Динамика физической подготовленности футболистов

В периоде

Целью тестирования физической подготовленности в подготовительном периоде являлось:

- оценка оптимальности предложенных соотношений различных параметров нагрузок;

- оценка эффективности недельных тренировочных программ этапа периода;

- оценка эффективности использованных тренировочных упражнений направлены на совершенствование различных сторон физической подготовленности.

Так, в таблице 6. приведены данные динамики физической подготовленности футболистов в процессе подготовки на обще-подготовительном этапе. Достоверность различий есть в семи тестах. Это во всех беговых тестах и в пятикратном прыжке. В бега на 3000 метров достоверность различий несколько больше чем в предварительных исследованиях соответственно, t=2,1 и 2,6.

Не наблюдается достоверности различий в показателях на скоростную и специальную выносливость и удар по мячу на даль-ность. Однако, как известно работа на улучшение этих показателей является задачами специально-подготовительного этапа. И если проанализировать данные таблицы 7, где приведена динамика физи-ческой подготовленности футболистов на специально-подготови-тельном этапе, то видно, что достоверные приросты результатов произошли именно в этих местах. Так, в беге на 50 метров с места t=2,4 при Р<0,05, в беге на 1000 м (скоростная выносливость) t=2,5 при Р<0,05, в тесте 7х5 достоверность различий t=2,6 при Р<0,05, и наконец в ударе по мячу на дальность t=2,8 при Р<0,05.

По сравнению с концом общеподготовительного этапа за время специально-подготовительного этапа так же достоверное улучшение показателей наблюдается в тесте на общую выносли-вость (3000 м) и двух прыжковых тестах. Это, видимо, связано с тем, что: во-первых, над этими качествами работа продолжалась; во-вторых, упражнения направлены на совершенствования ско-ростной и специальной выносливости способствовали повышению и общей выносливости.

В таблице 8. приведена динамика физической подготов-ленности футболистов в целом за весь подготовительный период. Видно, что во всех тестах наблюдается улучшение результатов. Этому, видимо способствовало оптимальное распределение наг-рузок на этапах периода, процентное соотношения которых, структура и содержание занятий приведенных в предыдущих главах. Такое последовательное и целенаправленное воздействие позволило поступательно от этапа к этапу улучшить физические качества футболистов.

Таблица 6.

Динамика физической подготовленности футболистов на общеподготовительном этапе (n=18)



Этапы обсле-дованные Начало обще-подготовительного периода Конец обще-подготовительного периода t-критерий Стьюдента различия
Стат.показате- ли     Тесты Х δn V (%) Х δn V (%)
Бег на 10 м, с.м. (сек) 1,88 0,07 3,5 1,80 0,07 3,6 2,6 P<0,05 дост.
Бег на 15 м, с.м. (сек) 2,48 0,08 3,2 2,36 0,06 2,4 2,4 P<0,05 дост.
Бег на 15 м, с.х. (сек) 2,07 0,04 2,0 1,97 0,03 1,5 3,2 P<0,01 дост.
Бег на 30 м, с.м. (сек) 4,36 0,07 1,7 4,27 0,05 1,2 2,7 P<0,05 дост.
Бег на 50 м, с.м. (сек) 6,65 0,09 1,3 6,58 0,08 1,2 1,9 P>0,05 недост.
6. Прыжок вверх (см) 45,2 2,82 6,2 51,5 3,03 5,9 2,4 P<0,05 дост.
Пятикратный прыжок (м) 12,7 0,5 3,9 13,7 0,5 3,3 2,6 P<0,05 дост.
Челночный бег 7х50 (сек) 64,8 2,14 3,3 64,0 1,72 2,7 1,5 P>0,05 недост.
Бег на 1000 м (мин) 3,29 0,07 2,20 3,14 0,05 1,5 1,9 P>0,05 недост.
Бег на 3000 м (мин) 11,14 0,29 2,6 10,41 0,17 1,7 2,6 P<0,05 дост.
Удар по мячу на дальность (м) 53,7 2,90 5,4 57,3 2,99 5,2 1,5 P>0,05 недост

Таблица 7.

Динамика физической подготовленности футболистов

на специально-подготовительном этапе (n=18)

Этапы обсле-дованные Конец обще-подготовительного периода Конец специаль-но-подготови-тельного пе-риода t-критерий Стьюдента различия
Стат.показа-тели   Тесты Х δn V (%) Х δn V (%)
Бег на 10 м, с.м. (сек) 1,80 0,07 3,6 1,73 0,05 2,7 1,7 P>0,05 недост.
Бег на 15 м, с.м. (сек) 2,36 0,06 2,4 2,32 0,05 2,2 2,0 P>0,05 недост.
Бег на 15 м, с.х. (сек) 1,97 0,03 1,5 1,94 0,03 1,3 1,9 P>0,05 недост.
Бег на 30 м, с.м. (сек) 4,27 0,05 1,2 4,17 0,09 2,2 1,1 P>0,05 недост.
5. Бег на 50 м, с.м. (сек) 6,58 0,08 1,2 6,49 0,08 1,3 2,1 P<0,05 дост.
Прыжок вверх (см) 51,5 3,0 5,9 56,6 3,6 6,5 2,3 P<0,05 дост.
Пятикратный прыжок (м) 13,7 0,5 3,3 14,1 0,33 2,3 2,1 P<0,05 дост.
Челночный бег 7х50 (сек) 64,0 1,72 2,7 61,7 1,6 2,6 2,6 P<0,05 дост.
Бег на 1000 м (мин) 3,14 0,05 1,5 3,04 0,03 0,99 2,5 P<0,05 дост.
Бег на 3000 м (мин) 10,41 0,17 1,7 10,21 0,12 1,2 2,2 P<0,05 дост.
Удар по мячу на дальность (м) 57,3 2,99 5,2 66,3 3,27 4,9 2,8 P<0,05 дост.

Таблица 8.

Динамика физической подготовленности футболистов

в целом за весь подготовительный период (n=18)

Этапы обсле-дованные Начало обще-подготовитель-ного периода Конец специаль-но-подготови-тельного периода t-критерий Стьюдента различия
Стат.показа-тели   Тесты Х δn V (%) Х Δn V (%)
Бег на 10 м, с.м. (сек) 1,88 0,07 3,5 1,73 0,05 2,7 3,8 P<0,001 дост.
Бег на 15 м, с.м. (сек) 2,48 0,08 3,2 2,32 0,05 2,2 3,4 P<0,001 дост.
Бег на 15 м, с.х. (сек) 2,07 0,04 2,0 1,94 0,03 1,3 3,5 P<0,001 дост.
Бег на 30 м, с.м. (сек) 4,36 0,07 1,7 4,17 0,09 2,2 2,5 P<0,05 дост.
Бег на 50 м, с.м. (сек) 6,65 0,09 1,3 6,49 0,08 1,3 4,7 P<0,001 дост.
Прыжок вверх (см) 45,2 2,82 6,2 56,6 3,6 6,5 3,3 P<0,01 дост.
Пятикратный прыжок (м) 12,7 0,5 3,9 14,1 0,33 2,3 3,9 P<0,001 дост.
Челночный бег 7х50 (сек) 64,8 2,14 3,3 61,7 1,6 2,6 2,5 P<0,05 дост.
Бег на 1000 м (мин) 3,29 0,07 2,20 3,04 0,03 0,99 3,5 P<0,01 дост.
Бег на 3000 м (мин) 11,14 0,29 2,6 10,21 0,12 1,2 3,3 P<0,01 дост.
Удар по мячу на дальность (м) 53,7 2,90 5,4 66,3 3,27 4,9 3,8 P<0,001 дост.
                     

7. Динамика технико-тактической и двигательной

Деятельности футболистов

В таблице 9. приведена динамика показателей ТТД футболис-тов в подготовительном периоде в процессе педагогического экспе-римента.

Видно, статистически достоверно улучшились показатели во всех ТТД кроме двух. Это количество коротких и средних передач t=1,1 при P>0,05 и количество ведений t=1,6 при P>0,05 мяча. Причиной этому, по-видимому, является то, что, во-первых – достаточно высокий уровень этих простых технико-тактических действий в начале эксперимента; во-вторых – футболисты команды, имеющие хороший уровень функциональной подготовленности играют в атакующем ключе и больше используют длинные пере-дачи и меньше короткие и средние. И действительно, если пос-мотреть на количество и эффективность длинных передач, то видно существенность различий. Так, оно составляет соответственно t=2,4 в количестве 2,2 в эффективности. Здесь немаловажно отметить, что в фоновых исследованиях не было достоверности различий в количестве и эффективности длинных передач, и оно составляло: t=1,7 и 0,6 соответственно.

Наблюдается прирост результатов и во всех остальных техни-ко-тактических приемах и t – критерий Стьюдента составляет 2,2 до 2,6. Так, например, в показатели количества ударов по воротам t=2,6, а в эффективности t=2,4. И, наконец, самый высокий прирост отмечен в показатели общего количества всех ТТД - t=3,9 при P>0,001.

Таким образом, анализ данных выполнения ТТД в процессе матчей позволяет констатировать факт о том, что в процессе педа-гогического эксперимента существенно увеличилась ее эффектив-ность, чему, по-видимому, способствовали предложенные трениро-вочные программы и упражнения. Это подтверждается и данными двигательной активности футболистов в процессе матча.

Так, в таблице 10. приведены показатели двигательной актив-ности футболистов в подготовительном периоде в процессе педаго-гического эксперимента.

Здесь, как и по данным фоновых исследований наблюдается достоверные различия по всем показателям. Однако, если анализи-ровать объем двигательной активности различных по скорости перемещений то можно отметить и некоторые отличия. А именно, в показатели ходьба и медленный бег, достоверность по t – критерию Стьюдента понизился с 3,9 при P<0,001 до 2,1 при P<0,05.

Таблица 9.

Наши рекомендации