Объекты тактического осмысливания
Конкретно объектами тактического мышления являются:
1) наблюдение за противником и составление его боевой характеристики вообще и в определенные моменты боя в частности; 2) создание общего плана боя да основе своих наблюдений и всей обстановки, в которой проводится бой; 3) постановка частных, конкретных тактических задач для осуществления своего решения поразить противника уколом или ударом; 4) введение противника в заблуждение, чтобы облегчить себе выполнение поставленных задач (создание тактических «ловушек»); 5) распознавание реакций и намерений противника для определения дальнейших своих действий.
Правда, деление мышления фехтовальщика в бою на такие элементы схематично, поскольку часто бои протекают настолько сложно и разнообразно, что при ведении их фехтовальщику бывает очень трудно установить четкие границы хода своих мыслей. Но определение их, хотя бы схематичное, все же поможет фехтовальщикам действовать в бою более осмысленно, направляя свое внимание на решение главных и неотложных тактических задач, возникающих в процессе боя.
Наблюдение
Наблюдая за действиями любого противника в бою, фехтовальщик должен получить наиболее верное представление о его физических и технических возможностях, моральном состоянии и манере ведения боя. Наблюдать за действиями противника следует не только в бою с ним, но и во время его боев с другими, подмечая при этом, какими приемами он пользуется особенно эффективно, какие приемы, применяемые против него, дают положительный результат и т. п. В бою с незнакомым противником эти сведения фехтовальщик получает в процессе наблюдения и главным образом во время разведывательных действий, производимых им непосредственно на поле боя.
Наблюдение окажется более исчерпывающим, если фехтовальщик научится видеть и понимать состояние и намерения противника по внешним признакам, часто едва уловимым его жестам, позам и движениям, а иногда и возгласам.
Особое значение имеет способность понимать тактические замыслы противника. Фехтовальщик, правильно улавливающий намерения и замыслы противника, не будет застигнут врасплох при его попытках нанести удар или укол. Предвидя их и поэтому ожидая, он будет успевать видеть самые быстрые движения, вовремя переключать внимание в нужном направлении и без труда реагировать на них, выбирая наиболее правильное противодействие. Понимание мыслей противника позволит фехтовальщику почти безошибочно производить атаку тогда, как противник менее всего ее ожидает.
Получив более или менее верное представление о своем противнике, фехтовальщик должен до боя или в процессе боя наметить план действий, т. е. решить, какой характер и построение боя следует навязать противнику, чтобы победить его.
План боя
План боя намечается с таким расчетом, чтобы фехтовальщик мог свои сильные стороны противопоставить в бою слабым сторонам противника, а также предопределить общий характер боя, выбор тактических средств и последовательность их применения. Реализуется же этот план посредством разрешения в бою ряда частных тактических задач, имеющих целью поймать противника в «ловушку», т. е. обмануть, с тем чтобы нанести ему укол или удар.
Цель тактических обманов состоит в том, чтобы создавать у противника ошибочные представления о своем состоянии, возможностях и намерениях. Достигается это имитацией положений, движений и всего поведения, соответствующих не истинному положению вещей, а вымышленному, отвечающему тактическому замыслу фехтовальщика и приводящих противника к ошибкам.
Это обманывание противника и распознавание его намерений или попыток обмануть является самым существенным, решающим моментом тактической борьбы, моментом, в котором и проявляется самым полным образом тактическое мастерство фехтовальщика.
Однако тактические планы и задачи, созданные фехтовальщиком, не должны мешать ему решительно от них отказываться, когда того требуют обстоятельства. Планы и задачи должны быть подвижными и изменчивыми. Фехтовальщик, убедившись в их неправильности, несоответствии боевой обстановке или предварительной оценке противника, должен уметь создавать новые планы, ставить новые задачи и действовать согласно им.