Предупреждение травматизма на уроках гимнастики
На занятиях по гимнастике необходимо особенно строго соблюдать меры предосторожности, так как при выполнении многих гимнастических упражнений возможны срывы и падения, в результате которых занимающиеся могут получить различные травмы.
Чтобы своевременно предотвратить возможные травматические повреждения, необходимо знать причины, вызывающие их. Они проявляются:
-в проведении их с большим числом учащихся на одного преподавателя или с большим количеством групп одновременно, чем полагается;
-в несоблюдении наблюдения движения потоков занимающихся, неправильном их размещении;
-в несвоевременном начале и окончании занятий.
Для того чтобы устранить эти причины, преподавателю надо:
· заранее тщательно продумывать организацию и проведение каждого занятия, учитывая особенности групп учащихся;
· предусмотреть возможность использования в качестве помощников лучших гимнастов или освобождённых от занятий.
Для того чтобы не допустить этого, надо хорошо знать принципы дидактики, воспитания и спортивной тренировки и уметь практически реализовывать их в учебно-тренировочном процессе. Надо решительно избегать натаскивания занимающихся на результат.
Педагог не должен оставлять без внимания любое нарушение дисциплины. Надо разъяснять значение дисциплины как на занятиях и соревнованиях по гимнастике, так и в жизни, в трудовой деятельности. Неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря и оборудования: их несоответствие требованиям, предъявляемым к проведению занятий гимнастикой, малые размеры зала, неровность пола, неисправность снарядов, матов, дорожек и другого оборудования, их небрежная эксплуатация.
Несоответствие формы одежды и обуви: проявляется в том, что учащиеся иногда приходят на занятия в неудобной одежде, в обуви не по размеру, со скользкой или толстой подошвой и жесткими каблуками.
Нарушение санитарно-гигиенических условий: несоответствие температуры в зале установленной норме, плохое естественное и искусственное освещение, недостаточная вентиляция, избыточная влажность воздуха либо чрезмерная его сухость, отсутствие чистоты и порядка в зале, несоблюдение занимающимися личной гигиены.
Особое значение придаётся личной гигиене учащихся, в частности и их причёске.
Недостатки медицинского контроля за физическим состоянием занимающихся:
Недооценка и неправильное применение приёмов страховки и помощи:
7. Методы обучения в гимнастике.
Целостный методзаключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом «с листа», т. е. делается сразу после показа и объяснения. В этом случае упражнение не расчленяется, не применяются и подводящие упражнения. Этот метод пригоден для освоения простейших упражнений.
Метод расчленениязаключается в том, что занимающийся расчленяет элемент на составные части и последовательно их осваивает. Составные части элемента не содержат никаких дополнительных действий, изменяющих, предположим, начало или конец выполняемой части. После овладения отдельными частями элемент осваивается в целом.Кроме этих двух методов в современной практике широко применяются еще два, являющиеся как бы разновидностями первого и второго методов.
Метод решения частных двигательных задач(вариант метода расчленения) характеризуется тем, что к разучиваемому элементу подбирается серия упражнений, в каждом из которых есть компонент, аналогичный структуре одной из деталей изучаемого элемента. Эти относительно легкие упражнения имеют и самостоятельное значение.
Метод подводящих упражнений(вариант целостного метода), отличается от предыдущего тем, что структура каждого подводящего упражнения в целом от начала и до конца сходна с изучаемым элементом. Кроме того, каждое из подводящих упражнений используетсяикак самостоятельный элемент.
8. Роль гимнастической терминологии. Основные термины упражнений на гимнастических снарядах.
Гимнастическая терминология - это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.
К терминам предъявляются определенные требования:Доступность. Термины должны строиться на основе словарного состава языка и заимствованных, а также интернациональных слов-терминов и полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка того народа, для которого предназначаются. Только в этом случае терминология будет доступной, а следовательно, жизненной и устойчивой.Точность.Термин, имеющий одно определенное значение, должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия. Точность термина имеет большое значение для создания представления об упражнении, следовательно, содействует более быстрому овладению им.Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения. Этому же служат и правила условных сокращений, облегчающие (сокращающие) наименование и запись упражнений.Хват— способ держания за снаряд. Вис— положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Упор— положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опорыСед— положение сидя на снаряде. Подъем— переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий (движение выполняется головой вперед). Спад— движение, противоположное подъему. Медленный спад принято называтьопусканием. Оборот— круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (перекладины, жерди и др.), выполняемое из упора. Поворот— движение тела вокруг вертикальной оси. Крест—крестообразное положение занимающегося на кольцахСтойка— положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Мах— свободное движение тела относительно оси вращения. Способы размахивания: силой, изгибами, с прыжка.Размахивание— мах, выполненный несколько раз.Мах дугой— переход из упора в вис дугообразным движением.
Кач— однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом (обычно с кольцами). Несколько качей принято называтьраскачиванием. Выкрут— оборот тела вокруг фронтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. Термины для обозначения маховых движений ногами (махов)Перемах— движение ногой (ногами) под снарядом или его частью.Круг— целостное круговое движение ногой (ногами). Скрещение— два перемаха, выполненные навстречу друг другу. Обычное скрещение обозначается одним словом «скрещение»..Вход— переход гимнаста из и. п.уконя круговым движением'споворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Кроме того, выполняется на перекладине (обычно махом назад), на брусьях.Переход— смещение исполнителя вправо или влево на снарядесперехватом руками Выход— движение, противоположное входу, но на другую часть коня (обычно из упора на ручках в упор на теле коня).Перелет— перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с отпусканием хвата.
Соскок— спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Прыжок— преодоление расстояния (длины, высоты) или препятствия (снаряда) свободным полетом после отталкивания ногами. Замах— предварительный мах ногами назад после толчка о мостик.