Упражнения с набивными мячами
1.Бег и рывки по кругу, подбрасывая набивной мяч, и ловля мяча, наброшенного бегущим впереди партнером. Упражнение выполняют строго по сигналу. Указывается примерная высота, направление, способ броска и ловли.
2. Эстафета в беге с переносом мячей из центрального круга. По сигналу преподавателя игрок, стоящий впереди колонны, устремляется к центру за набивным мячом. Когда он вернется с мячом, бежит следующий игрок и т. д. Выигрывает команда, которая быстрее принесет мячи.
Эстафету повторяют, но мячи в таком же порядке относят обратно в круг. Количество мячей не ограничено, бег следует начинать из различных исходных положений, установленных преподавателем.
3. Поточное перебрасывание набивных мячей (до 1 кг) через волей
больную сетку. Группа располагается в колоннах. Одна колонна в зоне
4 набрасывает мячи, другая в зоне 6 ловит их. После броска и ловли
игроки уходят в конец своих колонн. Спустя 2—3 мин. меняют задание.
Примерные упражнения для развития прыгучести
Прыжки на одной и обеих ногах; с места и с разбега в высоту и в длину; прыжки в приседе и в выпаде; влево и вправо; в гору на одной и обеих ногах; в гору боком на одной и обеих ногах; толчком обеими ногами, доставая подвешенные мячи; серийные прыжки, доставая подвешенные мячи; прыжки с поворотом на 180—360°; с бросками теннисных мячей через сетку, с имитацией нападающих ударов; прыжки через скамейку, поставленную продольно и поперек, на одной и обеих ногах; прыжки через снаряды (козел, плинт, стол и т. п.); прыжки с отягощением (набивные мячи, мешки с песком, тяжелая обувь, пояса ипр.); эстафеты с прыжками через набивные мячи с грузом в руках.
Примерные упражнения для развития ловкости
С набивными мячами: броски и ловля мячей из различных исходных положений (стоя, сидя, в выпаде, в полуприседе и т. п.); броски и ловля мяча во время ходьбы и бега с различными заданиями (поймать мяч в прыжке, в низкой стойке, после касания руками пола, после хлопка, двух-трех хлопков); броски мяча из-за спины и ловля перед собой; броски мяча вверх, ловля после поворота на 180 и 360°; броски мяча стоя, ловля сидя; броски мяча вверх сидя, ловля стоя; броски и ловля мяча при ходьбе по бревну.
Акробатические упражнения: группировки и перекаты в группировке вперед и назад из различных исходных положений (в приседе, сидя, лежа на спине, стоя); перекаты в сторону из положения лежа; перекаты вперед и назад прогнувшись, лежа на бедрах («качалка»); кувырки вперед, назад, боком через плечо; кувырок с прыжка, с 2—3 шагов, с разбега, через товарища, через веревочку; стойки на голове, на руках; простейшие комбинации из акробатических элементов (например, из основной стойки поворот на 180° в прыжке, кувырок вперед, встать, поворот на 180°, кувырок назад).
Прыжки с пружинного мостика: с разбега, с поворотом на 180 и 360° с имитацией блока, нападающего удара, отбиванием в полете мяча, наброшенного преподавателем; соединение прыжка с последующими кувырками после приземления.
Техническая и тактическая подготовка
Техническая и тактическая подготовки неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга. На первом году обучения игроки изучают технику наиболее важных приемов игры, параллельно знакомясь с тактикой их применения. Одно из основных методических требований на начальном этапе обучения — технически правильное выполнение игровых приемов. Время, необходимое для овладения программным материалом, преподаватель определяет с учетом общей подготовленности игроков, их индивидуальных особенностей и сложности материала.
Следует иметь в виду, что длительное использование одних и тех же упражнений, однообразие условий, в которых они проводятся, отнюдь не способствуют творческому освоению материала. Поэтому Надо стремиться разнообразить упражнения, условия их выполнения в игровой деятельности. Например, можно осваивать одновременно подачу и прием мяча; нападающий удар сначала изучать без блока, а затем с пассивным и активным сопротивлением и т. д.
Тактические действия изучают в процессе совершенствования технических приемов игры в условиях, близких к игровым. С этой целью подбирают специальные упражнения, подготовительные игры, в которых игроки сначала выполняют задания по указанию преподавателя, а затем — по своему усмотрению. Целесообразно изучать тактику раздельно по приемам: например, в одном занятии — тактику подач, в другом-— тактику вторых передач и т. д. Усвоенные знания рекомендуется проверять, организуя специальные игры-задания и контрольные соревнования.
Х 172
Обучение подачам мяча
В начальном периоде обучения занимающиеся должны упражняться в ударах по подвешенному мячу, осваивая согласованность движений ног, рук и туловища. Затем они изучают вначале подбрасывание мяча, а в дальнейшем — удар. Для этого используют имитационные и подводящие упражнения, в частности упражнения у стены; игрок подбрасывает мяч, ударом направляет его в стену и ловит после отскока.
В последующих занятиях подачу выполняют на партнера, который ловит мяч руками. При этом развивается навык выходить под мяч и точно подавать.
В дальнейшем имитационные и подводящие упражнения заменяют специальными упражнениями в подачах через сниженную сетку с уко-
роченного расстояния. Затем мяч подают с места подачи через сетку нормальной высоты.
Для освоения техники подачи можно рекомендовать следующие упражнения:
1. Подача в определенную зону.
2. Подача после нескольких приседаний, прыжков.
3. Выполнение нескольких подач подряд в различных направлениях.
4. Выполнение нескольких подач подряд с различного расстояния от лицевой линии.
5. Выполнение нескольких подач различными способами и в разных направлениях.
Обучение передачам
В начальный период обучения передачи изучают в упрощенных условиях, используя упражнения с набивными мячами (до 1 кг). С их помощью развивают специальные игровые навыки и совершенствуют общую физическую подготовленность. Кроме того, они позволяют обучить игрока выходу под мяч, фиксируя положение готовности к приему. При бросках набивных мячей занимающиеся осваивают также согласование движений ног, рук и туловища.
Обращается внимание на выпрямление ног, рук и кистевое движение в конце броска.
Примерные упражнения с набивными мячами
1.Ловля набивного мяча в различных стойках после перемещения споследующим броском водящему.
2. Ловля и броски набивного мяча с выходом к партнеру в зоне нападения и поворотом.
3. Ловля и броски набивного мяча вдоль сетки.
Основное место в обучении передачам занимают специальные упражнения с волейбольными мячами, выполняемые индивидуально, парами и группой. Они могут быть защитного и нападающего характера.
Примерные индивидуальные упражнения
1. Прием и передача мяча у стенки. Передачу выполняют сверху и снизу, в прыжке и с отвлекающими действиями из различных стоек (высокой, средней, низкой) и различными способами.
2. Прием и передача мяча на точность (в мишени, нарисованные на стене, в специальные подвесные корзины или кольца).
3. Передача мяча над собою на различную высоту.
4. Передача мяча над собою с передвижением приставными шагами.
5. Прием мяча снизу, жонглирование на месте, в движении, выполнение хлопка перед приемом мяча, касание руками пола и т. д.
6. Сочетание двух видов передач — сверху и снизу поочередно.
Очень полезны упражнения с партнером. Они позволяют решать
различные задачи и к тому же просты по организации. При проведении парных упражнений целесообразно условно разделить игроков на
учеников и учителей. Сначала упражняются по заданию одни, затем другие. Главное внимание при выполнении верхних передач в парах обращается на соразмерный и экономный выход игрока под мяч, правильное положение рук (особенно пальцев), согласованные движения всех звеньев тела.
Примерные упражнения в парах
1.Игрок 1 высоко набрасывает мяч в 2—3 м от партнера. Игрок 2 выбегает под мяч, принимает его над собой и передает обратно.
2. То же, но мяч набрасывается сначала вправо от принимающего, затем влево и с отходом назад. Ставится задача передать мяч после выхода с поворотом лицом в сторону передачи.
3. Чередование передач мяча: принять снизу, передать сверху; принять снизу, передать в прыжке.
При обучении нижним передачам нужно обращать внимание на согнутые ноги и встречу мяча предплечьями сведенных прямых рук с закрепленными и опущенными кистями.
4. Упражнения у сетки: игроки стоят под углом 40—60° к ней и
отрабатывают передачи для нападающего удара.
Групповые упражнения ценны тем, что развивают важные для волейбола качества взаимопомощи и взаимопонимания. Групповые упражнения, предназначенные для овладения техническими приемами, проще, чем упражнения, имеющие и тактическую направленность.
Примерные групповые упражнения для освоения техники
Передач
дой передачи игроки меняются местами, как показано на рис. 101. 6. То же, но упражнение выполняют в более сложных условиях: в зоне нападения параллельно сетке. Большую ценность представляют игровые упражнения, выполняемые в условиях, близких к игровым. Их проводят с тактической направленностью, большое внимание уделяя передачам из глубины |
1.Верхние передачи мяча через сетку на водящего (рис. 99).
2. То же, но мяч передается через сетку второй передачей: игрок 1 передает его над собой, а игрок 2 — через сетку. После передачи занимающиеся уходят в конец колонны.
3. Передача мяча через сетку из зон 1 и 4 (рис. 100). Способ передачи указывается преподавателем.
4. Передача трех мячей в движении из построения в двух кругах: один мяч передают через сетку, два других — на водящих игроков.
5. Передача мяча назад (за голову), стоя в колоннах, со сменой мест; игрок 1 передает мяч игроку 2, который посылает его за голову игроку 3; игрок 3 длинной передачей отдает мяч игроку 4. После каж-
площадки к сетке и вдоль сетки. Примеры таких упражнений приведены при описании групповых и командных тактических действий.
Обучение нападающим ударам
Овладение техникой нападающих ударов тесно связано с развитием прыгучести и ловкости. Поэтому перед изучением нападающих ударов надо развивать силу мышц ног и прыжковую ловкость. С этой целью используют разнообразные упражнения без предметов и с отягощениями (набивные мячи, гантели, эспандеры). Рекомендуются также специальные прыжковые упражнения.
Нападающие удары начинают осваивать с основного способа — , прямого нападающего удара по ходу. Затем изучают нападающий удар с переводом мяча кистью вправо и влево, удар с поворотом туловища налево и боковой нападающий удар. Последними осваивают
удары с одновременным поворотом туловища и переводом кистью, а также с отвлекающими действиями.
При освоении нападающего удара отдельно изучают разбег и прыжок с выносом рук, ударное движение (т. е. движение руки и кисти в момент удара).
Разбег и прыжок разучивают без сетки, используя упражнения с доставанием подвесных мячей. Сначала осваивают прыжок с одного шага, затем — с двух и трех. Основная цель таких упражнений — обучить игроков экономным и согласованным движениям.
При обучении разбегу и прыжку обращают внимание на следующие детали техники:
1. Последний шаг длиннее и быстрее первых.
2. Замах руками назад совпадает с моментом постановки толчковой ноги на пятку и подстановки другой для отталкивания.
3. Отталкивание сопровождается активным взмахом прямыми f уками вперед-вверх до уровня плеч.
4. Выпрыгивают с максимальной скоростью.
Для изучения движений рук и общей координации следует использовать упражнения в бросках теннисных мячей через сетку. Чтобы выработать нужный ритм разбега и своевременно начинать ударное движение, можно применять подсчет и хлопки.
Ударное движение по мячу осваивают и совершенствуют в упражнениях на амортизаторах и со специальными держателями (при ударе мяч слетает); используют также и упражнения с мячом у стены, обращая главное внимание на удар по мячу прямой рукой. Выполняют их следующим образом: игрок ударяет мячом в пол так, чтобы он отскакивал высоко и чтобы можно было наносить удары без остановок, отрабатывая технику удара.
В дальнейшем нападающий удар выполняют через сетку в таких упражнениях:
1. Игроки располагаются в зоне 4 в колонне по одному. Поочередно разбегаясь, они наносят удар по мячу, подвешенному над сеткой в держателе.
2. То же, но удар наносят по мячу, подброшенному преподавателем, при этом сетка сначала несколько опущена.
3. То же, но удар выполняют с передачи партнера.
Последний этап — овладение нападающим ударом из различных
зон и с передач, различными способами и в различных направлениях. Занимающимся необходимо овладеть разнохарактерными передачами в тактических комбинациях и научиться преодолевать блок.
Нападающие удары с различных передач и с постановкой блока можно выполнять в такой последовательности:
1. Нападающий удар из зоны 4 с передачи из зоны 3.
2. Нападающий удар из зоны 2 с передачи из зоны 3.
3. Нападающий удар из зоны 3 с передачи из зоны 2.
4. Нападающий удар с передачи назад за голову. Передача из зоны 2 в зону 3; из зоны 3 мяч передают за голову в зону 4, где осуществляется удар.
5. То же, но передачу выполняют из зоны 4 в зону 3, а из зоны 3 — за голову в зону 2, откуда и осуществляют удар.
6. Нападающий удар с вертикальных сниженных передач. Первая передача направлена в зону 2. Игрок этой зоны передает мяч для удара в зону 3, там и выполняют удар.
7. Нападающий удар с длинной передачи (на краю сетки). Мяч из зоны 2 передают в зону 4, откуда и выполняют удар, и наоборот.
Игроки, в совершенстве овладевшие нападающими ударами, большую часть времени занятий должны отводить отработке их против блокирования. Сначала вместо блокирующих рекомендуется «фанерный блок» *, затем естественный.
Каждый изученный способ нападающего удара совершенствуют в учебных играх. Преподаватель указывает, какие удары можно применять, в каком направлении, при каких обстоятельствах. В ходе игры волейболисты должны оценить обстановку и использовать лучший вариант нападающего удара. За правильно примененное атакующее действие команде следует начислять два-три очка.
* Переносная стойка с фанерной площадкой размером в 2—4 ладони, установленная на расстоянии 20—30 см от одной из сторон сетки.