Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Тема «Дикие животные»

1. Развитие мелкой моторики

Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.

— Мальчик с пальчик, Где ты был?

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

— Долго по лесу бродил!

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается

с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(Четыре пальца последовательно сгибаются — кланяются.)

И. Лопухина

Мама мишек будит рано.

(Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв указательный и мизинец. Пальцами обеих рук изобразить мишек.)

Не встают они с дивана!

(Удивленно пожать плечами.)

— Эй, Большак! Вставай скорей!

(Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь.)

— Ну, а ты, лентяй Указка,

(Разогнуть указательные пальцы и указать па дверь.)

У тебя засохла краска!

(Изобразить руками ведро.)

Вы должны с Середняком

(Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.)

Побелить амбар и дом.

Безымянный, мой бедняжка!

(Погладить безымянный палец пальцами другой руки.)

Знаю, болен был ты тяжко.

Пожалею я тебя,

(Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.)

Полежи еще два дня.

Ты, Мизинчик-малышок,

(Разогнуть мизинцы.)

Роста у тебя — вершок!

(Показать, какого роста мизинец.)

Но зато проказ и драк

(Погрозить мизинцу пальцем.)

Сосчитать нельзя никак. Е. Карельская

Мимические упражнения

Лисенок высматривает мышку.

Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувше­гося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).

Упражнения для мышц шеи

Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.

Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Бобры пилят дерево.

Круговое движение нижней челюсти.

5. Упражнения для щек и губ

Зайчик.

Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

Сердитый волк.

Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

Сердитая рысь.

Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

Лосенок сосет молочко и чмокает. В

сасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).

Ежик фыркает.

Вибрация губ.

6. Упражнения для языка

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.

Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Белочка цокает.

Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Мишка слизывает мед.

Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рог себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют. И. Лопухина

Развитие речевого дыхания и голоса

Ежики принюхиваются.

Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)

Кто как голос подает.

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»

Психогимнастика. Пластические этюды

Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.

Обыгрывание ситуаций

Медведь в берлоге.

Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

Медвежата и пчелы.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.

Олени в тундре.

Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.

Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.

Шумный Ба-Бах

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-Бах!

И, заслышав этот звук,

В ветках спрятался Тук-тук,

На сосну взбежал Цок-цок,

В чащу кинулся

Прыг-скок;

Чик-чиришка в листья — порх!

Шебуршонок в норку — порх!

Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-Бах

В очень громких сапогах. Дж. Ривз

Мишка

Бедный мишка заболел —

Мишка много меда ел.

Мишка плачет и кричит:

— У меня живот болит!

Мишка стонет,

Слезы льет —

У него болит живот.

Непослушный

Жадный мишка

Съел лесной малины

Лишка. Ф. Бобылев

Тема «Зима»

1. Развитие мелкой моторики

Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

(Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.) Н. Нищева

2. Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: — Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу.

Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной.

Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Упражнения для языка

Сосулька.

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

Санки-ледянки.

Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска.

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки.

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.

Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка

Речевая зарядка

Мороз колдует.

Разыграйтесь-ка, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

Пластические этюды

Зимние забавы.

Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птен­цов, и замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

Петух

Ах, красавец - петушок!

На макушке – гребешок,

А под клювом-то бородка.

Очень гордая походка:

Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает,

Громко на заре поет.

- Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!

Всем давно пора вставать!

Ежик

По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Медведь

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

А пчелы жалят мишку:

- Не ешь наш мед, воришка!

Два жука

Жили-были два Жука,

Два Жука.

Два Жука веселых,

В зеленых камзолах,

В красных сапожках,

На тоненьких ножках.

Ворона

-Как тебя зовут, ворона?

-Карр-повна!

-Что ты делаешь, ворона?

-Карр-каю!

-Хорр-роша я!

-Карр-роша я!

-Карр-расавица!

Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц - student2.ru

Кот и Мышки

Жили-были мышки,

Серые пальтишки.

Жил еще кот

Бархатный живот.

Осьминог

Восемь ног у осьминога.

Это мало или много?

Отвечает осьминог:

-Мне едва хватает ног!

Очень плохо осьминогу,

Если он поранит ногу

И останется их семь –

Это мало ведь совсем.

Коровушка

Коровушка, сударыня,

Дай мне молока,

А я тебя принаряжу

В заморские шелка -

Заморские шелка,

Бубенчик золотой,

Сударыня-коровушка,

Поделись со мной!

Петушок

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Детям спать не даешь?

Улитка

Кто так медленно ползет,

Дом свой на себе везет?

По листу, по ветке гибкой

Медленно ползет... улитка!

Заяц

- Заяц, заяц,

Чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

- А чему ты, заяц, рад?

- Рад, что зубы не болят.

Жара

Жираф по городу
Гулял

И носом облачко
Гонял,

Вот почему

Была

Вчера

Такая жёлтая

Жара.

Пчела

Летом я летаю,

Мед я собираю.

Но когда меня подразнишь,

Тогда я кусаю.

Паучок

У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?

-Когда лапы по дорожкам ходят – это мои ножки.

Если попадутся мухи – лапы

Схватят их, как руки.

Лягушка

Я маленькая, добрая лягушка,

И я по всем дорожкам попрыгушка,

Я летом замечательно пою,

Зато зимою очень спать люблю.

Черепашка

Черепашка в пустыне, скучая,

Пьет за чашкою чашку чая

И не может остановиться –

Очень трудно в пустыне напиться.

Стоял в поле теремок. Бежала мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает

• -Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

• Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

• -кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт.

• Я мышка-норушка, а ты кто?

• -А я лягушка-квакушка.

• -Иди ко мне жить!

• Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоём.

• Бежал мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

• -Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?

• Я, мышка-норушка.

• -Я, лягушка-квакушка, а ты кто?

• -А я зайчик-побегайчик.

• -Иди к нам жить!

• Заяц скок в теремок. Стали они втроём жить.

• Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

• -Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?

• -Я, мышка-норушка.

• -Я, лягушка-квакушка.

• -Я, зайчик-побегайчик, а ты кто?

• -А я лисичка-сестричка.

• -Иди к нам жить!

• Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

• Прибежал волчок-серый бочок и спрашивает:

• -Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?

• Я, мышка-норушка.

• -Я, лягушка-квакушка.

• -Я, зайчик-побегайчик.

• -Я, лисичка-сестричка, а ты кто?

• -А я волчок-серый бочок.

• -Иди к нам жить!

• Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в тереме живут, песни поют.

• Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

• -Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?

• -Я, мышка-норушка.

• -Я, лягушка-квакушка.

• -Я, зайчик-побегайчик.

• -Я, лисичка-сестричка.

• -Я волчок-серый бочок.,а ты кто?

• -А я медведь косолапый.

• -Иди к нам жить!

• Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит:

• -Я лучше у вас на крыше буду жить.

• -Да ты нас раздавишь!

• -Нет, не раздавлю.

• -Ну так полезай!

• Влез медведь на крышу и только уселся, как затрещал теремок, упал на бок и развалился.

Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок – все целые и невредимые. Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Разминка

Медведь по лесу бродит
От дуба к дубу ходит. (Идти в развалочку)
Находит в дуплах мёд
И в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу
Сластёна косолапый,
А пчёлы налетают,
Медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку:
«Не ешь наш мёд, воришка». (Щипать за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Идти в перевалочку)
Ложится, засыпает
И пчёлок вспоминает. (Ложиться)

Пальчиковая гимнастика

Мишка косолапый по лесу гулял,
Большой палец и мизинец правой руки – лапы медведя. Остальные пальцы прижаты к ладони.
Для своей берлоги место выбирал.
«Мишка» гуляет (ходим пальцами по столу/коленям), переваливаясь
Под сосной высокой землю стал копать,
Левая рука – сосна. Поставить на локоть, пальцы растопырить.
Скребём пальцами правой руки у локтя.
Выкопал берлогу и улёгся спать.
Левую руку поставить на ребро и накрыть «медведя»
Звёздочки – снежинки падали с небес
Замело дорожки, и поля, и лес.
Руки медленно опускаем вниз, шевеля пальцами
И деревья ветер зиму всю качал
Руки поднимает вверх, пальцы растопырены. Качаем руками.
И всю зиму мишка крепко-крепко спал
Складываем ладони, кладём их под щёку, глаза закрываем

Домик для медведей

Из подручных материалов, сделайте вместе с малышом домик для медведей. Например, разные по размеру коробки без крышек могут стать кроватками медведей, кубики – стульями. Не забудьте, что тарелочки тоже должны быть разными. Можете взять крышки или просто вырезать круги разного диаметра.

Попросите малыша помочь расставить посуду для медведей, обсудите, кому какую чашку поставить, какие размеры у медведей, кто какую любит кашу…

Разминка

Медведь по лесу бродит
От дуба к дубу ходит. (Идти в развалочку)
Находит в дуплах мёд
И в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу
Сластёна косолапый,
А пчёлы налетают,
Медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку:
«Не ешь наш мёд, воришка». (Щипать за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Идти в перевалочку)
Ложится, засыпает
И пчёлок вспоминает. (Ложиться)

Пальчиковая гимнастика

Мишка косолапый по лесу гулял,
Большой палец и мизинец правой руки – лапы медведя. Остальные пальцы прижаты к ладони.
Для своей берлоги место выбирал.
«Мишка» гуляет (ходим пальцами по столу/коленям), переваливаясь
Под сосной высокой землю стал копать,
Левая рука – сосна. Поставить на локоть, пальцы растопырить.
Скребём пальцами правой руки у локтя.
Выкопал берлогу и улёгся спать.
Левую руку поставить на ребро и накрыть «медведя»
Звёздочки – снежинки падали с небес
Замело дорожки, и поля, и лес.
Руки медленно опускаем вниз, шевеля пальцами
И деревья ветер зиму всю качал
Руки поднимает вверх, пальцы растопырены. Качаем руками.
И всю зиму мишка крепко-крепко спал
Складываем ладони, кладём их под щёку, глаза закрываем

Домик для медведей

Из подручных материалов, сделайте вместе с малышом домик для медведей. Например, разные по размеру коробки без крышек могут стать кроватками медведей, кубики – стульями. Не забудьте, что тарелочки тоже должны быть разными. Можете взять крышки или просто вырезать круги разного диаметра.

Попросите малыша помочь расставить посуду для медведей, обсудите, кому какую чашку поставить, какие размеры у медведей, кто какую любит кашу…

Тема «Дикие животные»

1. Развитие мелкой моторики

Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.

— Мальчик с пальчик, Где ты был?

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

— Долго по лесу бродил!

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается

с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(Четыре пальца последовательно сгибаются — кланяются.)

И. Лопухина

Мама мишек будит рано.

(Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв указательный и мизинец. Пальцами обеих рук изобразить мишек.)

Не встают они с дивана!

(Удивленно пожать плечами.)

— Эй, Большак! Вставай скорей!

(Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь.)

— Ну, а ты, лентяй Указка,

(Разогнуть указательные пальцы и указать па дверь.)

У тебя засохла краска!

(Изобразить руками ведро.)

Вы должны с Середняком

(Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.)

Побелить амбар и дом.

Безымянный, мой бедняжка!

(Погладить безымянный палец пальцами другой руки.)

Знаю, болен был ты тяжко.

Пожалею я тебя,

(Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.)

Полежи еще два дня.

Ты, Мизинчик-малышок,

(Разогнуть мизинцы.)

Роста у тебя — вершок!

(Показать, какого роста мизинец.)

Но зато проказ и драк

(Погрозить мизинцу пальцем.)

Сосчитать нельзя никак. Е. Карельская

Мимические упражнения

Лисенок высматривает мышку.

Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувше­гося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).

Упражнения для мышц шеи

Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.

Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Бобры пилят дерево.

Круговое движение нижней челюсти.

5. Упражнения для щек и губ

Зайчик.

Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

Сердитый волк.

Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

Сердитая рысь.

Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

Лосенок сосет молочко и чмокает. В

сасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).

Ежик фыркает.

Вибрация губ.

6. Упражнения для языка

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.

Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Белочка цокает.

Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Мишка слизывает мед.

Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рог себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют. И. Лопухина

Наши рекомендации