразу называть начальное движение (первый элемент). Например, размахивание (на перекладине) и подъем разгибом — оборот назад и т. д.
Подъем— переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий (движение выполняется головой вперед). Различают: подъем силой поочередно (рис. 25,а), махом одной подъем переворотом (рис. 25,в), подъем силой (рис. 25,6), то же махом или силой, подъем правой или двумя (рис. 25,г), подъем разгибом и др.
Спад— движение, противоположное подъему. Медленный спад принято называть опусканием.
Оборот— круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (перекладины, жерди и др.), выполняемое из упора. Различают: оборот на правой (левой), оборот вперед, назад, большой оборот, то же в висе сзади и др.
Поворот— движение тела вокруг вертикальной оси. Различают^ повороты: махом вперед, назад, в стойке, то же вокруг опорной руки — диамидовский, поворот в стойку на руках и др.
Крест—крестообразное положение занимающегося на кольцах. Различают: крест, крест углом, боковой крест (азаряновский),• крест в стойке на руках, крест в равновесии.
Стойка— положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойка на плечах, на руках, на правой (левой) руке, хватом за одну жердь и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись, прогнувшись прямыми руками и др.
Мах— свободное движение тела относительно оси вращения. Способы размахивания: силой, изгибами, с прыжка.
Размахивание— мах, выполненный несколько раз.
Мах дугой— переход из упора в вис дугообразным движением.
Кач— однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом (обычно с кольцами). Несколько качей принято называть раскачиванием.Способы раскачивания: одновременным или неодновременным толчком ногами, с помощью партнера и др.
Выкрут— оборот тела вокруг фронтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают: выкрут вперед и назад, а также мах, которым он выполняется.
Термины для обозначения маховых движений ногами (махов)
Перемах— движение ногой (ногами) под снарядом или его частью.
Круг— целостное круговое движение ногой (ногами). Различа-
ют: круг правой, правой влево, влево (вправо)-назад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнутыми прямыми ногами; круг поперек, круг прогнувшись и др.
Скрещение— два перемаха, выполненные навстречу друг другу. Обычное скрещение обозначается одним словом «скрещение». Разновидности уточняются. Например, скрещение согнув ноги, обратное скрещение, скрещение с поворотом и др.
Вход— переход гимнаста из и. п. уконя круговым движением' споворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Кроме того, выполняется на перекладине (обычно махом назад), на брусьях.
Переход— смещение исполнителя вправо или влево на снаряде сперехватом руками (при выполнении того или иного элемента, соединения).
Выход— движение, противоположное входу, но на другую часть коня (обычно из упора на ручках в упор на теле коня).
Перелет— перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с отпусканием хвата (перелет углом согнувшись — «перелет Воронина», ноги врозь и др.), а также содного снаряда на Другой.
Соскок— спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Различают: соскок махом вперед, назад, то же споворотами, дугой, оборотом, выкрутом, переворотом, сальто, сальто с поворотами (кругом, на 360°, образно — «пируэт» и др.). Соскоки с брусьев. Кроме того, называются: сальто назад-вправо или вперед-влево; сперекладины, колец, брусьев — двойное сальто и др.
Прыжок— преодоление расстояния (длины, высоты) или препятствия (снаряда) свободным полетом после отталкивания ногами. В гимнастике применяются опорные прыжки (с дополнительной опорой руками). Различают: прыжок прогнувшись, согнувшись, группируясь (согнув ноги), углом, боком, ноги врозь, согнув ноги назад, переворот, переворот в сторону (вправо, влево), переворот согнувшись (иногда именуют образно «сгиб — разгиб») и др.
Замах— предварительный мах ногами назад после толчка о мостик.
Термины акробатических упражнений
Перекат— вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову). Различают: перекат вперед, в сторону, круговой перекат, перекат назад согнувшись (выполняемый из стойки) и др.
Кувырок— вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову. Различают: кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок с прыжка (рис. 26, а), с фазой полета до опоры руками, лет—-кувырок, кувырок с поворотом, заканчивающийся лицом в противоположную сторону, кувырок назад, кувырок назад в упор на колене (рис. 26, б), кувырок назад Согнувшись (с прямыми ногами), кувырок назад через плечо, ку-
вырок назад встойку на голове, на руках, кувырок назад через стойку на руках и др.
Переворот— вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полета. Различают: переворот всторону (впра-
во, влево), переворот с головы (с опорой головой), переворот на одну ногу, переворот с прыжка и др.
Переворот назад— вращательное движение тела назад с опорой на руки.
Перекидка— равномерное вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, предплечьями) без фазы полета.
Рондат— переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.
Курбет—прыжок назад с рук (из стойки на руках) на ноги..
Неполный переворот— вращательное движение тела прыжком содной его части на другую.
Подъем разгибом— подъем (вскок), выполненный из упора согнувшись (с лопаток) на ноги. Выполняется в сед, в сед ноги врозь, на колени и т. д. В перечисленных случаях надо указывать конечное положение.
Поворот разгибом— выполняется движением подъема с поворотом кругом в упор лежа; выполнение с поворотом на 360° указывается особо.
Сальто* — свободное переворачивание тела в воздухе. Различают: переднее сальто, маховое сальто (рис. 27), заднее сальто, боковое, затяжное, сальто с поворотами (кругом, на 360°, обозначаемое гимнастами термином «пируэт», с поворотами на 720° и др.), а также двойное, тройное сальто и др.
Темповой подскок
(сокращенно —- подскок)— небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед, руки вверх. Применяется в качестве связующего элемента в прыжковой акробатике.
* Приводятся термины, принятые Федерацией акробатики СССР.
Мост— дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Различают: мост (рис. 28,а), мост на одной руке (рис. 28,6), мост на одной ноге (рис. 28,в), мост на предплечьях (рис. 28,г), разноименный мост, например с опорой левой ногой иправой рукой (рис. 28,5), и др.
Шпагат— сед с предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги). Различают: прямой шпагат
■(рис. 29,а), шпагат правой (рис. 29,6) или левой (указывается нога, находящаяся впереди), одноименный (рис. 29,в), разноименный, шпагат с наклоном, с наклоном назад и др.
Полушпагат— аналогичное положение, но с согнутой ногой, находящейся спереди (рис. 29, г), полушпагат с наклоном (рис. 29, д), с наклоном назад и др.
Стойка— вертикальное положение тела ногами вверх. Различают стойки: на лопатках (см. рис. 1,е), на голове (см. рис. 1,яе),
на руках (см. рис. 1,з). В последнем случае стойка может быть узкой (кисти на половину ширины плеч), сомкнутой (кисти рядом), на одной (правой, левой) руке, то же, но ноги врозь и т. п.
Способы выхода в стойки принято кратко обозначать так: с и-лой (руки сгибаются в локтевых суставах, ноги в тазобедренных), перекатом (вращательным движением с последовательной опорой махом правой или левой ногой); согнувшись (руки прямые, тело сгибается в тазобедренных суставах), прогнувшись (руки сгибаются, тело держится прогнутым), прогнувшись прямыми руками (выполняется через горизонтальный упор), прыжком (на руки), переворотом назади др.
В парных и групповых упражнениях применяются аналогичные термины, но указывается исходное положение и конечное каждого участника, какой частью тела верхний акробат опирается на туили иную часть тела нижнего.
Термины упражнений художественной гимнастики
'Шаги— различные виды передвижения. Различают: обычный шаг, шаг с носка (рис. 30,а), на носках, острый шаг, выпадами (рис. 30,6), высокий шаг, шаг галопа (рис. 30,в), пружинный шаг (рис. 30,г), приставной, переменный, скользящий, шаг польки,
вальсовый, шаг плечом вперед, шаг в приседе (полуприседе) и др.
Бег— передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. Названия бега аналогичны видам ходьбы.
Поворот — вращательное движение вокруг вертикальной оси тела или вокруг продольной оси конечностей. Например, поворот руки, ноги. Различают повороты: переступанием (одноименный, разноименный), на носках, скрестный, поворот махом одноименный (выполняемый на'левой опорной ноге), разноименный, спиральный, «винт», круговой поворот на 540, 720°, поворот с наклоном, в приседе (полуприседе), поворот в равновесии с сохранением того или иного равновесия, поворот на коленях и др.
Прыжок — свободный полет после отталкивания ногами.
В зависимости от амплитуды движения и положения исполнителя в воздухе (в полете) различают: прямой прыжок, прогнувшись, открытый, закрытый, прыжок шагом, скачок, перекидной, прыжок выпадом, подбивной, полукольцом, кольцом, в группировке, согнувшись, шпагатом и др.
Пружинное движение руками — целостное пружинное движение с одновременным сгибанием во всех суставах.
Волна — сложное целостное движение, состоящее из последовательного разгибания в одних суставах и сгибания в других. Различают: волну вперед (или просто волну), волну вправо, влево (боковая волна), волна книзу и др.
Волна рукой — волнообразное движение рукой (руками), начинающееся сгибанием руки (к себе) и опусканием кисти, затем следует разгибание (от себя) с одновременным подниманием кисти.
Положение кисти: обычное (не указывается), кисть свободна, кисть расслаблена, кисть поднята.
ПРАВИЛА И ФОРМЫ ЗАПИСИ УПРАЖНЕНИЙ
Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания. В зависимости от цели применяют ту или иную форму записи: конкретную, сокращенную или графическую, а также их сочетания.
Терминологическая запись гимнастических упражнений осуществляется по правилам (изложенным выше) и установленным формам.
К правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений, соблюдение
грамматического строя и знаков, применяемых при записи. Рассмотрим эти правила:
Запись общеразвивающих упражнений. При записи отдельного движения надо указывать:
1. Исходное положение, из которого начинается движение (и. п.).
2. Название движения (наклон, мах, поворот, присед, выпад идр.).
3. Направление (вправо, назад и т. п.).
4. Конечное положение (если необходимо).
При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать то же, что и при записи отдельного движения, но сначала основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения. Например, и. п.— стойка ноги врозь, руки к плечам.
1*. Сгибая правую, наклон влево, руки вверх (рис. 31,а). 2. И. п.
Несколько движений, выполняемых неодновременно (хотя бы и на один счет), записываются в той последовательности, в которой они (движения) протекают. Например, и. п.— стойка ноги врозь, руки в стороны:
1. Дугой книзу правой с поворотом налево, правая сзади на носке, руки вперед. 2. Стать на правое колено (или стойка на правом колене), руки вверх, голову наклонить назад (рис. 31, б).
* Цифры перед описанием упражнения обозначают счет.
Если движение сочетается сдругим движением (не на всем протяжении), но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и».
Если же движения совмещаются (например, наклон и поворот одновременно), то следует принять предлог «с».
Если движение выполняется не в обычном стиле, то это должно быть отражено в записи. Например: 1. Руки плавно вперед, кисти расслаблены.
Запись вольных упражнений.Вольное упражнение должно записываться в определенной последовательности.
1. Название упражнения (для кого предназначается).
2. Музыкальное сопровождение. Указывается произведение, размер.
3. Исходное положение.
4. Содержание упражнения записывается в соответствии со структурой музыкального произведения — по восьмеркам.
Запись упражнений на снарядах.При записи упражнений на гимнастических снарядах помимо названия самого снаряда принято указывать:
1. Исходное положение (из виса, упора, спрыжка, с разбега) или движение, предшествующее первому элементу (размахивание— подъем...).
2. Название движения (подъем, спад, перелет, оборот, выкрут и др.).
3. Способ выполнения (разгибом, дугой, махом вперед, переворотом).
4. Направление (влево, назад и др.).
5. Конечное положение (в вис, в упор сзади), если само движение не указывает на него.
При записи движений отдельными частями тела надо одно от другого отделять запятой.
При записи комбинаций на снарядах (в строчку) основные элементы илисоединения отделяются знаком тире. Например, на перекладине: подъем махом назад — оборот назад — мах дугой споворотом налево в вис разным хватом и т. д.
При записи же обязательных упражнений (для соревнований) каждый элемент или соединение записывается с новой строчки (с абзаца), а справа от них указывается относительная трудность.
Для краткого обозначения перемахов касаясь применяется предлог «по», а не касаясь — «над». Например, на брусьях: подъем махом вперед — махом назад перемах правой над правой жердью иугол ... и т. д. Слитность двух и более элементов обозначается союзом «и», а совмещение их в одно движение — предлогом «с». Например, на перекладине подъем правой и поворот налево кругом — спад назад с перемахом левой и подъем разгибом споворотом в упор сзади.
В интересах краткости иболее удобного произношения отдельные определения можно опускать, атакже иногда несколько от-
клоняться от указанной выше последовательности, если этим улучшается понимание упражнения (его доходчивость).
Запись акробатических упражнений.При записи акробатических упражнений применяются указанные выше правила с учетом некоторых особенностей:
1. При в