Краткая характеристика возрастных особенностей
7—9 лет. В этом возрасте происходит постепенное укрепление организма, что положительно сказывается на двигательных возможностях детей. Хотя мышцы еще не окрепли и формирование скелета не закончено, организм в своем развитии достигает фазы «готовности к обучению». Состояние центральной нервной системы позволяет начать изучение координационно сложных движений и обеспечивает необходимое совершенствование деятельности внутренних органов организма.
Дети 7—9 лет отличаются стремлением двигаться, играть. Вначале их движения неэкономичны, но постепенно они приобретают ловкость и точность. Под влиянием физической нагрузки дети быстро устают и не справляются с большими и длительными напряжениями. Это объ-
ясняется тем, что сердечно-сосудистая система детей функционирует с некоторой перегрузкой, вызванной большой интенсивностью обменных процессов. Минутный объем крови у детей оказывается значительным за счет более высокой частоты сердечных сокращений. Широкое сосудистое русло, большая скорость кровотока и меньшая величина давления обеспечивают хорошее кровоснабжение тканей и ускоряют восстановление. Поэтому дети такого возраста легко справляются с кратковременными нагрузками переменного характера.
Следует обратить внимание на повышенную возбудимость и быструю истощаемость силы нервных процессов. Дети еще не могут длительно сосредоточиться на изучении отдельных игровых приемов, поэтому в занятиях с ними наиболее пригоден комплексно-игровой метод — обучение в игре.
11—12 лет. Для этого возраста характерно еще большее совершенствование деятельности организма. Интенсивное развитие внутреннего торможения приводит к установлению равновесия нервных процессов, происходящих в центральной нервной системе. Образование дифференцировок ускоряется, а угасание выработанных рефлексов замедляется. В этот период происходит энергичное функциональное созревание двигательного анализатора. Одновременно отмечаются значительные изменения опорно-двигательного аппарата: укрепляется костная ткань, растут и качественно меняются мышцы. В результате совершенствуется двигательная координация.
Возросшие двигательные возможности детей этого возраста подкрепляются совершенствованием деятельности сердечно-сосудистой системы. По уровню максимального потребления кислорода (56 мл/кг/мин) дети приближаются к взрослым (60 мл/кг/мин). Размеры сердца у них заметно увеличиваются, а у 11-летних девочек даже достигают своей наибольшей величины. Под влиянием тренировки сердечно-со-:удистая система еще более совершенствуется: начиная с 11 лет у занимающихся спортом отмечаются сравнительно большие размеры серд-|ца. Регулярная тренировка стабилизирует деятельность вегетативной нервной системы, что позволяет лучше справляться с нагрузкой. Внешне дети этого возраста выглядят неутомимыми, но это не значит, что в занятиях с ними можно использовать большие нагрузки. Лучше всего здесь подходят прерывисто-переменные нагрузки средней интенсивности, направленные'на развитие общей выносливости. Очень важно использовать корригирующие упражнения, так как под влиянием специализированной тренировки у юных спортсменов могут появиться нарушения осанки. Для предупреждения одностороннего развития в занятиях с детьми следует применять упражнения для укрепления мышц слабейшей конечности и специально обучать выполнению игровых приемов менее развитой рукой (ногой). В этом возрасте дети еще не могут достаточно долго сосредоточивать внимание, поэтому нужно чаще менять задания, шире использовать игровую, соревновательную форму, проводить обучение преимущественно целостным методом, шире используя показ и подводящие упражнения. 13—15 лет. Этот период развития детей характеризуется некоторой
функциональной неустойчивостью и сравнительно легкой ранимостью организма. Дело в том, что в 13—15 лет происходят сложные внутренние перестройки, связанные с переходом от детства к юности. Внешне эти преобразования проявляются в резком ускорении роста тела, в некоторой дискоординации движений, довольно быстрой утомляемости, неуравновешенности, появлении новых черт характера.
Завершается функциональное созревание мышц и начинается бурное развитие мышечной силы. В центральной нервной системе ослабляются процессы иррадиации и усиливается способность к дифферен-цировке. Значительно совершенствуются функции двигательного анализатора: обостряется мышечное чувство и уточняется управление движениями. Двигательные навыки начинают автоматизироваться, что очень важно для изучения техники и тактики игры, поскольку сознание играющих освобождается от постоянного контроля за выполнением приемов и переключается на решение тактических задач.
К концу этого периода функции сердечно-сосудистой системы становятся совершенными: размеры и вес сердца, кислородная емкость крови, максимальное потребление кислорода достигают величин, характерных для взрослых. Вместе с тем еще нет полного согласования между двигательными и вегетативными функциями. Поэтому возможности для специального развития выносливости ограничены. Интенсивные нагрузки в этот период следует применять осторожно и с достаточными паузами для восстановления. При развитии силы более предпочтительны упражнения динамического характера.
Поведение подростков все в большей мере определяется деятельностью второй сигнальной системы. На смену чисто эмоциональным стимулам в обучении приходит сознательное волевое усилие. Простое копирование уступает место продуманному усвоению.
С точки зрения спортивной подготовки этот возраст является решающим. Именно в этот период достигается наибольший прирост в развитии быстроты, силы, ловкости, закладываются основы техники и тактики, формируется спортивный характер. Решение этих задач должно быть главным содержанием учебно-тренировочной работы.
16—18 лет. В эти годы в основном завершаются процессы глубоких функциональных перестроек и организм все больше приближается к состоянию, характерному для взрослого человека. Почти полностью заканчивается анатомическое и функциональное развитие внутренних органов, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.
Заметно улучшается и достигает своего совершенства координация движений. Возрастает и способность сердечно-сосудистой системы обеспечивать потребности организма при интенсивных нагрузках, причем у юношей она выше, чем у девушек.
Что касается психики, то в 16—18 лет отмечается устойчивость интересов, способность к отвлеченному мышлению и длительной концентрации внимания. Все это позволяет поставить задачу достижения высоких спортивных результатов и использовать для этого методы, близкие к тем, которые применяют в работе со взрослыми спортсменами.
Глава II
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Среди большого многообразия средств физического воспитания играм принадлежит особое место. Их значение выходит далеко за рамки тех представлений, с которыми мы обычно подходим к оценке средств физического воспитания.
Появление и использование игр в воспитательных целях относится к самым ранним этапам становления человеческого общества. Игры выступают как средство передачи опыта и подготовки к жизни. Трудовые процессы, и прежде всего охота первобытного человека, требовали силы, ловкости, выносливости и специальных навыков. Игровая форма обучения, с помощью которой опыт старшего поколения передавался младшему, способствовала накоплению и передаче знаний и в конечном итоге определила победу человека в борьбе с природой.
Игровая деятельность присуща человеку. В ней с самых первых шагов жизни^ находит свое выражение потребность в творческой деятельности.
Формы проявления игры чрезвычайно многообразны. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно совершенствуются и усложняются. Область игры сейчас неизмеримо расширилась. В области физического воспитания она определяется как «добровольное удовлетворение нематериальной потребности индивида в физической и эстетической активности через посредство творческой общественно значимой деятельности»*.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРЫ
Сложность того, что принято называть игрой, нагляднее всего обнаруживается при знакомстве с различными теориями, объясняющими происхождение и значение игры. Учеными выдвинуто множество предположений и точек зрения. Но все они сгруппированы вокруг двух основных. Одни утверждают извечность, неизменность игры и ее первичность по отношению к труду. Другие, наоборот, считают, что именно труд порождает игру и определяет ее содержание и развитие. Борьба этих двух противоположных точек зрения отражает борьбу взглядов материалистов и идеалистов, борьбу марксистской и буржузной философской мысли.
Проявление идеализма в вопросах происхождения и значения игры выражается в отстаивании метафизического взгляда о непознаваемости сущности игры, в которой будто бы проявляется бессознательное стремление, вызываемое некими таинственными силами. Тем самым утверждается извечный характер игры и ее первичность по отношению ко всем другим социальным явлениям. Отсюда следует тезис, что между
* А. Д. Новиков, В. Г. Гришин. «Игра и спорт». «Теория и практика физической культуры», 1973, №3, стр. 8—12.
SS
игрой человека и животных нет принципиальной разницы, как нет сходства между игрой и трудом.
Эти ложные посылки влекут за собой такие же практические рекомендации. Придерживаясь теории «свободной игры», идеалисты ратуют за свободу «самовыражения» и отрицают необходимость педагогического руководства деятельностью играющих. Во что и как играют дети, таким «теоретикам» безразлично. Однако они сознательно культивируют игры, в которых господствует культ силы, утверждая, что в них находит выход присущий человеку инстинкт агрессии и разрушения.
Совсем иначе понимается роль и значение игр в социалистическом обществе. Основоположники марксизма-ленинизма, указывая на важность всестороннего умственного, физического и нравственного воспитания, неоднократно подчеркивали значение использования игр сэтой целью.
Ученые-марксисты показали историческую роль труда в процессе становления человека. Им же принадлежит заслуга правильного истолкования значения игры, ее происхождения и связи с трудом.
Г. В. Плеханов первым высказал мысль, что в жизни человеческого общества труд старше игры. Он отвергал попытки отождествлять игры животных и человека.
В играх находят свое отображение окружающая действительность или материальные условия жизни человеческого общества. Это отображение является продуктом сознания, которое присуще только человеку.
Игра — это процесс моделирования реальных жизненных условий. И смысл его заключается в том, что связанные с ним упрощения облегчают приобретение жизненно необходимых навыков и умений. В игре, как и в жизни, вся деятельность регулируется сознанием. И именно поэтому совершенствуются его психические механизмы, способствующие формированию целостной личности человека.
Первоначально стремление играть возникает как подражание тому, что привлекает внимание ребенка. Труд родителей, прочитанное и услышанное — все это может стать содержанием игры. И чем больше накопленный опыт, тем богаче сюжет игры, сложнее взаимоотношения между играющими.
Коллективность действий и появление тактики в игре становятся возможными благодаря способности человека мыслить. В свою очередь, и сами эти качества в процессе игры непрерывно совершенствуются. Таким образом происходит взаимное обогащение: усложняется содержание игровой деятельности и углубляется ее воздействие на формирование этих качественных особенностей человека.
В историческом плане игра оказалась одним из тех необходимых мостиков, который соединил поколения, позволил человеку накапливать и передавать опыт.
Возникнув в труде, игра к труду же и готовит. И хотя она отличается от труда, так как не преследует целей создания каких-либо материальных ценностей, новее же отражает его основные признаки. Это прежде всего реальная сознательная деятельность, вызывающая сход-
ные психические и эмоциональные реакции. Поэтому в жизни ребенка игра предшествует труду.
Содержание игр тесно связано с производственными отношениями и трудовыми процессами. Неизбежные изменения в этой области вызывают отмирание одних и рождение других игр. Этот непрерывный процесс развития лучше всего опровергает утверждения об инстинктивном характере игры и связанной с ним неизменности ее содержания. В этом также коренное отличие игр человека от так называемых «игр животных», содержание которых не поднимается выше врожденного инстинкта.