Переходный этап от доречевого к речевому уровню

Урок 4. Междометия




Общие указания

Наиболее тесно с интонированием, которым мы занимались на предыдущем уроке, связаны междометия. Междометия - это уже речь, но речь своеобразная. Это своеобразный язык эмоций, который является переходным этапом от доречевого к речевому уровню звукоизвлечения. Все междометия интонационно окрашены, но в отличие от интонаций, которыми мы занимались, требуют включения артикуляционного аппарата, а следовательно, и произвольной, поперечно-полосатой мышечной системы. Мы знаем, что эта система антагонистична гладкой мышечной системе и является главным препятствием при восстановлении голоса, присущего нам от рождения. Как преодолеть это противоречие? Выход только один - воспользоваться выработанными на предыдущих уроках навыками расслабления этой произвольной мускулатуры и акцентировать свое внимание на расслаблении мышц артикуляционного аппарата и гортани.

Все мышцы гортани, а также язык и губы должны быть расслаблены и на начальном этапе выработки навыка быть под контролем сознания. В процессе работы с междометиями стараемся увеличивать длительность последнего звука, проговаривать междометия как бы нараспев, не теряя при этом контроля за интонацией. Все междометия начинаются с гласного звука, произнесение которого требует разной степени раскрытия "второго рта", но не первого. Непонимание этого приводит к широкому открытию первого рта, а следовательно, к закрытию "второго рта" и к зажатости голоса. Расположение



гласных, соответствующее степени раскрытия "второго рта", таково: А, О, Э, У, Ы, И. По поводу самостоятельности "И" до сих пор идут жаркие споры между московской и петербургской лингвистическими школами.

Подготовительные упражнения перед уроком 4: выполнили комплекс из всех известных упражнений в сокращенной форме, уделив этому 5 минут. Все междометия произносятся в трех положениях рта, которые мы усвоили уже на первом уроке, при этом исключается положение с зажимом носа.

Не забываем одну руку держать на груди, другая рука выполняет жесты сообразно эмоционально-смысловому значению междометия.

Минимальное время выполнения каждого упражнения -30 сек.

Начинать упражняться удобней с нейтральной гласной Э. А - гласная самая широкая, У - гласная самая глубокая. Поэтому в звуках многих животных мы слышим - У. Коровы мычат - МУ, волки воют - У. В голосе новорожденного мы слышим УА-УА. Это свидетельствует о том, что трахея работает в двух основных режимах: У - глубины, А - ширины.

Упражнения выполняем в замедленном темпе.

Упражнение 1.ЭЙ - возглас, с помощью которого подзывают, окликают.

Напоминаем, что минимальное количество повторений - 8. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 2. ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ (Эйеееэй) - на одном дыхании. Продолжительность выдоха увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 3.ОЙ - выражение испуга, удивления, боли. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 4.ОЙ-ОЙ-ОЙ (Оёёй) на одном дыхании. Продолжительность выдоха увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 5. АЙ - выражает самые разные чувства: испуг, боль, упрек, порицание, удивление, одобрение, насмешку. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 6.АЙ - АЙ - АЙ (Айяяй) - на одном дыхании. Продолжительность выдоха увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 7. А У - восклицание, которым перекликаются в лесу, чтобы не потерять друг друга. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Итого: 7 упражнений на междометия. Если учесть, что каждое упражнение выполняется в 3-х положениях рта и минимальное число повторов равно 8, то количество воспроизводимых звуков будет 7x3x8 = 168.

Суммарное минимальное время выполнения урока 4 -около 15 мин.

При работе с этими междометиями и частицами фантазируйте, интонируйте с разными эмоциональными оттенками, но при этом не забывайте о "трех китах":

1. об открытии "второго рта",

2. о мышечном расслаблении, и в первую очередь
расслаблении мышц гортани,

3. о малом дыхании (придыхании). Продолжительность
занятий индивидуальна (по закреплению навыка).





Глава 7

Речевой уровень

Урок 5.

Наши рекомендации