Глава ix. методика обучения и тренировки фехтовальщика
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Задачами обучения фехтовальщика являются: 1) овладение техникой и тактикой фехтования; 2) укрепление здоровья и развитие физических качеств; 3) развитие моральных и волевых качеств; 4) сообщение знаний по основным вопросам теории и методики фехтования; 5) содействие воспитанию коммунистических черт характера фехтовальщика — гражданина СССР.
Обучение фехтованию представляет сложный педагогический процесс, в котором используются разные средства и методы физического воспитания вообще и самого фехтования в частности. Правильно организованный и систематически проводимый процесс обучения создает предпосылки к дальнейшему совершенствованию и достижению высоких спортивных результатов.
Методика обучения должна охватывать все стороны учебно-воспитательной работы. Чем совершеннее методика обучения, чем выше педагогическое мастерство преподавателя, тем скорее фехтовальщик сможет перейти от познания основ техники и тактики фехтования к спортивному совершенствованию и систематической специальной тренировке.
Организационно-методические формы обучения и тренировки
Групповой урок
Основной организационной формой учебно-тренировочной работы яо фехтованию является групповой урок (рис 227), который должен:
1) иметь ясную цель и тему с конкретным содержанием, намечаемые преподавателем в соответствии с общими целями физического воспитания и частными задачами овладения фехтованием;
2) передавать обучаемым знания на высоком уровне педагогического мастерства и содействовать воспитанию квалифицированных спортсменов в духе коммунистической морали и советского патриотизма;
3) обеспечивать сознательное и прочное овладение специальными навыками и умениями;
4) последовательно и постепенно углублять и расширять навыки и знания по фехтованию и воспитывать стремление к дальнейшему совершенствованию;
5) закреплять навыки и знания, полученные на предшествовавших уроках, ,и предусматривать приобретение новых навыков и знаний (поэтому в каждый урок включаются все основные приемы фехтования, уже знакомые обучаемым, часть пройденного учебного материала из предыдущего урока и новый материал, который будет составлять предмет повторения на следующем уроке);
6) использовать разнообразные средства и методические приемы физических упражнений и фехтования.
Типы уроков
В зависимости от конкретных задач обучения и тренировки уроки фехтования могут быть четырех типов:
Учебные уроки, решающие задачи начального обучения основным приемам фехтования, дающие представление о фехтовальных положениях и действиях оружием (держание оружия, боевая стойка, передвижения, выпад, укол и основные удары, позиции, защиты, основные понятия о фехтовальных правилах и пр.).
В учебных уроках разрешаются также воспитательные задачи: ознакомление с дисциплиной строя, правилами поведения, гигиеническими требованиями, взаимопомощь и т. п. Эти уроки составляют небольшую часть времени учебно-тренировочного процесса в начале обучения (два-четыре первых занятия). Они могут иметь основное место в случаях, когда проводятся курсы, семинары и другие мероприятия, направленные на сообщение hobaix знаний по фехтованию.
Учебно-тренировочные уроки, решающие задачи обучения, закрепления и совершенствования спортивно-технических навыков и умений, приобретения знаний по фехтованию и другим дисциплинам, способствующим спортивному росту фехтовальщиков (гигиена, физиология, анатомия, история, педагогика, врачебный контроль, массаж и др.). Учебно-тренировочные уроки должны решать также задачи и общей физической подготовки, развития физических и психических качеств фехтовальщиков. Они представляют основной тип занятий по фехтованию и занимают главное место в обучении и тренировке.
Тренировочные уроки, разрешающие задачи совершенствования спортивно-технических навыков и умений и достижения высшего уровня состояния спортивной формы. В тренировочных уроках решаются также задачи углубления знаний фехтовальщика по тактике и индивидуальной технике, вырабатывается манера боя, ведется тренировка фехтовальщика в наиболее излюбленных приемах, достигается развитие специфической выносливости, осуществляется морально-волевая подготовка, необходимая для успешного выступления в соревнованиях. Эти уроки проводятся в непосредственной близости к предстоящим соревнованиям и в периоде сохранения спортивной формы.
Контрольные уроки, разрешающие задачи проверки усвоения спортивно-технических приемов и знаний по фехтованию на определенной стадии обучения или тренировки. Они могут также служить проверке подготовленности фехтовальщиков к спортивному бою и соревнованию. В зависимости от педагогических задач и плана контрольные уроки могут занимать все занятие или часть его.
Деление уроков на указанные типы является относительным, так как в каждом из них, в большей или меньшей мере, решаются задачи совершенствования, закрепления и контроля. Вместе с тем деление уроков на типы в зависимости от главных педагогических задач дает возможность более правильно установить задачи уроков в каждый период обучения и тренировки, а также конкретизировать методические приемы и средства для решения этих задач.
Структура урока
В типовом уроке предусматриваются три логически связанные части, каждая из которых имеет основное назначение, частные задачи и главные средства.
1. Вводная часть. Основное назначение — организация группы; общее повышение эмоционального состояния; введение в работу; специальная подготовка к выполнению основной работы.
Частные задачи — организованно начать урок, сосредоточить внимание; ознакомить с темой и задачами данного урока; провести упражнения, направленные на улучшение физического состояния; провести специально подготовительные упражнения для успешного выполнения основной работы (общая и специальная разминки).
Главные средства — строевые упражнения; фигурная маршировка; упражнения во время ходьбы; бег разной интенсивности с изменением направлений и добавочными движениями рук, туловища, ног; упражнения, выполняемые по внезапной команде или условному знаку, состоящие из принятия фехтовальных положений и выполнения фехтовальных движений; гимнастические упражнения без снарядов, со снарядами и на снарядах для развития разных мышечных групп, амплитуды; силы, быстроты, гибкости, координации движений; упражнения с предметами (гимнастическими палками, булавами, набивными и теннисными мячами); элементы акробатики; упражнения с партнером с разного вида сопротивлениями и элементарной борьбой; легкоатлетические упражнения (прыжки, бег из разных стартовых положений — низкий и высокий старт, сидя спиной к направлению бега, положение боевой фехтовальной стойки и пр.); упражнения фехтовального характера (с оружием и без оружия) в расслаблении мускулатуры, переключении от расслабления к напряжению, на чучелах и мишенях, перед зеркалом и т. п.
2. Основная часть. Основное назначение — овладение техникой и тактикой фехтования и совершенствование в них, повышение тренированности и достижение высокого уровня спортивной формы.
Частные задачи — изучение и совершенствование определенных приемов и действий фехтования, повышение их качества путем многократных повторений и применения в изменяющейся обстановке, специальная подготовка к напряженной работе в условиях соревнований, приобретение конкретных знаний по теории фехтования.
Главные средства — упражнения в приемах и действиях фехтования, проводимые по команде и самостоятельно, с партнером по заданию тренера-преподавателя («контрю с ограничением и без ограничения приемов нападения и защиты различной сложности); учебные и тренировочные индивидуальные уроки преподавателя; взаимные индивидуальные уроки по заданию преподавателя; учебные соревнования для совершенствования техники и тактики по определенному заданию и с предоставлением самостоятельности ученикам; соревновательные бои с разными условиями проведения (на счет уколов, на время, на выбывание, командные и личные, с гандикапом и пр.); практика в организации и судействе соревнований, в инструкторских навыках; сообщение знаний по вопросам техники, тактики, методики, организации и планирования обучения и тренировки, оборудования и инвентаря, гигиеническому режиму, самоконтролю, истории и теории фехтования и другим предметам.
3. Заключительная часть. Основное назначение — снижение возбуждения и напряжения центральной нервной системы, образовавшихся при выполнении основной работы; развитие и совершенствование физических качеств; организованное окончание занятия.
Частные задачи — разбор наиболее характерных положений данного урока и подведение его итогов; развитие конкретных физических качеств по плану данного урока (сила, гибкость, быстрота, прыгучесть, выносливость, координация или ловкость и т. п.); установление заданий для самостоятельной работы над совершенствованием тех или иных приемов и качеств.
Главные средства — упражнения по совершенствованию физических качеств; ходьба и бег; расслабление мускулатуры, принимавшей деятельное участие в фехтовальных движениях; упражнения без снарядов, со снарядами и на снарядах; специальные индивидуальные упражнения для развития и совершенствования отстающих физических качеств; краткие беседы по теоретическим вопросам; назначение индивидуальных заданий для самостоятельной работы; организационные задания и объявления.
После урока рекомендуются водные процедуры (теплый душ или ванна), самомассаж и массаж.
Примерный план-конспект урока по фехтованию на саблях
Исходные данные: количество занимающихся 16—20 человек; фехтованием на саблях занимаются 3 месяца; в основном овладели простыми атаками на голову, правый бок, левый бок, на руку сверху и снаружи, защитами третьей, четвертой и пятой и ответами после них; имеют навыки выполнения контррипостов после указанных атак и схваток; ознакомлены с атаками с обманом. Занятие обеспечено должным количеством фехтовального инвентаря и оборудования, чтобы проводить упражнения со всеми занимающимися одновременно.
Тема: совершенствование пройденных приемов и действий; овладение атаками с обманом со средней и дальней дистанции, защитами от них и ответными ударами.
Части урока | Содержание занятия | Дозировка | Методические указания |
Ввод- ная 25 мин. | Общая разминка | ||
1. Построение, рапорт, перекличка | |||
2. Упражнения в движении шагом: ходьба обычная, на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок, на внешнем и внутреннем крае ступни с положением рук «за голову», «на поясе», «к плечам» | 2—3 мин. | Упражнения во время ходьбы и бега проводятся потоком, следуя одно за другим без остановок | |
3. Ходьба «широким» шагом со свободными попеременными взмахами руками вверх-назад с небольшими наклонами тела в такт движениям рук. | 30—40 сек. | Преподаватель счетом и интонацией голоса акцентирует нужные моменты движений | |
4. Ходьба полувыпадами, постепенно увеличивая амплитуду движения руками и переходя на движения полным выпадом | 30-40 сек. | Замечания по выполнению делаются попутно с движениями | |
5. Ходьба полувыпадамя и выпадами со взмахами рук вправо и влево из положения руки перед грудью | 30—40 сек. | Темп движений убыстряется, амплитуда увеличивается | |
6. Бег «семенящий», обычный, доставая пятками заднюю поверхность бедра; вынося прямые ноги вперед, правым, левым боком и спиной вперед с высоким подниманием бедра, переход на «семенящий» бег и обычную ходьбу | 1—2 мин. | Нужно все время следить за правильной, непринужденной осанкой | |
7. Ходьба со взмахами рук, на каждый шаг одновременно, делая последовательно взмахи в стороны — вниз — вверх — вниз с полной амплитудой движений в плечевых суставах | 20—30 сек. | ||
8. Передвижение поочередно правым и левым боком вперед приставными шагами, имея положение йог, сходное с боевой стойкой | 20—30 сек. | Быстрые короткие приставные шаги, изменяя положение по резкой команде или по сигналу |
Части урока | Содержание занятия | Дозировка | Методические указания |
9. Постепенно переход на обычный бег, на медленный «семенящий» бег и на обычную ходьбу | 1 мин. | Движение идет все время в одном направлении | |
1. И. п. — ноги на ширине плеч, руки вверх-влево — взмахи руками через низ до положения рук взерх-вправо с соответствующим поворотом тела и обратно, ноги пружинно сгибаются в коленях, сопровождая движение руками | 8—10 раз | ||
2. И. п. — ноги на ширина плеч, руки на поясе — круговые движения в тазобедренных суставах по 4 раза влево и вправо попеременно, сохраняя по возможности горизонтальное положение плеч | 8—10 раз | ||
3. И. п. — то же — попеременные смещения в тазобедренных суставах влево и вправо | 12—16 раз | ||
4. И. п. — ноги на ширине плеч, ступни параллельно — пружинные приседания на полной ступне со свободным выносом рук вперед при приседе: на три счета — пружинно присесть, на четвертый выпрямиться в исходное положение | 6—8 раз | ||
5. И. п. — ноги широко врозь, руки в стороны — попеременные наклоны влево и вправо, сгибая ногу (противоположную наклону) и сопровождая наклоны взмахами рук: при наклоне вправо левая рука идет вверх, правая за спину и наоборот | 6—8 раз | ||
6. И. п. — основная стойка— на счет «раз» поднять руки вверх, на «два-три» пружинные наклоны вниз, не сгибая колен и доставая ладонями пол, на счет «четыре» выпрямиться в исходное положение | 4—6 раз | ||
7. И. п. — ноги вместе, руки в стороны, ладони вверх— круги руками назад и вперед попеременно по 4 круга в каждую сторону с изменением амплитуды от полной до минимальной | 6-8 раз | ||
8. И. п. — боксерская стойка — попеременно удары прямо, с боку, снизу — по 4 раза каждый удар подряд | 6—8 раз | ||
9. И. п. — ноги широко врозь, руки вниз — на два счета пружинно присесть на правой ноге, на «три» подняться в исходное положение. То же на другой ноге попеременно; руки при приседаниях выносятся вперед к полу к противоположной прямой ноге | По 8 раз на каждую ногу | ||
10. И. п. — ноги врозь, руки в стороны — попеременные смещения плечевого пояса вправо и влево, как бы тягой руки в соответствующую сторону | 16-20 раз | Стараться сохранять горизонтальную линию плеч и неподвижность ног и таза | |
11. И. п. — левая рука впереди, правая нога отставлена на носок назад. Взмахи ногой вверх до касания левой ладони. То же другой ногой | По 8 раз | ||
12. И. п. — высокий старт — движение руками, как при беге с разной скоростью, переходя от широких медленных движений к ускорениям и обратно | 1—2 мин. | ||
13. И. п. — выпад правой вперед — покачивание в выпаде; после 4 покачиваний поворотом сменять положение и сделать то же на другой ноге | 4—6 раз в каждую сторону | ||
14. «Семенящий» бег по кругу с расслаблением плеч и ног и различными подскоками | 1 мин | ||
Специальная разминка с оружием | |||
1. Легкие безостановочные шаги вперед и назад в бое- вой стойке | 1 мин. | Обращать внимание на мягкость передвижений на сохранение горизонтальной линии плеч и на соблюдение правильной линии в позиции оружия | |
2. Шаги вперед и назад попеременно с изменением позиции при каждом шаге из 3-й в 4-ю, 5-ю; из 5-й в 3-ю, 4-ю; из 4-й в 3-ю, 5-ю и др. | 2 мин. |
Части урока | Содержание занятия | Дозировка | Методические указания |
3. Шаги вперед и назад с принятием защитных поло- жений оружием на обозначение удара в разные линии, делаемые преподавателем | 1 мин. | Стоя перед шеренгой, преподаватель передвигается и делает с полувыпадами ударные движения в разные линии, следя за правильной реакцией защитных движений учеников | |
4. Передвижения шагами вперед и назад, сопровождаемое движением сабли: при шаге вперед оружие мягко выдвигается как на удар по голове, при шаге назад оружие убирается в 3-ю защиту | 1 мин. | ||
5. Передвижения шагами разной величины: маленький шаг вперед и затем большой шаг вперед; большой шаг вперед и сразу же маленький шаг вперед; шаг вперед и два быстрых шага назад; шаг вперед — шаг назад и сразу же скачок назад; скачок назад и два шага вперед и т. п. | 1—2 мин. | ||
6. Выпады разной величины с ударами в разные линии, при возвращении в боевую стойку берутся различные позиции | 30-40 сек. | ||
7. Из 3-й позиции: обозначение обманного движения удара на голову и удар по правому боку с выпадом; обозначение обмана на правый бок и удар по голове с выпадом; обозначение обмана на ле- вый бок и удар по голове с выпадом | 2 мин. | Сначала имитация атаки с обманом выполняется по команде, а затем на изменение позиции преподавателя. Затем преподаватель дает зада- ние адресовать обман и удар в зависимости от его первоначальной пози- ции и реакции на обман | |
8. То же, но выполняя обманное движение с небольшим шагом вперед | 1 мин. | ||
9. Выполнение атак с движением флеши из неподвижного положения, из движения шага назад, из движения шага вперед | 1—2 мин. | ||
10. «Бой с тенью» с выполнением различных передвижений, защит, ответов с выпадами, шагами и выпадами, с флеш-атаками (по усмотрению учеников) | 2 раза по 1 мин. | Во время «боя с тенью» требуется беспрерывное движение фехто-вальщика и логичные действия, показывающие, что ученики действительно представляют воображаемого противника | |
11. «Семенящий» бег, держа саблю в левой руке, выполняя различные движения для расслабления плеч и ног | 1 мин. | ||
Основ- ная 65-70 мин. | Упражнения в парах | ||
1. Стоя на дальней дистанции вне соединения, передвижения с сохранением дистанции | 1—2 мин. | Поочередно, один из партнеров передвигается и открывает разные линии для атаки, куда второй должен нанести удар (укол). При выполнении атак с шагом вызывающий открывает линию после шага партнера | |
2. Совершенствование простых атак с выпадом со средней дистанции, а затем с шагом и выпадом — с дальней дистанции на вызов партнера переменой позиции | 4—6 мин. | ||
3. Совершенствование защитных действий на месте, а затем с шагом назад | 2—3 мин. | По назначению преподавателя – поочередно выполнять роль атакующего, следя за четкостью своего обозначения удара и за правильностью реакции партнера | |
4. Совершенствование защит и ответов после них. Сначала на месте, а затем с шагом назад | 4—6 мин. | ||
5. Упражнения в боевых схватках после атакующих движений: после атаки на правый бок, оставаясь на выпаде, защититься от ответа и дать контрответ; то же после атак в другие линии | 6—8 мин. | Сначала преподаватель командует действиями, а затем ставит задание и следит за тем, как оно выполняется самостоятельно | |
6. Упражнения в боевых схватках из защитных дей- ствий: на удар по голове взять 5-ю защиту и ответить на правый бок, на контрответ партнера на голову — взять еще раз 5-ю и ответить на голову; на атаку на правый бок взять 3-ю и ответить на голову; на контрответ партнера на правый бок еще раз взять 3-ю и ответить на голову; на удар по левому боку взять 4-ю и ответить на голову; на контрответ партнера по голове взять 5-ю и ответить на правый бок и т. п. | 6-8 мин. | Сначала преподаватель точно обусловливает каждое движение защит, ответов, контрответов и повторных ответов, а затем предоставляет ученикам самостоятельность, давая указания в отношении темпа действий и их усложнений. Следует поставить задание на проверку правильности выполнения первых движений. Для этого нужно не каждый раз развивать схватку |
Части урока | Содержание занятия | Дозировка | Методические указания |
7. Освоение атак с обманом: Поочередное выполнение атак со средней и дальней дистанций; обман на голову и удар по правому боку; обман на правый бок и удар по голове; обман на левый бок и удар по голове; обман на голову и удар по левому боку (без прорезания) | 10—15 мин. | Сначала выполнять по команде преподавателя, а после уяснения механизма и смысла самостоятель-но с помощью партнера, который делает вызовы, реагирует на обман и «пропускает» удар | |
8. Освоение защитных действий от атак с обманом: выполнение двух защитных движений на заданную обманную атаку; выполнение защит на необусловленную атаку с обманом; выполнение защит от атаки с обманом и ответные удары после них | 8—10 мин. | Поочередно партнеры выполняют роль атакующего и обороняющего- ся сначала по команде, а затем по назначению, но самостоятельно | |
9. Построение схватки после обманной атаки и после защит от обманной атаки (как и при совершенствовании простых действий) | 4—6 мин. | ||
10. Контры на простые атаки со средней дистанции по заданию, а затем с самостоятельным выбором линии атаки | 3—4 мин. | Поочередно выполняют по 10 атак, сначала оговорив условия, а затем без обусловливания | |
11. Контры на простые атаки с дальней дистанции | 3—4 мин. | ||
12. Контры на выполнение атак по выбору атакующего (с дальней дистанции) | 5—6 мин. | ||
13. Учебный бой в замедленном темпе в виде «рипостной игры» | 8—10 мин. | Главное внимание обращается на обыгрывание действий противника ведением клинка в открытую линию | |
14. Соревновательные бои на три удара | 4—5 мин. | ||
15. Повторение простых атак в разные линии по команде с фиксацией конечного положения | 10—15 атак | ||
Заклю- читель- ная 25-30 мин. | 1. Медленный бег с переходом на «семенящий» бег с подскоками на одной и двух ногах с расслаблением мышц: ног, плечевого пояса и тела | 2—3 мин. | Все упражнения направляются на отвлечение от фехтовальных на- пряжений и эмоций и на развитие физических качеств фехтовальщиков |
2. Упражнения для развития гибкости: наклоны вперед, назад, в стороны, стоя и сидя на полу, на гимнастической скамье, «шпагат» и т.п. | 8—10 мин. | Постепенно темп снижается, и переходят к упражнениям, способствующим развитию внимания и организованности | |
3. Прыжки в высоту с разбегу через препятствие на высоте 100—120 см, прыжки через два последовательно поставленных препятствия на расстоянии 5—6 м; прыжки в длину с места в виде соревнования | 5—8 мин. | ||
4. Сгибание рук в положении упора лежа за руками | 1—2 мин. | ||
5. Упражнения в расслаблении мышц плечевого пояса и рук | 2—3 мин. | ||
6. Игра «Делай так, делай этак» с выбыванием за ошибку | 2—3 мин. | ||
7. Ходьба с выполнением обусловленных строевых приемов на внезапные сигналы (зрительные или звуковые) | 1—2 мин. | ||
8. Подведение итогов урока с замечаниями и объявлениями | 5 мин. | ||
9. Окончание занятия: прощальное приветствие, душ или обмывание |