Характеристика нагрузок в микроциклах подготовительного периода футболистов
Микроциклами принято называть серию занятий, проводимых в течение нескольких дней и обеспечивающих комплексное реше-ние задач, стоящих на данном этапе подготовки. Продолжитель-ность микроциклов колеблется от 3-4 до 10-14 дней. Наиболее рас-пространены в подготовительном периоде семидневные микро-циклы, которые совпадая по продолжительности с календарной не-делей, хорошо согласуются с общим режимом жизни зани-мающихся.
Исходным звеном, из множества, которых состоит весь трени-ровочный процесс, является структура отдельных тренировочных занятий, которые приобретают значение взаимосвязанных звеньев целостного процесса, прежде всего в составе микроциклов. Послед-ние представляют собой относительно законченные повторяющиеся фрагменты этапов тренировки.
Построение тренировочного процесса на основе микроциклов дает возможность систематизировать тренировочный процесс, бо-лее целенаправленно и полнее использовать возможности спорт-смена на каждом этапе подготовки, наилучшим образом решать задачи его функциональной адаптации, повышения технического и тактического мастерства.
Ценность микроциклов состоит в том, что, несмотря на высо-кую частоту тренировок, явно уменьшается опасность монотон-ности в них и нежелательного психологического воздействия. Отказ от микроциклов может привести к длительной стандартизации нагрузок, в выработке стереотипных форм упражнения, что в ко-нечном итоге может стать препятствием для роста достижений.
По мнению Л.П. Матвеева (1999), среди многих факторов и условий, влияющих на структуру микроцикла, выделяют сле-дующее:
1. Взаимодействие процессов утомления и восстановления после выполнения различных тренировочных нагрузок и в связи с этим, порядок чередования нагрузок и отдыха, более высоких и ме-нее высоких нагрузок.
2. Необходимость регулярно чередовать занятия, вклю-чающие упражнения с различной преимущественной направленнос-тью с тем, чтобы охватить весь курс задач, возникающих на данном этапе тренировки.
3. Биоритмические колебания функционального состояния организма с периодом, близким к неделе (6-8-10-12).
4. Общий режим жизнедеятельности спортсмена (включая режим трудовой или учебной деятельности и т.д.) и обусловленная им динамика недельной работоспособности.
5. Место микроциклов в общей системе построения трени-ровки.
Иначе говоря, изменение тех или иных черт микроциклов за-кономерно зависит от этапов и периодов тренировочного процесса.
Для рационального планирования учебно-тренировочного процесса в микроциклах необходимо учитывать следующие харак-теристики нагрузки: величину, специализированность, сложность, направленность.
В каждом цикле или этапе спортивной подготовки различают дни, в которых проводятся тренировочные занятия или соревнова-ния и относительного отдыха. М.А. Годик (1995) считает, что соот-ношение этих дней позволяет наиболее обобщенно характеризовать объем нагрузки. Последний в связи с этим приобретает особую значимость и должен учитываться на каждом из этапов подготовки. Кроме того, поскольку содержание нагрузки составляют трениро-вочные занятия и соревнования, необходимо установить их соот-ношения. Поскольку все тренировочные занятия подразделяются на собственно тренировки и зарядку, то необходимо определить долю тех или других при планировании учебно-тренировочного процесса.
В футболе, в подготовительном периоде различают сле-дующие типы микроциклов: втягивающие, базовые и предсорев-новательные. Длительность втягивающего микроцикла 10-12 дней, базового 8-9 недель, предсоревновательного 1-2 недели.
Эффективность подготовки футболистов в подготовительном периоде зависит во многом от того, каково соотношение нагрузок различных по величине направленности, специализированности и координационной сложности в тренировочных занятиях недельного микроцикла.
Анализ показывает, что в подготовительном периоде команды высшей лиги лишь 6-10% времени отводят для повышения ско-ростной выносливости и проводят не более 10-23% тренировочных занятий (в разных командах высшей лиги) с большой нагрузкой, что является недостаточным.
Большая часть занятий в подготовительном периоде прово-дится со средней нагрузкой (от 47 до 54%), т.е. при ЧСС не превы-шающий 150 уд/мин, а при двух разовых занятиях и того меньше. В то же время известно, что для оптимального развития общей рабо-тоспособности эффективной будет та нагрузка, при которой ЧСС превышает 150 уд/мин Скоморохов Е.В. (1980), Колузганов В.М (1982), Куделин А.Б. (1983), Исеев Ш.Т (1986).
Таким образом, традиционной тенденцией является преиму-щественное использование физических нагрузок обеспечивающих повышение общей выносливости на протяжении всего подготови-тельного периода. При этом уровень скоростной выносливости ока-зываются недостаточным для эффективного начала соревнователь-ного периода. По видимому, одной из причин этого является неадекватность применяемых средств подготовки специфики двига-тельной деятельности футболистов и отрицательное влияние боль-ших объемов физических нагрузок с умеренной и средней мощ-ностями на скоростные качества спортсменов.
Выше сказанное позволяет заключить, что вопросы периоди-зации постоянно является одним из центральных проблем в теории и практики спортивной тренировки. Особую важность эта проблема приобрела в настоящее время в футболе в связи с тем, что возросло количество соревнований и продолжительность соревновательного периода (до 8-10 месяцев) по причине участия ведущих команд и сборной страны в официальных международных турнирах. Это, в свою очередь приводит к разному сокращению продолжительности подготовительного периода. Но, не смотря на это, как показывает анализ в структуре годичного цикла подготовки спортсменов необ-ходимо наличия полноценного подготовительного периода.