Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов
(для детей старшего дошкольного и школьного возраста)
■ Ребенок делает вдох-выдох (рот при этом закрыт), по
переменно зажимая то одну, то другую ноздрю.
■ Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыха
ет и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
■ Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и вы
дыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами
на начальном этапе выполнения данного упражнения).
■ Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необхо
димо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не на
прягался.
■ Вдох через рот, выдох через нос.
Рекомендации логопедам или родителям
ш Длительность выполнения данных упражнений около 5 минут.
■ Упражнения выполняются в положении стоя в есте
ственной позе, не напрягаясь.
Артикуляционная гимнастика
2. Растягивание губ в улыбку
Дыхательная гимнастика 41
ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Эта гимнастика рекомендуется:
■ на начальном этапе детям с ограниченной подвижно
стью артикуляционных органов и с тенденциями к наруше
ниям функций речи (специалист выявляет эту особенность
в процессе обследования органов артикуляции);
■ детям раннего возраста для профилактики речевых на
рушений (по рекомендации специалиста).
Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений.
Собирание губ в «трубочку»
42 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 43
Полнимание верхней губы с обнажением верхних десен
5. Приподнимание кончика языка
Приподнимание кончика языка шпателем или ручкой чайной ложки к твердому нёбу или к верхней губе.
Опускание нижней губы с обнажением десен
Подтягивание языка вперед
Язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.
Рекомендации логопедам и родителям
■Пассивные движения выполняются медленно, ритмично.
■ Количество повторов каж
дого движения — 3-4 раза.
■ Выполняется гимна
стика ежедневно, желательно
несколько раз в день.
44 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 45
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии
Окошко
На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
4. Лягушка — хоботок
5. Лопаточка
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение«Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.
Лягушка
Хоботок
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану*.
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
Трубочка
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
Язык сложим в трубочку — На дудочку похоже. Подудеть на дудочку Без дудочки мы можем.
*3десь и далее использованы стихи из книга Буденной Т. В. «Логопедическая гимнастика».
46 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 47
9. Накажем непослушный язычок Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая. |
1. Надувание обеих щек одновременно.
2. Надувание правой и левой щек
попеременно (перегонка воздуха из од
ной щеки в другую).
Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
Причешем язычок
Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
11. Часики |
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
12. Качели |
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.
48 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 49
Рекомендации логопедам и родителям
■ При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность — от простых упражнений к более сложным.
■ На начальном этапе упражнения выполняются в мед
ленном темпе, перед зеркалом.
■ Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10—
15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
■ Зеркало можно убрать, когда ребенок научится пра
вильно выполнять движения.
■ Выполняется данный комплекс гимнастики несколь
ко раз в день.
■ Если для ребенка утомительно выполнять все упраж
нения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2—3
упражнения и выполнять их в течение занятия (если оно
проводится специалистом) или в течение дня.
■ Можно использовать механическую помощь, если у
ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чай
ной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ре
бенку поднять язык вверх.
■ После освоения ребенком начального комплекса гим
настики рекомендуется постепенно добавлять упражнения
с учетом индивидуальных дефектов произношения.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-3-ЗЬ
2. Лопаточка |
1. Лягушка — хоботок
См. упражнения 4 и 5 на с. 45. 3. Накажем непослушный язычок
4. Киска сердится |
Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
50 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 51
5. Упрямый ослик
Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
См. упражнение 12 на с. 47.
Трубочка
См. упражнение 6 на с. 45.
Посчитай нижние зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
С языком случилось что-то, Он толкает зубы! Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы.
7. Чистим нижние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи,
И внутри,
Не болели чтоб они.
52 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 53
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч
2. Лопаточка |
1. Лягушка — хоботок
См. упражнения 4 и 5 на с. 45.
Накажем непослушный язычок
(с произнесением «пя-пя-пя»)
4. Чашечка |
См. упражнение 3 на с. 49.
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка.
Бублик
Фокус
Лошадка
Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.
54 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 55
Маляр
Гармошка
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.
Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.
Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.
56 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 57
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х
1. Лягушка — хоботок
2. Лопаточка — иголочка |
См. упражнение 4 на с. 45.
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.
Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием.
3. Киска сердится |
Чистим нижние зубки
Посчитай нижние зубки
См. упражнение 9 на с. 51.
Катушка
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться.
Качели
См. упражнение 12 на с. 47.
См. упражнение 4 на с. 49 и упражнение 7 на с. 50.
58 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 59
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ
2. Лопаточка |
1. Лягушка — хоботок
См. упражнение 4 на с. 45. См. упражнение 5 на с. 45.