Динамика физической подготовленности футболистов
В периоде
Целью тестирования физической подготовленности в подготовительном периоде являлось:
- оценка оптимальности предложенных соотношений различных параметров нагрузок;
- оценка эффективности недельных тренировочных программ этапа периода;
- оценка эффективности использованных тренировочных упражнений направлены на совершенствование различных сторон физической подготовленности.
Так, в таблице 6. приведены данные динамики физической подготовленности футболистов в процессе подготовки на обще-подготовительном этапе. Достоверность различий есть в семи тестах. Это во всех беговых тестах и в пятикратном прыжке. В бега на 3000 метров достоверность различий несколько больше чем в предварительных исследованиях соответственно, t=2,1 и 2,6.
Не наблюдается достоверности различий в показателях на скоростную и специальную выносливость и удар по мячу на даль-ность. Однако, как известно работа на улучшение этих показателей является задачами специально-подготовительного этапа. И если проанализировать данные таблицы 7, где приведена динамика физи-ческой подготовленности футболистов на специально-подготови-тельном этапе, то видно, что достоверные приросты результатов произошли именно в этих местах. Так, в беге на 50 метров с места t=2,4 при Р<0,05, в беге на 1000 м (скоростная выносливость) t=2,5 при Р<0,05, в тесте 7х5 достоверность различий t=2,6 при Р<0,05, и наконец в ударе по мячу на дальность t=2,8 при Р<0,05.
По сравнению с концом общеподготовительного этапа за время специально-подготовительного этапа так же достоверное улучшение показателей наблюдается в тесте на общую выносли-вость (3000 м) и двух прыжковых тестах. Это, видимо, связано с тем, что: во-первых, над этими качествами работа продолжалась; во-вторых, упражнения направлены на совершенствования ско-ростной и специальной выносливости способствовали повышению и общей выносливости.
В таблице 8. приведена динамика физической подготов-ленности футболистов в целом за весь подготовительный период. Видно, что во всех тестах наблюдается улучшение результатов. Этому, видимо способствовало оптимальное распределение наг-рузок на этапах периода, процентное соотношения которых, структура и содержание занятий приведенных в предыдущих главах. Такое последовательное и целенаправленное воздействие позволило поступательно от этапа к этапу улучшить физические качества футболистов.
Таблица 6.
Динамика физической подготовленности футболистов на общеподготовительном этапе (n=18)
№ | Этапы обсле-дованные | Начало обще-подготовительного периода | Конец обще-подготовительного периода | t-критерий Стьюдента | различия | ||||
Стат.показате- ли Тесты | Х | δn | V (%) | Х | δn | V (%) | |||
Бег на 10 м, с.м. (сек) | 1,88 | 0,07 | 3,5 | 1,80 | 0,07 | 3,6 | 2,6 | P<0,05 дост. | |
Бег на 15 м, с.м. (сек) | 2,48 | 0,08 | 3,2 | 2,36 | 0,06 | 2,4 | 2,4 | P<0,05 дост. | |
Бег на 15 м, с.х. (сек) | 2,07 | 0,04 | 2,0 | 1,97 | 0,03 | 1,5 | 3,2 | P<0,01 дост. | |
Бег на 30 м, с.м. (сек) | 4,36 | 0,07 | 1,7 | 4,27 | 0,05 | 1,2 | 2,7 | P<0,05 дост. | |
Бег на 50 м, с.м. (сек) | 6,65 | 0,09 | 1,3 | 6,58 | 0,08 | 1,2 | 1,9 | P>0,05 недост. | |
6. | Прыжок вверх (см) | 45,2 | 2,82 | 6,2 | 51,5 | 3,03 | 5,9 | 2,4 | P<0,05 дост. |
Пятикратный прыжок (м) | 12,7 | 0,5 | 3,9 | 13,7 | 0,5 | 3,3 | 2,6 | P<0,05 дост. | |
Челночный бег 7х50 (сек) | 64,8 | 2,14 | 3,3 | 64,0 | 1,72 | 2,7 | 1,5 | P>0,05 недост. | |
Бег на 1000 м (мин) | 3,29 | 0,07 | 2,20 | 3,14 | 0,05 | 1,5 | 1,9 | P>0,05 недост. | |
Бег на 3000 м (мин) | 11,14 | 0,29 | 2,6 | 10,41 | 0,17 | 1,7 | 2,6 | P<0,05 дост. | |
Удар по мячу на дальность (м) | 53,7 | 2,90 | 5,4 | 57,3 | 2,99 | 5,2 | 1,5 | P>0,05 недост |
Таблица 7.
Динамика физической подготовленности футболистов
на специально-подготовительном этапе (n=18)
№ | Этапы обсле-дованные | Конец обще-подготовительного периода | Конец специаль-но-подготови-тельного пе-риода | t-критерий Стьюдента | различия | ||||
Стат.показа-тели Тесты | Х | δn | V (%) | Х | δn | V (%) | |||
Бег на 10 м, с.м. (сек) | 1,80 | 0,07 | 3,6 | 1,73 | 0,05 | 2,7 | 1,7 | P>0,05 недост. | |
Бег на 15 м, с.м. (сек) | 2,36 | 0,06 | 2,4 | 2,32 | 0,05 | 2,2 | 2,0 | P>0,05 недост. | |
Бег на 15 м, с.х. (сек) | 1,97 | 0,03 | 1,5 | 1,94 | 0,03 | 1,3 | 1,9 | P>0,05 недост. | |
Бег на 30 м, с.м. (сек) | 4,27 | 0,05 | 1,2 | 4,17 | 0,09 | 2,2 | 1,1 | P>0,05 недост. | |
5. | Бег на 50 м, с.м. (сек) | 6,58 | 0,08 | 1,2 | 6,49 | 0,08 | 1,3 | 2,1 | P<0,05 дост. |
Прыжок вверх (см) | 51,5 | 3,0 | 5,9 | 56,6 | 3,6 | 6,5 | 2,3 | P<0,05 дост. | |
Пятикратный прыжок (м) | 13,7 | 0,5 | 3,3 | 14,1 | 0,33 | 2,3 | 2,1 | P<0,05 дост. | |
Челночный бег 7х50 (сек) | 64,0 | 1,72 | 2,7 | 61,7 | 1,6 | 2,6 | 2,6 | P<0,05 дост. | |
Бег на 1000 м (мин) | 3,14 | 0,05 | 1,5 | 3,04 | 0,03 | 0,99 | 2,5 | P<0,05 дост. | |
Бег на 3000 м (мин) | 10,41 | 0,17 | 1,7 | 10,21 | 0,12 | 1,2 | 2,2 | P<0,05 дост. | |
Удар по мячу на дальность (м) | 57,3 | 2,99 | 5,2 | 66,3 | 3,27 | 4,9 | 2,8 | P<0,05 дост. |
Таблица 8.
Динамика физической подготовленности футболистов
в целом за весь подготовительный период (n=18)
№ | Этапы обсле-дованные | Начало обще-подготовитель-ного периода | Конец специаль-но-подготови-тельного периода | t-критерий Стьюдента | различия | |||||
Стат.показа-тели Тесты | Х | δn | V (%) | Х | Δn | V (%) | ||||
Бег на 10 м, с.м. (сек) | 1,88 | 0,07 | 3,5 | 1,73 | 0,05 | 2,7 | 3,8 | P<0,001 дост. | ||
Бег на 15 м, с.м. (сек) | 2,48 | 0,08 | 3,2 | 2,32 | 0,05 | 2,2 | 3,4 | P<0,001 дост. | ||
Бег на 15 м, с.х. (сек) | 2,07 | 0,04 | 2,0 | 1,94 | 0,03 | 1,3 | 3,5 | P<0,001 дост. | ||
Бег на 30 м, с.м. (сек) | 4,36 | 0,07 | 1,7 | 4,17 | 0,09 | 2,2 | 2,5 | P<0,05 дост. | ||
Бег на 50 м, с.м. (сек) | 6,65 | 0,09 | 1,3 | 6,49 | 0,08 | 1,3 | 4,7 | P<0,001 дост. | ||
Прыжок вверх (см) | 45,2 | 2,82 | 6,2 | 56,6 | 3,6 | 6,5 | 3,3 | P<0,01 дост. | ||
Пятикратный прыжок (м) | 12,7 | 0,5 | 3,9 | 14,1 | 0,33 | 2,3 | 3,9 | P<0,001 дост. | ||
Челночный бег 7х50 (сек) | 64,8 | 2,14 | 3,3 | 61,7 | 1,6 | 2,6 | 2,5 | P<0,05 дост. | ||
Бег на 1000 м (мин) | 3,29 | 0,07 | 2,20 | 3,04 | 0,03 | 0,99 | 3,5 | P<0,01 дост. | ||
Бег на 3000 м (мин) | 11,14 | 0,29 | 2,6 | 10,21 | 0,12 | 1,2 | 3,3 | P<0,01 дост. | ||
Удар по мячу на дальность (м) | 53,7 | 2,90 | 5,4 | 66,3 | 3,27 | 4,9 | 3,8 | P<0,001 дост. | ||
7. Динамика технико-тактической и двигательной
Деятельности футболистов
В таблице 9. приведена динамика показателей ТТД футболис-тов в подготовительном периоде в процессе педагогического экспе-римента.
Видно, статистически достоверно улучшились показатели во всех ТТД кроме двух. Это количество коротких и средних передач t=1,1 при P>0,05 и количество ведений t=1,6 при P>0,05 мяча. Причиной этому, по-видимому, является то, что, во-первых – достаточно высокий уровень этих простых технико-тактических действий в начале эксперимента; во-вторых – футболисты команды, имеющие хороший уровень функциональной подготовленности играют в атакующем ключе и больше используют длинные пере-дачи и меньше короткие и средние. И действительно, если пос-мотреть на количество и эффективность длинных передач, то видно существенность различий. Так, оно составляет соответственно t=2,4 в количестве 2,2 в эффективности. Здесь немаловажно отметить, что в фоновых исследованиях не было достоверности различий в количестве и эффективности длинных передач, и оно составляло: t=1,7 и 0,6 соответственно.
Наблюдается прирост результатов и во всех остальных техни-ко-тактических приемах и t – критерий Стьюдента составляет 2,2 до 2,6. Так, например, в показатели количества ударов по воротам t=2,6, а в эффективности t=2,4. И, наконец, самый высокий прирост отмечен в показатели общего количества всех ТТД - t=3,9 при P>0,001.
Таким образом, анализ данных выполнения ТТД в процессе матчей позволяет констатировать факт о том, что в процессе педа-гогического эксперимента существенно увеличилась ее эффектив-ность, чему, по-видимому, способствовали предложенные трениро-вочные программы и упражнения. Это подтверждается и данными двигательной активности футболистов в процессе матча.
Так, в таблице 10. приведены показатели двигательной актив-ности футболистов в подготовительном периоде в процессе педаго-гического эксперимента.
Здесь, как и по данным фоновых исследований наблюдается достоверные различия по всем показателям. Однако, если анализи-ровать объем двигательной активности различных по скорости перемещений то можно отметить и некоторые отличия. А именно, в показатели ходьба и медленный бег, достоверность по t – критерию Стьюдента понизился с 3,9 при P<0,001 до 2,1 при P<0,05.
Таблица 9.