Оценка результатов комплексного контроля
В практике футбола при проведении комплексного контроля используют несколько тестов, каждый из которых характеризует одну из сторон подготовленности спортсменов. Опыт показывает, что очень редко встречаются ситуации, когда футболист, лучший, предположим, по уровню работоспособности, будет лучшим и по ловкости, быстроте и точности решения тактических задач, скоростно-силовым качествам.
Чаще всего лучший в одном тесте оказывается вторым в другом, пятым в третьем и т.д. В связи с этим возникают трудности в комплексной оценке, которые можно преодолеть несколькими способами.
Первый, самый простой и наименее достоверный, - ранжирование результатов всех футболистов по каждому тесту, а затем - суммирование рангов каждого футболиста.
У этого способа есть два существенных недостатка. Во-первых, после ранжирования первого футболиста от второго и второго от третьего отделяет по одному баллу, хотя действительно различия между их результатами совершенно иные. Например, длительность работы в тесте на тредбане у каждого из них соответственно составляет: 16 мин 13 с, 16 мин 11 с и15 мин 06 с. Видно, что первого от второго отделяют 2 с, второго от третьего - 65 с, а ранги это несоответствие не учитывают.
Второй недостаток заключается в неодинаковой значимости (информативности) тестов. Так, для футболистов более важно хорошее тактическое мышление, чем время пробегания 30 м. Если же оценки по каждому тесту просто суммируются, то такие различия в информативности не учитываются. Поэтому нужна экспертиза, в ходе которой для каждого из тестов устанавливается коэффициент значимости. Например, для теста “тактическое мышление” он будет равен 2,0; для времени бега на 30 м - 0,7 и т.д.
Оценочные результаты умножаются на соответствующие коэффициенты по каждому тесту, и затем проводится суммирование. При таком подходе преимущество всегда будут получать спортсмены, хорошо подготовленные технически и тактически.
Результаты комплексного контроля используются для планирования и коррекции планов тренировки. Следовательно, от их достоверности, надежности и информативности зависит содержание программ и планов. Футболист должен знать, что его тренировочная и соревновательная деятельность всецело зависит от данных контроля, и поэтому мотивация в тестировании у него должна быть максимальной.
Минимально необходимая обработка результатов комплексного контроля заключается в вычислении средних значений по всем тестам ( ) и стандартных отклонений (±6). По первым тренер будет судить об уровне подготовленности команды, по вторым - об однородности команды. Если “6±” велико, то команда неоднородна, тогда индивидуальные и групповые методы работы должны преобладать над командными.
Управление соревновательной деятельностью
Современный уровень достижений в футболе невозможен без эффективного управления соревновательной деятельностью каждого спортсмена и команды в целом.
Управление командой в матче
Для успешного выступления в предстоящем матче тренер должен уметь использовать лучшие качества каждого игрока в интересах команды. Важно добиваться от игроков соблюдения игровой дисциплины, не мешая их творчеству, умению использовать индивидуальное при сохранении общего плана игры. Нужно сплотить команду, поставить конкретную задачу, найти пути ее решения. Тренер должен так подготовить команду к матчу, чтобы она была сильнее соперника не только в технике, тактике, атлетизме, но прежде всего своим единством, дружбой и сплоченностью.
Для управления командой полезны откровенные беседы с игроками. Они обычно помогают тренеру понять внутреннее состояние игрока. В тоже время групповые открытые беседы с командой малоэффективны. Игрок вряд ли доверится группе, находящейся перед какой-либо серьезной проблемой, он будет откровенен в индивидуальной беседе.
Важной, но нелегкой задачей тренера является правильное определение состава команды и расстановка в команде игроков с учетом индивидуальных особенностей.
Управленческая деятельность в матче перекладывается на капитана команды, а тренер должен внимательно анализировать ход игры, действие линий, звеньев и отдельных игроков. В перерыве матча могут быть полезны четкие рекомендации по устранению слабых сторон в действиях команды. Надо также поддержать или поднять боевой дух команды, вызвать у игроков стремление к наступательным действиям. По окончании матча тренер дает советы по поведению в быту и объявляет режим и программу подготовки к следующему матчу.