Чтение стихотворений об осени.
С. Маршак «Сентябрь», М. Сухорукова «Сентябрь – хмурень», В. Берестов «Сентябрь», М. Сухорукова «Октябрь – грязник», С. Маршак «Октябрь», М. Сухорукова «Ноябрь – листогной», А.С. Пушкин «Осень».
Физкультминутка
«Осенние листочки».
Воспитатель предлагает представить, что каждый ребенок – листочек, который висит на дереве. Подул ветер, листочки закачались, затрепетали. Ветер оторвал их и понес. Воспитатель читает стихотворение, а дети под музыку, кто как хочет, изображают полет листочков.
Затем дети топают по опавшим листочкам.
Воспитатель. Давайте пошуршим, как осенние листочки: «Шур – шур – шур». Как быстро заканчивается золотая осень и наступает поздняя, с холодными дождями, ветрами, заморозками! Дети показывают мимикой, какое лицо у золотой и поздней осени. Чтобы почувствовать настроение, поют песенку о поздней осени «Дует, дует ветер, дует, задувает, желтые листочки с дерева срывает».
Осенние приметы.
В сентябре и лист на дереве не держится. Сентябрь кафтан с плеч снимает, тулуп надевает. Гром в сентябре – к долгой зиме. Если в октябре птицы летят ниже к земле – быть ранней и холодной зиме.
Пословицы и поговорки.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта. Осенняя пора – птица со двора. Весной дождь растит, а осенью гноит. Холоден сентябрь – батюшка, да сыт.
Гимнастика для глаз
(по плану воспитателя).
Игра «Здравствуй, осень».
Рисование на тему «Осень»
Дети рисуют по желанию на данную тему.
Прогулка.
Задачи:Развивать умение самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, наблюдательность, устойчивое внимание, устанавливать взаимосвязи (например, изменение положения Солнца приводит к изменению продолжительности дня и уменьшению температуры воздуха).
Нахождение осенних примет.
Воспитатель обращает внимание детей на погоду, предлагает самостоятельно найти признаки осени в природе. (Стало значительно прохладней. На небе часто появляются облака. На деревьях пожелтели листья).
Дидактическая игра «Природа и человек»
Задача:Систематизировать знания о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Воспитатель спрашивает: «Что сделано человеком?» и бросает мяч одному из играющих. Ребенок отвечает и передает мяч рядом стоящему, и так по всему кругу. По завершении круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?».
Игра повторяется по новому кругу, ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, снова принимается в игру.
Подвижная игра «Бездомный заяц»,
Задача:Развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.
Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – домиках. «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц» стоящий там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».
Труд на участке.
Вместе с воспитателем дети наводят порядок на своем участке и возле него: убирают мусор, веточки, упавшие листья.
Индивидуальная работа.
Наблюдение за погодой.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что дни стали короче, меньше времени остается на вечернюю прогулку. Вечером становится прохладнее. На небе появляются облака, которые хорошо видны на темно-голубом небе.
Дидактическая игра «Наоборот».
Задача:Развивать сообразительность, быстроту мышления.
Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.).
Игра – забава «Узнай по звуку».
Задача:Развивать наблюдательность.
Воспитатель выносит на улицу игрушки из различного материала (дерево, пластмасса, металл), дети прослушивают каждый предмет при постукивании по нему карандашом или деревянной палочкой. Выбирает водящий. Ему закрывают глаза, и он должен определить какая игрушка звучит.
Опыт «Уличные тени.
Задача:Показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета.
Дети рассматривают свои тени.
Воспитатель.Когда появляется тень?
Дети. Когда есть источник света.
Воспитатель. Что такое тень? Почему она образуется?
Дети. Это темное пятно: тень образуется, когда лучи света не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.
Воспитатель. Тень появляется при наличии света и предмета: очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
Обед.
Слушание перед сном.
Д. Кабалевский «Грустный дождик».
Чтение перед сном.
К.Д. Ушинский «История одной яблоньки».
Сон.
Гимнастика после сна.
(по плану воспитателя).
Дидактические игры.
«Времена года», «Полное лукошко», «Круглый год».